ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 360
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отличительные признаки политической власти: верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти; всеобщность, т. е. публичность; легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны; моноцентричность, т. е. существование общегосударственного центра принятия решений; многообразие ресурсов (принудительных, экономических, информационных и других).
Функции политической власти: а) управление, руководство обществом в целом (страной, государством) и каждой его сферой (политической, экономической, социальной и др.); б) формирование и оптимизация политической системы, приспособление ее институтов к целям, задачам и самой сути тех сил, которые пришли к власти; в) организация политической жизни и политических отношений, создание определенного типа правления; г) обеспечение стабильности в стране.
Типологии политической власти:
• Государственная (публичная, суверенная, на определенной территории) – осуществляется государством в форме формальных законов, указов и пр. с санкциями за их неисполнение.
• Общественная (партийная, профсоюзная, средств массовой информации) – осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение.
• По функциям органов: законодательная, исполнительная, судебная.
• По широте распространения: международные организации (мегауровень), центральные органы государства (макроуровень), региональные организации (мезоуровень), власть в первичных организациях и малых группах (микроуровень).
• По способам взаимодействия субъекта и объекта (по режиму правления): демократическая, авторитарная, тоталитарная.
• По типам социального господства: традиционная, легальная, харизматическая.
Принцип суверенитета означает верховенство и независимость государственной власти. Принцип легитимности связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением.
Основные источники (основания) законности, правомерности политической власти:
– традиционная легитимность формируется на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам.
– рациональная (демократическая) легитимность возникает в результате признания людьми справедливости процедур
, на основе которых формируется система власти.
– харизматическая легитимность складывается в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера. Люди некритически воспринимают стиль и методы правления, безоговорочная поддержка властителя нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности.
2. Политическая система
Политическая система – упорядоченная совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть; комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти; совокупность принципов организации и функционирования институтов политической власти.
Основные признаки политической системы: тесная связь с государственной властью, с борьбой за государственную власть и ее осуществление; выражение политических интересов различных классов, социальных слоев и групп; наличие организационных форм выражения политических интересов; урегулированность отношений между институтами политической системы правовыми, политическими нормами и политическими традициями.
Политическая система характеризуется: политической идеологией; политической культурой; политическими нормами, традициями и обычаями.
Структура политической системы включает подсистемы:
* институциональную: государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними; особое значение имеют церковь и средства массовой информации, обладающие способностью существенно влиять на процесс формирования общественного мнения, оказывать давление на правительство, лидеров;
* нормативную: правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи;
* функциональную: методы политической деятельности, способы осуществления власти;
* коммуникативную: все формы взаимодействия как внутри системы, так и с политическими системами других государств.
Классификация политических систем
1) Характер взаимоотношений с внешней средой: открытые и закрытые.
2) По политическому режиму (способу осуществления политической власти): тоталитарные, авторитарные и демократические.
3) По содержанию и формам управления: либеральные демократии, коммунистические (авторитарно-радикальные), традиционные, популистские, авторитарно-консервативные.
4) По типу политической культуры и разделению политических ролей между участниками политического процесса: англо-американская, европейско-континентальная, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная.
5) По социально-экономической основе:
– тоталитарно-распределительные (в их основе лежит государственное распределение материальных благ);
– либерально-демократические (их основа – рыночная экономика);
– конвергенционные и мобилизационные (в их основе – сочетание государственного вмешательства в экономику с рынком).
Кроме государства в политическую систему входят политические партии, общественно-политические и общественные организации и движения, трудовые коллективы, отдельные граждане, нормативно-правовые акты, идейные течения и другие.
В авторитарных (автократических) политических системах власть принадлежит политическому классу во главе с лидером; она опирается на закон, выражающий интересы этого политического класса и его лидера (царя, императора, генерального секретаря, фюрера и т. п.). В таком политическом строе исполнительная власть является господствующей, а независимой судебной системы не существует. Авторитарная система общества проходит в истории человечества стадии: деспотическую на аграрной стадии человечества и тоталитарную (советская, фашистская, нацистская и др.) на индустриальной. Данной системе присущи, с одной стороны, исполнительность, покорность, терпеливость, а с другой – властность, жестокость и решительность. Основные функции такой государственной власти: поддержание порядка, обеспечение безопасности страны, организация экономики, правотворчество и т. д.
