Файл: Конспект лекций по оуд обществознание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 352

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее сложной организационной структурой обладает корпорация. Однако не стоит всегда ассоциировать понятие корпорации с понятием крупной фирмы.

Экономическая природа корпорации и ее организационная структура сложны и многогранны; не случайно этими проблемами занимается самостоятельная наука - теория организаций.

В отличие от рассмотренных выше форм организации бизнеса, совладельцами корпораций могут являться десятки, сотни и даже тысячи экономических агентов. Уставный (акционерный) капитал корпорации является суммой всех долей участия (паев) различных фирм и граждан. Каждому из них принадлежит определенное количество единиц уставного капитала - акций. Владелец акций имеет права на долю в прибыли корпорации пропорционально своей доле участия, а тот доход, который начисляется на одну акцию, называется дивидендом. Размер прибыли, подлежащей распределению по итогам хозяйственной деятельности за год, определяется собранием акционеров. Каждый из совладельцев имеет право голоса на годовом собрании, а «вес» этого голоса определяется количеством акций у данного акционера. Несмотря на то, что капитал распределен между большим количеством агентов (так называемая «диффузия собственности»), всегда существует владелец (или группа владельцев) концентрирующий контрольный пакет(50% плюс одна акция). В крупных корпорациях такой пакет, ввиду огромного количества акционеров, может составлять гораздо меньшие значения (3-5%). Собрание акционеров обладает правом назначения управляющих корпораций, осуществляющих текущее руководство деятельностью компании.

В отличие от индивидуального владения и партнерства, она сталкивается с нарастающей величиной трансакционных издержек внутри фирмы. К числу преимуществ корпорации как формы организации бизнеса относятся:

  1. возможности привлечения значительных финансовых ресурсов для целей своего развития (выпуск акций и облигаций);

  2. ограниченная ответственность акционеров по обязательствам фирмы, т. е. только в пределах внесенного пая;

  3. диверсифицированная по разным рынкам и, возможно, странам дея тельность;

  4. возможности лоббирования своих интересов через механизмы государственной власти.


Недостатками корпорации являются:

  1. сложная процедура регистрации и отчетности перед государственными органами;

  2. проблема «принципал-агент»;

  3. двойное налогообложение прибыли.

2.Понятие фондового рынка

Процесс воспроизводства капитала обслуживает рынок ценных бумаг. Он подразделяется на первичный и вторичный рынок. Такое подразделение происходит за счет той роли, которую он исполняет в процессе воспроизводства. Важно рассмотреть оба эти рынка для того, чтобы определить, как полноценно функционирует фондовый рынок.

Первый рынок это фактический регулятор рыночной экономики. Именно он определяет размеры инвестиций и накоплений определенной страны, и одновременно служит значительным средством поддержания пропорциональности в хозяйственной сфере.

Это необходимо для того, чтобы были соблюдены критерии максимизации прибыли. Первичный рынок определяет масштабы, темпы и уровень эффективности национальной экономики. Также этот рынок предполагает размещение выпусков ценных бумаг эмитентами.

На вторичном рынке осуществляются сделки купли-продажи, здесь перепродаются бумаги, которые инвесторы покупают при их эмиссии. Благодаря тому, что есть возможность купить или продать акции, рост реальных инвестиций постоянно повышается, а сами ценные бумаги становятся более привлекательными для покупателей.

Вторичный рынок на сегодняшний момент состоит из еще четырех рынков. Это фондовая биржа – место, где осуществляются операции с фондовыми ценностями, которые там зарегистрированы. Есть внебиржевый рынок, здесь осуществляются сделки с теми ценными бумагами, которые не были зарегистрированы.

Еще один внебиржевый рынок, который создан для того, чтобы посредством его происходила купля-продажа ценных бумаг, регистрация которых осуществлена через посредников. И четвертый рынок ориентирован на институциональных инвесторов. На нем сделки осуществляются через компьютерные системы.

3.Функции фондового рынка


Основной функцией фондового рынка считается мобилизация и концентрация денежных капиталов и свободных накоплений через организацию продажи ценных бумаг. Также фондовый рынок выполняет функцию инвестирования разных хозяйственных организаций и самого государства.

Это происходит посредством покупки ценных бумаг, именно фондовый рынок обеспечивает организацию этого процесса. Еще одна функция: это контроль высокого и надежного уровня ликвидности вложений в ценные бумаги.

4.Акции, облигации, другие ценные бумаги


Прежде всего, следует определить понятие ценных бумаг. Ценной бумагой называют свидетельство, которое удостоверяет право ее обладателя требовать выполнения определенных обязательств со стороны того экономического субъекта, который ее выпустил.

