ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 359
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На макроэкономическом уровне государство: разрабатывает и утверждает правовые основы экономики; определяет приоритеты макроэкономического развития; обеспечивает нормальные условия для работы рыночного механизма, в том числе осуществляет антимонопольную политику; осуществляет регулирование экономической деятельности для достижения поставленных целей на основе проведения определенной экономической политики; дополняет рыночный механизм в тех сферах экономической деятельности, где недостаточная эффективность; решает проблемы социальной защиты населения, обеспечивая его социально-экономические права и более справедливо распределяя доходы между членами общества.
Для командной экономики свойственно тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и готовой продукции, административный контроль над ценами.
В условиях рынка государство осуществляет минимальное вмешательство в деятельность предприятий и рынка, и лишь в том случае, когда возникают нежелательные явления, с которыми рынок справиться не в состоянии (война, экономические кризисы, инфляция, стихийные бедствия, массовая безработица и т. д.)
Современная экономическая теория признает необходимость участия государства в экономических процессах как регулятора экономики. Это проявляется в функциях:
1) совершенствование системы рыночных отношений (через разработку нормативно-правовой базы);
2) составление прогнозов развития страны на перспективу;
3) регулирование использования сил природы и охрана окружающей среды;
4) управление демографическими процессами;
5) регулирование и экономическое обеспечение интеллектуального развития, защиты жизни, прав и свобод граждан;
6) согласование экономических интересов субъектов производственно-экономических отношений и преодоление противоречий между ними;
7) организация ориентации производства на конечный результат, учет интересов и мотивов трудовой деятельности;
8) разработка целевых комплексных программ экономического развития.
3.Виды государственного регулирования:
а) прямое – осуществляется через законодательство;
б) косвенное – применение всевозможных финансовых рычагов для влияния на поведение частных фирм, предприятий и организаций. Для проведения косвенного регулирования государство обычно использует фискальную и кредитно-денежную политику.
Методы государственного регулирования экономической жизни:
а. Правовые методы. Государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры: антимонопольное законодательство, законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса и др.
б. Финансово-экономические методы. Государственные инвестиции, бюджет, налоги. Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его. Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении своей денежной политики (по управлению денежной массой и кредитами). Государство вводит таможенные пошлины для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние.
в. Экономическое программирование. Государство составляет примерные планы развития экономики на некоторый период, но в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное влияние на частных товаропроизводителей.
4.Бюджет – конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период. Государственный бюджет – смета доходов и расходов государства на определенный период времени (как правило, с 1 января до 31 декабря), составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег. Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Собрания РФ). Сам бюджет государства является законом. По окончании финансового года Правительство Российской Федерации должно отчитаться об исполнении бюджета.
Функции государственного бюджета: регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации; легально контролирует действия правительства; несет информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности; определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства.
Доходы государственного бюджета: налоги на доходы юридических и физических лиц, поступления от реального сектора (налог на прибыль), поступление косвенных налогов и акцизов, пошлины и неналоговые сборы, региональные и местные налоги.
Государственные доходы – часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны.
Доходная часть государственного бюджета состоит из трех основных частей: налогов (прямые и косвенные налоги), неналоговых доходов, доходов целевых бюджетных фондов.
Расходы государственного бюджета: промышленность, социальная политика, сельское хозяйство, государственное управление, международная деятельность, оборона, правоохранительная деятельность, наука, здравоохранение, образование.. Расходы бюджетов осуществляются в формах: ассигнований на содержание бюджетных учреждений; средств на оплату товаров, работ и услуг по государственным или муниципальным контрактам; трансфертов населению; бюджетных кредитов; субвенций и субсидий; инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц; кредитов иностранным государствам; средств на обслуживание и погашение долговых обязательств.
К расходам, финансируемым совместно из госбюджета, федеральных и муниципальных бюджетов, можно отнести: государственную поддержку отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь); обеспечение правоохранительной деятельности; обеспечение противопожарной безопасности; науку и социально-культурные мероприятия.
5.Виды государственного бюджета
* Сбалансированный бюджет (в котором равны соотношения доходов и расходов).
* Дефицитный бюджет (расходы бюджета выше доходов).
* Профицитный бюджет (доходы бюджета выше расходов).
6.Государственный долг – сумма задолженности государства по выпущенным и непогашенным займам, включая начисленные по ним проценты. Обслуживание долга – выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной суммы долга.
