Файл: Протокол 1 от 30. 08. 2022 приказ 139 от 09. 2022 протокол 1 от 31. 08. 2022 рабочая программа учебного.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




п/п

Кол-во часов

Тема урока

Основные виды деятельности

Практическая работа




1

Введение(1 час)

1

1

Земля – планета Солнечной системы

Обозначение на контурной карте маршрутов великих путешественников. Работа с рисунками «Планеты Солнечной системы», «Вращение Земли вокруг солнца»







4

Раздел 1. Виды изображений поверхности Земли (9 часов) Тема 1 План местности (4 часа)

2

1

План местности. Масштаб

Работа с планом местности. Отработка умений выбирать масштаб, переводить цифровой масштаб в именованный

Практикум 1

3

1

Ориентирование на местности. Азимут

Определение сторон горизонта по компасу. Определение направлений и азимутов по плану местности.

Практикум 2

4

1

Изображение на плане неровностей земной поверхности

Определение по плану местности высот холмов и глубин впадин. Определение по расположению горизонталей крутого и пологого склонов холма. Изображение с помощью горизонталей холма и впадины




5

1

Составление простейших планов местности

Работа с планом местности

Практикум 3




5

Тема 2. Географическая карта (5 часов).

6

1

Форма и размеры Земли. Географическая карта.

Работа с глобусом и картами различных масштабов. Определение по глобусу и карте направлений и расстояний

Практикум 4

7

1

Градусная сеть на глобусе и картах

Определение по глобусу и картам различных параллелей и меридианов




8

1

Географическая широта и долгота. Географические координаты

Определение географических координат объектов

Практикум 4

9

1

Изображение на физических картах высот и глубин

Определение по картам высот и глубин объектов

Определение высот и глубин географических объектов

10

1

Контрольная работа по теме «Виды изображений поверхности Земли»

Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом










Раздел 2. Строение Земли, земные оболочки (22 часа). Тема 1. Литосфера (5 часов).

11

1

Земля и ее внутреннее строение

Выполнение в тетради рисунка «Внутреннее строение Земли». Определение минералов и горных пород по отличительным признакам. Сравнение горных пород, различающихся по происхождению




12

1

Движение земной коры. Вулканизм

Подготовка сообщения о крупнейших землетрясениях и извержениях вулканов. Оценка влияния природных катастроф, связанных с литосферой, на деятельность населения и способов их предотвращения

Работа с коллекциями минералов

13

1

Рельеф суши. Горы

Определение по карте расположения на материках различных гор, их протяженности и высоты; высочайших горных вершин




14

1

Равнины суши

Определение по карте расположения на материках наиболее крупных равнин, их протяженности. Сравнение полезных ископаемых равнин и горных районов




15

1

Рельеф дна Мирового океана

Определение по картам шельфов материков и их частей, материковых островов, срединно- океанических хребтов океанов













Тема 2. Гидросфера (6 часов)

16

1

Вода на Земле. Контрольная работа за 1 полугодие

Составление схемы мирового круговорота воды. Обозначение на контурной карте океанов, крупных внутренних и внешних морей

Обозначение на к к океанов, крупных внутренних и внешних морей

17

1

Движение воды в океане

Составление схемы возникновения приливов и отливов под воздействием притяжения Луны. Обозначение на контурной карте теплых и холодных течений

Обозначение теплых и холодных течений

18

1

Подземные воды

Выполнение в тетради рисунка «Грунтовые воды». Знакомство с подземными водами на экскурсии




19

1

Реки


Описание реки своей местности по плану. Обозначение на контурной карте наиболее крупных рек России и мира. Выявление наиболее протяженных и полноводных рек, каналов

Обозначение крупных рек России

20

1

Озера

Обозначение на контурной карте крупных озер и водохранилищ. Сравнение озер тектонического и ледникового происхождения. Описание озера или водохранилища

Практикум 6

21

1

Ледники

Обозначение на контурной карте крупных горных и покровных ледников, границы зоны вечной мерзлоты на территории нашей страны. Выдвижение гипотез возможного использования человеком ледников и вечной мерзлоты










Тема 3. Атмосфера (7 часов)

22

1

Атмосфера, строение, значение, изучение

Выполнение в тетради рисунка «Строение атмосферы». Доказательство изменения плотности атмосферы и состава воздуха в верхних слоях по сравнению с поверхностным слоем




23

1

Температура воздуха

Выявление зависимости между географическим положением территории и температурой воздуха в пределах этой территории. Расчет средней температуры. Формулирование вывода о зависимости между температурой воздуха и высотой Солнца над горизонтом

Практикум 7

24

1

Атмосферное давление. Ветер

Измерение атмосферного давления с помощью барометра. Выполнение в тетради рисунка: изображение направлений движений воздуха в дневном и ночном бризе. Сравнение температуры и давления над сушей и морем днем и ночью

