Файл: Протокол 1 от 30. 08. 2022 приказ 139 от 09. 2022 протокол 1 от 31. 08. 2022 рабочая программа учебного.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ. 6 КЛАСС (34 ч)
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Современная география. Земля - планета Солнечной системы. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ. (9 ч)
ПЛАН МЕСТНОСТИ (4 ч)
Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Способы изображение рельефа на плане. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности. Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.
Практические работы:
Урок – практикум№ 1 « Определение азимута».
Урок – практикум № 2 «Ориентирование на местности». Урок – практикум № 3 « Составление плана местности».
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА (5 ч)
Форма и размеры Земли. Глобус — модель земного шара.
Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Способы изображение рельефа на планах и картах. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.
Практические работы:
Урок – практикум № 4 «Определение координат географических объектов по карте».
1) Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин.
ПРИРОДА ЗЕМЛИ (22 ч)
ЛИТОСФЕРА(5 ч)
Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.
Рельеф Земли. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия.
Практические работы:
2) «Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых».
Урок – практикум № 5 «Описание элементов рельефа».
ГИДРОСФЕРА (6 ч)
Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового океана – температура и соленость. Движение воды в океане – волны, течения. Подземные воды.
Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение. Ледники. Горное и покровное оледенение, многолетняя мерзлота. Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота. Каналы. Водохранилища. Человек и гидросфера.
Практические работы:
3) «Обозначение на контурной карте океанов, крупных внутренних и внешних морей».
4) «Обозначение теплых и холодных течений».
5) «Обозначение крупных рек России».
Урок – практикум № 6 «Описание объектов гидрографии».
АТМОСФЕРА (7 ч)
Строение воздушной оболочки Земли.
Движения Земли и их следствия. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Температура воздуха. Нагревание воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической широты. Тепловые пояса. Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Атмосферное давление. Ветер. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. Циркуляция атмосферы. Влажность воздуха. Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Метеостанция/метеоприборы (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений).
Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера.
Расчет угла падения солнечных лучей в зависимости от географической широты, абсолютной высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха тропосферы на заданной высоте, расчет средних значений (температуры воздуха, амплитуды и др. показателей).
Практические работы:
Урок – практикум № 7 « Определение средних температур, амплитуды и построение графиков».
Урок – практикум № 8 «Работа с графическими и статистическими данными, построение розы ветров».
Урок – практикум № 9 «Построение диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным, анализ полученных данных».
БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (4 ч)
Биосфера. Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы.
Географическая оболочка как среда жизни. Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли.
Практические работы:
Урок – практикум № 10 «Изучение природных комплексов местности».
Темы проектных работ
Исследование «Можно ли Гомера считать основоположником географии?».
Создание презентации «Карта — памятник культуры».
Составление карты «История освоения моей местности».
Создание презентации «Навигационные системы как источник географической информации».
Создание фотовыставки «Пещеры — подземные дворцы».
Составление карты «Отражение форм рельефа в географических названиях».
Создание фотовыставки «Влияние климата на уклад жизни человека».
Создание наглядного пособия «Моя экологическая тропа».
НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (2 ч)
Население Земли. Человек и природа.
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (1 ч)
ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ (МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ).
7 КЛАСС (68 ч)
ВВЕДЕНИЕ (2 ч)
Что изучают в курсе географии материков и океанов. Методы географических исследований и источники географической информации. Разнообразие современных карт. Освоение Земли человеком. Как люди открывали и изучали Землю. Основные этапы накопления знаний о Земле. Источники географической информации. Карта – особый источник географических знаний. Описание и нанесение на контурную карту географических объектов одного из изученных маршрутов
ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ (9 ч)
ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ (2 ч)
Происхождение материков и океанов. . Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли. Строение земной коры. Типы земной коры, их отличия. Формирование современного рельефа Земли. Размещение крупных форм рельефа на поверхности Земли. Влияние строения земной коры на облик Земли.
Практическая работа:
1) Чтение карт, космических и аэрофотоснимков материков. Описание по карте рельефа одного из материков. Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий (по выбору).
АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ (2 ч)
Атмосфера и климаты Земли. Распределение температуры, осадков, поясов атмосферного давления на Земле и их отражение на климатических картах. Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы. Характеристика воздушных масс Земли. Климатические пояса Земли. Влияние климатических условий на жизнь людей. Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли.
МИРОВОЙ ОКЕАН - ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ ГИДРОСФЕРЫ (2 ч)
Воды Мирового океана. Этапы изучения Мирового океана. Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв. (В.М. Головнин, Ф.П. Литке, С.О. Макаров). Водные массы. Океанические течения. Система океанических течений. Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Разнообразие морских организмов. Распространение жизни в океане. Биологические богатства океана. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (3 ч)
Свойства и особенности строения географической оболочки. Природные комплексы суши океана. Природная зональность (выявление по картам зональности в природе материков). Высотная поясность.
Практические работы:
2) Анализ карт антропогенных ландшафтов; выявление материков с самыми большими ареалами таких ландшафтов.
ЧЕЛОВЕЧЕСТВОНА ЗЕМЛЕ (3 ч)
Численность населения Земли. Народы и религии мира. Мировые и национальные религии. Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население. Основные виды хозяйственной деятельности людей. Их влияние на природные комплексы. Комплексные карты. Городское и сельское население. Культурно-исторические регионы мира. Страны на карте мира. Многообразие стран, их основные типы.
Практические работы:
3) Сравнительное описание численности, плотности и динамики населения материков и крупнейших стран мира.
ОКЕАНЫ И МАТЕРИКИ (51ч)
ОКЕАНЫ (2 ч)
Тихий океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Индийский океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Атлантический океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Северный Ледовитый океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.