Файл: Протокол 1 от 30. 08. 2022 приказ 139 от 09. 2022 протокол 1 от 31. 08. 2022 рабочая программа учебного.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
№ п/п | Кол-во часов | Тема урока | Основные виды деятельности | Практическая работа |
| 1 | Введение(1 час) | ||
1 | 1 | Земля – планета Солнечной системы | Обозначение на контурной карте маршрутов великих путешественников. Работа с рисунками «Планеты Солнечной системы», «Вращение Земли вокруг солнца» | |
| 4 | Раздел 1. Виды изображений поверхности Земли (9 часов) Тема 1 План местности (4 часа) | ||
2 | 1 | План местности. Масштаб | Работа с планом местности. Отработка умений выбирать масштаб, переводить цифровой масштаб в именованный | Практикум 1 |
3 | 1 | Ориентирование на местности. Азимут | Определение сторон горизонта по компасу. Определение направлений и азимутов по плану местности. | Практикум 2 |
4 | 1 | Изображение на плане неровностей земной поверхности | Определение по плану местности высот холмов и глубин впадин. Определение по расположению горизонталей крутого и пологого склонов холма. Изображение с помощью горизонталей холма и впадины | |
5 | 1 | Составление простейших планов местности | Работа с планом местности | Практикум 3 |
| 5 | Тема 2. Географическая карта (5 часов). | ||
6 | 1 | Форма и размеры Земли. Географическая карта. | Работа с глобусом и картами различных масштабов. Определение по глобусу и карте направлений и расстояний | Практикум 4 |
7 | 1 | Градусная сеть на глобусе и картах | Определение по глобусу и картам различных параллелей и меридианов | |
8 | 1 | Географическая широта и долгота. Географические координаты | Определение географических координат объектов | Практикум 4 |
9 | 1 | Изображение на физических картах высот и глубин | Определение по картам высот и глубин объектов | Определение высот и глубин географических объектов |
10 | 1 | Контрольная работа по теме «Виды изображений поверхности Земли» | Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом | |
| | Раздел 2. Строение Земли, земные оболочки (22 часа). Тема 1. Литосфера (5 часов). | ||
11 | 1 | Земля и ее внутреннее строение | Выполнение в тетради рисунка «Внутреннее строение Земли». Определение минералов и горных пород по отличительным признакам. Сравнение горных пород, различающихся по происхождению | |
12 | 1 | Движение земной коры. Вулканизм | Подготовка сообщения о крупнейших землетрясениях и извержениях вулканов. Оценка влияния природных катастроф, связанных с литосферой, на деятельность населения и способов их предотвращения | Работа с коллекциями минералов |
13 | 1 | Рельеф суши. Горы | Определение по карте расположения на материках различных гор, их протяженности и высоты; высочайших горных вершин | |
14 | 1 | Равнины суши | Определение по карте расположения на материках наиболее крупных равнин, их протяженности. Сравнение полезных ископаемых равнин и горных районов | |
15 | 1 | Рельеф дна Мирового океана | Определение по картам шельфов материков и их частей, материковых островов, срединно- океанических хребтов океанов | |
| | | Тема 2. Гидросфера (6 часов) | |
16 | 1 | Вода на Земле. Контрольная работа за 1 полугодие | Составление схемы мирового круговорота воды. Обозначение на контурной карте океанов, крупных внутренних и внешних морей | Обозначение на к к океанов, крупных внутренних и внешних морей |
17 | 1 | Движение воды в океане | Составление схемы возникновения приливов и отливов под воздействием притяжения Луны. Обозначение на контурной карте теплых и холодных течений | Обозначение теплых и холодных течений |
18 | 1 | Подземные воды | Выполнение в тетради рисунка «Грунтовые воды». Знакомство с подземными водами на экскурсии | |
19 | 1 | Реки | Описание реки своей местности по плану. Обозначение на контурной карте наиболее крупных рек России и мира. Выявление наиболее протяженных и полноводных рек, каналов | Обозначение крупных рек России |
20 | 1 | Озера | Обозначение на контурной карте крупных озер и водохранилищ. Сравнение озер тектонического и ледникового происхождения. Описание озера или водохранилища | Практикум 6 |
21 | 1 | Ледники | Обозначение на контурной карте крупных горных и покровных ледников, границы зоны вечной мерзлоты на территории нашей страны. Выдвижение гипотез возможного использования человеком ледников и вечной мерзлоты | |
| | Тема 3. Атмосфера (7 часов) | ||
22 | 1 | Атмосфера, строение, значение, изучение | Выполнение в тетради рисунка «Строение атмосферы». Доказательство изменения плотности атмосферы и состава воздуха в верхних слоях по сравнению с поверхностным слоем | |
23 | 1 | Температура воздуха | Выявление зависимости между географическим положением территории и температурой воздуха в пределах этой территории. Расчет средней температуры. Формулирование вывода о зависимости между температурой воздуха и высотой Солнца над горизонтом | Практикум 7 |
24 | 1 | Атмосферное давление. Ветер | Измерение атмосферного давления с помощью барометра. Выполнение в тетради рисунка: изображение направлений движений воздуха в дневном и ночном бризе. Сравнение температуры и давления над сушей и морем днем и ночью | Практикум 8 |
25 | 1 | Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки | Выявление зависимости количества воды в воздухе от его температуры. Определение количества воды в насыщенном воздухе при заданных температурах | Практикум 9 |
26 | 1 | Погода | Заполнение календаря погоды. Измерение среднесуточной температуры зимой и летом. Сравнение розы ветров и диаграммы облачности, характерных для своей местности | |
27 | 1 | Климат | Описание климата своей местности по плану. Обозначение на контурной карте основных факторов, влияющих на его формирование | |
28 | 1 | Причины, влияющие на климат | Выполнение в тетради рисунка: изображение положения Земли по отношению к Солнцу днем и ночью; положения земной оси по отношению к Солнцу зимой и летом; областей, для которых характерны полярный день и полярная ночь | |
| 4 | Тема 4. Биосфера. Географическая оболочка (4 часа) | ||
29 | 1 | Разнообразие и распространение организмов на Земле | Работа с картой «Природные зоны мира». Подготовка сообщений по теме «Охрана биосферы». Характеристика наиболее известных заповедников и национальных парков. Рассказы о представителях растительного и животного мира | |
