Файл: Дипломная работа профилактика противоправного и небезопасного поведения несовершеннолетних.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 241

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Психолого–педагогические особенности несовершеннолетних, склонных к противоправному и небезопасному поведению
Несовершеннолетние – особая возрастная группа. Несовершеннолетний, как правило, характеризуется неадаптированностью, которая связана с психологической неустойчивостью их личности, отсутствием соответствующего образования, профессии. Несовершеннолетний подчас лишен возможности, правильно оценить ту обстановку, в которой он оказался, это зависит, как от отсутствия жизненного опыта, так и от особенностей психики подростка.

Проблема психологической обусловленности преступного поведения – это вопрос о том, какую роль играют индивидуально-психологические свойства личности в принятии решения совершить противоправный поступок. Чтобы раскрыть психологическую сущность противоправного поведения необходимо определить структуру свойств личности, которые составляют ее антиобщественную направленность. Вместе с тем обнаружение той или иной психологической особенности в структуре личности правонарушителя не является конечной целью. Наибольшую важность представляет установление взаимосвязи между личностными особенностями и противоправным поведением, определение содержания и структуры негативных свойств личности, их соотношение с положительными качествами. Однако относительно указанных вопросов у исследователей отсутствует единая точка зрения, различны и подходы к исследованию личности несовершеннолетнего правонарушителя.

В качестве критериев личностной деформации несовершеннолетних правонарушителей ученые используют различные признаки: мотивы преступного поведения; отношение к совершенному преступлению; степень антиобщественной направленности личности; антисоциальная установка; степень педагогической запущенности; психическое здоровье, уровень деформации нравственных и волевых качеств личности, нравственная установка и др. Приведенные примеры свидетельствуют в пользу того, что решение проблемы психологической детерминации криминального поведения подростков не лежит на поверхности и ориентирует исследователя на системный подход, поскольку очевидно, что психологическую основу криминального поведения составляет не какое-либо единственное личностное свойство, а их криминогенный комплекс. В ходе изложения материала статьи мы остановимся лишь на наиболее важных индивидуально-психологических качествах личности, которые исследователи рассматривают в качестве предпосылок криминального поведения подростков, не претендуя на полный обзор последних.


Сразу стоит сказать, что проблема детерминации поведенческих отклонений является одной из наиболее сложных и неоднозначных. При решении данной задачи ученые как правило вынуждены сталкиваться с полиморфным характером причин, лежащих в основе противоправного поведения, которые включают в себя множество различных факторов, каждый из которых в разной степени детерминирует поведение. Одна и та же причина в зависимости от онтогенеза, критических фаз развития, и других особенностей личности формирует различные мотивы и установки к совершению преступления. Именно поэтому многочисленные попытки составить единую классификацию несовершеннолетних правонарушителей, которая отражала бы все многообразие причин противоправного поведения несовершеннолетних, до сих пор не увенчались успехом.

Один из распространенных психологических подходов к объяснению причин противоправного поведения базируется на анализе мотивации как непосредственной личностной детерминанты. По мнению большинства ученых преступная мотивация подростков отличается от таковой у взрослых преступников и имеет свои ярко выраженные возрастные особенности. Несовершеннолетние правонарушители, как правило, характеризуется преобладанием импульсивных и ситуативных мотивов, в основе которых лежит желание развлечься, стремление самоутвердиться, привлечь внимание, выделиться среди сверстников, заработать авторитет в группе. Значительная часть преступлений совершается из озорства, жажды приключений, неправильной оценки ситуации, подражания и податливости чужому влиянию. Подобная ситуативная неустойчивость мотивации указывает на ее недостаточную сформированность у подростков. отражает дезинтеграцию мотивов и потребностей и в конечном итоге свидетельствует о социальной незрелости личности подростков.

Так, по мнению В. Т. Кондрашенко несовершеннолетним правонарушителям свойственна корыстная мотивация, которая связана с желанием развлечься, показать себя, утвердиться в глазах сверстников, жаждой приключений, поиском острых ощущений и насильственно-эгоистическая, в основе которой лежит потребность в самоутверждении [23, с. 17]. К. Е. Игошев определяет «безрассудную» мотивацию несовершеннолетних, выражающаяся в необдуманных действиях и бессмысленной решимости совершить преступное деяние, а также «преднамеренную рисовку», которая проявляется в стремлении подростка продемонстрировать перед товарищами смелость, храбрость и решительность [20].



Наибольшее мотивационное значение в подростковом возрасте приобретает потребность в самоутверждении, признании и высокой самооценке, которая играет значительную роль в криминальном поведении несовершеннолетних.

Фрустрированность данной потребности, отсутствие возможности удовлетворить ее социально допустимыми способами, приводит к поиску подростком той микросреды, в которой он будет признан. Как правило, такой средой становится уличная группы антисоциальной направленности, где подросток компенсирует недостаток общения и позитивной оценки себя со стороны семьи и школы, повышает свой престиж. Указанные характеристики в первую очередь отражают возрастные особенности подросткового этапа развития, но вместе с тем несовершеннолетних склонных к противоправному поведению отличает наличие специфических интересов и потребностей, не присущих их правопослушным сверстникам. Потребности первых, как правило, отстают в своем развитии, имеют узконаправленный характер, примитивны и не соответствуют реальным возможностям подростка. В структуре личности несовершеннолетних правонарушителей преобладают гипертрофированные примитивные интересы и потребности, а познавательные и духовные практически отсутствуют.

