Файл: Конспект лекций по оуд обществознание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 335

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2) защищает граждан и объединения, созданные ими, от незаконного вмешательства в их жизнедеятельность;

3) способствует формированию демократических органов государственной власти, демократическому развитию всей политической системы.

Взаимоотношения между гражданским обществом и государством в решающей степени зависят от типа политического режима: при тоталитарном режиме государство, контролируя все сферы и уровни жизни общества, почти не оставляет пространства для гражданского общества; при авторитарном режиме гражданское общество существует, но в неразвитом виде и на ограниченном социальном пространстве; демократический режим в рамках конституционного порядка создает условия как для функционирования и развития зрелого гражданского общества, так и для правового государства.

* Обязательными условиями существования гражданского общества являются: наличие правового государства, действие принципа разделения властей, подчинение закону самого государства и его органов, разграничение полномочий государственных и негосударственных институтов. Конституционное, или правовое, государство отличается от внеправового, или полицейского, главным образом тем, что в нем с помощью законодательства закреплены отношения между обществом и государством.

* Без зрелого гражданского общества невозможно создание правового государства, поскольку только свободные граждане, обладающие высокой политической культурой, способны формировать наиболее рациональные формы человеческого общежития.

2.Правовое государство – форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.

Признаки правового государства:

1. Безраздельное верховенство в государственной и общественной жизни правового закона:

2. Признание за личностью неотъемлемых, нерушимых, неприкосновенных прав и свобод, взаимная ответственность государства и личности.

3. Организация и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей. Полномочия различных ветвей государственной власти в обществе должны быть сбалансированы через систему сдержек и противовесов, препятствующих утверждению опасной односторонности в управлении.


4. Равенство всех перед законом.

5. Реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.

6. Признание прав и свобод человека высшей ценностью.

7. Политический и идеологический плюрализм.

8. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

Базовые принципы функционирования правового государства:

1. Приоритет права: рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур.

2. Правовая защищенность человека и гражданина: равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина; особые тип правового регулирования и форма правоотношений; стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

3. Единство права и закона.

4. Правовое разграничение деятельности различных ветвей государственной власти.

5. Верховенство закона.

6. Конституционно-правовой контроль.

7. Политический плюрализм и др.

Правовое государство возникает там, где общество имеет стойкие демократические, правовые, политические, культурные традиции, т. е. там, где существует гражданское общество. Для формирования правового государства требуется высокий уровень общей и правовой культуры. Правовое государство требует мощного экономического базиса, высоких стандартов жизни и доминирования среднего класса в социальной структуре общества; предполагает определенный уровень индивидуальной и общественной нравственности. Одной из главных предпосылок формирования правового государства является наличие институтов гражданского общества.
Вопросы для самостоятельной подготовки

  1. Опишите правовое государство.

  2. Перечислите предпосылки формирования правового государства.

  3. Перечислите условия формирования и функционирования правового государства.

  4. Перечислите основные подходы к определению сущности гражданского общества.

  5. Перечислите основные институты (элементы структуры) гражданского общества.

  6. Перечислите функции гражданского общества.

  7. В чем заключаются особенности связей гражданского общества?




Тема 5.5. Политическая элита и политическое лидерство.

1.Политическая элита – привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти.

Характерные черты: небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа; высокий социальный статус; значительный объем государственной и информационной власти; непосредственное участие в осуществлении власти; организаторские способности и талант.

Причины образования элит: общество нуждается в профессиональном управляющем воздействии, что вызывает необходимость в разделении труда на управляющих и управляемых; необходимость людей, обладающих специальными знаниями, навыками, опытом и способных осуществлять управленческие функции; политическое неравенство в обществе; управленческий труд высоко оценивается и стимулируется в обществе; пассивность широких слоев населения.

Критерии эффективности деятельности политической элиты: достигнутый уровень прогресса и благосостояния своего народа; политическая стабильность общества; национальная безопасность; оптимальное соотношение между гражданским обществом и государством.

Условия повышения интеллектуального качества и нравственной надежности политической элиты: а) широкая гласность; б) политический плюрализм; в) разделение властей; г) открытость элит для социальной мобильности; д) строгое соблюдение законности, демократических процедур политического процесса; е) легитимный путь ее формирования свободным волеизъявлением всех граждан; ж) рекрутирование ее состава из людей с достаточно большим опытом политического управления; з) гуманистическая ориентация членов самой элиты на созидательные ценности и самого человека.