а) Внутренний государственный долг – долговые обязательства федерального правительства перед юридическими и физическими лицами, выраженные в национальной валюте. Внутренние долговые обязательства: рыночные (долговые обязательства, выпущенные государством на внутреннем рынке в виде ценных бумаг – облигаций); нерыночные (возникают в результате исполнения бюджета – долг бюджетных организаций к концу переоформляется в государственный внутренний долг).
Причины возникновения внутреннего государственного долга
* Получение государством кредитов от коммерческих банков, юридических лиц, выраженных в национальной валюте.
* Осуществление государством внутренних займов (размещение ценных бумаг от лица государства).
* Предоставление бюджетных ссуд одним уровнем бюджетной системы другому.
а) Внешний государственный долг – задолженность государства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам международным и государственным банкам, организациям, правительствам, частным иностранным банкам и др., выраженным в иностранной валюте. Внешний государственный долг подразумевает жесткие сроки погашения кредита, несоблюдение которых ведет к новым санкциям.
Реструктуризация долга – пересмотр условий обслуживания долга (процентов, сумм, сроков начала возврата). Реструктуризация производится в случае невозможности выплаты страной долга на первоначальных условиях.
Меры по управлению государственным долгом: недопущение долговой ситуации, при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства; поиск средств для выплаты долга; нейтрализация негативных последствий государственного долга; эффективное использование средств заимствования.
Вопросы для самостоятельной подготовки
-
Перечислите методы государственного регулирования экономики. -
Перечислите и охарактеризуйте функции гос. бюджета. -
Перечислите уровни, источники и направления расходов гос. бюджета. -
Перечислите факторы, влияющие на состояние госбюджета. -
Перечислите функции центрального банка.
-
Объясните что такое гос. долг. Какие бывают виды гос. долга?
Тема 3.10.Экономическая деятельность и ее измерители
1.Экономический рост – особый вид экономической динамики, при котором происходит увеличение показателей, характеризующих объемы национального производства. В качестве таких показателей могут выступать номинальные или реальные величины ВНП, ВВП, объемов промышленного производства, национального дохода, как в валовом выражении, так и на душу населения. Реальный экономический рост – это рост ВВП в денежном выражении минус инфляция. Конечными целями экономического роста являются повышение материального благосостояния населения и поддержание национальной безопасности. Повышение материального благосостояния конкретизируется в следующих основных составляющих:
1. Увеличение среднедушевых доходов населения (получает свое отражение в темпах роста национального дохода (НД) на душу населения).
2. Увеличение свободного времени.
3. Улучшение распределения НД среди различных слоев населения.
4. Улучшение качества и рост разнообразия выпускаемых товаров и услуг.
Под эффективностью экономического роста понимается улучшение всех составляющих многогранного понятия эффективность производства (улучшение качества товаров и услуг, повышение их конкурентноспособности; освоение производства новых товаров; углубление специализации и кооперирования производства; преодоление неэффективности за счет повышения управленческого мастерства и использования эффективных мотиваций для стимулирования роста производительности труда внутри фирм; освоение новых технологий и др.).
Типы экономического роста
* Экстенсивный экономический рост – увеличение объемов национального производства, достигаемое за счет использования большего количества факторов производства: основного капитала (фондов); рабочей силы; материальных затрат (природного сырья, материалов, энергоносителей).
* Интенсивный экономический рост характеризуется увеличением масштабов выпуска продукции, который основывается на широком использовании более эффективных и качественно совершенных факторов производства, обеспечивается за счет применения более совершенной техники, передовых технологий, достижений науки, более экономичных ресурсов, повышения квалификации работников. Научно-технический прогресс (НТП) – фактор интенсивного роста экономики.
В рыночной и смешанной экономике экономическое развитие проходит неравномерно, в виде экономических циклов – это периодические колебания уровней занятости, производства и инфляции; период цикличности деловой активности.
2.Фазы экономического цикла
* Экономический подъем (пик) – почти полная занятость активного населения, постоянное расширение производства всех товаров и услуг, рост доходов, расширение совокупного спроса.
* Экономическое сжатие (рецессия) – сокращение производства и потребления, доходов и инвестиций, падение уровня ВВП.
* Экономический спад (кризис) – экономика, достигнув дна, топчется на месте.