Практикум 8

25

1

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки

Выявление зависимости количества воды в воздухе от его температуры. Определение количества воды в насыщенном воздухе при заданных температурах

Практикум 9

26

1

Погода

Заполнение календаря погоды. Измерение среднесуточной температуры зимой и летом. Сравнение розы ветров и диаграммы облачности, характерных для своей местности




27

1

Климат

Описание климата своей местности по плану. Обозначение на контурной карте основных факторов, влияющих на его формирование




28

1

Причины, влияющие на климат

Выполнение в тетради рисунка: изображение положения Земли по отношению к Солнцу днем и ночью; положения земной оси по отношению к Солнцу зимой и летом; областей, для которых характерны полярный день и полярная ночь







4

Тема 4. Биосфера. Географическая оболочка (4 часа)

29

1

Разнообразие и распространение организмов на Земле

Работа с картой «Природные зоны мира». Подготовка сообщений по теме «Охрана биосферы». Характеристика наиболее известных заповедников и национальных парков. Рассказы о представителях растительного и животного мира




30

1

Распространение организмов в Мировом океане

Работа по группам: изучение жизни и деятельности наиболее интересных представителей морской фауны, подготовка иллюстрированных сообщений




31

1

Природный комплекс

Изучение природных комплексов своей местности и их описание по плану

Практикум 10

32

1

Контрольная работа по теме «Строение Земли. Земные оболочки»

Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом, контурной картой










Раздел 3. (2 часа).

33

1

Население Земли

Изучение этнографических особенностей различных народов. Описание особенностей жилища, одежды, еды, быта, праздников. Посещение краеведческих и этнографических музеев. Обозначение на контурной карте численности населения каждого материка; границ наиболее населенных стран, городов с населением более 10 млн человек.





34

1

Итоговая контрольная работа

Выполнение тестовых заданий. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала





Приложение 2. Календарно-тематическое планирование по учебному предмету География материков и океанов. 7 класс



Дата план

Дата факт

Тема урока




Основные виды деятельности

Кол-во часов

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

Практические работы




1

5.09




Введение (2 часа)

Что изучают в курсе географии материков и океанов? Как люди открывали и изучали Землю




Показывают по карте материки и части света. Выделяют основные эпохи в истории географических открытий. Дают характеристику важнейших научных открытий

2
1

Установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися

2

6.09




Источники географической информации. Карта – особый источник географических знаний.




Дают характеристику источников географической информации. Группируют карты учебника и атласа по содержанию и масштабу

1

3

12.09




Литосфера и рельеф Земли
(2 часа)


Происхождение материков и океанов




Сопоставляют строение материковой и океанической коры. Анализируют карты литосферных плит, устанавливают границы столкновения и расхождения плит. Анализируют карты строения земной коры

2
1

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка. Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила поведения со старшими

4

13.09




Рельеф Земли

1.Чтение карт, космических и аэрофотоснимков материков. Описание по карте рельефа одного из материков. Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий (по выбору)

Сопоставляют физическую карту с картой строения земной коры. Объясняют зависимость между строением земной коры и размещением крупных форм рельефа суши и дна океана.

1

5

26.09




Атмосфера и климаты Земли
(2 часа)


Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы




Устанавливают по картам зависимость между климатическими показателями и климатообразующими факторами; между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются. Характеризуют воздушные массы с разными свойствами.

2
1

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей

6

27.09




Климатические пояса Земли




Объясняют размещения на Земле климатических поясов. Дают характеристику одного из климатических поясов. Выявляют причины выделения климатических областей в пределах поясов. Дают оценку роли климата в жизни людей

1

7

3.10




Мировой океан – главная часть гидросферы (2 часа)

Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений.




Объясняют роль Мирового океана в жизни Земли. Предоставляют доказательство зональности в распределении водных масс. Работают с картой: обозначение круговых движений поверхностных вод; выявление их роли в формировании природы суши

2
1

Нахождение ценностного аспекта учебного знания и информацию, обеспечение его понимания и переживание обучающихся

8

4.10




Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей




Выявляют особенности распространения жизни в океане. Характеризуют процессы обмена теплом и влагой между океаном, атмосферой и сушей

1

9

10.10




Географическая оболочка
(3 часа)


Строение и свойства географической оболочки




Дают характеристику строения географической оболочки. Объясняют взаимодействие ее компонентов; ее основных свойств

3
1

Регулирование поведения обучающихся

10

11.10




Природные комплексы суши и океана




Сравнивают территориальные и аквальные комплексы. Характеризуют различные комплексы.

1

11

17.10




Природная зональность

2. Анализ карт антропогенных ландшафтов. Выявление материков с самыми большими ареалами таких ландшафтов.

