Файл: Исследование интеллектуальных способностей Интерпретация содержания сюжетных картинок (симультанных и серийных).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра Психологии
Форма обучения: заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Практикум по нейропсихологичнеской диагностики»



Группа Пм20П171
Студент
Н.А.Мальгинова


Исследование интеллектуальных способностей
Интерпретация содержания сюжетных картинок (симультанных и серийных).

Интерпретация содержания сюжетных картинок (симультанных и серийных).

 

 

Понимание морали пословиц, поговорок и метафор.

§ Куй железо, пока горячо — действуй, пока есть для этого благоприятная обстановка. 

§ Не всё то золото, что блестит — далеко не все, что выглядит ценным, имеет ценность на самом деле

§ Цыплят по осени считают — подожди, рано радоваться, пока дело не закончено

§ Волков бояться - в лес не ходить —  опасности не должны тебя останавливать, если хочешь добиться поставленной цели (

§ Один в поле не воин —  надо действовать сообща, что в одиночку сложно что-либо сделать.

§ Любишь кататься - люби и саночки возить —
любишь отдыхать, люби и трудиться

§ Слово не воробей: вылетит-не поймаешь —  нужно следить за чем говоришь и не говорить лишнего.

§ Кончил дело - гуляй смело — о необходимости сначала поработать, а после уже отдыхать

§ Как аукнется, так и откликнется — значит, что любой поступок приводит к определённым последствиям

2. "Четвертый лишний" (предметный)


И.: "Какой из этих предметов лишний?" После того как ребенок ответил правильно, экспериментатор спрашивает: "Как одним словом назвать три оставшихся предмета или сказать о них одним предложением?"

 

 

 

 

"Четвертый лишний" (вербальный).
И.: та же, что и в пункте "а", с той лишь разницей, что исключается лишнее слово.

§ Кошелёк, портфель, чемодан, книга.

§ Часы, весы, очки, термометр.

§ Иней, пыль, дождь, роса.

§ Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед.

§ Самолёт, гвоздь, пчела, вентилятор.

§ Бочка, бабочка, жук, очки.

§ Роза, шуба, книга, яблоко.

3. Аналогии
Простые и сложные аналогии (предметные)ВАРИАНТ 1.

 


 

 

ВАРИАНТ 2.









ВАРИАНТ 3.









Выделение существенных признаков
И.: "Выбери в скобках те слова, без которых основное слово не может существовать".
1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля)

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед)

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены)

5. Куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево)

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото)

8. Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово)

9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор)

10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила)

11. Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)

12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст)

Методика « Серия сюжетных картинок» — Методика направлена на исследование мыслительных процессов
, сообразительности, умения проанализировать изображенные на картинке (картинках) события, выделить существенные моменты, смысл ситуации, сделать выводы, установить пространственно-временные и причинно-следственные отношения. 
Анализ результатов выполнения:

4 балла - дети способны правильно установить последовательность событий, выявить причинно-следственные связи и составить рассказ;

+3 балла - дети испытывают затруднения при составлении рассказа по самостоятельно правильно разложенной серии последовательных картинок, предпочитая вопросно-ответную форму. Иногда нуждаются в помощи и при раскладывании картинок в правильной последовательности;

2 балла - дети передают содержание отдельной сюжетной картинки. Чаще воспринимают ее фрагментарно, просто перечисляя изображенные предметы и не связывая их единым сюжетом. Понимание скрытого смысла сюжетных картинок затруднено. Оказание помощи не эффективно;

1 балл - ребенок не понял смысла задания.

Итог: 12 баллов
Методика «Исключение четвертого лишнего».

Цель: исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.

Инструкция и ход выполнения: "Посмотри на эти рисунки, здесь нарисовано 4 предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажи, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу".

Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения, исследователь задает ему наводящий вопрос.

Записываются номер карточки, название предмета, который испытуемый исключил, слово или выражение, при помощи которого он обозначил остальные три, объяснения, все вопросы, которые ему были заданы, и его ответы. Этот вариант годится для исследования детей и взрослых.

Шкала для оценки уровня развития операции обобщения.


Принципы построения нейропсихологического дигностического обследования, его осн.этапы .Нейропсихологическ.заключение, его разделы.Описание и квалификация выявленных нарушений высших псих.ф-й.

Этапы:


1. Серия проб должна носить относительно стандартный характер и включать ряд методик, которые позволяют выявить как состояние отдельных анализаторов (зрительного, слухового, кинестетического, двигательного) , так и дать анализ разных уровней построения психических процессов — уровня непосредственных сензомоторных реакций, уровня мнестической организации деятельности, уровня сложных опосредствованных операций, в которых ведущую роль играют связи речевой системы. Естественно, что в число задач, которые должны с наибольшей отчетливостью выявить те или иные стороны психической деятельности больного, должны входить только те, которые являются заведомо доступными для каждого нормального (в том числе и относительно малообразованного) испытуемого. Естественно также, что сложность этих задач должна варьировать, потому что адекватными для испытуемых разного культурного уровня будут не одинаковые задачи, а задачи различной сложности, соответствующей «исходному» (преморбидному) уровню больного. Уже этот первый этап исследования, который должен включать относительно большее число различных по своему назначению (хотя и достаточно коротких) проб, позволяет исследователю выделить как некоторые дефектные стороны психической деятельности больного, так и другие стороны психической деятельности, в которых таких дефектов не обнаруживается.

 

2. Весь дальнейший ход исследования, составляющий его второй (избирательный) этап, должен быть посвящен углубленному исследованию той группы психических процессов, которые при предварительном, ориентировочном исследовании выявили определенные дефекты. Естественно поэтому, что, в отличие от предварительного, ориентировочного этапа, этот этап исследования должен быть строго индивидуализированным. Содержание его должно строиться как на основе тех данных, которые были получены на первом этапе, так и с учетом тех фактов, которые получаются на второй (избирательной) фазе исследования. Понятно поэтому, что второй этап нейро-психологического исследования является наиболее сложным, носит наиболее творческий характер и требует наибольшей подвижности ведения эксперимента.