Файл: Дипломная работа профилактика противоправного и небезопасного поведения несовершеннолетних.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 239

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, Чезаре Ломброзо предлагал изолировать от общества, либо уничтожать. Слабость теории Чезаре Ломброзо состоит в том, что он рассматривал противоправное поведение человека только с биологической точки зрения, не затрагивая социальную. Биологически все люди обладают различными способностями, темпераментом и характером, по-разному воспринимают одни и те же общественные нормы. Все это лишь говорит о различных биологических возможностях людей. А поведение человека в основном формируется исходя из воздействия социальных факторов.

Белорусские ученые И. А. Фурманов, А. Н. Сизанов, В. А. Хриптович выявляют решающую роль социальной среды в формировании противоправного и преступного поведения. Для несовершеннолетних такой принцип так же является главным. На поведение несовершеннолетнего оказывает влияние общество со своими ценностями, нормами морали и нравственности. В современном обществе наблюдается сильный контраст распределения доходов [8, с. 27]. Выделяются обеспеченные и малообеспеченные группы населения. Как раз среди малообеспеченных слоев наиболее ярко выражен уровень наркотизации и алкоголизации, которые во многом являются причинами преступности. Но также часто подросткам из бедных семей приходится совершать преступления, чтобы просто выжить. Зачастую несовершеннолетние из малообеспеченных семей не получают доступа в кружки, секции, клубы, занятия в которых являются дорогостоящими. Несовершеннолетние в этом случае остаются без дополнительного физического, нравственного или трудового образования. Постепенно отрываясь от основной группы сверстников, такие учащиеся ищут занятия вне школы, в кругу случайных уличных знакомых и легко попадают под их пагубное влияние.

В настоящее время активно развивается такой правовой институт как право человека на достойные условия жизни и его полноценная реализация, способный нейтрализовать факторы преступного поведения несовершеннолетней личности. Достойный уровень жизни предусматривает определенное качество жизни. В последние годы в определение качества жизни включают кроме объективных и субъективные показатели, определяющие положение человек в обществе, удовлетворенность гражданскими правами и свободами, безопасностью существования и т.д.

Кратко рассмотрим основные виды юридической ответственности. Несоблюдение правовой нормы в юриспруденции называется правонарушением. Правонарушением именуется как действие, так и бездействие, если последнее влечет общественно опасное последствие. Самым опасным для общества видом правонарушения в законодательстве выступает преступление, то есть нарушение нормы уголовного закона.


К правонарушениям относятся административные проступки, нарушения гражданского, семейного, жилищного и иных видов белорусского законодательства. Совершение правонарушения влечет за собой юридическую ответственность, что выражается в установленной законом необходимости отвечать за нарушение правовых норм.

Предусмотрено несколько видов юридической ответственности. Белорусское право в качестве основных видов различает уголовную, административную, имущественную и другие виды юридической ответственности. Рассмотрим уголовную ответственность несовершеннолетних [9, c.16].

К уголовной ответственности могут привлекаться не все несовершеннолетние, а только те, которые достигли установленного законом возраста. Далеко не все подростки знают о том, с какого возраста наступает уголовная ответственность. Многие из них считают, что предстать перед судом за правонарушения могут только совершеннолетние, то есть достигшие 18 лет. Несовершеннолетние не имеют четкого представления, что за правонарушения уголовную ответственность несут они сами, другие ошибочно полагают, что за их проступки должны отвечать взрослые. Уголовная ответственность за все виды преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, наступает с 16 лет. Следовательно, несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, считается вполне созревшим, чтобы отвечать за преступления. За отдельные виды преступлений несовершеннолетний несет уголовную ответственность с 14 лет [4, c.31].

Несовершеннолетние, совершающие правонарушения, за которые они по возрасту не могут нести ответственность по уголовному закону, направляются в специальные учебные заведения закрытого типа, где к ним применяют меры принудительного воспитательного характера. Несовершеннолетние, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста, подлежат уголовной ответственности за такие виды преступлений: убийство; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью; похищение человека; изнасилование; насильственные действия сексуального характера; кража; грабеж; разбой; вымогательство; неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения и др.

Вопрос об уголовной ответственности несовершеннолетних является очень важным, так как к ним могут применяться следующие виды наказаний, предусмотренных санкциями уголовной нормы: штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; ограничение свободы; лишение свободы на определенный срок.



Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Помимо уголовной ответственности существует административная ответственность несовершеннолетних, совершивших правонарушения. К административной ответственности привлекаются несовершеннолетние, достигшие возраста 16 лет и совершившие такие правонарушения как, например, мелкое хулиганство, распитие пива или изготовленных на основе пива других содержащих алкоголь напитков, распитие алкогольной продукции, появление в общественном месте в состоянии опьянения [6, c.45].

