Файл: Конспект лекций по оуд обществознание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 337

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
развитие производительных сил; развитие науки и техники; развитие человеческого разума; совершенствование нравственности людей; возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.

Общественный регресс – это развитие от высшего к низшему, деградация, утрата способности выполнять те или иные функции.

Когда мы говорим о прогрессе или регрессе, мы также можем встретить такой термин, как стагнация – это застой, временная остановка в развитии.

Существует два основных пути развития общества: эволюция и революция.

Эволюция – это частичные, постепенные изменения, которые способствуют появлению в различных сферах общества новых качеств и свойств. Могут происходить стихийно и организованно.

Революция – это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, которые ведут к изменению основы существующего социального строя.

Например, в ходе Октябрьской революции в России произошло изменение социальной структуры общества, системы управления страной, формы правления, политической власти и так далее. 

Говоря о революции, мы в основном связываем её с насилием, но иногда революция может происходить и достаточно мирно, например – промышленная революция – переход от ручного труда к машинному, который привёл к существенному изменению во всех сферах общественной жизни.

2. Многовариантность развития общества.

Существует достаточно много типов обществ, классификацию которых можно произвести по определённым критериям:

·    по способу передачи информации принято выделять: дописьменные, письменные общества и общество экранной культуры (это мы с вами, получающие информацию из телевизора, интернета, фильмов и т. д);

·   по степени дифференциации общества принято выделять: простые общества (то есть социально однородные) и сложные общества (где присевают разделения на различные социальные группы, например богатых и бедных);

·   по степени открытости принято выделять: закрытые и открытые общества. В этом случае возможно и использование термина социальная мобильность – это возможность перехода из одной социальной группы в другую. Примером закрытого общества может быть кастовое общество Индии, где переход из касты в касту невозможен. Пример открытого общества – это наше современное общество, где люди с лёгкостью пользуются социальной мобильностью;


·   по уровню формации принято выделять: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое общество;

·   по уровню развития: развитые, развивающиеся, отсталые общества;

·   по уровню технического и технологического развития общества принято выделять: традиционные, индустриальные, постиндустриальные (информационные) общества.

Принято выделять два подхода к изучению развития общества: линейный и нелинейный (локально-цивилизационный).

Линейный подходрассматриваетразвитие общества как процесс перехода от одной стадии развития к другой, от низших ступеней к высшим.

В рамках линейного подхода можно выделить: технологический, стадиальный и формационный подходы.

Суть технологического подхода заключается в том, что все общества проходят по ступенькам этой лестницы развития: одни быстрее, другие медленнее. Кто-то уже вступил в информационную эпоху, а кто-то до сих пор живёт в рамках традиционного общества, но, в общем и целом процесс развития так или иначе будет у всех одинаков.

Стадиальный подходпредлагает учитывать не только уровень развития техники, но и благосостояние общества, то есть насколько удовлетворены потребности основной массы членов общества. В рамках стадиального подходавыделяют 5 этапов развития общества:

·     «Традиционное общество», которое характеризуется замедленностью развития, преобладанием аграрного сектора, низким уровнем производительности труда и потребления, за исключением небольшой части элиты.

·    «Переходное общество».Этот этап связан с переходом к рыночному хозяйству, массовому товарному производству и капиталистическому обществу.

·      «Период сдвига» – это период промышленных революций и начала индустриализации.

·     «Период зрелости»– это время окончания индустриализации и появления высокоразвитых стран.

·     «Эра высокого уровня массового потребления», в которую входят наиболее передовые современные страны.

Формационный подходФормация – это исторический тип социально-экономического развития общества на основе определённого способа производства материальных благ.

Автор этого подхода, немецкий философ Карл Маркс, говорил о том, что в развитии общества можно выделить 

базис и надстройку.

Базис – это то, на чём основано общество. Экономическая сфера или способ производства. Согласно Марксу, способ производства включает в себя производительные силы (техника, технологии, квалификация работников) и производственные отношения (в первую очередь отношения собственности, то есть кому принадлежат средства производства).

На основании этого Маркс выделял пять видов формаций:

·   первобытнообщинная (первичная) формация. Основана на общественной (общинной) собственности на средства производства, характерно социальное равенство, уравнительное распределение;

·    рабовладельческая формация. Основана на частной или частно-государственной собственности, основные производители – это рабы, то есть присутствует внеэкономическое принуждение к труду;

- феодальная формация. Также основана на частной или частно-государственной собственности, производители находятся в личной зависимости от землевладельцев, присутствует внеэкономическое принуждение к труду;

·   капиталистическая формация. Основана на частной собственности, рыночных отношениях и наёмном труде;

·    коммунистическая формация. Основана на общественной собственности на средства производства, присутствует высокий уровень развития производительных сил и принцип распределения: «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

Надстройка – это все остальные отношения: политические, социальные, духовные и так далее.

Смена общественно-экономических формаций происходит вследствие несоответствия производственных отношений уровню развития производительных сил, то есть, когда производственные отношения начинают тормозить, происходит смена формаций. Например, крепостное право тормозило развитие сельского хозяйства, что в итоге привело к смене формации.

