Файл: Конспект лекций по оуд обществознание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 343

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4.Религии современного мира:

  • родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;

  • национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, иудаизм, индуизм, конфуцианство и др.);

  • мировые религии: буддизм (VI-V вв. до н.э. в Индии), христианство (I в. н.э. в Палестине), ислам (VIII в. н.э. в Аравии)

В Конституции РФ провозглашается свобода совести.

Мировые религии: буддизм; христианство (католицизм, православие, протестантизм); ислам.

Признаки мировых религий:

  1. Объединение крупной общности людей 

  2. Наличие последователей во многих странах и среди различных народов

Вопросы для самостоятельной подготовки.

  1. Какие существуют теории относительно происхождения религии?

  2. Перечислите признаки религии.

  3. Что такое вера? Перечислите и опишите элементы религиозной веры.

  4. Что такое религиозный культ? Опишите разновидности религиозного культа.

  5. Перечислите и охарактеризуйте атрибуты религиозного культа.

  6. Перечислите и охарактеризуйте ранние формы религий.

  7. Перечислите основные функции религии.

  8. Перечислите признаки мировых религий.


Тема 1.4. Мышление и деятельность.

  1. Понятие, свойства и виды мышления

Познание окружающего мира происходит с помощью органов чувств и мышления. Мышление является основой рационального познания. Мыслящий человек задаёт вопросы и ищет на них ответы. В процессе мышления он обрабатывает информацию, устанавливает причинно – следственные связи между предметами и явлениями.

Мышление — это активный процесс познания, представляющий собой опосредованный и обобщенный способ отражения предметов и явлений окружающей действительности.

Познание же с помощью мышления опосредованно. Узнать тепло или холодно на улице можно с помощью термометра, опираясь на высоту ртутного столба. В данном случае то, что нас интересует, мы узнали с помощью посредника (термометра). Именно опосредованность мышления даёт широкие познавательные возможности. Потому, как невозможно установить прямой контакт со всеми объектами познания. Ещё одним важным свойством мышления является обобщенность. Обобщенность мышления заключается в том, что человек собирает факты о каком-либо предмете или явлении, полученные ранее и на их основании делает вывод. К примеру, врач обобщил имеющиеся факты о болезни и назначил лечение больному.


Результатом мышления являются мысли (понятия, идеи). Мысли всегда выражаются словами, даже если мы не произносим их вслух. Поэтому мышление связано с речью. Осуществляется мышление в форме суждений. Стремясь найти истину человек рассуждает и выводит умозаключение, которые бывают индуктивными, дедуктивными и по аналогии. 

  • Индукция – это конечный вывод от частного к общему. Пример: ель, которая растёт в соседском дворе летом и зимой бывает зелёной, значит, все ели относятся к вечнозелёным хвойным деревьям.  

  • Дедукция – это обратный индукции вывод от общего к частному. Пример: преступления наказуемы, дача взятки преступление, следовательно, дача взятки наказуема. 

  • Умозаключение по аналогии – это вывод от частного к частному. Когда свойства одного предмета переносятся на другой предмет. Пример: планеты Марс и Земля во многом похожи. На Земле есть жизнь. Поскольку Марс похож на Землю, вероятно на Марсе есть жизнь.

Мышление тесно связано с деятельностью. Ведь от мыслей человек переходит к действиям. Мышление само по себе уже деятельность – интеллектуальная и познавательная, но оно неотрывно и от других форм деятельности.

2.Понятие и характер деятельности 

Деятельность – это целенаправленный процесс человеческой активности, удовлетворяющий потребности и преобразующий мир.

Деятельность человека существенным образом отличается от активности животных. Во-первых, тем, что животные приспосабливаются к окружающим условиям, а человек не только приспосабливается, но ещё и преобразует их. С помощью орудий труда человек изменяет окружающий мир, подстраивает его под свои нужды, делает комфортным для себя. Так, человек строит или разрушает дома, возводит памятники, получает образование и т.д. Во-вторых, поведение животных целесообразно инстинктам, деятельность человека тоже целесообразна, но ещё и целеполагательна, целенаправленна. Это означает, что поведение животного зависит от инстинктов, которыми он не в силах управлять.

