Файл: Конспект лекций по оуд обществознание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 344

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


-    массовое (активность масс, не имеющая определенной цели и организованности) – групповое (совместные действия людей);

-       просоциальное (мотивом деятельности будет является добро) – асоциальное;

-      помогающее – конкурентное;

-       девиантное (отклоняющееся) – противоправное.

10. Нравы – типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события; преобразуются по мере сознания людей. Основаны на привычках. Обычаи – форма поведения человека в определенной ситуации; обычаям следуют неуклонно, не задумываясь об их происхождении и почему они существуют. Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

11. Отклоняющееся (девиантное) поведение – поведение, противоречащее принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Основными видами отклоняющегося поведения являются: преступность, наркомания, проституция, алкоголизм.

12. Делинквентное поведение  — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Девиантное поведение может иметь коллективный и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются деклассированные элементы общества.

Типы девиантного поведения:

-       Инновация (принятие целей, отрицание законных способов их достижений)

-       Ритуализм (отрицание принятых целей при согласии со средствами)

-       Ретритизм (отвергает и цели и способы)

-      Бунт\Мятеж (не только отвержение, но и попытка замены своими ценностями).

Всякое девиантное поведение является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному поведению. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения.

Вопросы для самостоятельной подготовки.

  1. Что такое мировоззрение?

  2. Какие виды мировоззрения существуют?

  3. Чем мировосприятие отличается от миропонимания?



Тема 2.1. Системное строение общества

1.Понятие общества в узком и широком смыслах

  • В узком смысле под обществом следует понимать группу людей, объединённую общими интересами, целями и признаками.

  • В широком смысле общество – это часть мира, состоящая из многообразных форм объединения людей и способов их взаимодействия. (Формы объединения людей – это группы, а способы взаимодействия – это общественные отношения).

Общество, какое оно? Давайте дадим краткую характеристику основных черт общества. 

  • Во-первых, общество целостное, потому что состоит из элементов и подсистем. 

  • Во-вторых, динамичное, оно не стоит на месте, изменяется со временем. 

  • В-третьих, самоуправляемое и саморазвивающееся, если общество прекратит управлять самим собой, организовывать и контролировать свою жизнедеятельность, то оно неизбежно разрушится. 

Названные черты иллюстрируют качественную определенность общества, то есть его отличие от других систем, которое заключается в особой организации мира людей. Человек для реализации своих планов и желаний взаимодействует с родителями, братьями и сестрами, учителями, друзьями, соседями. У каждого из которых есть свои интересы, планы и желания. Об этом нужно помнить всегда! Потому что, если действия одного человека будут противоречить интересам окружающих людей, он не сможет реализовать задуманного.  2.Система общества, её элементы и подсистемы

Общество тоже не просто система, а система систем. Рассмотрим из каких элементов состоит система общества.

Экономическая сфера– это сфера производства экономических товаров и услуг, удовлетворяющих потребности людей. Она включает процессы производства, распределения, обмена и потребления. Значит для этих процессов экономическая сфера является системой.

  • Политическая сфера – это сфера управления обществом и государством. Является системой таких элементов, как государство, власть, закон, президент, парламент, правительство, суд, местное самоуправление, правопорядок, безопасность и т.д.

  • Социальная сфера – это сфера ежедневных взаимоотношений индивидов и групп, к примеру, в семье, в образовании, здравоохранении и пр. Эта система состоит из социальной стратификации (деление индивидов по группам), социальной мобильности (возможность перехода индивидов из одной группы в другую), социальных норм (правил и норм поведения индивидов в группах и обществе).


  • Духовная сфера– это сфера нематериального пространства – система,включающая в себя образование и воспитание, науку, культуру, религию, искусство, мораль. Наиболее внимательный читатель обратил внимание на то, что в социальной сфере я уже называла образование. Тогда почему оно относится и к духовной сфере? В чём разница? А в том, что под образованием в социальной сфере подразумевается посещение школы, отношения с одноклассниками и учителями. Под образованием в духовной сфере имеется в виду передача и получение знаний, формирование и развитие личности.