Административная ответственность наступает в том случае, если совершенное правонарушение не носит общественно опасный характер и поэтому не влечет уголовной ответственности. Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание или другие действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, уничтожение или повреждение чужого имущества, – это мелкое хулиганство. За совершение административного правонарушения к несовершеннолетнему применяются такие виды административных наказаний как предупреждение и административный штраф.

Право применить к подростку административное наказание имеет комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. С учетом обстоятельств совершенного правонарушения комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может освободить несовершеннолетнего от административной ответственности и обязать его принести публичное извинение потерпевшему или возложить на виновного подростка обязанность возместить причиненный материальный ущерб или своим трудом устранить причиненный ущерб либо применить к нему иные меры воздействия.

Имущественная ответственность несовершеннолетних регулируется нормами гражданского и семейного законодательства. В сфере гражданско-правовых отношений следует различать ответственность несовершеннолетних в возрасте до 14 лет и в возрасте от 14 до 18 лет [28, c.41].

Основываясь на классификации, предложенной В.Г. Беловым, Н.Г. Дмитриевым и Ю.А. Парфеновым [50] выделим основные виды критериев противоправного поведения: индивидуальные и социальные, и соответствующие им показатели (таблица 1.1).

Таблица 1.1 - Критерии противоправного поведения подростков

Виды критериев

Характеристика показателей

Индивидуальные

1. Характерологические

Особенности подростка

Акцентуация характера, тип

темперамента, уровень ригидности,

психологические установки




2. Медицинские заключения

Психическое и физическое здоровье, противопоказания




3. Поведение в стрессовых ситуациях

Устойчивость, депрессивность, пути выхода из данных ситуаций




4. Наличие зависимого

поведения

Алкогольная, наркотическая,

никотиновая зависимость, зависимость от окружающих

Социальные

1. Уровень адаптации и

статус в коллективе

Адаптированный, не адаптированный, лидер, аутсайдер, конформист




2. Поведение в социуме

Конфликтность, агрессивность,

враждебность, отчужденность,

замкнутость, грубость, общительность, дружелюбие




3. Оценка семейных

отношений

Взаимопонимание, доверие,

конфликтность, отчужденность,

уровень информирования родителей о жизни подростка и принятие участия в ней




4. Соблюдение норм и

правил, принятых в обществе

Уровень осведомленности с правилами и нормами морали, их соблюдения, участие в жизни общества, противоправное поведение


На основании выделенных критериев и показателей определены три уровня противоправного поведения подростков, а именно: I уровень – «ситуативный», II уровень – «зона риска», III уровень – «асоциальный». Их характеристика представлена в таблице 1.2.

Таблица 1.2. - Уровни противоправного поведения подростков

Уровень

Характеристика

I уровень - «Ситуативный»

Приоритетом подростка является интимно-личностное общение. Отвергаются воровство, агрессия, вредные привычки. Одновременно у подростка происходит нарушение положительных связей (самопознание, самовыражение, самоутверждение, самозащищённость). Подросток иногда не выполняет возложенные на него нормы, наблюдается нарушение элементарных запретов, невыраженные аддикции вследствие кризисного периода.

I уровень -

«Зона риска»

Характеризуется деформацией ценностных ориентаций. Количество социальных связей уменьшается, начинаются межличностные контакты с отрицательными неформальными группами. Употребление алкогольных напитков, воровство, уход от организованной деятельности более выражен. Велика вероятность асоциального поведения, для чего достаточно незначительного давления.

III уровень -

«Асоциальный»

Характеризуется большим смещением ценностей, приоритетов. Такие понятия, как труд, семья, школа, как правило, категорически отвергаются. Количество социальных связей еще более уменьшается, но одновременно увеличивается число конфликтных связей.


Теоретические исследования поведения несовершеннолетних общеобразовательной школы позволяют сделать выводы об основных причинах противоправного поведения подростков: биологические причины, обусловленные патологией биологических потребностей, ведущих к половым преступлениям и сексуальным извращения и наркотизации; генетические причины, связанные с низким уровнем интеллектуального развития, обусловливающие серьезные затруднения в учебной и трудовой деятельности, коммуникации; анатомо-физиологические причины, связанные с физическими дефектами, возрастными особенностями строения и функции организма целом и его отдельных систем и органов от которых зависят успехи в учебной, физкультурно-оздоровительной деятельности; нервно-психические заболевания, проявляющиеся в психопатии, неврастении, пограничных состояниях повышают возбудимость нервной системы, обусловливают неадекватную реакцию, затрудняют социальный контроль за действиями; педагогические причины, обусловленные педагогической несостоятельностью молодых учителей (очень критичны, не прощают ошибок и просчетов в поведении, общении, постоянно делают замечания, нелестно отзываются о некоторых учениках и их родителях), приводящей к тому, что многие подростки, не нашедшие понимания и поддержки со стороны педагогов, становятся к ним в оппозицию [13, c.27].