3.Структура деятельности

Деятельность состоит из структурных единиц. Человек, без которого деятельность невозможна, является 

субъектом. То, на что направлена деятельность субъекта называется объектом. Например, врач (субъект) лечит больного (объект); Саша (субъект) моет посуду (объект). Почему врач лечит больного, а Саша моет посуду? Потому что в этом есть нужда, то есть потребность. Она тоже входит в структуру деятельности. На основе потребностей формируются мотивы, которые побуждают к деятельности. Одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами. Например, мотивы игровой деятельности у разных людей различны: один хочет победить, второму интересен сам процесс, третий играет ради общения и т.д. Одним из важных элементов в структуре деятельности является цель. Это идеальный образ результата, которого бы человек хотел достигнуть. Для достижения цели человек использует предметы, технологии, способы и другие средства. Например, ученик хочет сдать государственную итоговую аттестацию по обществознанию на высший балл – это цель. Для этого он использует такие средства, как курс обществознания на портале, онлайн-тестирование, занятия с репетитором, учебники, пособия, таблицы и др. Любая деятельность является процессом, а значит, состоит из цепи действий, реализуя которые можно добиться своей цели. Если человек достиг цели, значит он получил результат своей деятельности.

В структуру деятельности входят такие элементы, как:

  • субъект, 

  • объект,

  • потребность,

  • мотивы,

  • цель,

  • средства,

  • процесс,

  • результат.

4.Виды деятельности

Потребностей у человека много, значит и виды деятельности многообразны. Рассмотрим классификации по направлению и по содержанию. 

По направлению выделяют материальную и духовную виды деятельности. Духовная деятельность имеет три формы: познавательная, прогностическая, ценностно- ориентировочная. 

  • Материальная деятельность связана с производством материальных благ. Примеры: изготовление стула, ремонт квартиры, строительство дома. 

  • Духовная деятельность связана с производством знаний, идей, принципов, ценностей и других нематериальных благ. Примеры: воспитание ребенка, сочинение рассказа. 

  • Познавательная деятельность направлена на поиск и обработку информации и получение знаний. Примеры: исследования учёного, написание реферата.

  • Прогностическая деятельность связана с предвидением последствий каких-либо явлений. Примеры: деятельность астронома, прогнозирование последствий возможного землетрясения, урагана.

  • Ценностно–ориентировочная деятельность направляет человека на общечеловеческие ценности и идеалы (доброта, честность, справедливость, истина, красота, гуманность и т.д.). Данный вид деятельности проявляется в отношении человека к окружающей действительности: людям, природе, культуре. Ценностные ориентации человека формируются в процессе социализации, в беседе с матерью или другом, на уроке или классном часу. Человек раскрывает свой ценностно–ориентировочный потенциал в общении, познании, учёбе, труде, игре и других видах деятельности.


По содержанию деятельность бывает трудовая, учебная и игровая.

  • Трудовая деятельность направлена на производство общественно-полезных продуктов, материальных и нематериальных (духовных) благ. Трудовая деятельность требует наличия знаний, умений, мастерства. Различают физический и интеллектуальный труд. Является ведущим видом деятельности для взрослого человека. 

  • Учебная деятельность направлена на передачу знаний, умений, навыков и форм поведения подрастающему поколению. Учеба играет решающую роль в интеллектуальном, нравственном и психическом развитии человека. Является ведущей деятельностью в школьном и студенческом возрасте. 

  • Игровая деятельность главным образом направлена на развлечение и отдых. Игра приносит радость и удовольствие, в этом заключается её гедонистическая функция. Но игра выполняет ещё и познавательную функцию, способствует развитию личности. Является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста.

Особым видом деятельности является общение. В чём особенность? В том, что общение строится по принципу «субъект – субъект», а другие виды деятельности по принципу «субъект – объект». Что же такое общение? Во-первых, это процесс установления межличностных или межгрупповых контактов. Во-вторых, способ передачи информации от одного человека другому. Большинство видов деятельности невозможны без общения. Оно бывает вербальное (с помощью языка) и невербальное (с помощью мимики, жестов).
5.Уровни способностей

Почему одна и та же деятельность у одного человека получается лучше, чем у другого? Всё дело в способностях человека. Существует несколько уровней способностей:

  • Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности строения организма, являющиеся предпосылками формирования и развития способностей. Например, абсолютный слух, необходим для развития музыкальных способностей.

  • Склонности – потребность человека к определенной деятельности. Например, кто-то из ваших одноклассников любит рисовать, кто-то петь, а кто-то решать математические задачи.

  • Одаренность – наличие развитых способностей, обеспечивающих успешную деятельность человека в одной области или нескольких областях. Например, художественная, спортивная, лидерская, интеллектуальная.

  • Талант – выдающиеся способности, которые открываются с опытом и обеспечивают самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности. Например, поэт, музыкант, художник, оратор.

  • Гениальность– высшая степень таланта, связанная с созданием качественно новых, уникальных творений. 


Вопросы для самостоятельной подготовки.

  1. Что такое деятельность?

  2. Какие существуют виды деятельности?

  3. Объясните отличие субъекта и объекта.

  4. Какие существуют уровни деятельности?

  5. Какие существуют виды духовной деятельности?

  6. Чем вы можете объяснить порядок элементов структуры деятельности?