Файл: Конспект лекций по оуд обществознание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 357

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5. Распространение СПИДа и наркомании.

6. Проблема "север - юг" (проблема бедности и голода) - резкая разница экономического развития между богатыми странами и бедными.

7. Проблема стран «третьего мира» (преодоление отсталости)

7. Уничтожение национальных культур.

 8. Терроризм.

Экологический кризис. Сущность экологического кризиса:

1) загрязнение атмосферы и Мирового океана

Своей деятельностью человек наносит непоправимый ущерб экологии. Главный источник загрязнения атмосферы является автомобиль. Да, мы уже не представляем себе жизни без машины, но есть выход. Очистительные фильтры на выхлопные трубы.

Еще большой урон природе наносят химические выбросы предприятий. В настоящий момент, прежде чем построить завод, большое внимание уделяется утилизации отходов. К сожалению, не всегда руководство тратит деньги на это и зачастую идут грубые нарушения законодательства.

2) исчезновение редких видов растений и животных

Повышение концентрации вредных веществ приводит к вымиранию многих представителей флоры и фауны. Человечество стремится к сохранению уникальных видов, занося их в Красную книгу, создавая заповедники и Национальные парки.

3) глобальное потепление

В настоящее время можно заметить, что климат в центральной полосе нашей страны становится резко-континентальным, что не характерно для данного региона - жаркое лето и суровая зима. Это последствия глобализации. Из-за деятельности человека, в атмосфере создается так называемый "парниковый эффект", что делает климат на Земле более теплым. Чревато это, безусловно, таянием ледников, а отсюда затоплением небольших островов.

К сожалению, данная проблема находится в стадии решения. Институты всего мира работают в этой области.

4) исчерпаемость ресурсов

Ученые подсчитали, что при современном уровне добычи нефти в нашей стране, её может хватить на 100-200 лет, природного газа на 100 лет. Причем, исчерпаемость грозит и ресурсам, которые считаются возобновляемыми.

Решение простое - надо найти альтернативные источники энергии и топлива. И такие уже существуют. Например, на мировом рынке уже появился электромобиль, используются солнечные батареи.

5) сокращение лесных угодий

Урбанизация привела к тому, что лесов становится всё меньше и меньше. Единственное решение в данном случае - это засеивание лесами территорий, примыкающих к городам.

Демографический кризис

Демография - это народонаселение. Сущность данного кризиса заключается в "демографическом взрыве", то есть перенаселении и в "демографической яме", то есть недостатке населения в отдельных регионах мира.


Типичным примером перенаселения страны является Китай. По статистике на 2016 год население Китая составляло 1,380 миллиарда человек. Замечу, что всего на планете Земля к 2016 году проживает 7,3 миллиардов жителей.

Последствия "демографического взрыва": 1) безработица; 2) массовые миграции;

3) нехватка жилья; 4) голод.

Что касается "демографической ямы", то данная тенденция характерна, прежде всего, для нашей страны, где численность населения составляет 146,5 миллионов человек. Это очень мало для огромной территории - 17 миллионов кв. км. Для сравнения приведу США, где численность почти 324 миллионов человек, а территория страны 9, 3 миллиона кв. км.

Угроза ядерной войны. В настоящий момент существует угроза выживанию человека как биологического вида. И это связано с существованием ядерного оружия на планете.

Существует так называемый "Ядерный клуб", куда входят страны, имеющие ядерное оружие. Это - Россия, США, Франция, Великобритания, Китай, Пакистан, Индия, КНДР, Израиль.

Ученые считают, что третьей мировой войны не будет, а будет "ядерная война", что приведет к "ядерной зиме" и к "финалу человечества". "Ядерная зима" наступит из-за того, что последствием взрыва будет являться окутывание земного шара копотью и лучи солнца не смогут проникнуть на Землю. Так наступит ледниковый период, что приведет к гибели всего живого на планете.

Распространение СПИДа и наркомании. СПИД - синдром приобретенного иммунного дефицита — состояние, развивающееся на фоне ВИЧ-инфекции. ВИЧ передается при прямом контакте слизистых оболочек, через кровь или через грудное молоко.

 В 2011 году число людей, живущих с ВИЧ, составляло около 60 миллионов человек.

Ввиду того, что лечение ВИЧ-инфекции значительно затруднено, ключевую роль в контролe пандемии ВИЧ-инфекции играет профилактика заражения, которая заключается в пропаганде защищенного секса и однократного использования шприцев.

Россия занимает лидирующие позиции в списке стран с количеством больных СПИДом. На январь 2016 года в России зафиксирован 1 млн. чел. больных СПИДом.

Наркомания - это хроническое заболевание, вызванное употреблением наркотических веществ. Разные наркотики вызывают разную зависимость. Одни наркотики вызывают сильную психологическую зависимость, но не вызывают физической зависимости. Другие же, напротив, вызывают сильную физическую зависимость. Многие наркотики вызывают и физическую, и психологическую зависимость.



