ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.08.2021

Просмотров: 168

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РаЗДЕЛ 1. (1,2 темы)

ТЕМА 1. История развития экологии


Задание 1 (для самостоятельной работы). Зачем нужно изучать экологию? Напишите мини доклад. (5-6 предложений).


Задание 2. Дайте полное определение термину экология. (рашифровка с греческого,год, ученый ит.д.)


Задание 3.  Какой вклад внесли в развитие экологии такие ученые, как Ч.Дарвин, Э.Геккель, А.Тэнсли, В.В.Докучаев, В.И.Вернадский, В.Н.Сукачев, Г.Одум и Ю.Одум, Н.Ф.Реймерс, Б.Небел, Б.Коммонер.


Задание 4.  Экологические знания разнообразны, образуют комплекс наук, рассматривающих различные стороны взаимодействия всех компонентов природы и человеческого общества. Составьте схему системы основных экологических наук.

  • Дайте определения понятиям


Глобальная (всеобщая) экология 

Классическая (биологическая) экология

Организм

Популяция

Сообщество

Вид,

Генофонд



Палеоэкология

Аутэкология

Популяционная экология

Синэкология

Региональная экология

Прикладная экология 

Социальная экология


Задание 5.  Экология тесно взаимодействует с другими науками: как биологическими, так и других областей знаний. На стыке экологии и других биологических наук возникли:

  • экоморфология -

  • экофизиология -

  • экоэтология -

  • генетика популяций -

  • биогеография -

  • Экология взаимодействует и с географическими науками: ------------

  • другими естественными науками --------


Задание 6.  Основные законы экологии, сформулированные Б. Коммонером. Дать определение. Привести примеры.






ТЕМА 2. Основополагающая роль учения о ноосфере В.И.ВЕРНАДСКОГО в разработКЕ КОНЦЕПЦИИ Устойчивого развития.


Биосферу, как и любую другую систему, формируют не только и не столько внешние факторы, как внутренние закономерности. И они затем взаимодействуют с внешней средой. Наряду с экосистемными законами, сформулированы законы, описывающие свойства биосферы как образования планетарного масштаба.


Задание 1 (для самостоятельной работы). Сформулируйте основные законы и правила, присущие биосферному уровню организации жизни.

  • Закон биогенной миграции атомов В. И. Вернадского _____________________

  • Закон константности живого вещества В. И. Вернадского_________________

  • Правило незамкнутости биологических круговоротов________________

  • Первый закон экодинамики Голдсмита – закон сохранения структуры биосферы __

  • Второй закон экодинамики Голдсмита – закон стремления к климаксу__________

  • Третий закон экодинамики Голдсмита – принцип экологического мутуализма____

  • Закон упорядоченности заполнения пространства и пространственно-временной определенности Н. Ф. Реймерса _____________________

  • Принцип системной дополнительности_______________________

  • Правило автоматического поддержания глобальной среды обитания_________


Задание 2. Дайте определения некоторых принципов и законов эволюции биосферы.

  • Принцип Реди___________________________________________________________

  • Принцип актуализма _______________________________________________

  • Экоисторический принцип_______________________________________________

  • Закон увеличения доли биологического компонента в замыкании биогеохимического круговорота веществ______________________________

  • Закон Долло – закон необратимости эволюции______________________

  • Принцип прерывности и непрерывности развития биосферы___________________

  • Правило константности числа видов в ходе стационарной эволюции биосферы __

  • Правило усиления интеграции биологических систем (И. И. Шмальгаузен)______

  • Закон ноосферы В. И. Вернадского _________________________________


Задание 3 (для самостоятельной работы) Объясните термин «ноогенез». В чем, на Ваш взгляд, состоят биосферные функции человечества.

  • Ноогенез_______________________________________________________________

  • Биосферные функции человечества_________________________________


Задание 4 (для самостоятельной работы). Раскройте сущность понятий «техносфера» и «экологический кризис».





РАЗДЕЛ 2. (3,4 ТЕМЫ)

Тема. 3 Медико-социальные проблемы, связанные с увеличением численности населения.


Задание 1. Популяции, как групповые объединения, обладают рядом специфических свойств, которые не присущи отдельно взятой особи. Групповые особенностиосновные характеристики популяций. К ним относятся: 1) численность; 2) плотность; 3) рождаемость; 4) смертность; 5) прирост популяции; 6) темп роста. Дайте краткую характеристику этих показателей.

