Файл: Конспект лекций по оуд обществознание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 324

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понятие культуры (от лат. возделывание, обрабатывание)

  • в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;

  • в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
    Материальная и духовная культура
     (деление по потребностям человека, удовлетворяемым ценностями):

  • материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира

  • духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Функции культуры: познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, социализации.

Духовный мир личности – область бытия, в которой объективная реальность присутствует в самом человеке, является неотъемлемой частью его личности: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели. Духовная жизнь общества – объективная, надындивидуальная идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в человеке и определяющая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия. Это – философия, мораль, наука, образование, искусство, религия, право.

Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.

Формы и разновидности культуры. Типология культур:

  • национальная – мировая;

  • светская – религиозная;

  • восточная – западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.; русская, французская и др.);

  • традиционная – индустриальная – постиндустриальная;

  • сельская – городская;

  • обыденная – специализированная;

  • высокая (элитарная) – массовая – народная

Элитарная, массовая и народная культуры

Экранная культура – вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры, PSP, игровые приставки и др.)


Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная). Составляющие: знания, ценности, стиль и образ жизни, социальные институты как система норм, навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.

Молодежная субкультура – культура демонстративного потребления, развивающаяся чаще всего на основе стилей в одежде и музыке. Причины:

  • рост жизненного уровня;

  • развитие общества потребления, создающего все но­вые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь;

  • возрастание ­роли и значения свободного времени, досуга.

Молодежная культура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье, ведет масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.

Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества (либо официальной культуре; андерграунд как контркультура).

2.Мораль, ее категории


Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Подходы к происхождению морали: натуралистический, теологический, социологический, культурологический.

Развитие норм морали: табу – обычай – традиция – моральные правила.

Моральные требования и представления:

  • нормы поведения («не лги», «не укради», «не убий», «почитай старших» и др.);

  • моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и др.);

  • нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и др.);

  • морально-психологические механизмы (долг, совесть);

  • высшие моральные ценности (добро, смысл жизни; свобода; счастье).

Этика  – философская наука, предметом которой являются мораль, нравственность. Мораль – высокие идеалы и строгие нормы, мир должного. Нравственность – принципы реального практического поведения людей, мир сущего.

Функции морали: регулятивная, ценностно-ориентационная, координационная, мотивационная, конститутивная.

Нравственная культура личности – степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Этапы формирования: элементарная нравственность (что со мной сделают?), конвенциональная нравственность (что обо мне подумают?), автономная нравственность (что я сам о себе подумаю?). Структура нравственной культуры личности: культура этического мышления, культура чувств, культура поведения, этикет.

3. Искусство, его формы, основные направления


Искусство:

  • специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах;

  • практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей;

  • высокая степень мастерства.

Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Форма бытия искусства – художественное произведение. Виды искусства: архитектура (зодчество), живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, театр, цирк, балет, кино, фотоискусство, эстрада.
Специфика искусства как формы художественного познания: образное и наглядное, специфические средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т.д.), большая роль воображения и фантазии познающего субъекта.

Функции искусства:

  • общественно-преобразующая (оказывая идейно-эстетическое воз­действие на людей, включает их в на­правленную деятельность по преобра­зованию общества);

  • художественно-концептуальная (анализирует состояние окружающего мира);

  • воспитательная (формирует личность, чувства и мыс­ли людей);

  • эстетическая (формирует эстетические вкусы и по­требности человека);

  • утешительно-компенсаторная (восстанавливает в сфере духа гармо­нию, утраченную человеком в реаль­ной действительности, способствует сохранению и восстановлению психи­ческого равновесия личности);

  • предвосхищения (предвосхищает будущее);

  • внушающая (воздействует на подсознание людей, на человеческую психику);

  • гедонистическая (доставляет людям удовольствие);

  • познавательно-эвристическая (отражает и осваивает те стороны жиз­ни, которые труднодоступны науке).

Вопросы для самостоятельной подготовки.

  1. Перечислите и охарактеризуйте основные виды культуры.

  2. Перечислите и охарактеризуйте функции культуры.

  3. Из каких основных элементов состоит структура духовной жизни общества?

  4. Объясните отличия морали и нравственности.

  5. В чем заключается сходство морали и права?

  6. Какие функции мораль выполняет в обществе?

  7. Перечислите виды искусства.

  8. В чем заключается специфика искусства?

  9. Перечислите и охарактеризуйте функции искусства



Тема 1.3.Религия

1.Религия – это

  •  вера в сверхъестественное, и основанные на ней мировоззрение, мироощущение и соответствующее поведение;

  •  совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;

  •  форма удовлетворения духовных потребностей.

Признаки религии: вера в сверхъестественное; организованное поклонение высшим силам; стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта)


Элементы религии:

  • вера – принятие истинности чего-либо без доказательств;

  • культ – вид религиозной деятельности, религиозное почитание каких-либо предметов, святых отцов, бога или богов; религиозная обрядность;

  • переживания;

  • образ жизни (нравственные ценности и религиозные нормы);

  • символы.

Церковь – социальный институт, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.

2.Функции религии:

  • мировоззренческая (Задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых, осмысливаются мир, об­щество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание);

  • регулятивная (Упорядочивает определенным образом помыс­лы, стремления людей, их деятельность);

  • терапевтическая (Восполняет ограниченность, зависимость, бес­силие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий сущест­вования. Важное значение имеет психологиче­ский аспект компенсации - снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение);

  • культуротранслирующая (Способствует развитию определенных основ культуры - письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществля­ет передачу накопленного наследия от поколе­ния к поколению);

  • коммуникативная (Обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих - с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молит­ве, медитации и т. д.);

  • интегрирующая (Объединяет индивидов, группы, если ими при­знается более или менее единое, общее вероис­поведание, что способствует сохранению ста­бильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интег­рирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и по­ведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии);

  • легитимизирующая.

3.Формы ранних религий:

  • анимизм (от лат. душа) – вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы;

  • фетишизм (от фр. заколдованная вещь, идол, талисман) – поклонение неодушевленным предметам, наделенным сверхъестественными свойствами;

  • тотемизм (от индийского тотем – его род) – поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику;

  • магия (колдовство).