30 | 1 | Распространение организмов в Мировом океане | Работа по группам: изучение жизни и деятельности наиболее интересных представителей морской фауны, подготовка иллюстрированных сообщений | |
31 | 1 | Природный комплекс | Изучение природных комплексов своей местности и их описание по плану | Практикум 10 |
32 | 1 | Контрольная работа по теме «Строение Земли. Земные оболочки» | Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом, контурной картой | |
| | Раздел 3. (2 часа). | ||
33 | 1 | Население Земли | Изучение этнографических особенностей различных народов. Описание особенностей жилища, одежды, еды, быта, праздников. Посещение краеведческих и этнографических музеев. Обозначение на контурной карте численности населения каждого материка; границ наиболее населенных стран, городов с населением более 10 млн человек. | |
34 | 1 | Итоговая контрольная работа | Выполнение тестовых заданий. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала | |
Приложение 2. Календарно-тематическое планирование по учебному предмету География материков и океанов. 7 класс
№ | Дата план | Дата факт | Тема урока | | Основные виды деятельности | Кол-во часов | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
Практические работы | | ||||||
1 | 5.09 | | Введение (2 часа) Что изучают в курсе географии материков и океанов? Как люди открывали и изучали Землю | | Показывают по карте материки и части света. Выделяют основные эпохи в истории географических открытий. Дают характеристику важнейших научных открытий | 2 1 | Установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися |
2 | 6.09 | | Источники географической информации. Карта – особый источник географических знаний. | | Дают характеристику источников географической информации. Группируют карты учебника и атласа по содержанию и масштабу | 1 | |
3 | 12.09 | | Литосфера и рельеф Земли (2 часа) Происхождение материков и океанов | | Сопоставляют строение материковой и океанической коры. Анализируют карты литосферных плит, устанавливают границы столкновения и расхождения плит. Анализируют карты строения земной коры | 2 1 | Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка. Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила поведения со старшими |
4 | 13.09 | | Рельеф Земли | 1.Чтение карт, космических и аэрофотоснимков материков. Описание по карте рельефа одного из материков. Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий (по выбору) | Сопоставляют физическую карту с картой строения земной коры. Объясняют зависимость между строением земной коры и размещением крупных форм рельефа суши и дна океана. | 1 | |
5 | 26.09 | | Атмосфера и климаты Земли (2 часа) Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы | | Устанавливают по картам зависимость между климатическими показателями и климатообразующими факторами; между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются. Характеризуют воздушные массы с разными свойствами. | 2 1 | Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей |
6 | 27.09 | | Климатические пояса Земли | | Объясняют размещения на Земле климатических поясов. Дают характеристику одного из климатических поясов. Выявляют причины выделения климатических областей в пределах поясов. Дают оценку роли климата в жизни людей | 1 | |
7 | 3.10 | | Мировой океан – главная часть гидросферы (2 часа) Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений. | | Объясняют роль Мирового океана в жизни Земли. Предоставляют доказательство зональности в распределении водных масс. Работают с картой: обозначение круговых движений поверхностных вод; выявление их роли в формировании природы суши | 2 1 | Нахождение ценностного аспекта учебного знания и информацию, обеспечение его понимания и переживание обучающихся |
8 | 4.10 | | Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей | | Выявляют особенности распространения жизни в океане. Характеризуют процессы обмена теплом и влагой между океаном, атмосферой и сушей | 1 | |
9 | 10.10 | | Географическая оболочка (3 часа) Строение и свойства географической оболочки | | Дают характеристику строения географической оболочки. Объясняют взаимодействие ее компонентов; ее основных свойств | 3 1 | Регулирование поведения обучающихся |
10 | 11.10 | | Природные комплексы суши и океана | | Сравнивают территориальные и аквальные комплексы. Характеризуют различные комплексы. | 1 | |
11 | 17.10 | | Природная зональность | 2. Анализ карт антропогенных ландшафтов. Выявление материков с самыми большими ареалами таких ландшафтов. | Выявляют связи между природными компонентами зоны. Анализируют карты природных зон. Характеризуют особенности размещения природных зон на материках и в океанах. Устанавливают по картам и схемам закономерности в проявлении широтной зональности и высотной поясности | 1 | |
12 | 18.10 | | Человечество на Земле (3 часа) Численность населения Земли. Размещение населения | 3.Сравнительное описание численности, плотности и динамики населения материков и стран мира | Анализируют изменения численности населения мира. Определяют и сравнивают численности населения материков и стран мира. Работают с тематическими картами: определяют рождаемость, смертность, естественный прирост | 3 1 | Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально- ценностную сферу ребенка |
13 | 24.10 | | Народы и религии мира | | Анализируют карты народов мира: изучают территории проживания народов, относящихся к одним языковым семьям. Анализируют карты религий мира; выявляют географии мировых и национальных религий | 1 | |
14 | 25.10 | | Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население. | | Дают характеристику разных видов хозяйственной деятельности, выделение основных видов. Выявляют по статистическим таблицам стран — лидеров в промышленности и сельском хозяйстве. Дают описание характерных черт промышленного и сельскохозяйственного ландшафта по их изображению | 1 | |