Акция представляет собой ценную бумагу, которая является подтверждением права ее держателя на определенную долю в уставном капитале акционерного общества.

Акция подтверждает то, что у ее обладателя есть все возможности, вытекающие из права собственности на долю в акционерном обществе. Выпуск акций происходит для привлечения дополнительных материальных средств в определенное дело. Акции эмитируются для реализации юридическим или физическим лицам.

Облигацией считается эмиссионная ценная бумага, которая считается долговым инструментом. При обналичивании облигации ожидается получение номинальной стоимости ценной бумаги и процентов, выплачиваемых в установленные периоды времени.

Акции выпускаются таких видов:

  • обычная такая акция дает право на управление предприятием (одна акция = один голос), право на получение дивидендов из чистой прибыли предприятия. Размер дивидендов зависит от решения совета директоров и прямо пропорционален количеству акций у акционера;

  • привилегированная закрепляют за акционером право на получение стабильной прибыли вне зависимости от результатов деятельности предприятия, право на первоочередную выплату дивидендов и выдачу имущества при ликвидации. Но могут быть ограничения на право управления предприятием. Все права и ограничения по привилегированным акциям прописываются в уставе акционерного общества.


Акционерное общество производит эмиссию акций и после проведения листинга и первичного распределения, акции попадают на вторичный фондовый рынок, где и происходит торговля акциями. Их могут использовать как средство для инвестиций и для спекуляций.

Инвестиционную привлекательность акции обуславливают дивиденды и курсовая разница. Спекуляции основываются на котировках акций на бирже — доход получают от разницы между ценой покупки и ценой продажи акции.

Понятие облигации. Облигация — это долговое обязательство. Подобно акции ее выпускают на рынок и продают. Лицо, купившее облигацию, имеет право на получение от эмитента возмещения стоимости ценной бумаги в оговоренный срок. Кроме возврата стоимости облигации, держатель ценной бумаги может получить определенный процент от стоимости ценной бумаги купона. То есть облигация это некоторая разновидность кредита, который получает эмитент на фондовом рынке. Облигации часто выпускают под реализацию определенной программы, доход от которой будет позднее направлен на выплату дохода по ценным бумагам. Срок действия облигации может составлять от 1 года до 20-30 лет.

Облигации выпускаются не только предприятиями, но и государством, финансовыми учреждениями. Привлекательность облигации определяется легкостью в передаче от одного владельца к другому, отсутствием залога и возможностью планировать затраты и прибыль. Торговля облигациями происходит как на первичном рынке — ее можно выкупить непосредственно
у эмитента, так и на вторичном рынке — множество облигаций свободно торгуются на различных фондовых биржах.

Доходность облигации определяют две составляющие:

  • купон (процент) — периодические выплаты оговоренного процента от стоимости облигации. Процент может быть, как фиксированным, так и плавающим, привязанным к межбанку или рефинансированию;

  • разница между ценой покупки и продажи;


Вопросы для самостоятельной подготовки.

  1. Что такое конкуренция?

  2. Перечислите три элемента, которые необходимы для существования рыночной экономики.

  3. Перечислите условия, необходимые для свободной конкуренции.

  4. Перечислите виды и черты несовершенной конкуренции.

  5. Что такое монополия? Какие существуют формы монополий?

  6. Перечислите признаки ценных бумаг.

  7. Перечислите все известные вам принципы классификации ценных бумаг.


Тема 3.4. Издержки, прибыль и источники финансирования предприятия.

1.Прибыль – это рост, увеличение, приращение капитала. Основной целью деятельности коммерческих организаций и предприятий является получение максимальной прибыли или дохода. Максимальная прибыль обеспечивается выпуском оптимального количества готовой продукции. Прибыль также оценивается как разница между доходом и издержками. Если затраты превышают доходы, то компания может разориться.

Сторонники теории меркантилизма считали, что прибыль возникает из внешней торговли. Знаменитый экономист Адам Смит считал, что прибыль – это вычет из продукта труда рабочего. Карл Маркс описывал прибыль как форму прибавочной стоимости, порожденной наемным трудом. Дж. Кейнс рассматривал прибыль как часть национального дохода. Современные экономисты оценивают прибыль как доход или вознаграждение за осуществленную предпринимательскую деятельность.

2. Постоянные и переменные затраты

Издержки производства расходы, денежные траты, которые необходимо осуществить для создания товара. Для предприятия (фирмы) они выступают как оплата приобретенных факторов производства. Экономические издержките выплаты, которые фирма должна произвести поставщикам необходимых ресурсов (трудовых, материальных, энергетических и т. д.), чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в других производствах