Файл: Конспект лекций по оуд обществознание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 346

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основной проблемой экономической науки является ограниченность природных ресурсов, необходимых для производства экономических благ и безграничность человеческих потребностей. Решением данной проблемы является рациональный выбор, предполагающий достижение максимального результата при минимальных затратах.

Экономическая наука делится на два раздела – микроэкономика и макроэкономика. Микроэкономика изучает проблемы малых субъектов экономики – потребителей, домашних хозяйств и фирм. Она исследует такие вопросы как: влияние соотношения цены/качества на выбор потребителя купить или не купить товар; выбор эффективного способа управления производством и повышение продаж фирмы и др. Макроэкономика исследует экономические процессы в масштабе страны, к примеру, инфляция, безработица, экономический цикл, формирование государственного бюджета. Также данный раздел изучает международные экономические отношения.  

Основной функцией экономики, как и любой другой науки, является познавательная. Она заключается в сборе, изучении, анализе и систематизации сведений об экономических процессах в обществе и государстве. Экономическая наука разрабатывает эффективные методы и средства хозяйственной деятельности (методологическая функция) и применяет их на практике (прагматическая или практическая функция). Важное значение имеет и прогностическая функция, позволяющая предвидеть кризис или рост в экономике. Безусловно, экономика как наука выполняет и образовательную функцию, которая заключается в передаче знаний об экономической теории и практике. Благодаря этой функции у нас появляются экономисты, от уровня и квалификации которых зависит богатство нашей страны. Среди функций есть и идеологическая. Она состоит в том, что экономика обосновывает смысл экономических процессов, целей общественного развития и формирует научное мировоззрение.

Учёт различий между макро- и микроэкономикой помогает строить механизмы регулирования макро- и микроэкономических процессов.

3.Ресурсы и факторы производства

Без производства экономических благ (товаров и услуг), направленных на удовлетворение потребностей людей, не может существовать ни одно общество. Экономические блага создаются с помощью ресурсов. Ресурсы, вовлечённые в процесс производства называются его факторами. Запомним ключевое определение данного урока:


 Факторы производства —  ресурсы, используемые для производства товаров и услуг.  Адам Смит – британский экономистXVIII века выделял три фактора производства: труд, земля, капитал, которые приносят человеку доход.

Труд —  сознательная хозяйственная деятельность человека, направленная на создание полезного результата. 

В процессе труда человек затрачивает физические и умственные усилия и получает доход в виде заработной платой. Заработная плата "синих воротничков" (работников физического труда) в среднем ниже, чем заработная плата "белых воротничков" (работников интеллектуального труда). Размер заработной платы зависит от квалификации работника, условий труда и степени риска. Например, Иван Сергеевич и Юрий Петрович преподают в колледже одинаковое количество часов, но Иван Сергеевич имеет высшую квалификационную категорию, поэтому заработная плата у него больше.

Земля — это природные ресурсы (земля, водные ресурсы, полезные ископаемые), используемые в хозяйственной деятельности для производства экономических благ.

Природные ресурсы, как и все другие экономические ресурсы, ограниченны и человек не может изменить их размеры по собственному желанию. Поэтому не допускается потребительское отношение к природе, приводящее к истощению или уничтожению её ресурсов. Доходом от земли является рента. Её размер зависит от качества земли. На двух разных земельных участках при одинаковых вложениях труда и капитала, будет разная производительность, следовательно, и рента. 

Доход от земли можно получить разными способами, например, Андрей посадил на своём земельном участке вишнёвый сад с целью продажи вишен, а Вадим сдал свой участок в аренду под строительство автомастерской (в первом случае земельный участок относится к фактору "Земля", а во втором случае к фактору "Капитал"). 

Капитал — совокупность имущества, используемого для производства экономических благ.

Капитал делится на финансовый (деньги, ценные бумаги) и физический (корпуса цехов, складские помещения, машины, оборудования, земельные участки как объекты недвижимости). Доход от капитала называется процентом от прибыли. Для получения данного вида дохода человек вкладывает (инвестирует) имеющиеся у него активы (финансовый или физический капитал) в сферу производства товаров или оказания услуг. Такое использование активов в производстве называется капиталовложениями. Размер процента зависит от товарооборота и рентабельности предприятия. Инвестирование бывает прямым, когда человек непосредственно вкладывает свои свободные средства в какое - либо производство. Например, Юрий вложил 50% средств на строительство тепличного комплекса, начатое другом. Но есть ещё и косвенное инвестирование. Например, Татьяна открыла депозит в банке и будет получать процент до истечения срока договора с банком. Депозитные средства банк инвестирует уже сам.



В современном информационном обществе огромную значимость имеют и такие факторы производства, как предпринимательские способности и информация.  

Предпринимательские способности – умения человека эффективно сочетать все факторы для производства товаров и услуг с целью извлечения прибыли. 

В состав данного фактора включены знания, профессиональные, моральные и психологические качества человека. Доходом от предпринимательских способностей является прибыль. Её величина зависит от образованности, инициативности, ответственности и конкурентоспособности предпринимателя. Например, два друга Саша и Женя решили открыть фирму по ремонту электронной техники, потому что в их деревне нет ничего подобного, а люди нуждаются в таких услугах. 

Информация — ресурс, используемый экономическим субъектом для решения стоящих перед ним проблем.

Обладание достоверной информацией является важным условием успешного функционирования предприятия, рационального выбора потребителя. Например, Сергей нашел знакомому предпринимателю оптовую фирму, продающую запчасти дешевле, прежнего поставщика. Бизнесмен хорошо сэкономил и заплатил Сергею за информацию о выгодном поставщике. Одним из видов дохода от информации является роялти – денежное вознаграждение автору за публикацию и распространение его интеллектуальной собственности.