15 | 31.10 | | Океаны (2 часа) Тихий океан. Индийский океан. | 4.Описание основных компонентов природы океанов Земли | Определяют по картам географическое положение океанов, их глубины, крупнейших поверхностных течений. Выявляют характер хозяйственного использования океанов и его влияния на сохранение их природы. | 2 1 | Система поощрения учебной социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся |
| 8.11 | | Атлантический океан. Северный Ледовитый океан | 5. Создание презентационных материалов об океанах на основе различных источников информации | Определяют по картам географического положения океанов, их глубины, крупнейших поверхностных течений. Характеризуют по картам и тексту учебника особенностей природы. Дают сравнение океанов | 1 | |
17 | 14.11 | | Южные материки (1 час) Общие особенности природы южных материков | | Дают сравнение географического положения южных материков. Выявляют общие особенности в компонентах природы. Сравнивают материки по выраженности в их природе широтной зональности и высотной поясности | 1 | |
18 | 15.11 | | Африка (10 часов) Географическое положение. Исследование материка Африка | 6. Обозначение и надписывание на контурной карте названий географических объектов Африки | Определяют географическое положение материка и объяснение его влияния на природу. Дают оценку результатов исследований Африки зарубежными и русскими путешественниками и исследователями | 10 1 | Регулирование поведения обучающихся. Развитие познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции. Система поощрения учебной социальной успешности проявлений активной жизненной позиции обучающихся |
19 | 21.11 | | Рельеф и полезные ископаемые | | Объясняют преобладания в рельефе материка высоких равнин. Характеризуют размещения месторождений полезных ископаемых. Оценивают богатства материка полезными ископаемыми. | 1 | |
20 | 22.11 | | Климат. Внутренние воды | | Дают объяснение влияния климатообразующих факторов на климат материка. Выявление зависимости рек от рельефа и климата. Дают характеристику одной из рек материка по плану | 1 | |
21 | 28.11 | | Природные зоны | | Дают характеристику природных зон материка. Выявляют изменения природных зон под влиянием хозяйственной деятельности людей | 1 | |
22 | 29.11 | | Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки | 7.Создание презентационных материалов о материке на основе различных источников информации | Работают с текстом учебника. Объясняют изменения, которые произошли в природе Африки под влиянием хозяйственной деятельности человека. Характеризуют стихийные бедствия, происходящие на материке | 1 | |
23 | 5.12 | | Население | | Работают с текстом учебника и статистическими материалами. Характеризуют изменения численности населения во времени и факторы, влияющих на этот показатель. Делают анализ карты плотности населения. | 1 | |
24 | 6.12 | | Страны Северной Африки. Алжир | | Характеризуют географическое положение региона и стран, расположенных в его пределах. Выявляют особенности природы, природных богатств, этнического и религиозного состава населения и его хозяйственной деятельности. Дают характеристику одной из стран региона (по выбору) | 1 | |
25 | 12.12 | | Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия | | Дают характеристику географического положения региона и стран, расположенных в его пределах. Выявляют особенности природы, природных богатств, этнического состава населения и его хозяйственной деятельности. | 1 | |
26 | 13.12 | | Страны Восточной Африки. Эфиопия | | Характеризуют географического положения региона и стран, расположенных в его пределах. Выявляют особенности природы и природных богатств региона. Готовят и обсуждают презентации о заповедниках и национальных парках, о странах, о памятниках природного и культурного наследия региона | 1 | |
27 | 19.12 | | Страны Южной Африки. ЮАР | 8.Определение по картам основных видов деятельности населения стран Южной Африки | Дают характеристику географического положения региона и стран, расположенных в его пределах. Выявляют особенности природы, природных богатств и этнического состава населения и основные виды его хозяйственной деятельности. | 1 | |
28 | 20.12 | | Австралия и Океания (5 часов) Географическое положение Австралии. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые | | Объясняют причины выровненного рельефа материка. Устанавливают закономерности размещения месторождений полезных ископаемых на материке. Сравнивают географическое положение и рельеф Австралии и Африки | 5 1 | Организация для обучающихся ситуаций контроля и оценки, самооценки. Установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающихся. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения. |
29 | 26.12 | | Климат Австралии. Внутренние воды | | Дают объяснение причин сухости климата на большей территории, бедности поверхностными водами. Проводят анализ климатограмм. Проводят описание одной из рек материка | 1 | |
30 | 27.12 | | Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира | | Дают объяснение причин эндемичности органического мира, особенностей размещения природных зон в сравнении с Африкой | 1 | |
31 | | | Австралийский Союз Океания. Природа, население и страны | 9. Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии (по выбору) | Проводят описание населения (численности, размещения по территории, этнического состава, соотношения городского и сельского населения). Производят анализ карты хозяйственной деятельности людей. | 1 | |
32 | | | Контрольная работа за 1 полугодие | | Выполняют тестовые задания. | 1 | |
33 | | | Южная Америка (7 часов) Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка | 10. Определение по картам атласа и нанесение на контурную карту элементов, характеризующих физико- географическое положение Южной Америки | Сравнивают географическое положение Южной Америки, Африки и Австралии. Формулируют выводы о природе материка на основе оценки его географического положения | 7 1 | Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимо информацией инициировании ее обсуждение, высказывание обучающихся своего мнения, по ее новому выработки своего к ней отношения, инициирования ее обсуждении своего , по ее своего к ней отношения. |