Выявляют связи между природными компонентами зоны. Анализируют карты природных зон. Характеризуют особенности размещения природных зон на материках и в океанах. Устанавливают по картам и схемам закономерности в проявлении широтной зональности и высотной поясности

1

12

18.10




Человечество на Земле (3 часа)

Численность населения Земли. Размещение населения

3.Сравнительное описание численности, плотности и динамики населения материков и стран мира

Анализируют изменения численности населения мира. Определяют и сравнивают численности населения материков и стран мира. Работают с тематическими картами: определяют рождаемость, смертность, естественный прирост

3
1

Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально- ценностную сферу ребенка

13

24.10




Народы и религии мира




Анализируют карты народов мира: изучают территории проживания народов, относящихся к одним языковым семьям. Анализируют карты религий мира; выявляют географии мировых и национальных религий

1




14

25.10




Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население.




Дают характеристику разных видов хозяйственной деятельности, выделение основных видов. Выявляют по статистическим таблицам стран — лидеров в промышленности и сельском хозяйстве. Дают описание характерных черт промышленного и сельскохозяйственного ландшафта по их изображению

1

15

31.10




Океаны (2 часа)

Тихий океан. Индийский океан.

4.Описание основных компонентов природы океанов Земли

Определяют по картам географическое положение океанов, их глубины, крупнейших поверхностных течений. Выявляют характер хозяйственного использования океанов и его влияния на сохранение их природы.

2
1

Система поощрения учебной социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся




8.11




Атлантический океан. Северный Ледовитый океан

5. Создание презентационных материалов об океанах на основе различных источников информации

Определяют по картам географического положения океанов, их глубины, крупнейших поверхностных течений. Характеризуют по картам и тексту учебника особенностей природы. Дают сравнение океанов

1

17

14.11




Южные материки (1 час)

Общие особенности природы южных материков




Дают сравнение географического положения южных материков. Выявляют общие особенности в компонентах природы. Сравнивают материки по выраженности в их природе широтной зональности и высотной поясности

1

18

15.11




Африка (10 часов)

Географическое положение. Исследование материка Африка

6. Обозначение и надписывание на контурной карте названий географических объектов Африки

Определяют географическое положение материка и объяснение его влияния на природу. Дают оценку результатов исследований Африки зарубежными и русскими путешественниками и исследователями

10
1

Регулирование поведения обучающихся. Развитие познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции. Система поощрения учебной социальной успешности проявлений активной жизненной позиции обучающихся

19

21.11




Рельеф и полезные ископаемые




Объясняют преобладания в рельефе материка высоких равнин. Характеризуют размещения месторождений полезных ископаемых. Оценивают богатства материка полезными ископаемыми.

1

20

22.11




Климат. Внутренние воды




Дают объяснение влияния климатообразующих факторов на климат материка. Выявление зависимости рек от рельефа и климата. Дают характеристику одной из рек материка по плану

1

21

28.11




Природные зоны




Дают характеристику природных зон материка. Выявляют изменения природных зон под влиянием хозяйственной деятельности людей

1

22

29.11




Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки

7.Создание презентационных материалов о материке на основе различных источников информации

Работают с текстом учебника. Объясняют изменения, которые произошли в природе Африки под влиянием хозяйственной деятельности человека. Характеризуют стихийные бедствия, происходящие на материке

1

23

5.12




Население




Работают с текстом учебника и статистическими материалами. Характеризуют изменения численности населения во времени и факторы, влияющих на этот показатель. Делают анализ карты плотности населения.

1

24

6.12




Страны Северной Африки. Алжир




Характеризуют географическое положение региона и стран, расположенных в его пределах. Выявляют особенности природы, природных богатств, этнического и религиозного состава населения и его хозяйственной деятельности. Дают характеристику одной из стран региона (по выбору)

1

25

12.12




Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия




Дают характеристику географического положения региона и стран, расположенных в его пределах. Выявляют особенности природы, природных богатств, этнического состава населения и его хозяйственной деятельности.

1

26

13.12




Страны Восточной Африки. Эфиопия




Характеризуют географического положения региона и стран, расположенных в его пределах. Выявляют особенности природы и природных богатств региона. Готовят и обсуждают презентации о заповедниках и национальных парках, о странах, о памятниках природного и культурного наследия региона

1

27

19.12




Страны Южной Африки. ЮАР

8.Определение по картам основных видов деятельности населения стран Южной Африки

Дают характеристику географического положения региона и стран, расположенных в его пределах. Выявляют особенности природы, природных богатств и этнического состава населения и основные виды его хозяйственной деятельности.