Численность (N)________________________________________________

Плотность (k) ___________________________________________________

Рождаемость (b) __________________________________________________

Смертность (d) ___________________________________________________

Прирост________________________________________________________

Темп роста _____________________________________________________


Задание 2. Изучите динамику рождаемости и смертности в популяции. Рассчитайте естественный прирост населения. Сравните эти показатели по двум районам. Результаты исследования представьте в виде графиков.


Район I


Район II


2005г.

2006г.

2007г.

2005г.

2006г.

2007г.

число родившихся

515

512

548

474

509

428

число умерших

778

686

654

661

700

738

численность населения (тыс.чел)

40,5

40,1

40,1

39,9

39,6

39,2


Задание 3. Графически охарактеризуйте динамику количества зарегистрирован­ных браков и разводов в популяции. Сравните эти показатели по 2-м районам (графически).



Район I


Район II


2005г.

2006г.

2007г.

2005г.

2006г.

2007г.

численность населения (тыс.чел)

33,5

32,7

32,1

101,9

104,7

106,7

количество браков

323

306

297

895

896

885

количество разводов

75

94

99

446

424

440



Задание 4. Из приведенного списка факторов выберите те, которые способствуют росту численности популяции: обилие пищи, болезни, обилие паразитов, отсутствие хищников, обилие конкурентов, низкая плотность населения, высокая плотность населения, нехватка территории, неблагоприятные климатические условия, избыток территории, благоприятные условия жизни.

Правильные на ваш взгляд ответы подчеркните.



Задание 5. Назовите некоторые виды, избыточная численность которых нежелательна для человека.


Задание 6. Выберите оценку плотности популяции:


А) 20 особей_____________

Б) 20 особей на 1 га_______

В) 20%_________________

Г) 20 особей в год________


Задание 7. Выберите единицу измерения рождаемости популяции:


А) 100 особей______

Б) 100 особей в год______

В) 100 особей на гектар______

Г) 100______






























ТЕМА 4. Среда обитания и Экологические факторы. Популяционный уровень жизни. Экосистемный уровень жизни.

Задание 1.   Нарисуйте схему классификации экологических факторов

Shape3Shape2Shape1Экологические факторы




Заполните таблицу:

Экологические факторы

по среде возникновения

по происхождению

по времени

по периодичности

по

очередности








Задание 2.   Раскройте понятия «абиотические факторы», «биотические факторы», «антропогенные факторы», приведите примеры.

Задание 3. Рассмотрите рис.1. дайте определения терминам «оптимум», «экологическая валентность», «экологический спектр вида», приведите примеры стенобионтных и эврибионтных видов растений и животных.


Рис. 1. Общая схема действия экологического фактора на живой организм

1 – точка минимума; 2 – точка оптимума; 3 – точка максимума


Задание 4. Сформулируйте основные закономерности, присущие действию экологических факторов на живые организмы.


  • Закон лимитирующих факторов (Блэкман, 1909)

  • Закон толерантности (Шелфорд, 1913)

  • Закон неоднозначного действия фактора на различные функции организма

  • Закон (эффект) компенсации факторов (Рюбель, 1930)

  • Закон незаменимости фундаментальных факторов (Вильямс, 1949)

  • Закон совокупного действия факторов

  • Правило экологической индивидуальности (Раменский, 1924)

  • Правило взаимодействия факторов



Задание 5.   Приведите примеры влияния абиотических факторов на организм:

прямое (непосредственно) - это, когда

косвенное (опосредованное) - это, когда


Задание 6.   Выпишите абиотические, биотические и антропогенные факторы среды из предложенного ряда: хищничество, вырубка лесов, влажность воздуха, температура воздуха, паразитизм, свет, строительство зданий, давление воздуха, конкуренция, выброс углекислого газа заводами, соленость воды.

Абиотические:________________________________________________________

Биотические:_________________________________________________________

Антропогенные:_____________________________________________________


Задание 7.   Выберите правильное определение закона лимитирующего фактора:

А) оптимальное значение фактора наиболее важно для организма

Б) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого больше всего отклоняется от оптимального

В) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого меньше всего отклоняется от оптимального


Задание 8. В каждом примере выберите фактор, который можно считать ограничивающим существование организма в предлагаемых условиях:

А) Для растений в океане на глубине 6000 метров: вода, температура, углекислый газ, соленость воды, свет.