34 | | | Рельеф и полезные ископаемые | | Объясняют причины контрастов в строении рельефа Южной Америки. Работают с картами атласа. Выявляют закономерности в размещении крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Сравнивают рельеф Южной Америки и Африки | 1 | Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка |
35 | | | Климат. Внутренние воды | | Объясняют причины преобладания влажных типов климата, богатства материка поверхностными водами. Работают с картами атласа. Сравнивают климат и внутренние воды Южной Америки и Африки. Оценивают климат и внутренние воды материка для жизни населения | 1 | |
36 | | | Природные зоны | 11.Выявление по картам взаимосвязи между компонентами природы в одном из природных комплексов. Отражение в виде схемы | Выявляют зависимости размещения природных зон от климата. Определяют своеобразие каждой из природных зон материка. Сравнивают природные зоны Южной Америки и Африки. Приводят примеры изменения природы материка человеком | 1 | |
37 | | | Население | 12.Изучение демографических процессов и явлений, характеризующих динамику численности населения Южной Америки и ее крупнейших стран | Анализируют карты и статистические показатели; описывают плотности населения, особенностей его размещения на материке. Группируют страны материка по различным признакам | 1 | |
38 | | | Страны востока материка. Бразилия | 13.Составление описания природы, населения, географического положения крупных городов Бразилии или Аргентины | Характеризуют географическое положение страны. Описывают населения страны. Анализируют карты хозяйственной деятельности населения. Дают анализ экологической карты. | 1 | |
39 | | | Страны Анд. Перу | | Выявляют по картам атласа и тексту учебника особенностей природы и природных богатств страны. Описывают этнический состав населения и его хозяйственной деятельности. Характеризуют памятники всемирного наследия на территории Андских стран | 1 | |
40 | | | Антарктида (1 час) Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды. Природа | | Объясняют особенности природы материка и его влияния на природу всей Земли. Анализируют климатограммы. Дают описание климата внутренних и прибрежных районов материка. Оценивают природные ресурсы Антарктиды | 1 | |
41 | | | Северные материки (1 час) Общие особенности природы северных материков | | Работают с картами атласа. Сравнивают материки. Выявляют общие особенности в географическом положении и компонентах природы северных материков | 1 | Регулирование поведения обучающихся. Опора на ценностные ориентиры обучающихся. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, творческих способностей. Моделирование ситуаций для выбора поступка обучающихся |
42 | | | Северная Америка Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка | | Работают с картами атласа. Характеризуют географическое положение материка и его влияния на природу. Готовят сообщения о зарубежном или русском путешественнике и исследователе Северной Америки с использованием дополнительных источников информации | 1 | |
43 | | | Рельеф и полезные ископаемые | 14.Выявление особенностей рельефа Северной Америки и объяснение их | Объясняют размещения крупных форм рельефа на материке. Характеризуют крупные формы рельефа. Выявляют закономерности в размещении крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых | 1 | |
44 | | | Климат. Внутренние воды | 15.Составление характеристики речной сети Северной Америки | Дают анализ климатической карты, климатограмм и карты климатических поясов. Характеризуют климат отдельных территорий, сравнение их и объяснение причин сходства и различий. Объясняют зависимости рек от рельефа и климата | 1 | |
45 | | | Природные зоны. Население | | Дают объяснение причин особого размещения природных зон. Описывают отдельные зоны. Оценивают степень изменения природы материка. Выявляют по карте расположения заповедников и национальных парков | 1 | |
46 | | | Канада | | Описывают и оценивают географическое положение Канады. Дают характеристику ее природы и природных богатств. Выявляют особенности состава и размещения населения, основных видов его хозяйственной деятельности. Оценивают степени изменения природы страны | 1 | |
47 | | | США | | Характеризуют географическое положение страны, оценивают его влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Предоставляют доказательство разнообразия и богатства природы страны. Анализируют карты хозяйственной деятельности населения: определение размещения отраслей хозяйства и крупных городов. | 1 | |
48 | | | Средняя Америка. Мексика | 16. Характеристика по картам основных видов природных ресурсов Канады, США, Мексики | Выделяют общие черты материальной и духовной культуры населения Латинской Америки. Выявляют основные отрасли хозяйства страны. Описывают по картам атласа и тексту учебника Мексику и еще одну из стран Средней Америки | 1 | |
49 | | | Евразия (16 часов) Географическое положение. Исследования Центральной Азии | | Проводят сравнение географического положения Евразии и Северной Америки. Формулируют предварительные выводы о природе материка на основе анализа его географического положения. Оценивают вклад русских исследователей в изучение Центральной Азии | 16 1 | Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально – ценностную сферу ребенка. Организация для обучающихся ситуаций контроля и оценки, самооценки |
50 | | | Особенности рельефа, его развитие | | Объясняют причины контрастов в строении рельефа материка. Выявляют закономерности в размещении равнин, горных складчатых областей и месторождений полезных ископаемых. Описывают по картам крупные формы рельефа. Моделируют на контурной карте форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. | 1 | |
51 | | | Климат. Внутренние воды | 17. Определение типов климата Евразии по климатическим диаграммам | Дают объяснение влияния климатообразующих факторов на климат материка. Дают описание климата поясов и областей. Сравнивают климат Северной Америки и Евразии. Производят анализ климатограмм. Оценивают климат Евразии для жизни и хозяйственной деятельности населения. Моделируют на контур ной карте размещения внутренних вод материка. Описывают реки по плану. Устанавливают связи между режимом рек и климатом. Сравнивают рек Евразии | 1 | |