1




28

20.12




Австралия и Океания (5 часов)

Географическое положение Австралии. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые




Объясняют причины выровненного рельефа материка. Устанавливают закономерности размещения месторождений полезных ископаемых на материке. Сравнивают географическое положение и рельеф Австралии и Африки

5
1

Организация для обучающихся ситуаций контроля и оценки, самооценки. Установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающихся. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения.

29

26.12




Климат Австралии. Внутренние воды




Дают объяснение причин сухости климата на большей территории, бедности поверхностными водами. Проводят анализ климатограмм. Проводят описание одной из рек материка

1

30

27.12




Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира




Дают объяснение причин эндемичности органического мира, особенностей размещения природных зон в сравнении с Африкой

1

31







Австралийский Союз

Океания. Природа, население и страны

9. Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии (по выбору)

Проводят описание населения (численности, размещения по территории, этнического состава, соотношения городского и сельского населения). Производят анализ карты хозяйственной деятельности людей.

1

32







Контрольная работа за 1 полугодие




Выполняют тестовые задания.

1

33







Южная Америка (7 часов)

Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка

10. Определение по картам атласа и нанесение на контурную карту элементов, характеризующих физико- географическое положение Южной Америки

Сравнивают географическое положение Южной Америки, Африки и Австралии. Формулируют выводы о природе материка на основе оценки его географического положения

7
1

Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимо информацией инициировании ее обсуждение, высказывание обучающихся своего мнения, по ее новому выработки своего к ней отношения, инициирования ее обсуждении своего , по ее своего к ней отношения.

34







Рельеф и полезные ископаемые




Объясняют причины контрастов в строении рельефа Южной Америки. Работают с картами атласа. Выявляют закономерности в размещении крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Сравнивают рельеф Южной Америки и Африки

1

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка

35







Климат. Внутренние воды




Объясняют причины преобладания влажных типов климата, богатства материка поверхностными водами.

Работают с картами атласа. Сравнивают климат и внутренние воды Южной Америки и Африки. Оценивают климат и внутренние воды материка для жизни населения

1

36







Природные зоны

11.Выявление по картам взаимосвязи между компонентами природы в одном из природных комплексов. Отражение в виде схемы

Выявляют зависимости размещения природных зон от климата. Определяют своеобразие каждой из природных зон материка. Сравнивают природные зоны Южной Америки и Африки. Приводят примеры изменения природы материка человеком

1

37







Население

12.Изучение демографических процессов и явлений, характеризующих динамику численности населения Южной Америки и ее крупнейших стран

Анализируют карты и статистические показатели; описывают плотности населения, особенностей его размещения на материке. Группируют страны материка по различным признакам

1

38







Страны востока материка. Бразилия

13.Составление описания природы, населения, географического положения крупных городов Бразилии или Аргентины

Характеризуют географическое положение страны. Описывают населения страны. Анализируют карты хозяйственной деятельности населения. Дают анализ экологической карты.

1

39







Страны Анд. Перу




Выявляют по картам атласа и тексту учебника особенностей природы и природных богатств страны. Описывают этнический состав населения и его хозяйственной деятельности. Характеризуют памятники всемирного наследия на территории Андских стран

1




40







Антарктида (1 час)

Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды. Природа




Объясняют особенности природы материка и его влияния на природу всей Земли. Анализируют климатограммы. Дают описание климата внутренних и прибрежных районов материка. Оценивают природные ресурсы Антарктиды

1

41







Северные материки (1 час)

Общие особенности природы северных материков




Работают с картами атласа. Сравнивают материки.

Выявляют общие особенности в географическом положении и компонентах природы северных материков

1

Регулирование поведения обучающихся. Опора на ценностные ориентиры обучающихся. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, творческих способностей. Моделирование ситуаций для выбора поступка обучающихся

42







Северная Америка

Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка




Работают с картами атласа. Характеризуют географическое положение материка и его влияния на природу. Готовят сообщения о зарубежном или русском путешественнике и исследователе Северной Америки с использованием дополнительных источников информации

1

43







Рельеф и полезные ископаемые

14.Выявление особенностей рельефа Северной Америки и объяснение их

Объясняют размещения крупных форм рельефа на материке. Характеризуют крупные формы рельефа. Выявляют закономерности в размещении крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

1

44







Климат. Внутренние воды

15.Составление характеристики речной сети Северной Америки

Дают анализ климатической карты, климатограмм и карты климатических поясов. Характеризуют климат отдельных территорий, сравнение их и объяснение причин сходства и различий. Объясняют зависимости рек от рельефа и климата

1

45







Природные зоны. Население




Дают объяснение причин особого размещения природных зон. Описывают отдельные зоны. Оценивают степень изменения природы материка. Выявляют по карте расположения заповедников и национальных парков

1

46







Канада




Описывают и оценивают географическое положение Канады. Дают характеристику ее природы и природных богатств. Выявляют особенности состава и размещения населения, основных видов его хозяйственной деятельности. Оценивают степени изменения природы страны

1

47







США




Характеризуют географическое положение страны, оценивают его влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Предоставляют доказательство разнообразия и богатства природы страны. Анализируют карты хозяйственной деятельности населения: определение размещения отраслей хозяйства и крупных городов.

