Файл: Конспект лекций по оуд обществознание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 353

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;

– представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать;

– представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

– выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;

– не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

– обязанности, не зависящие от факта наличия объекта налогообложения:

– постановка на учет в налоговых органах;

– предоставление налоговому органу необходимой информации и документов.

Б) Права налогоплательщиков

– получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций и разъяснения о порядке их заполнения;

– получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения федерального законодательства о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах Российской Федерации и муниципальных образований – по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

– использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

– получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;

– на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов;

– представлять свои интересы лично либо через своего представителя;

– представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по
актам проведенных налоговых проверок;

– присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

– получать копии решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

– требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

– не выполнять неправомерных актов и требований налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующих НК РФ или иным федеральным законам;

– обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

– требовать соблюдения налоговой тайны.

Налоговая декларация – письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, исчисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Этот документ представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде.
Вопросы для самостоятельной подготовки
  1. Что такое права человека и гражданина?


2.Какие виды прав закреплены в Конституции РФ?

3.Перечислите основные обязанности гражданина и человека

4. Кто имеет право на альтернативную гражданскую службу?

5. Перечислите права и обязанности налогоплательщика.



Тема 6.3. Экологическое право.
1. Экологическое право – это отрасль российского права, представляющая совокупность юридических норм для регулирования поведения людей по отношению к окружающей природной среде. В рамках российской экологической отрасли права выделяют природоохранное и природоресурсное законодательства. Статья 42 Конституции гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Предметом экологического права являются общественные отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности.

Объекты экологических правоотношений:

1) интегрированные – окружающая природная среда в целом;

2) дифференцированные – отдельные природные объекты (земля, недра, воды, леса, лесная растительность, атмосферный воздух, животный мир, генетический фонд, природные ландшафты, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство);

3) особо охраняемые – государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Субъекты экологических правоотношений: граждане, юридические лица, государственные органы.

При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, органы государственной власти, другие государственные органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны руководствоваться следующими основными
принципами:

– приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

– научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

– рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы, необходимости воспроизводства природных ресурсов;

– недопущение необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

– соблюдение требований природоохранительного законодательства;

– неотвратимость наступления ответственности за их нарушения;

– гласность и тесная связь с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач;

– международное сотрудничество в охране окружающей природной среды.

Экологические правоотношения – отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности, урегулированные нормами экологического и смежных отраслей права. Главную роль в решении экологических проблем играет государство. Цель – оздоровление экологической обстановки в стране, снижение ее неблагоприятного воздействия на здоровье населения, сохранение жизнеобеспечивающих функций биосферы, участие в международной природоохранительной деятельности. Государственное управление в области охраны окружающей среды возложено на Правительство РФ и специальные органы федеральной исполнительной власти (Министерство природных ресурсов РФ). Специфические функции управления осуществляют федеральные службы и агентства: Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору; Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; Федеральное агентство по рыболовству; Федеральное агентство водных ресурсов; Федеральное агентство лесного хозяйства и другие.

Способы защиты экологических прав:

1) создание общественных объединений;


2) обращение в органы власти с жалобами, заявлениями и предложениями;

3) участие в собраниях, митингах по охране окружающей среды;

4) судебный иск о возмещении вреда окружающей среде.

2. Экологическое правонарушение – виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением природоохранного законодательства, могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Виды экологических правонарушений, влекущих административную ответственность

* несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды;

* невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, а также в предоставлении заведомо неправильных и необоснованных экспертных заключений;

* загрязнение окружающей природной среды и причинение вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц;

* порча, повреждение природных объектов, в том числе памятников природы, истощение и разрушение природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем;

* нарушение экологических требований по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов;

* несоблюдение экологических требований при использовании в народном хозяйстве и захоронении радиоактивных материалов, химических и иных вредных веществ;

* превышение установленных уровней радиационного воздействия и др.

Ответственность граждан за совершение экологического правонарушения: дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная. Ответственность предприятий, организаций и учреждений за совершенные экологические правонарушения:

А) Дисциплинарная