Файл: Конспект лекций по оуд обществознание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 336

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основные виды политических процессов:

– формирование органов политической системы: в ходе него создаются ранее не существовавшие политические учреждения и устанавливаются регулируемые специальными нормами отношения между ними;

– воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования: политическая жизнь складывается не только из непрерывного обновления, возникновения ранее не существовавших политических отношений и институтов, но и из действий по поддержанию этих отношений в стабильном состоянии через использование таких механизмов, как традиции, процедуры, юридические и идеологические предписания;

– принятие и исполнение политических решений, определяющих задачи и способы их решений, осуществляющих выбор средств достижения политических целей, направления политических действий.

Взаимосвязь этих процессов рождает сложное сочетание действий, направленных на обеспечение постоянства, незыблемости политических отношений и их изменения, на придание им динамики, обновления.

Экстремальные виды политического процесса различают по социальному составу, степени интенсивности, длительности, по возможности успеха, уровню организованности, духовным и психологическим импульсам, которые вдохновляют участников:

а) восстание: любому восстанию присущ некоторый уровень организованности, большую роль здесь играют руководители, выдвигающие определенные цели. Эти цели находят обоснование в несложной программе, лозунгах.

б) бунт: массовое действие, имеющее очень высокую степень интенсивности, активности его участников, но еще больше ограничено временем протекания, а также проблемой, причиной, его вызвавшей; почти всегда ответная реакция на какие-либо экстраординарные действия представителей господствующих политических групп, государственных органов, не перерастающая ограниченных задач сопротивления отдельным действиям правительства.

в) мятеж: по степени интенсивности, эмоциональной напряженности близок к бунту, но в отличие от него имеет более ограниченное число участников. Мятеж возникает как результат продуманной, целенаправленной подготовки определенной группы лиц, носит вооруженный характер, ставка делается на военную силу, и основное ядро мятежников обычно составляет армия. Человек подчинен эмоциям, а его действия все более теряют связь с реальными условиями и возможностями общества.


г) путч выражается в вооруженных действиях, не опирающихся ни на широкую поддержку, ни на учет ситуации, ни на продуманную программу.

Основные компоненты политического процесса: функционирование государственных институтов (правительство и полиция, парламент и спецслужбы, деятельность партий и групп давления, индивидуальная активность граждан); взаимосвязь сознательной и стихийной деятельности, то есть регулируемых государством действий и спонтанных акций групп граждан и отдельных индивидов.

Политическое решение – это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач политического действия, этапов, способов их достижения, связи с реализацией власти.

Функции политического решения: 1) координация – согласование усилий разнородной массы людей, действующих в постоянно изменяющихся обстоятельствах; 2) корреляция – внесение изменений в тактику движения, особенно при появлении новых обстоятельств, условий деятельности, затрудняющих или облегчающих реализацию поставленной задачи; 3) программирование – осуществление выбора эффективного способа сочетания целей и средств, что в политическом процессе заключается в поиске наиболее рационального варианта деятельности.

Политический порядок – это комплекс мероприятий, создающих благоприятные условия для эффективного и целесообразного функционирования и развития политической системы общества, это состояние урегулированности политических процессов. Политический порядок характеризует состояние политической системы, ее способность к политической мобилизации и осуществлению запланированных акций.

2. Политическое участие – 1) действия, посредством которых, рядовые члены любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты ее деятельности (Дж. Нагель); 2) «всякая деятельность, добровольно осуществляемая гражданами с целью оказать влияние на принятие решений на различных уровнях политической системы; участие в политике понимается, прежде всего, как осознанная целенаправленная деятельность» (М. Каазе); 3) влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.

К политическому участию относятся собственно политические действия, а не поступки, которые могут вызывать политические последствия. Практические и целенаправленные формы политического участия характеризуются масштабностью и интенсивностью.



Уровни и типы политического участия:

* Реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, от ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью высокой активности человека; эпизодическое участие в политике.

* Деятельность, связанная с делегированием полномочий: участие в выборах (местного или государственного уровня), референдумах и т. д.

* Участие в деятельности политических и примыкающих к ним общественных организаций: партий, групп давления, профсоюзов, молодежных политических объединений и других.

* Выполнение политических функций в рамках государственных институтов, включая средства массовой информации.

* Профессиональная, руководящая политико-идеологическая деятельность.

* Участие во внеинституциональных политических движениях и акциях, направленных на коренную перестройку существующей политической системы.

К политическому участию относятся: а) действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); активистская деятельность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и групп интересов; б) пассивные формы политического поведения граждан; участие людей только в выборах представительных органов власти или только в решении местных проблем; профессиональные действия политиков.

Для политического участия граждан значение имеют объективные условия (расстановка политических сил, политическая культура общества); субъективные условия (отношение к политической системе, мотивы участия в политике, их ценности, потребности, знания, информированность).