1




48







Средняя Америка. Мексика

16. Характеристика по картам основных видов природных ресурсов Канады, США, Мексики

Выделяют общие черты материальной и духовной культуры населения Латинской Америки. Выявляют основные отрасли хозяйства страны. Описывают по картам атласа и тексту учебника Мексику и еще одну из стран Средней Америки

1

49







Евразия
(16 часов)


Географическое положение. Исследования Центральной Азии




Проводят сравнение географического положения Евразии и Северной Америки. Формулируют предварительные выводы о природе материка на основе анализа его географического положения. Оценивают вклад русских исследователей в изучение Центральной Азии

16
1

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка


Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально – ценностную сферу ребенка.


Организация для обучающихся ситуаций контроля и оценки, самооценки

50







Особенности рельефа, его развитие




Объясняют причины контрастов в строении рельефа материка. Выявляют закономерности в размещении равнин, горных складчатых областей и месторождений полезных ископаемых. Описывают по картам крупные формы рельефа. Моделируют на контурной карте форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

1

51







Климат. Внутренние воды

17. Определение типов климата Евразии по климатическим диаграммам

Дают объяснение влияния климатообразующих факторов на климат материка. Дают описание климата поясов и областей. Сравнивают климат Северной Америки и Евразии. Производят анализ климатограмм. Оценивают климат Евразии для жизни и хозяйственной деятельности населения. Моделируют на контур ной карте размещения внутренних вод материка. Описывают реки по плану. Устанавливают связи между режимом рек и климатом. Сравнивают рек Евразии

1

52







Природные зоны. Народы и страны Евразии

18. Сравнительная характеристика размещения природных зон по 40 параллели

Объясняют связи между компонентами природы и особенностями расположения природных зон на материке. Характеризуют природные зоны. Сравнивают природные зоны Северной Америки и Евразии. Оценивают степени изменения природных зон человеком

1

Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией

53







Страны Северной Европы




Проводят анализ численности населения региона и его размещения. Проводят анализ политической карты, группировка стран по различным признакам. Описывают страны, их сравнивают

1

54







Страны Западной Европы. Великобритания




Объясняют влияние географического положения на хозяйственную деятельность населения. Комплексная характеристика страны по картам и тексту учебника. Определяют особенности материальной и духовной культуры населения страны, его вклад в развитие мировой цивилизации

1

55







Франция. Германия




Оценивают географическое положение Франции и Германии, их природных ресурсов, состава населения и его размещения, хозяйства. Устанавливают причины сходства и различия стран

1

56







Страны Восточной Европы




Выявляют влияние географического положения стран на развитие их хозяйства. Устанавливают связи между природными ресурсами и развитием отраслей хозяйства стран. Определяют особенности материальной и духовной культуры населения каждой из стран.

1

57







Страны Восточной Европы (продолжение)




Характеризуют географическое положение стран. Проводят описание стран, их краткая комплексная характеристика

1

58







Страны Южной Европы. Италия

19. Описание видов хозяйственной деятельности населения стран Северной Европы, связанных с океаном

Работают с контурной картой: обозначение наиболее важных географических объектов региона и Италии. Объясняют особенности природы и природных богатств Италии, ее населения и видов хозяйственной деятельности. Оценивают вклад населения страны в развитие мировой цивилизации

1

Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятых норм поведения, правила общения со старшими

59







Страны Юго-Западной Азии




Объясняют историко-культурные особенности стран региона. Характеризуют их географическое положение. Выявляют своеобразие природы стран, главных природных богатств и особенностей их размещения. Характеризуют этнический и религиозный состава населения стран. Подготавливают и обсуждают презентации об одной из стран региона

1

60







Страны Центральной Азии




Объясняют влияние географического положения стран региона на своеобразие их природы. Определяют основные природные богатства стран и связанных с ними видов хозяйственной деятельности. Комплексная характеристика стран по картам.

1

61







Страны Восточной Азии. Китай




Объясняют особенности географического положения Китая, оценка его влияния на развитие хозяйства страны. Характеризуют компоненты природы и природных богатств Китая. Оценивают степени антропогенного изменения природы на востоке и западе страны. Характеризуют населения страны. Работают с картой: установление и объяснение развития различных видов хозяйственной деятельности населения

1




62







Япония




Дают характеристику географического положения Японии. Дают определение своеобразия природы и природных богатств. Дают объяснение роли моря в жизни населения. Характеризуют население, основных видов его хозяйственной деятельности.