В рамках ценностно-нормативного подхода к исследованию данных личности криминальное поведение есть не что иное как экстериоризация деформированной ценностно-нормативной системы личности [8]. Являясь внутренним барьером, ценностные ориентации контролируют переход интересов и потребностей в мотив, а их деформация придает личностной направленности антиобщественный характер. Несовершеннолетние правонарушители, как правило, характеризуются преобладанием материальных, гедонистических, индивидуалистических ценностей, тогда как эстетические, нравственные, культурные и познавательные ценности не сформированы. Несформированность нравственных ценностей способствует тому, что в состоянии нравственного конфликта выбор дальнейшей модели поведения осуществляется в пользу аморальных поступков.

Большинством ученых признается высокая значимость самооценки в формировании криминального поведения несовершеннолетних, противоречие заключается лишь в определении ее характера. Первая точка зрения основана на убеждении в том, что несовершеннолетние правонарушители характеризуются заниженной самооценкой, которая придает неправильную направленность активности личности и тем самым способствует переориентации личности на антисоциальный путь развития. Стремясь повысить самооценку, но не имея возможности сделать это социально допустимыми способами, подросток обращается к антисоциальным образцам и ценностям поведения, в результате чего самооценка повышается.


Наиболее распространенной является позиция исследователей о завышенной самооценке несовершеннолетних правонарушителей, которая в большинстве случаев носит защитно-компенсаторный характер и приводит к оправданию подростком любых своих действий, эгоцентризму и низкой критичности к себе, что тем самым обесценивает в его глазах окружающих людей. Общей точкой соприкосновения указанных позиций, представляющей наибольшую важность, является неадекватность и противоречивость самооценки подростков-правонарушителей, которая не совпадает с внешней оценкой, то есть самооценка подростка всегда оказывается ниже оценки, которую дают окружающие [7].

Расхождение между притязаниями подростка и фактическими возможностями удовлетворения этих притязаний провоцирует «аффект неадекватности» (повышенная обидчивость, упрямство, негативизм, замкнутость, эмоциональная неустойчивость, заторможенность), когда возникающие на пути подростка неудачи он не использует как стимул для повышения своей активности в достижении поставленной цели, а отрицает их и воспринимает как следствие несправедливого отношения к нему окружающих. Аффект неадекватности является своего рода защитным механизмом, который оберегает самооценку подростка от травмирующих воздействий, удовлетворяя потребность в поддержании ее на высоком уровне.

Результаты многочисленных исследований несовершеннолетних правонарушителей показывают, что среди них высокий процент подростков с акцентуациями различных типов. Каждый тип акцентуации характера обладает определенной уязвимостью в отношении тех или иных воздействий окружающей среды («зона наименьшего сопротивления характера») [5]. При условии, когда зона и воздействие совпадают, могут возникать различные поведенческие отклонения. Считается, что подростковые акцентуации во много сглаживаются со временем, но при неблагоприятных обстоятельствах они могут закрепляться в устойчивые черты. По мнению большинства исследователей, группу особого криминогенного риска составляют следующие типы акцентуаций характера: неустойчивый, эпилептоидный, истероидный и гипертимный.

К числу характерных индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей относят экстернальный локус контроля. Несовершеннолетние правонарушители, как правило, склонны винить в своих успехах и неудачах внешние силы, рассчитывают на то, что в ближайшее время все проблемы разрешаться сами собой, снимают с себя ответственность за происходящие с ними события, возлагая ее на внешние обстоятельства, случай, судьбу и других людей.


Эмоционально-волевая сфера несовершеннолетних правонарушителей характеризуется негативным содержанием и деформированностью. Подростки-правонарушители отличаются высокой агрессивностью, враждебностью, раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью, неуравновешенностью, импульсивностью, неспособны контролировать свои эмоции. Обращает на себя внимание низкий уровень эмпатии несовершеннолетних правонарушителей, их неспособность сопереживать и сочувствовать окружающим. Исследователи отмечают деформацию волевого процесса у несовершеннолетних правонарушителей, которая проявляется в негативном отношении к преодолению трудностей и общественно-полезной деятельности, деформацией этапов волевого действия (принятие решения, планирование, исполнение), слабостью волевого усилия [9]. Неустойчивость волевого усилия у несовершеннолетних приводит к тому, что их поведение импульсивно и определяется актуальными потребностями. В структуре личности несовершеннолетних, как правило, преобладают негативные волевые качества, такие как нерешительность, негативизм, невыдержанность, несамостоятельность, недисциплинированность.

В процессе анализа научной литературы нам удалось определить следующие индивидуально-психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей, которые по мнению ученых отличают последних от их правопослушных сверстников и играют важную роль в процессе формирования противоправного и небезопасного поведения:

1. Нарушения в сфере самосознания (неадекватность самооценки, слабые рефлексивные способности, несоответствие уровня притязаний реальным возможностям, низкая самокритичность, внутренняя неуверенность в способности самостоятельно изменить собственную жизнь, зависимость от мнения окружающих).

2. Деформация ценностно-нормативной системы (преобладание утилитарных, материальных ценностей, над духовными и эстетическими);

3. Наличие заостренных черт характера и чрезмерные проявления подростковых поведенческих реакций.

4. Экстернальный локус контроля.

5. Специфика мотивационно-потребностной сферы (ориентация на немедленное удовлетворение актуальных потребностей, преобладание примитивных потребностей над познавательными и духовными, гипертрофированность потребностей, преобладание ситуативных и импульсивных мотивов, связанных со стремлением самоутвердиться и заработать авторитет в группе, любопытством, подражанием, желанием развлечься, привлечь к себе внимание).