52 | | | Природные зоны. Народы и страны Евразии | 18. Сравнительная характеристика размещения природных зон по 40 параллели | Объясняют связи между компонентами природы и особенностями расположения природных зон на материке. Характеризуют природные зоны. Сравнивают природные зоны Северной Америки и Евразии. Оценивают степени изменения природных зон человеком | 1 | Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией |
53 | | | Страны Северной Европы | | Проводят анализ численности населения региона и его размещения. Проводят анализ политической карты, группировка стран по различным признакам. Описывают страны, их сравнивают | 1 | |
54 | | | Страны Западной Европы. Великобритания | | Объясняют влияние географического положения на хозяйственную деятельность населения. Комплексная характеристика страны по картам и тексту учебника. Определяют особенности материальной и духовной культуры населения страны, его вклад в развитие мировой цивилизации | 1 | |
55 | | | Франция. Германия | | Оценивают географическое положение Франции и Германии, их природных ресурсов, состава населения и его размещения, хозяйства. Устанавливают причины сходства и различия стран | 1 | |
56 | | | Страны Восточной Европы | | Выявляют влияние географического положения стран на развитие их хозяйства. Устанавливают связи между природными ресурсами и развитием отраслей хозяйства стран. Определяют особенности материальной и духовной культуры населения каждой из стран. | 1 | |
57 | | | Страны Восточной Европы (продолжение) | | Характеризуют географическое положение стран. Проводят описание стран, их краткая комплексная характеристика | 1 | |
58 | | | Страны Южной Европы. Италия | 19. Описание видов хозяйственной деятельности населения стран Северной Европы, связанных с океаном | Работают с контурной картой: обозначение наиболее важных географических объектов региона и Италии. Объясняют особенности природы и природных богатств Италии, ее населения и видов хозяйственной деятельности. Оценивают вклад населения страны в развитие мировой цивилизации | 1 | Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятых норм поведения, правила общения со старшими |
59 | | | Страны Юго-Западной Азии | | Объясняют историко-культурные особенности стран региона. Характеризуют их географическое положение. Выявляют своеобразие природы стран, главных природных богатств и особенностей их размещения. Характеризуют этнический и религиозный состава населения стран. Подготавливают и обсуждают презентации об одной из стран региона | 1 | |
60 | | | Страны Центральной Азии | | Объясняют влияние географического положения стран региона на своеобразие их природы. Определяют основные природные богатства стран и связанных с ними видов хозяйственной деятельности. Комплексная характеристика стран по картам. | 1 | |
61 | | | Страны Восточной Азии. Китай | | Объясняют особенности географического положения Китая, оценка его влияния на развитие хозяйства страны. Характеризуют компоненты природы и природных богатств Китая. Оценивают степени антропогенного изменения природы на востоке и западе страны. Характеризуют населения страны. Работают с картой: установление и объяснение развития различных видов хозяйственной деятельности населения | 1 | |
62 | | | Япония | | Дают характеристику географического положения Японии. Дают определение своеобразия природы и природных богатств. Дают объяснение роли моря в жизни населения. Характеризуют население, основных видов его хозяйственной деятельности. | 1 | Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка |
63 | | | Страны Южной Азии. Индия | | Объясняют историко-культурные особенности региона. Характеризуют географическое положения Индии. Выявляют своеобразие природы отдельных частей страны. Устанавливают главные природные богатства и их размещения. Дают характеристику этнического и религиозного состава населения | 1 | |
64 | | | Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия | | Работают с контурной картой: обозначение важных географических объектов региона, крупных островов и архипелагов. Дают характеристику Индонезии: особенностей ее природы и природных богатств | 1 | |
65 | | | Закономерности географической оболочки | | Дают характеристику основных свойств географической оболочки | 1 | |
66 - 67 | | | Взаимодействие природы и общества | 20. Прогнозирование перспективных путей рационального природопользования | Характеризуют основные виды природных богатств, объясняют их использование человеком в различных видах хозяйственной деятельности. Приводят примеры влияния природы на жизнь людей. Оценивают состояние природы территорий материков, их крупных регионов, отдельных стран. Доказывают необходимость охраны природы | 1 | |
68 | | | Итоговая контрольная работа за курс 7 класса | | Выполняют тестовые задания. Работают с учебником, атласом и контурной картой | 1 |
Приложение 2. Календарно-тематическое планирование по учебному предмету География Росси 8 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности | Виды контроля | | Дата план | Дата факт | ||
| Введение (1 час) | | | | | | |||
1 | Что изучает география России | 1 | Знакомятся с учебником, атласом, интернет-ресурсами | Фронтальный опрос, работа с Физической картой России | | | | ||
| | Территория России на карте мира (6 часов) | | | | | | ||
2 | Географическое положение России | 1 | Сопоставляют карты атласа. Работают с различными источниками географической информации. Обозначают границы России на контурной карте | Практическая работа № 1 | | | | ||
3 | Моря, омывающие Россию | 1 | Характеризуют моря. Обозначают на контурной карте береговой линии России | Практическая работа № 2 | | | | ||
4 | Россия на карте часовых поясов | 1 | Решают задачи на определение местного и поясного времени | Практическая работа № 3 | | | | ||
5 | 1 | | | | |||||
6 | Как осваивали и изучали территорию России. | 1 | Собирают информацию из разных источников о русских ученых, землепроходцах — открывателях земель на севере и востоке страны | Практическая работа № 4 | | | | ||