Ни одна из перечисленных сфер не является главной. Все сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимообусловлены. Проиллюстрируем это на примерах:

а) правительство проводит реформы в области здравоохранения (связь политической и социальной сфер);

б) экономический кризис обусловил рост безработицы и депрессивное состояние населения (связь экономической, социальной и духовной сфер);

в) верующие собрали пожертвования для строительства храма (связь социальной и духовной сфер).

3.Общество, природа, культура

Из определения общества в широком смысле стало ясно, что общество является частью природы и тесно с ним связано. Природа – это естественная среда обитания общества. Она существует независимо от человека, а вот существование общества без природы невозможно. Общество взаимодействует с природой с самого своего зарождения. И это взаимодействие было и может быть гармоничным или конфликтным. Древний человек, обладавший мифологическим сознанием, ощущал своё единство с растениями, животными и природными явлениями. Он считал, что связан с природой родственными отношениями и очень бережно относился к ней. Такое отношение связано с тем, что на заре человеческой цивилизации человек не умел ничего для себя производить, он только потреблял то, что ему давала природа. Но со временем человек научился создавать орудия труда и производить необходимые для жизни блага. Постепенно общество стало обособляться от природы. Люди начали изменять естественную среду обитания для своих хозяйственных нужд: вырубать леса, осушать болота, орошать пустыни, разводить животных, строить дома. Так, обществом начал создаваться особый мир – культура – искусственная среда, называемая "второй природой". До перехода общества к индустриальному этапу развития негативное воздействие культуры на природу носило локальный характер и не было столь пагубным. Но с появлением и всё большим развитием промышленного производства эксплуатация природных ресурсов становилась настолько сильной и масштабной, что современное общество столкнулось с экологической проблемой.

Вопросы для самостоятельной подготовки.

  1. Приведите значение понятия «общество» в широком и узком смысле?

  2. Какие существуют основные принципы (признаки) системы?

  3. Какие существуют взгляды на направленность общественного развития?

  4. В чем отличие прогресса и регресса?

  5. В чем заключаются особенности и противоречия прогресса?

  6. Пересилите критерии прогресса.

  7. Что собой представляют основные подсистемы общества?

  8. Что такое социальный институт.


Тема 2.2. Динамика общественного развития.

1.Социальные изменения и социальное развитие.

Под социальными изменениями принято понимать любые перемены, которые происходят в течение некоторого времени в социальных общностях, институтах, организациях.

В свою очередь социальное развитие – это социальные изменения, направленные либо в сторону совершенствования, либо в сторону деградации.

Как мы с вами видим, данные термины синонимами не являются. То есть социальные изменения – это любые перемены, а когда мы говорим о социальном развитии, то имеем в виду прогресс или регресс в развитии общества или отдельных его сфер.

Общественный прогресс – это развитие от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному.

Прогресс общества – довольно относительное явление. Существуют области общественной жизни, к которым это понятие сложно отнести. Например, возьмём сферу духовной жизни. Давайте посмотрим на две известные картины: это – «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, а это – «Портрет Галы» Сальвадора Дали.

А теперь попробуйте ответить на вопрос: какая из работ художников наиболее прогрессивна? Согласитесь, ответить на этот вопрос однозначно достаточно трудно.

Также мы можем с вами говорить о том, что любой прогресс может быть противоречив, так как достижения в одной сфере общественной жизни могут обернуться проблемами в другой. Например, современного человека довольно трудно себе представить без использования различных гаджетов: мобильных телефонов, компьютеров, планшетов и многих других. Которые, с одной стороны, действительно облегчают жизнь их владельцам, а с другой стороны – массовое использование гаджетов приводит к серьёзным проблемам: психологической зависимости, дорожно-транспортным происшествиям, социальной отчуждённости и так далее. 

А всё-таки, что же можно считать критериями общественного прогресса?

К ним можно отнести: