Файл: Дипломная работа профилактика противоправного и небезопасного поведения несовершеннолетних.doc
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 236
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
; определяемый неустойчивостью внутреннего мира: личность совершает преступление под влиянием сложившихся обстоятельств или окружающих лиц; определяемый высоким уровнем правосознания, но пассивным отношением к другим нарушителям правовых норм; определяемый не только высоким уровнем правосознания, но и активным противодействием или попытками противодействия нарушению правовых норм; определяемый возможностью только случайного преступления.
К.К. Платонов считает, что к группе лиц с делинквентным поведением относятся представители второго, третьего и пятого типов. У них в рамках волевого сознательного действия в силу индивидуально психологических особенностей нарушается или блокируется процесс предвосхищения будущего результата проступка. Такие индивиды легкомысленно, часто под влиянием внешней провокации, совершают противоправное деяние, не представляя себе его последствий. Сила побудительного мотива к определенному действию тормозит анализ его отрицательных (в том числе для самого человека) последствий.
Делинквентное поведение может проявляться, например, в озорстве и желании развлечься. Подросток из любопытства и за компанию может: бросать с балкона тяжелые предметы (или еду) в прохожих, получая удовлетворение от точности попадания в жертву; в виде шалости позвонить в полицию и предупредить о якобы заложенной в школе бомбе; с целью привлечения внимания к собственной персоне («на спор») попытаться залезть на телевизионную башню; украсть у учителя из сумки очки или еще что-нибудь, как ему кажется, по мелочи.
Противоправное поведение несовершеннолетних – противообщественный поступок, наносящий вред общественности и государству, воспрещенный действующим законодательством и порождающий соответствующее наказание. За преступные деяния подростки, состоящие в возрасте от 14 до 16 лет, могут быть уголовному преследованию с последующим привлечением к ответственности и осуждением по соответствующим статьям УК РБ.
Проблему противоправного поведения подростков исследуют ученые большинства социальных наук И.Ф. Дементьевой, Л.Я. Олиференко, Ю.С. Пежемской, Т.И. Шульгой и др. (психологических, педагогических, юридических, психо-нейролингвистических), используя различные подходы и понятийный аппарат. Ученые различных научных направлений рассматривают противоправное поведение как асоциальное, антиобщественное, антисоциальное, преступное, криминальное, делинквентное.
В процессе выявления и анализа основных причин противоправного поведения подростков мы под противоправным поведением понимаем поведение и действия подростков, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку, и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.
Рост масштабов и форм отклоняющегося поведения ставит задачу построения эффективной системы профилактики и преодоления социальной девиации, прежде всего, среди несовершеннолетних. В связи с этим возникает необходимость анализа противоправного поведения несовершеннолетних. Исследование правонарушений, которые совершают лица, не достигшие возраста, когда к нему могут быть применены меры административной и уголовной ответственности, не может быть проведено без изучения особенностей личности самой личности несовершеннолетнего подростка: его сознания и поведения. Исследуя личность подростка, который преступил закон, можно выделить социально-психологические особенности, которые могут способствовать совершению противоправного поведения несовершеннолетними подростками [7, c.32].
Противоправное поведение несовершеннолетних не может развиваться только из-за социально-педагогических, психологических противоречий в обществе, т.к. эти противоречия не имеют антагонистического характера, но такие противоречия не могут не отражаться во внешнем виде и поведении молодых людей соответствующих социальных слоев.
Проблему противоправного поведения подростков исследуют ученые большинства социальных наук (психологических, педагогических, юридических, психо-нейролингвистических), используя различные подходы и понятийный аппарат. Ученые различных научных направлений рассматривают противоправное поведение как асоциальное, антиобщественное, антисоциальное, преступное, криминальное, делинквентное [30, c.14].
Платон, Аристотель и такие мыслители XVIII в., как Беккариа, Бентам, Вольтер, Гельвеций, Дидро, Монтескье и др. обнаружили причины преступности в социальной неустроенности общества и плохом воспитании граждан и предлагали законодателям смягчить репрессии и уделять больше внимания предупредительным мерам.
Социалисты-утописты Т. Мор, Ж. Милье, Морелли, А. Сен-Симон и др. видели причины преступности в неравенстве людей, порождающем низменные чувства и в существовании паразитирующих элементов — богатых бездельников. При этом социалисты-утописты не обвиняли самих людей, вставших на путь преступления, а причины преступного поведения видели в порочной организации общества, основанной на частной собственности и эксплуатации людей [12, c.31].