1

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка

63







Страны Южной Азии. Индия




Объясняют историко-культурные особенности региона. Характеризуют географическое положения Индии. Выявляют своеобразие природы отдельных частей страны. Устанавливают главные природные богатства и их размещения. Дают характеристику этнического и религиозного состава населения

1

64







Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия




Работают с контурной картой: обозначение важных географических объектов региона, крупных островов и архипелагов. Дают характеристику Индонезии: особенностей ее природы и природных богатств

1

65







Закономерности географической оболочки




Дают характеристику основных свойств географической оболочки

1

66 - 67







Взаимодействие природы и общества

20. Прогнозирование перспективных путей рационального природопользования

Характеризуют основные виды природных богатств, объясняют их использование человеком в различных видах хозяйственной деятельности. Приводят примеры влияния природы на жизнь людей. Оценивают состояние природы территорий материков, их крупных регионов, отдельных стран. Доказывают необходимость охраны природы

1

68







Итоговая контрольная работа за курс 7 класса




Выполняют тестовые задания. Работают с учебником, атласом и контурной картой

1


Приложение 2. Календарно-тематическое планирование по учебному предмету География Росси 8 класс



Тема урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности

Виды контроля




Дата план

Дата факт




Введение (1 час)
















1

Что изучает

география

России

1

Знакомятся с учебником, атласом, интернет-ресурсами

Фронтальный опрос, работа с Физической картой России
















Территория России на карте мира (6 часов)
















2

Географическое положение России

1

Сопоставляют карты атласа. Работают с различными источниками географической информации. Обозначают границы России на контурной карте

Практическая работа № 1










3

Моря, омывающие Россию

1

Характеризуют моря. Обозначают на контурной карте береговой линии России

Практическая работа № 2










4

Россия на карте часовых поясов

1

Решают задачи на определение местного и поясного времени

Практическая работа № 3










5

1










6

Как осваивали и изучали территорию России.


1

Собирают информацию из разных источников о русских ученых, землепроходцах — открывателях земель на севере и востоке страны

Практическая работа № 4










7

Итоговый урок раздела «Территория России на карте мира»»

1

Работают с картами атласа, интернет-ресурсами. Выполняют тестовые задания.

Итоговое тестирование
Практическая работа № 5
















Раздел I. Общая характеристика природы России (18 часов)



















Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (4 часа)













8

Особенности рельефа России

1

Обозначают на контурной карте основных форм рельефа России

Практическая работа № 6










9

Геологическое строение территории России

1

Анализируют и сопоставляют физическую и тектоническую карты

Фронтальный опрос










10

Минеральные ресурсы России

1

Дают характеристику размещения полезных ископаемых России, обозначение на контурной карте крупных месторождений. Объясняют особенности размещения полезных ископаемых

Практическая работа № 7










11

Развитие форм рельефа

1

Характеризуют современные процессы, формирующие рельеф. Объясняют взаимосвязи всех компонентов природы

Практическая работа № 8



















Климат России (4 часа)













12

От чего зависит климат нашей страны

1

Проводят анализ климатических карт и диаграмм

Практическая работа № 9










13

Распределение тепла и влаги на территории России.

1

Характеризуют разные типы климата

Практическая работа № 10










14

Разнообразие климата России

1

Характеризуют разные типы климата

Практическая работа № 11










15

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы.

1

Характеризуют стихийные явления и их последствий для человека (1— 2 явления, типичных для своего края). Работают с контурной картой

Практическая работа № 12
















Внутренние воды России (3 часа)













16

Разнообразие внутренних вод. Реки.

1

Делают характеристику реки. Объясняют влияние климата на реки

Практическая работа № 13










17

Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники

1

Производят обозначение на контурной карте крупных рек, озер, границы многолетней мерзлоты

Практическая работа № 14










18

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека.

1

Оценивают роль воды в жизни человека. Объясняют эстетическую и оздоровительную роли водных ландшафтов

Практическая работа № 15



















Почвы России (3 часа)













19

Образование почв и их разнообразие

1

Анализируют текст и рисунки учебника. Составляют конспект урока

Устный опрос.

Работа с Почвенной картой России










20

Закономерности распространения почв

1

Выявляют зависимость распространения почв от климата, рельефа, растительности и других факторов

Работа с Почвенной картой России











21

Почвенные ресурсы

1

Характеризуют основные типы почв. Оценивают почвенные ресурсы страны

Работа с Почвенной картой России
















Растительный и животный мир России (4 часа)















22

Растительный и животный мир России.

1

Анализируют карты атласа. Объясняют приспособления животных и растений к условиям окружающей среды

Фронтальный и устный опрос,

индивидуальные письменные задания.










23

1










24

Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории
(ООПТ)

1

Обозначают на контурной карте основные ООПТ России

Практическая работа № 16










25

Природно – ресурсный потенциал России.

