ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 337
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
развитие производительных сил; развитие науки и техники; развитие человеческого разума; совершенствование нравственности людей; возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.
Общественный регресс – это развитие от высшего к низшему, деградация, утрата способности выполнять те или иные функции.
Когда мы говорим о прогрессе или регрессе, мы также можем встретить такой термин, как стагнация – это застой, временная остановка в развитии.
Существует два основных пути развития общества: эволюция и революция.
Эволюция – это частичные, постепенные изменения, которые способствуют появлению в различных сферах общества новых качеств и свойств. Могут происходить стихийно и организованно.
Революция – это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, которые ведут к изменению основы существующего социального строя.
Например, в ходе Октябрьской революции в России произошло изменение социальной структуры общества, системы управления страной, формы правления, политической власти и так далее.
Говоря о революции, мы в основном связываем её с насилием, но иногда революция может происходить и достаточно мирно, например – промышленная революция – переход от ручного труда к машинному, который привёл к существенному изменению во всех сферах общественной жизни.
2. Многовариантность развития общества.
Существует достаточно много типов обществ, классификацию которых можно произвести по определённым критериям:
· по способу передачи информации принято выделять: дописьменные, письменные общества и общество экранной культуры (это мы с вами, получающие информацию из телевизора, интернета, фильмов и т. д);
· по степени дифференциации общества принято выделять: простые общества (то есть социально однородные) и сложные общества (где присевают разделения на различные социальные группы, например богатых и бедных);
· по степени открытости принято выделять: закрытые и открытые общества. В этом случае возможно и использование термина социальная мобильность – это возможность перехода из одной социальной группы в другую. Примером закрытого общества может быть кастовое общество Индии, где переход из касты в касту невозможен. Пример открытого общества – это наше современное общество, где люди с лёгкостью пользуются социальной мобильностью;
· по уровню формации принято выделять: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое общество;
· по уровню развития: развитые, развивающиеся, отсталые общества;
· по уровню технического и технологического развития общества принято выделять: традиционные, индустриальные, постиндустриальные (информационные) общества.
Принято выделять два подхода к изучению развития общества: линейный и нелинейный (локально-цивилизационный).
Линейный подходрассматриваетразвитие общества как процесс перехода от одной стадии развития к другой, от низших ступеней к высшим.
В рамках линейного подхода можно выделить: технологический, стадиальный и формационный подходы.
Суть технологического подхода заключается в том, что все общества проходят по ступенькам этой лестницы развития: одни быстрее, другие медленнее. Кто-то уже вступил в информационную эпоху, а кто-то до сих пор живёт в рамках традиционного общества, но, в общем и целом процесс развития так или иначе будет у всех одинаков.
Стадиальный подходпредлагает учитывать не только уровень развития техники, но и благосостояние общества, то есть насколько удовлетворены потребности основной массы членов общества. В рамках стадиального подходавыделяют 5 этапов развития общества:
· «Традиционное общество», которое характеризуется замедленностью развития, преобладанием аграрного сектора, низким уровнем производительности труда и потребления, за исключением небольшой части элиты.
· «Переходное общество».Этот этап связан с переходом к рыночному хозяйству, массовому товарному производству и капиталистическому обществу.
· «Период сдвига» – это период промышленных революций и начала индустриализации.
· «Период зрелости»– это время окончания индустриализации и появления высокоразвитых стран.
· «Эра высокого уровня массового потребления», в которую входят наиболее передовые современные страны.
Формационный подход. Формация – это исторический тип социально-экономического развития общества на основе определённого способа производства материальных благ.
Автор этого подхода, немецкий философ Карл Маркс, говорил о том, что в развитии общества можно выделить
базис и надстройку.
Базис – это то, на чём основано общество. Экономическая сфера или способ производства. Согласно Марксу, способ производства включает в себя производительные силы (техника, технологии, квалификация работников) и производственные отношения (в первую очередь отношения собственности, то есть кому принадлежат средства производства).