А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский доказали, что причины преступности лежат в самой природе эксплуататорского общества, которое не способно ликвидировать ни причины, ни сами преступления и этим доказали классовую обусловленность преступности [18, c.21].
Ч. Ломброза, итальянский тюремный врач, первый сделал попытку с биологизаторского подхода объяснить природу преступного поведения. В процессе работы над антропологической теорией преступности он выявил, что существуют четыре типа осужденных: врожденные осужденные, осужденные по страсти, случайные осужденные и душевнобольные. Принимая теорию Ч. Ломброзы, в борьбе с преступностью следует опираться на насилие, казнь и тюремную изоляцию. Между тем теорию наследственного предрасположения к преступности поддерживали [44, c,12].
Немецкий психиатр Э. Кречмер, основываясь на теории наследственного предрасположения к преступлению, разработал концепцию о конституционном предрасположении к совершению преступления. Гипотетически Э. Кречмер предположил, что между физической конституцией человека, психическими свойствами и типом темперамента существует связь и поэтому основанию утверждал, что атлетически сложенные люди могут быть склонны к тяжелым насильственным преступлениям [48].
И.В. Корбут и его последователи разработали психоаналитическую теорию совершения преступлений. Они рассматривали преступления как проявление врожденных, глубоко заложенных в психике человека бессознательных инстинктов и влечений, в основном, сексуального характера, а также страха смерти [19, c. 22].
Для анализа факторов, влияющих на формирование противоправного поведения несовершеннолетних, изучению подлежат не только личностные качества и свойства, но и факторы социального окружения, правила и нормы поведения. Все это оказывает значимое влияние на формирование личности подростка и становление ее ценностно-нормативной сферы.
Итак, одним из факторов, влияющих на противоправное поведение, является характеристика социальной ситуации. Социальная среда предоставляет широкий выбор агрессивных и противоправных моделей поведения. Усвоение преступной модели поведения подростками происходит в наблюдении за действиями окружающих и фиксировании последствий этих действий. Та же самая схема усвоения и у большинства социальных навыков [3, с.14]. Показатели агрессивности групп малолетних преступников и благополучных школьников существенно не отличаются. Благополучные дети стараются завышать уровень агрессивности, что отражает предпочтительность агрессивного поведения в подростковой среде. Признание влияния социальных условий, противоречий в развитии общества на характер нравственного формирования личности является решающим в объяснении причин противоправного поведения несовершеннолетних. Проблема заключается в противоречии между возможностями воздействия общества на личность подростка и реальным государственно оформленным запросом на выражение этих действий со стороны правоохранительных органов и учебных заведений. Этим характеризуется социальная ситуация и существующие в ней тенденции в целом [4].
Следующий важный фактор формирования преступности – это личностный фактор. Хулиганство, грубость и агрессивность подростков возникают как своеобразная форма самозащиты от посягательств на их личность со стороны родителей, учителей. Личность малолетнего правонарушителя представляет собой совокупность социально-значимых признаков, свойств и качеств, которые вместе с неличностными признаками, такими как внешнее воздействие социальной среды, сложившаяся ситуация, обуславливают собой его особую форму поведения.
Например, подростки, склонные к совершению насильственных преступлений, имели постоянный «наглядный» пример жестокости и насилия в отношении самих себя. Именно такие дети составляют основную массу малолетних правонарушителей [4, с.21].
Также необходимо упомянуть влияние средств массовой информации на противоправное поведение подростков. Печатную продукцию (газеты, журналы, книги) малолетние правонарушители практически не читают, а просмотр телевизора и пользование интернетом у подростков регулярны. Телевидение, а особенно социальные сети, в большинстве случаев со свободным доступом к видеозаписям, предоставляют огромный выбор образцов насилия и являются одной из причин, определяющих его. Наблюдение подростками этих примеров ведет к усилению агрессивности, повышает порог чувствительности зрителей к насилию, формирует неадекватные взгляды на социальную преступность.
Как правило, основной причиной противоправного поведения подростков является, в частности, отсутствие должного внимания и контроля со стороны родителей за поведением и кругом общения несовершеннолетних детей с их сверстниками, старшими по возрасту лицами, что, безусловно, сказывается на поведении несовершеннолетнего. Причины трудновоспитуемости детей часто кроются в педагогической несостоятельности родителей, в характере эмоциональных отношений детей и родителей, в неумении супругов создать благоприятную, способствующую хорошему воспитанию детей семейную атмосферу. В связи с этим таким семьям требуется специальная социотерапевтическая помощь психологов, психотерапевтов, социальных педагогов, помогающих разрешать семейные конфликты, проводящих психологическое консультирование, психотерапию семейных отношений. Систематизация и обоснование целесообразных форм и методов социально-педагогической коррекции условий семейного воспитания, образа жизни функционально несостоятельных, не справляющихся с задачами воспитания семей позволяют выделить такие формы, как семейный отдых, психологическое консультирование, психолого-педагогическое просвещение родителей и психотерапия семейных отношений.
Важным фактором, рассматриваемой категории личности правонарушителя, является его несовершеннолетний возраст. В этот период жизни подростка происходят достаточно сложные изменения на биологическом и психологическом уровнях, которые находят свое отражение и на тех изменениях, которые происходят в структуре формирующейся личности несовершеннолетнего ребенка. Все это обусловливает уровень развитости физических сил, интеллектуальных возможностей, влечений и желаний, что во многом определяет направленность подростка на определенные правонарушения. Человек вступает в систему социализации с того периода жизни, когда он включается в систему усвоения социальных ролей, которая участвует в формировании его личностных качеств, включая эмоциональных и волевых. Еще с детских лет у человека формируются такие качества воли, как: активность, целеустремленность, настойчивость, инициатива, самоконтроль; самостоятельность, развитое самосознание, собственное достоинство. Все эти личностные качества, в последующем, активно проявляются в поведении личности подростка.
Понимание основных причин противоправного поведения несовершеннолетних подростков основывается на психологических знаниях о психике человека как системе, ее структуре, компонентах и элементах, познавательных психических, эмоциональных и волевых психических процессах (аффекты, эмоции, чувства, настроение), а также психической регуляции поведения и деятельности. Педагогические причины противоправного поведения подростков находятся в сфере успехов / неуспехов в учебной, творческой, доступной досуговой и спортивной деятельности.
Некоторые исследователи выделяют две группы факторов, которые влияют на противоправное поведение несовершеннолетних – биологические и социальные [11, с. 32].
Одним из первых ученым, который начал искать причину противоправного поведения с точки зрения биологии, стал Чезаре Ломброзо (1836–1909). В своей теории он связывал преступное поведение человека с его анатомическим строением. С помощью антропометрического метода, ученый рассматривал череп человека, его нос, уши, почерк, цвет волос, овал лица. Было определено, что выдающаяся нижняя челюсть, сплющенный нос, редкая борода, приросшие мочки ушей, являются характеристиками «врожденного преступного типа» [16, с. 103]. Людей, подходящих под данную характеристику
К.К. Платонов считает, что к группе лиц с делинквентным поведением относятся представители второго, третьего и пятого типов. У них в рамках волевого сознательного действия в силу индивидуально психологических особенностей нарушается или блокируется процесс предвосхищения будущего результата проступка. Такие индивиды легкомысленно, часто под влиянием внешней провокации, совершают противоправное деяние, не представляя себе его последствий. Сила побудительного мотива к определенному действию тормозит анализ его отрицательных (в том числе для самого человека) последствий.
Делинквентное поведение может проявляться, например, в озорстве и желании развлечься. Подросток из любопытства и за компанию может: бросать с балкона тяжелые предметы (или еду) в прохожих, получая удовлетворение от точности попадания в жертву; в виде шалости позвонить в полицию и предупредить о якобы заложенной в школе бомбе; с целью привлечения внимания к собственной персоне («на спор») попытаться залезть на телевизионную башню; украсть у учителя из сумки очки или еще что-нибудь, как ему кажется, по мелочи.
Противоправное поведение несовершеннолетних – противообщественный поступок, наносящий вред общественности и государству, воспрещенный действующим законодательством и порождающий соответствующее наказание. За преступные деяния подростки, состоящие в возрасте от 14 до 16 лет, могут быть уголовному преследованию с последующим привлечением к ответственности и осуждением по соответствующим статьям УК РБ.
Проблему противоправного поведения подростков исследуют ученые большинства социальных наук И.Ф. Дементьевой, Л.Я. Олиференко, Ю.С. Пежемской, Т.И. Шульгой и др. (психологических, педагогических, юридических, психо-нейролингвистических), используя различные подходы и понятийный аппарат. Ученые различных научных направлений рассматривают противоправное поведение как асоциальное, антиобщественное, антисоциальное, преступное, криминальное, делинквентное.
В процессе выявления и анализа основных причин противоправного поведения подростков мы под противоправным поведением понимаем поведение и действия подростков, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку, и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.
