Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 202
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Референтометрическая методика в процедурном плане носит ярко выраженный косвенный характер: при выявлении референтных лиц ни в коем случае недопустимо задавать испытуемому прямой вопрос о том, кто из членов группы для него наиболее значим, с чьим мнением и оценкой он склонен считаться в первую очередь. Дело в том, что при прямой постановке такого вопроса было бы попросту наивно рассчитывать на получение данных, адекватно раскрывающих реальное положение дел. С одной стороны, далеко не все и далеко не всегда могут успешно справиться со столь «лобовым» заданием, так как сами не до конца осознают характер межличностных отношений в группе и свое собственное положение в этом сообществе. С другой стороны, нередко, даже вполне осознавая значимость для себя того или иного партнера по взаимодействию и общению, испытуемые не хотят признаваться кому бы то ни было, что они в личностном плане испытывают определенную зависимость от мнения, оценки, отношения какого-то конкретного человека. Все это и диктует необходимость использования для выявления степени значимости каждого члена группы косвенного опроса, примером которого и является такая методика, как референтометрия.
При обработке материала, полученного в результате проведения референтометрии, анализу подвергаются эмпирические данные только собственно референтометрического опроса, то есть второго этапа экспе-римента. Все референтометрические выборы фиксируются в специальной матрице, которую строит экспериментатор, опираясь на совокупность ответов испытуемых. Принципы ее построения, по сути дела, ничем не отличаются от принципов построения матрицы социометрических выборов в группе. При анализе данных референтометрии может быть, кроме матричной формы компоновки материала, использована и референ-тограмма (по аналогии с социограммой), которая наглядно демонстрирует степень взаимности референтометрических предпочтений и факт наличия или отсутствия сколько-нибудь четко очерченных подгрупп в обследуемой общности.
Активные методы психологии
Особую группу методов психологии, направленных на развитие компетентности в различных сферах общения, составляют активные групповые методы (АГМ). АГМ может быть назван любой способ планируемой активизации коммуникативных процессов в учебной или иной целевой группе, независимо от содержания поставленных задач. Наиболее распространенным и эффективным методом АГМ является социально-психологический тренинг (СПТ). Данный термин был введен в начале 1970-х гг. немецкими социальными психологами М. Форвергом и Й. Шмидтом, которые разработали методику проведения групп на предприятиях для руководителей высшего и среднего звена. Общая цель социально-психологического тренинга конкретизируется в следующих задачах:
1) овладение психологическими знаниями;
2) формирование умений и навыков в сфере общения;
3) коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения;
4) развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей;
5) коррекция и развитие системы отношений личности.
В отечественной социальной психологии термин социально-психологический тренинг используется очень широко и практически представляет собой целую отрасль прикладной социальной психологии. К базовым методам СПТ традиционно относят групповую дискуссию и ситуационно-ролевые игры
Групповая дискуссия – это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить или изменить мнения, позиции или установки участников группы в процессе непосредственного общения. Объектом дискуссионного обсуждения могут быть реальные случаи; проблемы различного характера; ситуации межличностного взаимо-действия; ситуации морального выбора.
В тренинге групповая дискуссия используется в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с различных сторон; групповой рефлексии; актуализации и последующего разрешения скрытых конфликтов; предоставления возможности участникам проявить свою компетентность и удовлетворить потребность в признании и самоуважении.
Игровые методы целесообразно поделить на операционные и ро-левые.
Операционные (деловые, управленческие) игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения, то есть обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события. В таких играх, как правило, подчеркнут аспект инструментального обучения, и в то же время формализован и минимизирован по сравнению с реальностью межличностный аспект. Таким образом, имитационная игровая модель неизбежно упрощает реальную действительность. Ролевые игры с элемен-тами драматизации способствуют раскрытию и совершенствованию потен-циала самовыражения. Они сталкивают участника с ситуациями, харак-терными для реальной и значимой для него деятельности, ставит перед необходимостью изменить свои установки, создают условия для форми-рования новых, более эффективных коммуникативных навыков (вер-бальных и невербальных, деятельностных и эмоциональных). В психоло-гических тренинговых играх большое значение имеет не сам процесс игры, часто дарящий участникам массу положительных эмоций и открывающий, как всякая хорошая детская игра, каналы творческой инициативы и спон-танности, а осмысление, рефлексия происходящего после игры.
К ролевым методам повышения коммуникативной компетентности относят также психодраму и социодраму. Психодрама направлена на разрешение внутренних конфликтов индивида путем проигрывания жизненных ситуаций и создания условий для осознания себя как целостной личности. В психодраме большое значение придается отреагированию внутриличностных конфликтов и межличностных ситуаций, моделируемых участниками в театральной форме. Психодрама как метод была разработана Дж. Морено. Он обнаружил, что психодраматическое действие имеет преимущество перед вербализацией в ускорении процесса изучения переживаний и формирования новых отношений и типов поведения. Основные понятия психодрамы: ролевая игра; творческая спонтанность; катарсис – эмоциональное освобождение; теле – двусторонний поток эмоций между всеми участниками; инсайт – новое понимание проблемы.
Социодрамакак метод развития коммуникативных свойств личности предполагает исследования и преодоления конфликтов внутри малой группы, достижения согласия между участниками взаимодействия относительно своих функций, обязанностей, прав; способов модели-рования межличностных отношений в группе. Дж. Морено разработал социодраму как расширение метода психодрамы. Позднее Э. Торренс предложил новую и более детализированную концепцию социодрамы как методики группового творческого решения проблем. Он ориентировался при этом не только на ранние работы Дж. Морено, но и на многие принципы творческого решения задач, предложенные А. Осборном и его коллегами. В процессе социодрамы участники обучаются «мозговому штурму» с помощью поиска альтернативных вариантов поведения, давая им возможность отреагировать проблему в действии и отрепетировать проблемно-решающее поведение для его последующего использования в реальной жизни. Таким образом, основные различия между социодрамой и психодрамой заключаются не столько в методах, сколько в целях.