На основании этого Маркс выделял пять видов формаций:
· первобытнообщинная (первичная) формация. Основана на общественной (общинной) собственности на средства производства, характерно социальное равенство, уравнительное распределение;
· рабовладельческая формация. Основана на частной или частно-государственной собственности, основные производители – это рабы, то есть присутствует внеэкономическое принуждение к труду;
- феодальная формация. Также основана на частной или частно-государственной собственности, производители находятся в личной зависимости от землевладельцев, присутствует внеэкономическое принуждение к труду;
· капиталистическая формация. Основана на частной собственности, рыночных отношениях и наёмном труде;
· коммунистическая формация. Основана на общественной собственности на средства производства, присутствует высокий уровень развития производительных сил и принцип распределения: «От каждого по способностям, каждому по потребностям».
Надстройка – это все остальные отношения: политические, социальные, духовные и так далее.
Смена общественно-экономических формаций происходит вследствие несоответствия производственных отношений уровню развития производительных сил, то есть, когда производственные отношения начинают тормозить, происходит смена формаций. Например, крепостное право тормозило развитие сельского хозяйства, что в итоге привело к смене формации.
Нелинейный (локально-цивилизационный) предполагает, что каждая цивилизация уникальна и неповторима, развивается по собственному, только ей присущему пути. Все цивилизации объединяет только то, что они проходят через одинаковые этапы: зарождение, развитие, расцвет и угасание.
Цивилизация – это устойчивая культурно-историческая общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими и историческими рамками.
В основе различия цивилизаций, по мнению сторонников данного подхода, лежат не технологии, а своеобразие духовной культуры, в первую очередь, религии.
Вопросы для самостоятельной подготовки.
Тема 2.3. Процессы глобализации.
Сегодня невозможно представить обособленную жизнь отдельного государства. Страны взаимосвязаны буквально во всех сферах общественной жизни.
Глобализация - это процесс всё возрастающей взаимосвязи стран, народов, всемирная экономическая, политическая, культурная, религиозная интеграция между ними.
Глобализация - это процесс объединения народов, государств; стирание границ и создание единого политического, экономического и духовного пространства.
Яркими примерами глобализации является создание Евросоюза, Всемирной Торговой Организации, Интернет.
2.Причины глобализации
3.Формы глобализации
4.Последствия глобализации
Позитивные
Негативные
Существует движение, выступающее против негативных последствий глобализации. Оно называется антиглобализм, а его сторонники – антиглобалисты. Сторонники этого движения настроены агрессивно к мировым трендам, часто устраивают митинги против саммитов.
Основной тезис антиглобалистов - нынешняя модель глобализации сформирована под покровительством мирового капитала и ведёт к:
5.Глобальные проблемы человечества.
Глобальные проблемы человечества – это такие проблемы, которые затрагивают интересы не только отдельных людей, но могут повлиять на судьбу всего человечества и от решения которых зависит дальнейшее существование цивилизации.
Особенности данных проблем:
1. Масштабный характер.
2. Появились во второй половине ХХ века.
3. Требуют вмешательства мирового сообщества.
4. Угрожают всему человечеству.
Глобальные проблемы человечества:
1. Экологический кризис (+ Проблема использования Мирового океана + Проблема освоения космоса)
2. Демографический кризис.
3. Проблема ограниченности ресурсов – уменьшение запасов сырья и продовольствия
4. Угроза ядерной войны (Проблема сохранения мира – распространение оружия массового поражения).
Общественный регресс – это развитие от высшего к низшему, деградация, утрата способности выполнять те или иные функции.
Когда мы говорим о прогрессе или регрессе, мы также можем встретить такой термин, как стагнация – это застой, временная остановка в развитии.
Существует два основных пути развития общества: эволюция и революция.
Эволюция – это частичные, постепенные изменения, которые способствуют появлению в различных сферах общества новых качеств и свойств. Могут происходить стихийно и организованно.
Революция – это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, которые ведут к изменению основы существующего социального строя.
Например, в ходе Октябрьской революции в России произошло изменение социальной структуры общества, системы управления страной, формы правления, политической власти и так далее.
Говоря о революции, мы в основном связываем её с насилием, но иногда революция может происходить и достаточно мирно, например – промышленная революция – переход от ручного труда к машинному, который привёл к существенному изменению во всех сферах общественной жизни.
2. Многовариантность развития общества.