Нелинейный (локально-цивилизационный) предполагает, что каждая цивилизация уникальна и неповторима, развивается по собственному, только ей присущему пути. Все цивилизации объединяет только то, что они проходят через одинаковые этапы: зарождение, развитие, расцвет и угасание.

Цивилизация – это устойчивая культурно-историческая общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими и историческими рамками.

В основе различия цивилизаций, по мнению сторонников данного подхода, лежат не технологии, а своеобразие духовной культуры, в первую очередь, религии.

Вопросы для самостоятельной подготовки.

  1. Чем отличаются реформа и революция?

  2. В чем заключается основное проявление противоречивости общественного развития?

  1. Что обычно понимают под социальными реформами?

  2. Объясните термин «инновация».

  3. Что является критерием деления обществ на простые и сложные?

  4. К какому из приведенных типов общества можно отнести современную Россию?



Тема 2.3. Процессы глобализации.

  1. Определение глобализации

Сегодня невозможно представить обособленную жизнь отдельного государства. Страны взаимосвязаны буквально во всех сферах общественной жизни.

Глобализация  - это процесс всё возрастающей взаимосвязи стран, народов, всемирная экономическая, политическая, культурная, религиозная интеграция между ними.

Глобализация - это процесс объединения народов, государств; стирание границ и создание единого политического, экономического и духовного пространства.

Яркими примерами глобализации является создание Евросоюза, Всемирной Торговой Организации, Интернет.

2.Причины глобализации

  • Появление высоких технологий, переход от индустриального общества к постиндустриальному, возрастание информационной связи между странами, появление глобальной сети Интернет.

  • Развитие международной экономики, сотрудничества стран, появление транснациональных корпораций, экономических союзов.

  • Необходимость мировым сообществом совместно решать вопросы времени — политические, экономические, глобальные проблемы.

  • Возросший интерес к изучению культуры и истории других стран, расширение возможностей туристического бизнеса.

3.Формы глобализации

  1. Экономическая (расширение экономических связей, совместное производство, внешняя торговля и т.д.; создание  международных  финансовых организаций: Международный валютный фонд, Всемирный банк, всемирная торговая организация и др.).

  2. Политическая (создание политических союзов и блоков, например, ООН)

  3. Духовная (туризм, диалог культур)

4.Последствия глобализации

Позитивные

  • Стимулирование развития экономики: создание производств в странах, в которых они обойдутся дешевле, возможность приобщиться к новейшим достижениям прогресса стран с более низким уровнем развития; значительное расширение экспорта и импорта и др.

  • Международное разделение труда, которое приводит к снижению затрат на производство, к повышению качества продукции.

  • Создание благоприятной политической обстановки в мире, совместные действия по разрешению конфликтов, стремление вести диалог при возникновении политических проблем.

  • Создание мирового социокультурного пространства, расширение связей, взаимодействий людей, приобщение к культуре мира.


Негативные

  • Навязывание определённого образа жизни, стереотипа поведения, который часто идёт в противоречие с национальными традициями.

  • Насаждение  стандарта производства,  процесс унификации, потеря отечественной промышленностью   своих национальных черт.

  • Постепенная утрата индивидуальных черт национальной культуры, унификация культуры.

  • Стандартизация товаров. Во всем мире смотрят телевизоры Samsung, пользуются мобильными телефона компании Apple (IPhone) едят в Макдональдсах, пишут ручками BIC и так далее.

  • Соперничество стран во всех сферах, особенно в политике и экономике, приводит к столкновениям, доходящим до локальных вооруженных конфликтов.

  • Появление глобальных проблем, одна из причин которых — целостность современного мира.

Существует движение, выступающее против негативных последствий глобализации. Оно называется антиглобализм, а его сторонники – антиглобалисты. Сторонники этого движения настроены агрессивно к мировым трендам, часто устраивают митинги против саммитов.

Основной тезис антиглобалистов - нынешняя модель глобализации сформирована под покровительством мирового капитала и ведёт к:

  1. растущий разрыв в доходах, уровне потребления, здоровья, образования в странах "золотого миллиарда " и "третьего мира".

  2. доминирование массовой поп-культуры, подавление свободного творчества, «стандартизация умов»

  3. потребительское и хищническое отношение к природе, попытка «обхода» экологических проблем, вывоз грязных производств в страны «третьего мира»

5.Глобальные проблемы человечества.

Глобальные проблемы человечества – это такие проблемы, которые затрагивают интересы не только отдельных людей, но могут повлиять на судьбу всего человечества и от решения которых зависит дальнейшее существование цивилизации.

Особенности данных проблем:

1. Масштабный характер.

2. Появились во второй половине ХХ века.

3. Требуют вмешательства мирового сообщества.

4. Угрожают всему человечеству.

Глобальные проблемы человечества:

1. Экологический кризис (+ Проблема использования Мирового океана + Проблема освоения космоса)

2. Демографический кризис.

3. Проблема ограниченности ресурсов – уменьшение запасов сырья и продовольствия

4. Угроза ядерной войны (Проблема сохранения мира – распространение оружия массового поражения).