В решении глобальных проблем современности выделились два направления ученых:

  1. неомальтузианцы (полагают, что рост человечества необходимо строго контролировать и ограничить потребности)

  2. корнукопианцы (полагают, что технический прогресс и открытия способны сделать ресурсы, необходимые для жизни людей, безграничными)


Вопросы для самостоятельной подготовки.

  1. Дайте определение глобализации.

  2. Перечислите причины глобализации.

  3. Перечислите направления и последствия глобализации.

  4. Какие существуют основные факторы единства современного человечества и каковы их последствия?

  5. Какие проблемы можно отнести к глобальным?

  6. Почему возникают глобальные проблемы?

  7. Перечислите известные вам глобальные проблемы человечества.

  8. Приведите известную вам классификацию глобальных проблем.



Тема 3.1. Экономика, экономическая наука.

1.Экономика как хозяйство

 Экономика как хозяйство – это деятельность по производству, распределению, обмену и потреблению экономических благ (товаров и услуг), а также общественные отношения, возникающие в перечисленных процессах.  

Для удовлетворения человеческих потребностей нужны блага. Они бывают:

  • общественными (блага, создающиеся государством: дороги, связь, здравоохранение, образование); 

  • природными или неэкономическими (блага, находящиеся в свободном доступе: солнечный свет, тепло, воздух); 

  • экономическими (блага, создающиеся в результате хозяйственной экономической деятельности). 

Экономические блага подразделяются на:

  • долговременные (дом, машина, мебель, бытовая техника, то есть те блага, которыми мы можем пользоваться на протяжении нескольких лет) и кратковременные (продукты питания, которые потребляются полностью);

  • взаимозаменяемые – субституты (уголь - газ, чай - кофе, сметана - майонез) и взаимодополняемые – комплементы (компьютер - программное обеспечение, зубная щётка и паста, автомобиль и бензин);

  • товары (любые вещи, которые продаются и покупаются) и услуги (действие, результат которого является объектом купли–продажи).

В свою очередь товары и услуги бывают материальными и нематериальными. К материальным товарам относятся продукты питания, одежда, бытовая техника, и прочие вещи. А материальными услугами являются прокат, ремонт бытовой техники, перевозка груза, строительство, химчистка, пошив одежды и др. Особенность материальных услуг состоит в том, что их результаты удовлетворяют материальные потребности человека. К нематериальным товарам относятся произведения литературы, скульптуры, научные открытия и другие духовно-нравственные ценности, которые облекаются в материальную форму. К нематериальным услугам относятся услуги репетитора, юриста, страхование, деятельность учреждений образования (школы, техникумы), здравоохранения (поликлиники, центры здоровья), культурного досуга (театры, музеи), социальной защиты (центры социального обслуживания, центры психолого-педагогической помощи, реабилитационные центры). Нематериальные услуги удовлетворяют потребности в познании, информации, консультировании, то есть духовные потребности.


Экономическая деятельность включает четыре взаимосвязанные и взаимозависимые фазы:

  • производство

  • распределение

  • обмен 

  • потребление  

Производство – это процесс создания какого-либо продукта: товара или услуги, необходимого для удовлетворения потребности человека.  

Пример производства: текстильное предприятие «Ассоль» выпустило женскую одежду стоимостью 1 млн. рублей.

Распределение – это процесс деления произведённого экономического продукта либо дохода между членами общества

Примеры распределения: из 100% испечённого в пекарне хлеба 60% поставляется в магазины, 35% в школьную столовую, 5% расходуется на собственные нужды. Из средств госбюджета часть выделяется на развитие образования, часть на строительство дорог, часть на социальные выплаты, часть на поддержание отечественного производства и т.д.

Обмен – это процесс продвижения продукции от производителя до потребителя. 

Существуют две формы обмена: бартер и торговля. Бартер – это натуральный обмен, при котором произведённый продукт обменивается на другой продукт. Торговля – это обмен произведённого продукта на деньги, т.е. купля – продажа.

Потребление – это процесс использования предметов длительного потребления (посуда, пылесос, телевизор) или уничтожения (продовольствие) товаров и услуг.  

Экономическая сфера определяет ход развития других сфер. Библиотеки, музеи и театры, являющиеся институтами духовной сферы, создаются в результате экономического производства. Крупные бизнесмены стремятся воздействовать на власть, участвуют в деятельности политических партий. Важными условиями демократии являются рыночная экономика и частная собственность. От экономического роста государства зависит благосостояние человека, семьи, общества. А высокие материальные доходы семьи, обеспеченность жильём влияют на уровень рождаемости и состояние здоровья населения.

2.Экономика как наука

Экономика как наука изучает развитие и функционирование хозяйства, анализирует проблемы эффективного и рационального ведения хозяйства, разрабатывает оптимальные способы решения проблем.  

Впервые определённые экономические знания о ведении хозяйства появились ещё до нашей эры. Но становление экономики как самостоятельной науки произошло только в XVI-XVII веках. Значение деятельности учёных - экономистов велико. Их научные труды нацелены на экономический рост государства.