Существует достаточно много типов обществ, классификацию которых можно произвести по определённым критериям:
· по способу передачи информации принято выделять: дописьменные, письменные общества и общество экранной культуры (это мы с вами, получающие информацию из телевизора, интернета, фильмов и т. д);
· по степени дифференциации общества принято выделять: простые общества (то есть социально однородные) и сложные общества (где присевают разделения на различные социальные группы, например богатых и бедных);
· по степени открытости принято выделять: закрытые и открытые общества. В этом случае возможно и использование термина социальная мобильность – это возможность перехода из одной социальной группы в другую. Примером закрытого общества может быть кастовое общество Индии, где переход из касты в касту невозможен. Пример открытого общества – это наше современное общество, где люди с лёгкостью пользуются социальной мобильностью;
· по уровню формации принято выделять: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое общество;
· по уровню развития: развитые, развивающиеся, отсталые общества;
· по уровню технического и технологического развития общества принято выделять: традиционные, индустриальные, постиндустриальные (информационные) общества.
Принято выделять два подхода к изучению развития общества: линейный и нелинейный (локально-цивилизационный).
Линейный подходрассматриваетразвитие общества как процесс перехода от одной стадии развития к другой, от низших ступеней к высшим.
В рамках линейного подхода можно выделить: технологический, стадиальный и формационный подходы.
Суть технологического подхода заключается в том, что все общества проходят по ступенькам этой лестницы развития: одни быстрее, другие медленнее. Кто-то уже вступил в информационную эпоху, а кто-то до сих пор живёт в рамках традиционного общества, но, в общем и целом процесс развития так или иначе будет у всех одинаков.
Стадиальный подходпредлагает учитывать не только уровень развития техники, но и благосостояние общества, то есть насколько удовлетворены потребности основной массы членов общества. В рамках стадиального подходавыделяют 5 этапов развития общества:
· «Традиционное общество», которое характеризуется замедленностью развития, преобладанием аграрного сектора, низким уровнем производительности труда и потребления, за исключением небольшой части элиты.
· «Переходное общество».Этот этап связан с переходом к рыночному хозяйству, массовому товарному производству и капиталистическому обществу.
· «Период сдвига» – это период промышленных революций и начала индустриализации.
· «Период зрелости»– это время окончания индустриализации и появления высокоразвитых стран.
· «Эра высокого уровня массового потребления», в которую входят наиболее передовые современные страны.
Формационный подход. Формация – это исторический тип социально-экономического развития общества на основе определённого способа производства материальных благ.
Автор этого подхода, немецкий философ Карл Маркс, говорил о том, что в развитии общества можно выделить
базис и надстройку.
Базис – это то, на чём основано общество. Экономическая сфера или способ производства. Согласно Марксу, способ производства включает в себя производительные силы (техника, технологии, квалификация работников) и производственные отношения (в первую очередь отношения собственности, то есть кому принадлежат средства производства).
На основании этого Маркс выделял пять видов формаций:
· первобытнообщинная (первичная) формация. Основана на общественной (общинной) собственности на средства производства, характерно социальное равенство, уравнительное распределение;
· рабовладельческая формация. Основана на частной или частно-государственной собственности, основные производители – это рабы, то есть присутствует внеэкономическое принуждение к труду;
- феодальная формация. Также основана на частной или частно-государственной собственности, производители находятся в личной зависимости от землевладельцев, присутствует внеэкономическое принуждение к труду;
· капиталистическая формация. Основана на частной собственности, рыночных отношениях и наёмном труде;
· коммунистическая формация. Основана на общественной собственности на средства производства, присутствует высокий уровень развития производительных сил и принцип распределения: «От каждого по способностям, каждому по потребностям».
Надстройка – это все остальные отношения: политические, социальные, духовные и так далее.
Смена общественно-экономических формаций происходит вследствие несоответствия производственных отношений уровню развития производительных сил, то есть, когда производственные отношения начинают тормозить, происходит смена формаций. Например, крепостное право тормозило развитие сельского хозяйства, что в итоге привело к смене формации.
Нелинейный (локально-цивилизационный) предполагает, что каждая цивилизация уникальна и неповторима, развивается по собственному, только ей присущему пути. Все цивилизации объединяет только то, что они проходят через одинаковые этапы: зарождение, развитие, расцвет и угасание.
Цивилизация – это устойчивая культурно-историческая общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими и историческими рамками.
В основе различия цивилизаций, по мнению сторонников данного подхода, лежат не технологии, а своеобразие духовной культуры, в первую очередь, религии.
Вопросы для самостоятельной подготовки.
-
Чем отличаются реформа и революция? -
В чем заключается основное проявление противоречивости общественного развития?