7 | Итоговый урок раздела «Территория России на карте мира»» | 1 | Работают с картами атласа, интернет-ресурсами. Выполняют тестовые задания. | Итоговое тестирование Практическая работа № 5 | | | | ||
| | Раздел I. Общая характеристика природы России (18 часов) | | | | | |||
| | Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (4 часа) | | | | | |||
8 | Особенности рельефа России | 1 | Обозначают на контурной карте основных форм рельефа России | Практическая работа № 6 | | | | ||
9 | Геологическое строение территории России | 1 | Анализируют и сопоставляют физическую и тектоническую карты | Фронтальный опрос | | | | ||
10 | Минеральные ресурсы России | 1 | Дают характеристику размещения полезных ископаемых России, обозначение на контурной карте крупных месторождений. Объясняют особенности размещения полезных ископаемых | Практическая работа № 7 | | | | ||
11 | Развитие форм рельефа | 1 | Характеризуют современные процессы, формирующие рельеф. Объясняют взаимосвязи всех компонентов природы | Практическая работа № 8 | | | | ||
| | | Климат России (4 часа) | | | | | ||
12 | От чего зависит климат нашей страны | 1 | Проводят анализ климатических карт и диаграмм | Практическая работа № 9 | | | | ||
13 | Распределение тепла и влаги на территории России. | 1 | Характеризуют разные типы климата | Практическая работа № 10 | | | | ||
14 | Разнообразие климата России | 1 | Характеризуют разные типы климата | Практическая работа № 11 | | | | ||
15 | Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. | 1 | Характеризуют стихийные явления и их последствий для человека (1— 2 явления, типичных для своего края). Работают с контурной картой | Практическая работа № 12 | | | | ||
| | Внутренние воды России (3 часа) | | | | | |||
16 | Разнообразие внутренних вод. Реки. | 1 | Делают характеристику реки. Объясняют влияние климата на реки | Практическая работа № 13 | | | | ||
17 | Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники | 1 | Производят обозначение на контурной карте крупных рек, озер, границы многолетней мерзлоты | Практическая работа № 14 | | | | ||
18 | Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. | 1 | Оценивают роль воды в жизни человека. Объясняют эстетическую и оздоровительную роли водных ландшафтов | Практическая работа № 15 | | | | ||
| | | Почвы России (3 часа) | | | | | ||
19 | Образование почв и их разнообразие | 1 | Анализируют текст и рисунки учебника. Составляют конспект урока | Устный опрос. Работа с Почвенной картой России | | | | ||
20 | Закономерности распространения почв | 1 | Выявляют зависимость распространения почв от климата, рельефа, растительности и других факторов | Работа с Почвенной картой России | | | | ||
21 | Почвенные ресурсы | 1 | Характеризуют основные типы почв. Оценивают почвенные ресурсы страны | Работа с Почвенной картой России | | | | ||
| | Растительный и животный мир России (4 часа) | | | | | |||
22 | Растительный и животный мир России. | 1 | Анализируют карты атласа. Объясняют приспособления животных и растений к условиям окружающей среды | Фронтальный и устный опрос, индивидуальные письменные задания. | | | | ||
23 | 1 | | | | |||||
24 | Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) | 1 | Обозначают на контурной карте основные ООПТ России | Практическая работа № 16 | | | | ||
25 | Природно – ресурсный потенциал России. | 1 | Оценивают природные условия и ресурсы России. Подготавливают и защищают презентации, проекта | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. | | | | ||
| | Раздел 2. Природные комплексы России (36 часов) | | | | | |||
| | Природное районирование (7 часов) | | | | | |||
26 | Разнообразие природных комплексов России. | 1 | Повторяют и систематизируют ранее усвоенных знаний и умений | Фронтальный и устный опрос. | | | | ||
27 | Моря как крупные природные комплексы. | 1 | Дают характеристик ПК Белого моря | Фронтальный и устный опрос | | | | ||
28 | Природные зоны России. | 1 | Дают характеристику одной из северных зон страны с использованием разных источников географической информации | Фронтальный и устный опрос . | | | | ||
29 | Разнообразие лесов России. | 1 | Обозначают на контурной карте природных зон России. Делают сравнительную характеристику тайги и смешанных лесов | Устный опрос | | | | ||
30 | Безлесные зоны на юге России. | 1 | Проводят сравнительную характеристику | Практическая работа № 17 | | | | ||
31 | Высотная поясность | 1 | Составляют схемы высотной поясности для разных гор нашей страны | Устный опрос | | | | ||
32 | Контрольная работа за 1 полугодие | 1 | Выполняют тестовые задания | Итоговый проверочный тест | | | | ||
| | Крупные природные комплексы России (29 часов) | | | | | |||
33 | Восточно – Европейская (Русская) равнина | 1 | Характеризуют регион по плану и картам. Устанавливают межпредметные связи с историей | Устный опрос | | | | ||
34 | 1 | | | | |||||
35 | Природные комплексы Восточно – Европейской равнины | 1 | Характеризуют природные зоны | Устный опрос | | | | ||
36 | Памятники природы Восточно – Европейской равнины | 1 | Обозначают на контурной карте памятники природы, крупные ООПТ. Подготавливают презентации об одном из них (по выбору) с опорой на межпредметные связи | Сообщения | | | | ||
37 | 1 | | | | |||||
38 | Природные ресурсы Восточно – Европейской равнины и проблемы их рационального использования | 1 | Проводят комплексную оценку природных ресурсов территории и отдельных их видов. Обозначают на контурной карте основных месторождений полезных ископаемых, популярных туристических маршрутов | Устный опрос | | | | ||
39 | 1 | | | | |||||
40 | Кавказ – самые высокие горы России. Особенности природы высокогорий. | 1 | Характеризуют географическое положение Кавказа. Обозначают на контурной карте географические объекты, упомянутые в тексте учебника | Устный опрос | | | | ||
41 | 1 | | | | |||||
42 | Природные комплексы Северного Кавказа. | 1 | Характеризуют один из природных комплексов Северного Кавказа (по выбору) | Природные комплексы № 19 | | | | ||
43 | 1 | | | | |||||
44 | Урал - «каменный пояс земли Русской». Природные ресурсы Урала. | 1 | Обозначают на контурной карте географические объекты, упомянутые в тексте учебника | Устный опрос | | | | ||