Б) Для растений в пустыне летом: температура, свет, вода.

В) Для скворца зимой в подмосковном лесу: температура, пища, свет, кислород, влажность воздуха.

Г) Для речной обыкновенной щуки в Черном море: температура, свет, пища, соленость воды, кислород.

Д) Для кабана зимой в северной тайге: температура, свет, кислород, влажность воздуха, высота снежного покрова.


Задание 9.   Что такое анабиоз?

Чем анабиоз отличается от смерти?


Задание 10. Какие из перечисленных организмов относятся к теплокровным?


А) окунь речной

Б) лягушка озерная

В) дельфин белобочка

Г) гидра пресноводная

Д) сосна обыкновенная

Е) ласточка городская

Ж) инфузория-туфелька

З) клевер красный

И) пчела медоносная

К) гриб подберезовик


Задание 11. Назовите способ выживания при взаимодействии организмов с окружающей средой:

А) осенние перелеты птиц в южные регионы

Б) зимняя спячка бурых медведей

В) активная жизнь полярных сов зимой при температуре -400С

Г) переход в состояние спор бактерий при понижении температуры

Д) нагревание тела верблюда днем до 410С и остывание его ночью до 370С

Е) нахождение человека в бане при температуре 1000С, при этом его внутренняя температура составляет 36,60С

Ж) переживание кактусами в пустыне жары 800С

З) переживание рябчиками сильных морозов в толще снега


Избегание:___________________________________________________________

Подчинение:_________________________________________________________Сопротивление:_______________________________________________________


Задание 12. Из приведенного списка выберите пары организмов со сходной жизненной формой: акула, ласточка, волк, ясень, крот европейский, хмель, лещина, касатка, медведка, сумчатый волк, бузина, стриж, дуб, виноград.


Пример: лещина – бузина


Задание 13. Дайте краткую характеристику типов взаимодействия между популяциями видов А и В (таблица 1).


Таблица 1

Основные типы взаимодействия между двумя популяциями




Тип взаимодействия


Виды


Характер

взаимодействия

А

В

Комменсализм

+

0


Протокооперация

+

+


Мутуализм

+

+


Аменсализм

0


Хищничество

+


Паразитизм

+


Конкуренция


Нейтрализм

0

0





Задание 14. (для самостоятельной работы). Дайте определение и приведите примеры организмов, вступающих в различные типы симбиотических отношений.


Нахлебничество

Синойкийя

Нидиколы

Паройкийя

Эпиойкийя

Энтойкийя

Микориза

Эктосимбио

Эндосимбиоз


Задание 15. Назовите тип биотических отношений:


А) корова-человек ___________________________________

Б) дятел-ель _________________________________________

В) кишечная палочка-человек __________________________

Г) рыба-прилипала-акула ______________________________

Д) тля-рыжий муравей ________________________________

Е) человек-комар _____________________________________

Ж) лось-белка _______________________________________

З) ель-гусеница сибирского шелкопряда _________________

И) волк-ворон _______________________________________


Задание 16. Назовите тип пищевых отношений (паразитизм, фильтрация, хищничество, собирательство, пастьба):

А) заяц – клевер____________________________________________________

Б) дятел – короеды__________________________________________________

В) лиса – заяц______________________________________________________

Г) человек – аскарида________________________________________________

Д) синий кит – планктон_____________________________________________

Е) карп – мотыль____________________________________________________

Ж) моллюск беззубка – простейшие____________________________________

З) вирус гриппа – человек____________________________________________

И) холерный вибрион – человек_______________________________________

К) божья коровка – тля_______________________________________________


Задание 17. Для каждой пары конкурирующих организмов подберите ресурс, за который они могут с наибольшей вероятностью конкурировать:


Ландыш – сосна____________________________________________________

Полевая мышь – обыкновенная полевка________________________________

Волк – лисица______________________________________________________

Окунь – щука______________________________________________________

Канюк – сова-неясыть_______________________________________________

Барсук – лисица____________________________________________________

Рожь – василек_____________________________________________________

Саксаул – верблюжья колючка________________________________________

Шмель – пчела_____________________________________________________


Ресурсы: нора, нектар, семена пшеницы, вода, зайцы, свет, мелкая плотва, ионы калия, мелкие грызуны.