1

Оценивают природные условия и ресурсы России. Подготавливают и защищают презентации, проекта

Устный опрос,

индивидуальные письменные задания.
















Раздел 2. Природные комплексы России (36 часов)



















Природное районирование (7 часов)













26

Разнообразие природных комплексов России.

1

Повторяют и систематизируют ранее усвоенных знаний и умений

Фронтальный и устный опрос.










27

Моря как крупные природные комплексы.

1

Дают характеристик ПК Белого моря

Фронтальный и устный опрос











28

Природные зоны России.

1

Дают характеристику одной из северных зон страны с использованием разных источников географической информации

Фронтальный и устный опрос

.










29

Разнообразие лесов России.

1

Обозначают на контурной карте природных зон России.

Делают сравнительную характеристику тайги и смешанных лесов

Устный опрос











30

Безлесные зоны на юге России.

1

Проводят сравнительную характеристику

Практическая работа № 17










31

Высотная поясность

1

Составляют схемы высотной поясности для разных гор нашей страны

Устный опрос











32

Контрольная работа за 1 полугодие

1

Выполняют тестовые задания

Итоговый проверочный тест
















Крупные природные комплексы России (29 часов)













33

Восточно – Европейская (Русская) равнина

1

Характеризуют регион по плану и картам.

Устанавливают межпредметные связи с историей

Устный опрос











34

1










35

Природные комплексы Восточно – Европейской равнины

1

Характеризуют природные зоны

Устный опрос










36

Памятники природы Восточно – Европейской равнины

1

Обозначают на контурной карте памятники природы, крупные ООПТ. Подготавливают презентации об одном из них (по выбору) с опорой на межпредметные связи

Сообщения










37

1










38

Природные ресурсы Восточно – Европейской равнины и проблемы их рационального использования

1

Проводят комплексную оценку природных ресурсов территории и отдельных их видов. Обозначают на контурной карте основных месторождений полезных ископаемых, популярных туристических маршрутов

Устный опрос











39

1










40

Кавказ – самые высокие горы России. Особенности природы высокогорий.

1

Характеризуют географическое положение Кавказа. Обозначают на контурной карте географические объекты, упомянутые в тексте учебника

Устный опрос










41

1










42

Природные комплексы Северного Кавказа.

1

Характеризуют один из природных комплексов Северного Кавказа (по выбору)

Природные комплексы № 19











43

1










44

Урал - «каменный пояс земли Русской». Природные ресурсы Урала.

1

Обозначают на контурной карте географические объекты, упомянутые в тексте учебника

Устный опрос










45

Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.

1

Дают сравнительную характеристику отдельных частей Урала (Северного и Южного, Предуралья и Зауралья)

Практическая работа № 20










46

1










47

Западно - Сибирская равнина: особенности природы.

1

Сравнивают географическое положение Западно-­Сибирской и Русской равнин

Устный опрос










48

Природные зоны Западно – Сибирской равнины. Природные ресурсы Западно – Сибирской равнины и условия их освоения.

1

Характеризуют природные зоны. Сравнивают природные зоны Западной Сибири и Русской равнины, объясняют различия.

Устный опрос










49

1










50

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Климат Восточной Сибири.

1

Проводят «путешествие» по Восточной Сибири: осознание величия природы, обширности просторов региона в сравнении с европейской частью России и странами Западной Европы

Устный опрос










51

1










52

Природные районы Восточной Сибири. природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

1

Выявляют главные особенности природы районов с использованием разных источников географической информации. Обозначают на контурной карте национальные парков и заповедники региона

Устный опрос










53

1










54

Жемчужина Сибири - Байкал

1

Составляют конспект урока «Черты уникальности Байкала»

Устный опрос










55

1










56

Дальний Восток – край контрастов. Природные комплексы Дальнего Востока.

1

Обозначают на контурной карте береговую линию региона, основных гор и равнин

Устный опрос










57

1










58

Природные уникумы Дальнего Востока. Природные ресурсы Дальнего Востока

1

Составляют географический образ Дальнего Востока. Делают сравнительную характеристику природных комплексов региона: Чукотки и Приморья, Камчатки и Сахалина

Устный опрос










59

1










60

Обобщающий урок по теме «Природные комплексы России»

1

Выполняют тестовые задания

Итоговое тестирование










61

1
















Раздел 3. Человек и природа (6 часов)













62

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

1

Объясняют географию природных стихийных явлений — землетрясений, вулканов, наводнений, смерчей, лавин, селей — на территории нашей страны

Устный опрос










63

Воздействие человека на природу.

1

Выявляют причины возникновения антропогенных ландшафтов













64

Рациональное природопользование.

1

Осознают ответственность человека за сохранение природы родной страны, родного края

Устный опрос











65

Россия на экологической карте мира.