Политическое поведение – это совокупность реакций социальных субъектов (социальных, общностей, групп, личностей и т. п.) на деятельность политической системы.

Политический протест – разновидность негативного воздействия индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретные действия властей, затрагивающие его. Источники политического протеста: слабая приверженность граждан господствующим в обществе ценностям, психологическая неудовлетворенность сложившимся положением вещей, а также отсутствие должной чуткости властей к текущим запросам населения. Чтобы придать протесту цивилизованную форму, в демократических государствах обеспечивается свобода слова, формируется институт оппозиции, который представлен деятельностью неправительственных партий и движений. В ряде стран оппозиция даже создает «теневые» правительства, которые постоянно оппонируют правящим структурам по всем важнейшим политическим вопросам, публикуя собственные оценки и прогнозы, планы и программы решения тех или иных проблем.


Наиболее радикальным проявлением политического протеста является политический экстремизм, который выражает приверженность в политике к крайним взглядам и действиям. Политический экстремизм – это всегда правовой нигилизм. Политический экстремизм – явление международного масштаба, он содержит опасность для субъектов международных отношений, политики мирного сотрудничества государств, в целом для международной безопасности. Отличительной особенностью экстремизма в политической сфере общественных отношений является его способность синтезировать экстремистские проявления, происходящие в других областях жизни общества, придавать им политическую направленность.

Политическому участию противостоит такой тип политического поведения, как абсентеизм (уклонение от участия в политической жизни – в голосовании, избирательных кампаниях, акциях протеста, деятельности партий, групп интересов и т. п.; утрата интереса к политике и политическим нормам, политическая апатия). Абсентеистский тип поведения существует в любом обществе, однако его рост, равно как и рост доли апатичных людей, свидетельствует о серьезном кризисе легитимности политической системы, ее норм и ценностей. Причины абсентеизма: а) доминирование у личности норм субкультуры при почти полном вытеснении общепринятых норм культуры; б) высокая степень удовлетворения личных интересов, что может вести к утрате интереса к политике; в) способность личности самостоятельно справляться со своими проблемами, частным образом отстаивать свои интересы порождает ощущение ненужности политики; г) чувства собственной беспомощности перед лицом сложных проблем, недоверия к политическим институтам, ощущения невозможности как-то повлиять на процесс выработки и принятия решений; д) распад групповых норм, утрата личностью чувства принадлежности к какой-либо социальной группе, а, следовательно, целей и ценностей социальной жизни, отсутствие представлений о связи политики с частной жизнью. Абсентеизм в большей степени наблюдается у молодежи, представителей различных субкультур, лиц с низким уровнем образования.

Вопросы для самостоятельной подготовки

  1. Что такое политический процесс?

  2. Перечислите особенности политического процесса.

  3. Опишите структуру политического процесса.

  4. Перечислите основные этапы политического процесса.

  5. Перечислите основания классификации политических процессов.

  6. Перечислите виды политических процессов.

  7. Каким образом общественные институты участвуют в политическом процессе?



Тема 6.1.Право в системе социальных норм.

1. Социальные нормы – это образцы, эталоны, правила поведения участников общественных отношений. Они содержат указания, информацию о желательном или нежелательном поведении людей.

Виды социальных норм:

1) обычаи – правила поведения, установившиеся в обществе в результате многократного и длительного применения; 2) религиозные нормы – правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих; 3) мораль – система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого; 4) политические нормы устанавливают правила поведения в политической сфере; 5) эстетические нормы определяют рамки вкусов, мнений, художественных и культурных предпочтений; 6) правовые нормы (нормы права) – установленные и санкционированные государством общеобязательные правила поведения, за нарушение которых наступает юридическая ответственность.

Отличия права от других социальных норм: нормативность (четко определяет права и обязанности субъектов, а также ответственность за нарушение); отражает принципы справедливости, свободы, равенства людей; связано с государством, что делает его общеобязательным; для его реализации предусмотрены определенные процедуры.

Функции права:

1. Внешние: экономическая (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности и т. п.), политическая (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.), воспитательная (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц);

2. Внутренние: регулятивная; охранительная; культурно-историческая; воспитательная; социального контроля.

Структура нормы права – это внутреннее строение нормы, которое раскрывает ее основные элементы и способы их взаимосвязи.

а. Гипотеза – структурный элемент правовой нормы, который указывает на жизненные обстоятельства вступления нормы в действие.

б. Диспозиция – структурный элемент правовой нормы, который содержит само правило поведения участников регулируемых отношений, указывает на его суть и содержание, права и обязанности субъектов.

в. Санкция – структурный элемент правовой нормы, определяющий неблагоприятные последствия для участников общественных отношений, наступающие в случае нарушения последними предписаний диспозиции.