Файл: Дипломная работа профилактика противоправного и небезопасного поведения несовершеннолетних.doc
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 242
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6. Нарушения эмоционально-волевой сферы (низкий уровень волевого контроля, склонность к риску, неразвитое чувство эмпатии, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, агрессивность, враждебность, раздражительность, внутренняя эмоциональная напряженность).
В современном обществе противоправное поведение несовершеннолетних является одной из наиболее значимых проблем. Одной из основных причин формирования склонности к противоправному поведению являются дефекты первичной социализации ребенка в семье.
Процесс социализации выступает ключевым фактором в развитии личности любого человека.
По мнению Г.М. Андреевой, «социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности» [29, c.14]. Самым главным звеном социализации является семья, так называемая первичная ячейка общества. Условия, в которых воспитывается ребенок, в большей мере определяют его дальнейший путь, т.е. на дальнейшую судьбу ребенка может повлиять социальное положение семьи, чем занимаются родители, их достаток, образование и т.д. Одновременно с осознанным и целенаправленным воспитанием на ребенка воздействует и внутрисемейная атмосфера, т.е. то, как родители общаются друг с другом, какие функции несет тот или иной родитель, моральный облик родителей и т.д. Эффект от такого воспитания накапливается с возрастом, при этом изменяясь в структуре личности несовершеннолетнего. В процессе семейной социализации устанавливаются отношения подростка к окружающему социуму, в семье он получает первый опыт нравственных и моральных норм поведения. Семья является основополагающим институтом при формировании и развитии социально значимых ценностей и установок в личности ребенка и в процессе его социализации. Дефекты первичной социализации в семье могут приобретать криминальное значение. Результаты исследований и наблюдений указывают, что у детей, родители которых тепло, уважительно и с должным вниманием относятся к ним, чаще всего формируются положительные социальные качества, такие как коллективизм, доброжелательность, способность к эмпатии, самостоятельность, инициативность, умение разрешать конфликты без применения физического воздействия и т.д. И наоборот, психологическое дистанцирование родителей от ребенка, отсутствие заботы о нем, ласки, тепла в отношениях могут стать причиной противоправного поведения [26, c.18].
В ходе исследования по данной проблеме нами были выделены основные дефекты семейной социализации, которые могут способствовать формированию противоправного и небезопасного поведения несовершеннолетних:
1. наличие двойных стандартов в семье. Одним из факторов возникновения отрицательной направленности личности несовершеннолетних является наличие двойной морали в поведении родителей. В настоящее время подростки могут наблюдать ситуацию, когда «честно работающие» люди находятся за «чертой бедности», а на дорогих автомобилях ездят те, кто, так или иначе, связан c преступной и противоправной деятельностью. Если такое поведение не осуждается, а наоборот поддерживается в семье или родители могут прибегнуть к не совсем законным способам обогащения, то у ребенка интериоризируется знание, что ради своей выгоды можно «переступить закон».
2. деструктивный стиль семейного воспитания. Процесс социализации ребенка в значительной степени зависит от стиля воспитания, который применяют родители к ребенку. В научной литературе выделяют несколько типов деструктивного воспитания, которые негативно влияют на процесс социализации и могут выступать причинами проявления делинквентного поведения у несовершеннолетних:
-
попустительский стиль воспитания. Данный стиль приводит к тому, что дети, предоставленные самим себе, проводят время в поиске развлечений и, в конце концов, могут попасть под влияние деструктивных компаний и противоправных группировок; -
гиперопека. Данный стиль воспитания выражается в неустанном контроле за действиями ребенка, в большом количестве запретов и строгих приказаниях. В результате ребенок вырастает беспомощным, робким, закомплексованным, с неадекватным восприятием себя и мира, он легко может поддаваться влиянию деструктивных групп; -
воспитание по типу Золушки. При таком типе воспитания ребенок воспитывается в обстановке безразличия, холодности, бесчувствия. Дети при таком типе воспитания вырастают робкими и «забитыми», постоянно находясь под страхом наказаний и оскорблений, большинство таких подростков становятся неряшливыми, пугливыми, неспособными постоять за себя. В некоторых же случаях у детей появляется стремление к самоутверждению через агрессивность или конфликтность; -
«жестокое воспитание». При данном типе воспитания родители наказывают ребенка даже за незначительную провинность, что формирует у ребенка постоянный страх наказания. «Жестокое воспитание» оказывает негативное воздействие на формирование личности ребенка, порождает у них чувство озлобленности и обиды, бродяжничество, появление стрессовых состояний, которые в подростковом возрасте переходят в агрессию и проявления бездушия; -
воспитание в условиях повышенной моральной ответственности. При этом типе воспитания родители постоянного говорят ребенку, что он обязан оправдать бесчисленные надежды своих родителей, либо на него возлагаются взрослые обязанности. Такие дети в своем большинстве очень обязательны, гиперсоциальны, но склонны к невротизации и соматизации психологических проблем, к высокой тревожности, что как следствие может в подростковом возрасте привести к совершению противоправных поступков, как бы в ответ на высокие требования [5, c.45].