-
Что обычно понимают под социальными реформами? -
Объясните термин «инновация». -
Что является критерием деления обществ на простые и сложные? -
К какому из приведенных типов общества можно отнести современную Россию?
Тема 2.3. Процессы глобализации.
-
Определение глобализации
Сегодня невозможно представить обособленную жизнь отдельного государства. Страны взаимосвязаны буквально во всех сферах общественной жизни.
Глобализация - это процесс всё возрастающей взаимосвязи стран, народов, всемирная экономическая, политическая, культурная, религиозная интеграция между ними.
Глобализация - это процесс объединения народов, государств; стирание границ и создание единого политического, экономического и духовного пространства.
Яркими примерами глобализации является создание Евросоюза, Всемирной Торговой Организации, Интернет.
2.Причины глобализации
-
Появление высоких технологий, переход от индустриального общества к постиндустриальному, возрастание информационной связи между странами, появление глобальной сети Интернет. -
Развитие международной экономики, сотрудничества стран, появление транснациональных корпораций, экономических союзов. -
Необходимость мировым сообществом совместно решать вопросы времени — политические, экономические, глобальные проблемы. -
Возросший интерес к изучению культуры и истории других стран, расширение возможностей туристического бизнеса.
3.Формы глобализации
-
Экономическая (расширение экономических связей, совместное производство, внешняя торговля и т.д.; создание международных финансовых организаций: Международный валютный фонд, Всемирный банк, всемирная торговая организация и др.). -
Политическая (создание политических союзов и блоков, например, ООН) -
Духовная (туризм, диалог культур)
4.Последствия глобализации
Позитивные
-
Стимулирование развития экономики: создание производств в странах, в которых они обойдутся дешевле, возможность приобщиться к новейшим достижениям прогресса стран с более низким уровнем развития; значительное расширение экспорта и импорта и др. -
Международное разделение труда, которое приводит к снижению затрат на производство, к повышению качества продукции. -
Создание благоприятной политической обстановки в мире, совместные действия по разрешению конфликтов, стремление вести диалог при возникновении политических проблем. -
Создание мирового социокультурного пространства, расширение связей, взаимодействий людей, приобщение к культуре мира.
Негативные
-
Навязывание определённого образа жизни, стереотипа поведения, который часто идёт в противоречие с национальными традициями. -
Насаждение стандарта производства, процесс унификации, потеря отечественной промышленностью своих национальных черт. -
Постепенная утрата индивидуальных черт национальной культуры, унификация культуры. -
Стандартизация товаров. Во всем мире смотрят телевизоры Samsung, пользуются мобильными телефона компании Apple (IPhone) едят в Макдональдсах, пишут ручками BIC и так далее. -
Соперничество стран во всех сферах, особенно в политике и экономике, приводит к столкновениям, доходящим до локальных вооруженных конфликтов. -
Появление глобальных проблем, одна из причин которых — целостность современного мира.
Существует движение, выступающее против негативных последствий глобализации. Оно называется антиглобализм, а его сторонники – антиглобалисты. Сторонники этого движения настроены агрессивно к мировым трендам, часто устраивают митинги против саммитов.
Основной тезис антиглобалистов - нынешняя модель глобализации сформирована под покровительством мирового капитала и ведёт к:
-
растущий разрыв в доходах, уровне потребления, здоровья, образования в странах "золотого миллиарда " и "третьего мира". -
доминирование массовой поп-культуры, подавление свободного творчества, «стандартизация умов» -
потребительское и хищническое отношение к природе, попытка «обхода» экологических проблем, вывоз грязных производств в страны «третьего мира»
5.Глобальные проблемы человечества.
Глобальные проблемы человечества – это такие проблемы, которые затрагивают интересы не только отдельных людей, но могут повлиять на судьбу всего человечества и от решения которых зависит дальнейшее существование цивилизации.
Особенности данных проблем:
1. Масштабный характер.
2. Появились во второй половине ХХ века.
3. Требуют вмешательства мирового сообщества.
4. Угрожают всему человечеству.
Глобальные проблемы человечества:
1. Экологический кризис (+ Проблема использования Мирового океана + Проблема освоения космоса)
2. Демографический кризис.
3. Проблема ограниченности ресурсов – уменьшение запасов сырья и продовольствия
4. Угроза ядерной войны (Проблема сохранения мира – распространение оружия массового поражения).