45 | Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала. | 1 | Дают сравнительную характеристику отдельных частей Урала (Северного и Южного, Предуралья и Зауралья) | Практическая работа № 20 | | | | ||
46 | 1 | | | | |||||
47 | Западно - Сибирская равнина: особенности природы. | 1 | Сравнивают географическое положение Западно-Сибирской и Русской равнин | Устный опрос | | | | ||
48 | Природные зоны Западно – Сибирской равнины. Природные ресурсы Западно – Сибирской равнины и условия их освоения. | 1 | Характеризуют природные зоны. Сравнивают природные зоны Западной Сибири и Русской равнины, объясняют различия. | Устный опрос | | | | ||
49 | 1 | | | | |||||
50 | Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Климат Восточной Сибири. | 1 | Проводят «путешествие» по Восточной Сибири: осознание величия природы, обширности просторов региона в сравнении с европейской частью России и странами Западной Европы | Устный опрос | | | | ||
51 | 1 | | | | |||||
52 | Природные районы Восточной Сибири. природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. | 1 | Выявляют главные особенности природы районов с использованием разных источников географической информации. Обозначают на контурной карте национальные парков и заповедники региона | Устный опрос | | | | ||
53 | 1 | | | | |||||
54 | Жемчужина Сибири - Байкал | 1 | Составляют конспект урока «Черты уникальности Байкала» | Устный опрос | | | | ||
55 | 1 | | | | |||||
56 | Дальний Восток – край контрастов. Природные комплексы Дальнего Востока. | 1 | Обозначают на контурной карте береговую линию региона, основных гор и равнин | Устный опрос | | | | ||
57 | 1 | | | | |||||
58 | Природные уникумы Дальнего Востока. Природные ресурсы Дальнего Востока | 1 | Составляют географический образ Дальнего Востока. Делают сравнительную характеристику природных комплексов региона: Чукотки и Приморья, Камчатки и Сахалина | Устный опрос | | | | ||
59 | 1 | | | | |||||
60 | Обобщающий урок по теме «Природные комплексы России» | 1 | Выполняют тестовые задания | Итоговое тестирование | | | | ||
61 | 1 | | | | |||||
| | Раздел 3. Человек и природа (6 часов) | | | | | |||
62 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека | 1 | Объясняют географию природных стихийных явлений — землетрясений, вулканов, наводнений, смерчей, лавин, селей — на территории нашей страны | Устный опрос | | | | ||
63 | Воздействие человека на природу. | 1 | Выявляют причины возникновения антропогенных ландшафтов | | | | | ||
64 | Рациональное природопользование. | 1 | Осознают ответственность человека за сохранение природы родной страны, родного края | Устный опрос | | | | ||
65 | Россия на экологической карте мира. | 1 | Оценивают роль географического прогноза в жизни и деятельности человека | Устный опрос | | | | ||
66 | Экология и здоровье человека. | 1 | Ведут контроль за состоянием природной среды. Уровень здоровья людей. Ландшафты как фактор здоровья. | Устный опрос | | | | ||
67 | География для природы и общества. | 1 | Выявляют причины экологического кризиса в наши дни | Итоговое тестирование по теме «Человек и природа» | | | | ||
68 | Итоговая контрольная работа за курс географии 8 класс | 1 | Выполняют итоговую работу | Итоговая контрольная работа | | | |
География России. Население и хозяйство России 9 класс (68 часов).
№ | Дата план | Дата факт | Тема урока | Количество часов | Основные виды деятельности | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания | ||||
| | | Тема 1 Место России в мире | 3 | | | ||||
1 | 1.09 | | Географическое положение и границы России | 1 | Различать, распознавать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов, факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения, Использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни Находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей Выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала Оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику Объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России | Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, творческих способностей Система поощрения учебной социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся | ||||
2 | 7.09 | | Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России. Практическая работа 1 «Сравнение географического положения России с другими странами» | 1 | ||||||
3 | 8.09 | | Государственная территория России | 1 | ||||||
| | | Тема 2 Население России | 9 | ||||||
4 | 21.09 | | Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды | 1 | ||||||
5 | 22.09 | | Воспроизводство население. Практическая работа 2 «Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста в разных частях России» | 1 | ||||||
6 | 28.09 | | Миграции населения в России. Практическая работа 3 «Определение видов и направлений внутренних и внешних миграций, объяснение причин, составление схемы» | 1 | ||||||
7 | 29.09 | | Этнический состав населения России | 1 | Регулирование поведения обучающихся | |||||
8 | 5.10 | | Особенности географии рынка труда России. Практическая работа 4 «Объяснение различий в обеспечении трудовыми ресурсами отдельных регионов России» | 1 | ||||||
9 | 6.10 | | Религии народов России | 1 | ||||||
10 | 12.10 | | Географические особенности размещения населения. Практическая работа 5 «Определение особенностей размещения крупных народов России» | 1 | Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения Устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися | |||||
11 | 13.10 | | Городское и сельское население. Практическая работа 6 «Оценивание уровня урбанизации отдельных регионов России» | 1 | ||||||
12 | 19.10 | | Типы населенных пунктов | 1 | ||||||
| | Раздел. Хозяйство России | 24 | | ||||||
| | Тема3. Общая характеристика хозяйства | 3 | | ||||||