В либеральных политических системах власть принадлежит экономически господствующим классам и характеризуется разделением властей (законодательная, исполнительная, судебная). Существует система «сдержек и противовесов», не позволяющая отдельным ветвям власти стать господствующими, а независимая судебная система обеспечивает равенство всех перед законом. Базисную часть либеральной политической системы образует демократическая государственная власть в форме парламентской или президентской республики. Результативную часть либеральной политической системы образуют: политическая, экономическая и демосоциальная стабильность; соблюдение прав человека и гражданина; возможность саморазвития в условиях конкуренции и неуверенность в завтрашнем дне; защищенность от внешних угроз; обеспечение внешней политической и экономической экспансии.
Для демократической политической системы характерны многопартийность, политический и идеологический плюрализм, стремление партий и других политических сил к овладению государственной властью демократическим путем.
В социал-демократических политических системах власть принадлежит демократическому, правовому, социальному государству и гражданскому обществу, основу которого образует средний класс. Эта система основана на разделении властей, опирается на закон, обеспечивающий свободу и ответственность граждан. Ветви власти находятся в относительной гармонии, контролируются гражданским обществом, а также демократическим, действенным правом. По оперативности принятия решений социал-демократическая политическая система медленнее либеральной и авторитарной. Принятие важных решений в гражданской политической системе сопровождается общенациональной и внутрипартийной дискуссией, которая позволяет оценить положительные и отрицательные стороны принимаемого решения для страны и ее классов.
Традиционная политическая система характеризуется политически неактивными гражданами, слабой дифференцированностью политических ролей, харизматическим обоснованием власти.
В модернизированных политических системах есть развитое гражданское общество, разнообразие политических ролей, разумный законный способ обоснования власти.
Стабильность политической системы зависит от способности государственной власти принимать решения и обеспечивать их соблюдение без применения силы. Последнее возможно при легитимности власти и ее решений. Эффективность политической системы означает удовлетворенность населения выполнением ее функций.
Вопросы для самостоятельной подготовки
-
Что такое власть, перечислите ее основные черты. -
Перечислите и охарактеризуйте теории происхождения власти. -
Перечислите и охарактеризуйте типологии политической власти. -
Опишите структуру власти. -
Перечислите и охарактеризуйте функции политической системы. -
На какие виды и по каким принципам подразделяются политические системы? -
Перечислите и охарактеризуйте политические подсистемы общества.
Тема 5.2.Государство, его функции.
1.Государство, его функции
Государство – 1) это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности; 2) основной социально-политический институт общества, ядро политической системы; обладая суверенной властью, оно управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность своих граждан; 3) политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей
.
Признаки государства:
• Определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства.
• Публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом.
• Суверенитет – верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями.
• Монополия на легальное применение силы. Государство имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы и т. п.;
• Право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.;
• Обязательность членства в государстве: человек получает гражданство с момента рождения (в отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом любого человека).
• Принудительность – государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву принуждать других субъектов в пределах данного государства и осуществляется специализированными органами в ситуациях, определяемых законом.
• Законотворчество.
• Многообразие используемых ресурсов – государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т. д.) для осуществления своих полномочий.
• Стремление к представительству интересов всего общества – государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп.
• Наличие символики (государство имеет свои признаки государственности – флаг, герб, гимн; особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т. д.
• Единая оборонная внешняя политика.
• Единая транспортная, информационная, энергетическая системы и др.
Атрибуты государства:
Территория – определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств.
Население – подданные государства, на которых распространяется его власть и под защитой которого они находятся.
Аппарат – система органов, наличие особого «класса чиновников», посредством которых функционирует и развивается государство; издание законов и правил, обязательных для всего населения данного государства, осуществляемое государственным законодательным органом.