Вопросы для самостоятельной подготовки.

  1. В чем заключается суть экономической науки?

  2. Почему специализация невозможна без кооперации?

  3. Перечислите и охарактеризуйте этапы общественного разделения труда.

  4. В чем заключается основная проблема экономики?

  5. Как формулируются фундаментальные вопросы экономики?

  6. Перечислите и охарактеризуйте дополнительные факторы производства.

  7. Перечислите и охарактеризуйте группы благ.


Тема 3.2. Рынок. Законы рынка.

  1. Рынок это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции. Свободный (конкурентный) рынок – это саморегулирующаяся система, которая достигает результатов и поддерживает свое равновесие самопроизвольно, без вмешательства внешних сил. Признаки свободного рынка: неограниченное число участников конкуренции; свободный доступ и выход с рынка; абсолютная мобильность всех ресурсов; наличие полной информации (через цены); ни один участник конкуренции не может влиять на решение других.


Факторы, формирующие рынок: потребности людей, наличие частной собственности, разделение и специализация труда. Под воздействием этих факторов продукт труда превращается в товар, то есть в такой продукт труда, который нужен людям для удовлетворения их потребностей, но который можно получить у владельца продукта только путем эквивалентного (равного) обмена на другие продукты труда или их заменители (например, деньги).

Институты рынка – нормы и принципы поведения, хозяйственные традиции и обычаи. Рыночная экономика охватывает следующие институты: частная собственность; свобода предпринимательства и выбора; личный интерес как главный мотив поведения; конкуренция; ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения; ограниченная роль государства.

2.Функции рынка

– является связующим звеном между продавцами и покупателями, средством перемещения экономических благ между людьми, территориями и государствами; общение между людьми осуществляется независимо от деления людей по классам, национальностям;

– осуществляет общественное признание предложенных к продаже товаров, а значит, и труда, вложенного в них; регулирует спрос и предложение товаров, а также установление цены;

– является независимым распределителем экономических благ на эквивалентной и возмездной основе;

– представляет собой механизм вознаграждения успехов и неудач, он является объективным оценщиком способностей каждого человека как потребителя, производителя, предпринимателя;

– выполняет санирующую функцию, «отбраковывая» тех производителей, которые не могут предложить наилучшее качество по наименьшей цене;

– распределеяет ресурсы, направляя их в те производства, результаты которых пользуются спросом;

– обеспечивает сбалансированность экономики;

– является своеобразным двигателем научно-технического прогресса;

– объективно формирует корпус умелых предпринимателей, дисциплинирует субъектов рыночных отношений.

3.Классификация рынков

1. По экономическому назначению объектов рыночных сделок.

а) Рынок потребительских товаров и услуг: рынок продовольственных товаров; рынок непродовольственных товаров; рынок услуг.

б) Рынок факторов производства: рынок рабочей силы; рынок средств производства; рынок сырья.

в) Финансовый рынок: фондовый рынок (ценных бумаг); денежный рынок (депозитов, валюты); рынок капитала (страхового, ипотечного, межбанковского); кредитный рынок (банки, инвестиционные и дилерские компании); рынок иностранных валют. Товаром на фондовом рынке выступают эмиссионные ценные бумаги. Виды эмиссии: 1) частная (выпуск акций и облигаций акционерными компаниями); 2) государственная (выпуск облигаций государственных займов).


г) Рынок недвижимости: рынок земли; рынок недвижимости.

д) Информационный рынок: рынок духовно-интеллектуального продукта.

2. По пространственному признаку различают: локальный, или местный, рынок; региональный рынок; межрегиональный рынок; национальный рынок; международный рынок; мировой рынок.

3. По субъектам: рынок покупателей; рынок продавцов.

4. По соответствию законодательству: легальный рынок; нелегальный рынок («черный рынок»).

5. По степени ограниченности (развития) конкуренции: чистая конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

4.Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров; противоборство, соперничество между производителями товаров и услуг за возможность увеличения прибыли.

Совершенная конкуренция – борьба между отдельными независимыми производителями, при которой каждому из соперников принадлежит незначительная доля производства продукции в сравнении с ее совокупным рыночным объемом, что не позволяет отдельному производителю господствовать на рынке и оказывать существенное влияние на рыночную цену товара.

Несовершенная конкуренция – господство на рынке нескольких (2–4) крупных фирм, которым принадлежит основная доля производства данного товара, благодаря чему эти фирмы могут существенно влиять на рыночную цену товара.

Рынок совершенной (чистой) конкуренции: на рынке имеется много конкурирующих фирм, которые для удовлетворения одной и той же потребности предлагают одинаковые товары и не имеют возможности влиять на цену, по которой они продают свои товары, не могут преградить вход на рынок новым конкурентам.

Монополистическая конкуренция: на рынке имеется много конкурирующих фирм, которые для удовлетворения одной и той же потребности фирмы предлагают различающиеся между собой товары, и каждая фирма имеет некоторую возможность влиять на цену, по которой она продает свои товары; существующие фирмы не могут преградить вход на рынок новым конкурентам.

Олигополия: производство одинаковых или сходных товаров небольшим числом крупных фирм, конкурирующих между собой; каждая фирма может оказывать существенное влияние на цены, по которым продаются ее товары. Олигополия возникает обычно в тех отраслях, где сама технология диктует предпочтительность создания крупных производств.