Рост масштабов и форм отклоняющегося поведения ставит задачу построения эффективной системы профилактики и преодоления социальной девиации, прежде всего, среди несовершеннолетних. В связи с этим возникает необходимость анализа противоправного поведения несовершеннолетних. Исследование правонарушений, которые совершают лица, не достигшие возраста, когда к нему могут быть применены меры административной и уголовной ответственности, не может быть проведено без изучения особенностей личности самой личности несовершеннолетнего подростка: его сознания и поведения. Исследуя личность подростка, который преступил закон, можно выделить социально-психологические особенности, которые могут способствовать совершению противоправного поведения несовершеннолетними подростками [7, c.32].
Противоправное поведение несовершеннолетних не может развиваться только из-за социально-педагогических, психологических противоречий в обществе, т.к. эти противоречия не имеют антагонистического характера, но такие противоречия не могут не отражаться во внешнем виде и поведении молодых людей соответствующих социальных слоев.
Проблему противоправного поведения подростков исследуют ученые большинства социальных наук (психологических, педагогических, юридических, психо-нейролингвистических), используя различные подходы и понятийный аппарат. Ученые различных научных направлений рассматривают противоправное поведение как асоциальное, антиобщественное, антисоциальное, преступное, криминальное, делинквентное [30, c.14].
Платон, Аристотель и такие мыслители XVIII в., как Беккариа, Бентам, Вольтер, Гельвеций, Дидро, Монтескье и др. обнаружили причины преступности в социальной неустроенности общества и плохом воспитании граждан и предлагали законодателям смягчить репрессии и уделять больше внимания предупредительным мерам.
Социалисты-утописты Т. Мор, Ж. Милье, Морелли, А. Сен-Симон и др. видели причины преступности в неравенстве людей, порождающем низменные чувства и в существовании паразитирующих элементов — богатых бездельников. При этом социалисты-утописты не обвиняли самих людей, вставших на путь преступления, а причины преступного поведения видели в порочной организации общества, основанной на частной собственности и эксплуатации людей [12, c.31].
А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский доказали, что причины преступности лежат в самой природе эксплуататорского общества, которое не способно ликвидировать ни причины, ни сами преступления и этим доказали классовую обусловленность преступности [18, c.21].
Ч. Ломброза, итальянский тюремный врач, первый сделал попытку с биологизаторского подхода объяснить природу преступного поведения. В процессе работы над антропологической теорией преступности он выявил, что существуют четыре типа осужденных: врожденные осужденные, осужденные по страсти, случайные осужденные и душевнобольные. Принимая теорию Ч. Ломброзы, в борьбе с преступностью следует опираться на насилие, казнь и тюремную изоляцию. Между тем теорию наследственного предрасположения к преступности поддерживали [44, c,12].
Немецкий психиатр Э. Кречмер, основываясь на теории наследственного предрасположения к преступлению, разработал концепцию о конституционном предрасположении к совершению преступления. Гипотетически Э. Кречмер предположил, что между физической конституцией человека, психическими свойствами и типом темперамента существует связь и поэтому основанию утверждал, что атлетически сложенные люди могут быть склонны к тяжелым насильственным преступлениям [48].
И.В. Корбут и его последователи разработали психоаналитическую теорию совершения преступлений. Они рассматривали преступления как проявление врожденных, глубоко заложенных в психике человека бессознательных инстинктов и влечений, в основном, сексуального характера, а также страха смерти [19, c. 22].
Для анализа факторов, влияющих на формирование противоправного поведения несовершеннолетних, изучению подлежат не только личностные качества и свойства, но и факторы социального окружения, правила и нормы поведения. Все это оказывает значимое влияние на формирование личности подростка и становление ее ценностно-нормативной сферы.
Итак, одним из факторов, влияющих на противоправное поведение, является характеристика социальной ситуации. Социальная среда предоставляет широкий выбор агрессивных и противоправных моделей поведения. Усвоение преступной модели поведения подростками происходит в наблюдении за действиями окружающих и фиксировании последствий этих действий. Та же самая схема усвоения и у большинства социальных навыков [3, с.14]. Показатели агрессивности групп малолетних преступников и благополучных школьников существенно не отличаются. Благополучные дети стараются завышать уровень агрессивности, что отражает предпочтительность агрессивного поведения в подростковой среде. Признание влияния социальных условий, противоречий в развитии общества на характер нравственного формирования личности является решающим в объяснении причин противоправного поведения несовершеннолетних. Проблема заключается в противоречии между возможностями воздействия общества на личность подростка и реальным государственно оформленным запросом на выражение этих действий со стороны правоохранительных органов и учебных заведений. Этим характеризуется социальная ситуация и существующие в ней тенденции в целом [4].