2.Политическое лидерство 1) постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на организацию, группу или все общество; 2) управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений; это руководящая должность; 3) приоритетное постоянное влияние со стороны определенного лица на все общество, политическую организацию или большую социальную группу; 4) символ группы, общности, образец политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти; 5) это способ взаимодействия лидера и масс, в процессе которого лидер оказывает значительное влияние на общество.


Характерные черты и свойства личности, необходимые лидеру:

* Природные качества: сила характера, воля, магнетизм личности, решительность, гипнотические способности, тонкая интуиция.

* Нравственные качества: благородство, честность, верность общественному долгу, забота о людях, об общественном благе и справедливости, гуманизм и человеколюбие, высокое чувство ответственности за принимаемые политические решения, неподкупность.

* Профессиональные качества: аналитические способности, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументированно противостоять чужому мнению, политическая мудрость, компетентность, профессионализм в принятии политических решений, талант привлекать к себе людей, ораторское искусство, чувство юмора, умение убеждать, вызывать энтузиазм, повести людей за собой. Среди профессиональных качеств политического лидера очень важными являются готовность к компромиссам, такт, дипломатичность, гибкость, умение маневрировать между полярными силами, быть готовым к восприятию различных точек зрения, предложений и требований.

«Инструменты власти», которыми пользуется лидер для осуществления власти: политические партии, законодательные органы, суды, бюрократический аппарат, средства массовой информации.

Типология политических лидеров:

1. По целям и воздействию на общество: консерваторы (цель – сохранение статус-кво общества); реформаторы (стремятся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведения широкомасштабного реформирования, прежде всего властных структур); революционеры (цель – переход к принципиально иной общественной системе).

2. В зависимости от видов ресурсов, авторитета: * традиционное: опирается на механизм традиций, ритуалов, силу привычки; привычка подчиняться основана на вере в святость традиции и передачи власти по наследству; право на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению; этот тип лидерства олицетворяет правление вождей, старейшин, монархов; * рационально-легальное (бюрократическое): опирается на представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий; власть лидера основывается на своде правовых норм, признанных всем обществом; компетенция каждого носителя власти четко очерчивается конституцией и нормативно-правовыми актами; *
харизматическое: основано на вере в богоизбранность или исключительные качества конкретной личности; харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи (В. И. Ленин, И. В. Сталин, Ф. Кастро).

3. В зависимости от используемых ими методов управления обществом: демократический (уважает достоинство людей, стимулирует достижение людьми максимальных возможностей); авторитарный (ориентируется на недемократические, монопольные методы управления; на авторитарном стиле построена политическая деятельность практически всех диктаторов, тиранов и деспотов).

4. На основе личностных черт самого политического лидера и конкретной ситуации, в которой он действует (Маргарет Дж. Херманн ):

– Лидер - «знаменосец»: крупный стратег, формирующий собственную политическую программу и реализующий свои идеи и цели; человек с сильной волей и собственным видением действительности;

– Лидер - «служитель» ориентируется на своих приверженцев и стремится выступать в роли выразителя их интересов;

– Лидер - «торговец»: характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, привлечь массы к их осуществлению;

– Лидер - «пожарный» реагирует на те проблемы, которые встают перед его приверженцами, избирателями, активно откликается на требования жизни, политической ситуации, на возникающие острые проблемы; его действия определяются именно насущными требованиями момента.

5. По способу утверждения лидерства в группах: формальное (руководитель, назначенный сверху и управляющий людьми согласно действующим положениям и инструкциям) и неформальное (то, которое сложилось естественным путем в процессе личных взаимоотношений людей).

Функции политических лидеров:

Аналитическая функция (функция постановки диагноза): глубокий и всесторонний анализ причин сложившейся ситуации, изучение совокупности объективных и субъективных факторов и реалий.

Функция разработки программы действий.

Функция мобилизации страны на выполнение принятой программы.

Новаторская функция: политический лидер сознательно вносит новые, конструктивные идеи социального переустройства общества, для чего разрабатываются новые политические программы и стратегические планы общественного развития, осуществляются обновление, реорганизация политических структур.

Коммуникативная функция