Задание 18. Раскройте понятия «продуценты», «консументы», «косументы I, II, III порядка», «редуценты», приведите соответствующие примеры.


Задание 19. Представьте, что нижеперечисленные живые существа входят в состав одной из пищевых цепей биогеоценоза. Кто из них является первым звеном этой цепи? 1) кузнечики 4) гнилостные бактерии 2) змеи 5) орел 3) растения 6) лягушка


Задание 20. Составьте пять цепей питания, определив в каждой из цепей питания консумента второго порядка. Все цепи питания должны начаться с растений (их частей) или мертвых органических остатков (детрита). Промежуточным звеном в первом случае должен быть дождевой червь, во втором – личинка комара в пресном водоеме, в третьем – комнатная муха, в четвертом – личинка майского жука, в пятом - инфузория-туфелька. Все цепи питания должны заканчиваться человеком. Для составления цепей питания используйте эвглену зеленую, листопад, корни деревьев, ил, малька рыбы, окуня, детрит, паука, слепыша, лису, утку, курицу, перепела


Задание 21. Выберите из предложенного списка названия животных, которых можно отнести к консументам второго порядка: серая крыса, слон, тигр, дизентерийная амеба, скорпион, паук, волк, кролик, мышь, саранча, ястреб, морская свинка, крокодил, гусь, лисица, окунь, антилопа, кобра, степная черепаха, виноградная улитка, дельфин, колорадский жук, бычий цепень, кенгуру, божья коровка, белый медведь, медоносная пчела, кровососущий комар, стрекоза, яблоневая плодожорка, тля, серая акула.


Задание 22. Из перечисленных названий организмов выберите продуцентов, консументов и редуцентов: медведь, бык, дуб, белка, подосиновик, шиповник, скумбрия, жаба, ленточный червь, гнилостные бактерии, баобаб, капуста, кактус, пеницилл, дрожжи.


Продуценты:_________________________________________________________

Консументы:_________________________________________________________

Редуценты:___________________________________________________________


Задание 23. Подчеркните правильно составленную пастбищную цепь питания:

А) леопард – газель – трава

Б) клевер – заяц – орел – лягушка

В) перегной – дождевой червь – землеройка – горностай

Г) трава – зеленый кузнечик – лягушка – уж


Задание 24.Дайте характеристику и приведите примеры основных биоценотических связей.


Трофические связи

Топические связи

Форические связи

Зоохория

Форезия

Фабрические связи


Задание 25. Все организмы, испытывая действие экологических факторов, приспосабливаются к изменяющимся условиям и поддерживают известное динамическое равновесие, или гомеостаз. Следует различать два понятия: "адаптация" и "акклимация" (не путайте, пожалуйста, акклимацию с акклиматизацией).

Адаптация -

Акклитизация -

Акклимация -


Задание 26. Особый тип защитных морфологических адаптаций – маскировка. Один из способов маскировки – возникновение сходства животного с каким-либо предметом (лист, сучок или веточка, камень, морские водоросли). Воспользуйтесь коллекциями насекомых, литературными данными для других животных и приведите примеры маскировки, указав объекты сходства.


Задание 27. Из перечисленных морфологических признаков выберите характерные для тропического (А) и арктического типа (Б):

  1. большой объем и цилиндрообразная форма грудной клетки

  2. увеличенная масса костного мозга

  3. удлиненная форма тела

  4. относительное уменьшение массы тела при увеличении длины конечностей преобладание в рационе углеводов и недостаток животных белков

  5. уменьшение окружности грудной клетки

  6. высокая заболеваемость различными эпидемическими болезнями

  7. более интенсивное потоотделение за счет повышенного числа потовых желез на единицу площади поверхности кожи

  8. низкие показатели основного обмена и содержания холестерина в крови.

  9. значительная плотность тела

  10. сильно развитая костно-мускульная система

  11. высокое содержание минеральных веществ в костях

  12. повышенное количество эритроцитов в крови

  13. усиленный энергообмен и повышенная способность к окислению жиров сочетании с высокой концентрацией гамма-глобулинов и холестерина в сыворотке крови.




11