13 | 20.10 | | Экономическая и социальная география в жизни современного общества | 1 | Объяснять понятия и термины: структура хозяйства, отрасль, межотраслевые комплексы, географическое районирование, географический район. Приводить примеры конкретных практических задач, в решении которых надо использовать географическую науку. Называть сферу хозяйства и главные отрасли в их составе. Анализировать по графику изменение занятости населения по сферам хозяйства. Называть и объяснять основные этапы развития хозяйства России, изменения и структуре хозяйства. Сравнивать природное и хозяйственное районирование. Объяснять понятия: сельскохозяйственные угодья, земледелие, технические культуры, товарное животноводство, продуктивность, АПК, трудоемкое производство. Читать и анализировать графические и статистические материалы, тематические карты. Называть основные отрасли сельского хозяйства, виды сельскохозяйственных угодий, показывать на карте и объяснять географию размещения основных зерновых и технических культур. Выделять и называть подотрасли животноводства, объяснять географию размещения и особенности зональной специализации, сочетание сложившихся направлений земледелия и животноводства, влияние различных условий на развитие и размещение пищевой и легкой промышленности. | |||||
14 | 26.10 | | Понятие хозяйства. Практическая работа 7 «Работа с разными источниками информации…» | 1 | ||||||
15 | 27.10 | | Географическое районирование. Практическая работа 8 «Работа с картографическими источниками» | 1 | | |||||
| | Тема 4. Главные отрасли и межотраслевые комплекс | 21 | Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока | ||||||
16 | 9.11 | | Сельское хозяйство | 1 | ||||||
17 | 10.11 | | Агропромышленный комплекс | 1 | ||||||
18 | 16.11 | | Пищевая и легкая промышленность | 1 | ||||||
19 | 17.11 | | Лесной комплекс | 1 | ||||||
20 | 23.11 | | Целлюлозно-бумажная промышленность | 1 | ||||||
21 | 24.11 | | Топливно-энергетический комплекс | 1 | ||||||
22 | 30.11 | | Нефтяная и газовая промышленность | 1 | ||||||
23 | 1.12 | | Электроэнергетика | 1 | ||||||
24 | 7.12 | | Металлургический комплекс | 1 | ||||||
25 | 8.12 | | Цветная металлургия | 1 | ||||||
26 | 14.12 | | Проблемы и перспективы развития отрасли | 1 | ||||||
27 | 15.12 | | Машиностроительный комплекс | 1 | ||||||
28 | 21.12 | | Особенности размещения машиностроения | 1 | ||||||
29 | 22.12 | | ВПК. Отраслевые особенности военно-промышленного комплекса | 1 | ||||||
30 | 28.12 | | Химическая промышленность | 1 | ||||||
31 | 29.12 | | Транспорт | 1 | ||||||
32 | | | Транспортная сеть | 1 | | |||||
33 | | | Контрольная работа за 1 полугодие | 1 | ||||||
34 | | | Информационная инфраструктура. Типы телекоммуникационных сетей | 1 | ||||||
35 | | | Сфера обслуживания | 1 | ||||||
36 | | | Территориальное (географическое) разделение труда | 1 | ||||||
| | Раздел 2. Районы России. Географическое районирование | 32 | | ||||||
| | Тема 5. Географическое районирование | 1 | Объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России Сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России Выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны, обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России | ||||||
37 | | | Районирование – важнейший метод географии | | ||||||
| | Тема 6. Европейская часть России | 1 | Объяснять понятия: база индустриализации, анклав, портовое хозяйство. Называть и показывать на карте основные географические объекты Европейской части России. Выявлять специфику ГП Европейского региона, специфику территориальной структуру расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения. Обозначит на к к основные объектов природы и памятников природы. Оценивать положительные и отрицательные стороны ГП районов. Устанавливать характер воздействия ГП на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Проводить анализ различных по содержанию тематических карт. Составлять описание одного из природных или культурных памятников. Составлять туристический маршрут по Карелии. Объяснять хозяйственное различие западной и восточной частей Европейского Юга. | ||||||
38 | | | Общая характеристика макрорегиона | 1 | ||||||
39 | | | Центральная Россия. Центральная Россия: особенности формирования территории, ЭГП, природно- ресурсный потенциал | 5 1 | ||||||
40 | | | Хозяйство Центрального района | 1 | ||||||
41 | | | Города Центрального района | 1 | ||||||
42 | | | Центрально - Черноземный район | 1 | ||||||
43 | | | Волго-Вятский район | 1 | ||||||
44 | | | Северо-Западный район. Географическое положение и природа | 3 1 | ||||||
45 | | | Санкт-Петербург — новый —хозяйственный узел” России. | 1 | ||||||
46 | | | Калининградская область | 1 | ||||||
47 | | | Европейский Север. Географическое положение и природа | 3 1 | ||||||
48 | | | Этапы развития хозяйства Европейского Севера | 1 | | |||||
49 | | | Роль Европейского Севера в развитии русской культуры | 1 | ||||||
50 51 | | | Поволжье. Географическое положение и природа | 3 2 | ||||||
52 | | | Население и хозяйство Поволжья | 1 | ||||||
53 | | | Северный Кавказ. Природные условия | 2 1 | ||||||
54 | | | Хозяйство Северного Кавказа. Народы Северного Кавказа. Практическая работа 9 «Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям…» | 1 | ||||||
55 | | | Южные моря России. Крым | 1 | ||||||
56 | | | Уральский район Географическое положение и природа | 3 1 | ||||||
57 | | | Этапы развития и современное хозяйство Урала | 1 | ||||||
58 | | | Города Урала. Проблемы района | 1 | ||||||
59 | | | Контрольная работа по теме «Европейская Россия | 1 | ||||||
| | Тема 4 Азиатская часть России | 8 | Называть и показывать на карте основные географические объекты. Выявлять специфику ГП Азиатского региона, обозначить кк основные объектов природы и памятников природы. Оценивать положительные и отрицательные стороны ГП районов. Устанавливать характер воздействия ГП на природу жизнь людей и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Проводить анализ различных по содержанию карт. Анализировать схемы, материалы, формулировать выводы. | ||||||
60 | | | Природа Сибири | 1 | ||||||
61 | | | Западная Сибирь | 1 | ||||||
62 | | | Восточная Сибирь | 1 | ||||||
63 | | | Байкал | 1 | ||||||
64 | | | Дальний Восток | 1 | ||||||
65 | | | Моря Тихого океана | 1 | ||||||
66 | | | Практическая работа 10 «Сравнительная характеристика морей Дальнего Востока» | 1 | ||||||
67 | | | Обобщение знаний по разделу Районы России | 1 | ||||||
68 | | | Итоговая контрольная работа | 1 |