Следующий важный фактор формирования преступности – это личностный фактор. Хулиганство, грубость и агрессивность подростков возникают как своеобразная форма самозащиты от посягательств на их личность со стороны родителей, учителей. Личность малолетнего правонарушителя представляет собой совокупность социально-значимых признаков, свойств и качеств, которые вместе с неличностными признаками, такими как внешнее воздействие социальной среды, сложившаяся ситуация, обуславливают собой его особую форму поведения.
Например, подростки, склонные к совершению насильственных преступлений, имели постоянный «наглядный» пример жестокости и насилия в отношении самих себя. Именно такие дети составляют основную массу малолетних правонарушителей [4, с.21].
Также необходимо упомянуть влияние средств массовой информации на противоправное поведение подростков. Печатную продукцию (газеты, журналы, книги) малолетние правонарушители практически не читают, а просмотр телевизора и пользование интернетом у подростков регулярны. Телевидение, а особенно социальные сети, в большинстве случаев со свободным доступом к видеозаписям, предоставляют огромный выбор образцов насилия и являются одной из причин, определяющих его. Наблюдение подростками этих примеров ведет к усилению агрессивности, повышает порог чувствительности зрителей к насилию, формирует неадекватные взгляды на социальную преступность.
Как правило, основной причиной противоправного поведения подростков является, в частности, отсутствие должного внимания и контроля со стороны родителей за поведением и кругом общения несовершеннолетних детей с их сверстниками, старшими по возрасту лицами, что, безусловно, сказывается на поведении несовершеннолетнего. Причины трудновоспитуемости детей часто кроются в педагогической несостоятельности родителей, в характере эмоциональных отношений детей и родителей, в неумении супругов создать благоприятную, способствующую хорошему воспитанию детей семейную атмосферу. В связи с этим таким семьям требуется специальная социотерапевтическая помощь психологов, психотерапевтов, социальных педагогов, помогающих разрешать семейные конфликты, проводящих психологическое консультирование, психотерапию семейных отношений. Систематизация и обоснование целесообразных форм и методов социально-педагогической коррекции условий семейного воспитания, образа жизни функционально несостоятельных, не справляющихся с задачами воспитания семей позволяют выделить такие формы, как семейный отдых, психологическое консультирование, психолого-педагогическое просвещение родителей и психотерапия семейных отношений.
Важным фактором, рассматриваемой категории личности правонарушителя, является его несовершеннолетний возраст. В этот период жизни подростка происходят достаточно сложные изменения на биологическом и психологическом уровнях, которые находят свое отражение и на тех изменениях, которые происходят в структуре формирующейся личности несовершеннолетнего ребенка. Все это обусловливает уровень развитости физических сил, интеллектуальных возможностей, влечений и желаний, что во многом определяет направленность подростка на определенные правонарушения. Человек вступает в систему социализации с того периода жизни, когда он включается в систему усвоения социальных ролей, которая участвует в формировании его личностных качеств, включая эмоциональных и волевых. Еще с детских лет у человека формируются такие качества воли, как: активность, целеустремленность, настойчивость, инициатива, самоконтроль; самостоятельность, развитое самосознание, собственное достоинство. Все эти личностные качества, в последующем, активно проявляются в поведении личности подростка.
Понимание основных причин противоправного поведения несовершеннолетних подростков основывается на психологических знаниях о психике человека как системе, ее структуре, компонентах и элементах, познавательных психических, эмоциональных и волевых психических процессах (аффекты, эмоции, чувства, настроение), а также психической регуляции поведения и деятельности. Педагогические причины противоправного поведения подростков находятся в сфере успехов / неуспехов в учебной, творческой, доступной досуговой и спортивной деятельности.
Некоторые исследователи выделяют две группы факторов, которые влияют на противоправное поведение несовершеннолетних – биологические и социальные [11, с. 32].
Одним из первых ученым, который начал искать причину противоправного поведения с точки зрения биологии, стал Чезаре Ломброзо (1836–1909). В своей теории он связывал преступное поведение человека с его анатомическим строением. С помощью антропометрического метода, ученый рассматривал череп человека, его нос, уши, почерк, цвет волос, овал лица. Было определено, что выдающаяся нижняя челюсть, сплющенный нос, редкая борода, приросшие мочки ушей, являются характеристиками «врожденного преступного типа» [16, с. 103]. Людей, подходящих под данную характеристику