Однако далеко не всегда противоправное и небезопасное поведение подростков формируется в семьях с деструктивными типами воспитания. Достаточно часто родители балуют своих детей, разрешают им в рамках семейных отношений делать фактически все, что они хотят, но проблема в том, что эта вседозволенность переносится подростками и на все остальные виды социальных возникают неприятности, которые связаны с правонарушениями их детей, родители стараются «решить» их при помощи своих связей, тем самым формируя у детей чувство полной безнаказанности.
Отсутствие одного из родителей. Большая часть несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, были воспитаны в неполных семьях, при отсутствии отца или матери. В большинстве случаев их родители имеют низкий уровень культуры и образования, злоупотребляют алкогольными напитками. В таких семьях взаимодействие подростка с семейной микросредой, а именно неправильная и отрицательная позиция родителя в отношении воспитания ребенка, зачастую принимает противоправное значение [14, c. 38].
Формирование противоправного поведения у подростков часто обусловлено отрицательными результатами воспитания в связи с отсутствием в семье отца. В своих исследованиях Ю.М. Антонян, М.И. Еникеева и В.Е. Эминова отмечают, что причинами вступления подростков в группировки, которые совершают корыстные преступления, является отсутствие отца или же отсутствие доверительного взаимодействия с ним. Сформировавшуюся так называемую «эмоциональную пустоту» в семье подростки заполняют отношениями не просто в неформальной группе сверстников, а в группе, где лидировали лица старших возрастов, демонстрировавшие свою физическую силу, уверенность, умение разрешать конфликты силовым путем. Можно сказать, что в такой группе подросток пытается получить то, что «недополучил» от отца [22, c.14].
Низкий образовательный уровень родителей. Обычно у подростков, находящихся в конфликте с законом, родители имеют образование среднего уровня или даже ниже среднего. Безусловно, что в таких семьях совершенно отсутствуют представления о правильных путях развития и воспитания детей. В таких семьях подростки предоставлены самим себе, родители не контролируют их контакты, друзей, времяпровождение, расходование материальных средств, у них отсутствуют домашние обязанности и т.д., что в итоге приводит к тому, что безответственность в семье перерастает в безответственное отношение к обществу.
Асоциальное поведение родителей. Еще одной причиной криминализации подростков, наряду с негативной нравственной атмосферой в семье, является и асоциальное поведение родителей. Негативным примером, подаваемым родителями ребенку, являются: отрицательное отношение к обществу, агрессивность, лживость, алкоголизм, совершение преступлений членами семьи, которые создают неблагоприятную микросреду, влияющую на формирование делинквентного поведения подростков [31, c.44].
Противоправное поведение родителей. Данный дефект семейной социализации является наиболее важным и несет в себе наиболее интенсивное криминогенное влияние. Семьи со своим источником девиации, прежде всего, целенаправленно формируют у своих членов противоправные стороны личности, включают их в криминогенную деятельность. Это явление попадает в поле зрения правоохранительных органов лишь при расследовании других преступлений, совершенных взрослыми с участием несовершеннолетних. Именно поэтому, когда устанавливаются случаи криминального поведения людей, у которых есть дети, возникает необходимость разбираться, не сопровождается ли оно вовлечением в данную деятельность несовершеннолетних [36, c.12].
Можно сказать, что противоправное и небезопасного поведение несовершеннолетних может быть результатом самых разнообразных дефектов семейной социализации, начиная с неверной родительской позиции, сводящей заботу о детях к удовлетворению амбиций, и заканчивая асоциальным поведением родителей, которые совершенно игнорируют потребности ребенка. Делинквентное поведение, несовершеннолетних также может являться и следствием специального формирования родителями у ребенка преступных паттернов поведения. Семья является главным институтом социализации в жизни человека и основополагающим в этом процессе является достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Для того чтобы результат процесса семейной социализации был позитивным, родителям не стоит пускать его на самотек и в более младшем и в более старшем возрасте, не стоит оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Потребности несовершеннолетнего должны быть реализованы в благоприятных семейных условиях.
Вывод по первой главе.
Противоправное поведение понимается как вид отклоняющегося поведения, которое заключает в себе угрозу благополучию межличностных отношений и окружения несовершеннолетнего. Противоправное поведение по-разному проявляется в ходе возрастного развития, но в целом без должной работы его формы становятся все более опасными для окружающих. Профилактика противоправного поведения в образовательном учреждении осуществляется с использованием следующих форм работы: организация социальной среды, информирование, активное обучение социально-важным навыкам, организация деятельности и других.
Причины преступности несовершеннолетних и условия, ей способствующие, различными своими сторонами «входят» в индивидуальные условия нравственного формирования личности, проявляются в их содержании. В то же время они определяют конкретные ситуации, в которых оказывается и действует индивид. В свою очередь, причины отдельных преступлений отражают на индивидуальном уровне причины преступности несовершеннолетних и конкретные ситуации, возникающие в реальной действительности.
Таким образом, научные исследования факторов, причин и условий преступности несовершеннолетних имеют большое теоретическое и практическое значение, способствуют организации эффективной профилактики девиантного поведения и профилактике правонарушений несовершеннолетних.