1

Оценивают роль географического прогноза в жизни и деятельности человека

Устный опрос










66

Экология и здоровье человека.

1

Ведут контроль за состоянием природной среды. Уровень здоровья людей. Ландшафты как фактор здоровья.

Устный опрос










67

География для природы и общества.

1

Выявляют причины экологического кризиса в наши дни

Итоговое тестирование по теме «Человек и природа»










68

Итоговая контрольная работа за курс географии 8 класс

1

Выполняют итоговую работу

Итоговая контрольная работа











География России. Население и хозяйство России 9 класс (68 часов).




Дата план

Дата факт

Тема урока

Количество часов

Основные виды деятельности

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания










Тема 1 Место России в мире

3







1

1.09




Географическое положение и границы России

1

Различать, распознавать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов, факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения,

Использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни

Находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей

Выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала

Оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику

Объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России


Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, творческих способностей

Система поощрения учебной социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся

2

7.09




Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России. Практическая работа 1 «Сравнение географического положения России с другими странами»

1

3

8.09




Государственная территория России

1










Тема 2 Население России

9

4

21.09




Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды

1

5

22.09




Воспроизводство население. Практическая работа 2 «Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста в разных частях России»

1

6

28.09




Миграции населения в России. Практическая работа 3 «Определение видов и направлений внутренних и внешних миграций, объяснение причин, составление схемы»

1

7

29.09




Этнический состав населения России

1

Регулирование поведения обучающихся

8

5.10




Особенности географии рынка труда России. Практическая работа 4 «Объяснение различий в обеспечении трудовыми ресурсами отдельных регионов России»

1

9

6.10




Религии народов России

1

10

12.10




Географические особенности размещения населения. Практическая работа 5 «Определение особенностей размещения крупных народов России»

1

Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения

Устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися

11

13.10




Городское и сельское население. Практическая работа 6 «Оценивание уровня урбанизации отдельных регионов России»

1

12

19.10




Типы населенных пунктов

1







Раздел. Хозяйство России



24










Тема3. Общая характеристика хозяйства

3




13

20.10




Экономическая и социальная география в жизни современного общества

1

Объяснять понятия и термины: структура хозяйства, отрасль, межотраслевые комплексы, географическое районирование, географический район. Приводить примеры конкретных практических задач, в решении которых надо использовать географическую науку.
Называть сферу хозяйства и главные отрасли в их составе. Анализировать по графику изменение занятости населения по сферам хозяйства. Называть и объяснять основные этапы развития хозяйства России, изменения и структуре хозяйства. Сравнивать природное и хозяйственное районирование.
Объяснять понятия: сельскохозяйственные угодья, земледелие, технические культуры, товарное животноводство, продуктивность, АПК, трудоемкое производство. Читать и анализировать графические и статистические материалы, тематические карты. Называть основные отрасли сельского хозяйства, виды сельскохозяйственных угодий, показывать на карте и объяснять географию размещения основных зерновых и технических культур. Выделять и называть подотрасли животноводства, объяснять географию размещения и особенности зональной специализации, сочетание сложившихся направлений земледелия и животноводства, влияние различных условий на развитие и размещение пищевой и легкой промышленности.

14

26.10




Понятие хозяйства. Практическая работа 7 «Работа с разными источниками информации…»

1

15

27.10




Географическое районирование. Практическая работа 8 «Работа с картографическими источниками»

1










Тема 4. Главные отрасли и межотраслевые комплекс

21

Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока

16

9.11




Сельское хозяйство

1

17

10.11




Агропромышленный комплекс

1

18

16.11




Пищевая и легкая промышленность

1

19

17.11




Лесной комплекс

1

20

23.11




Целлюлозно-бумажная промышленность

1

21

24.11




Топливно-энергетический комплекс

1

22

30.11




Нефтяная и газовая промышленность

1

23

1.12




Электроэнергетика

1

24

7.12




Металлургический комплекс

1

25

8.12




Цветная металлургия

1

26

14.12




Проблемы и перспективы развития отрасли

1

27

15.12




Машиностроительный комплекс

1

28

21.12




Особенности размещения машиностроения

1

29

22.12




ВПК. Отраслевые особенности военно-промышленного комплекса

1

30

28.12




Химическая промышленность

1

31

29.12




Транспорт

1

32







Транспортная сеть

1




33







Контрольная работа за 1 полугодие

1

34







Информационная инфраструктура. Типы телекоммуникационных сетей

1

35







Сфера обслуживания

1

36







Территориальное (географическое) разделение труда

1







Раздел 2. Районы России. Географическое районирование

32










Тема 5. Географическое районирование



1

Объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России

Сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России

Выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны, обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России

37







Районирование – важнейший метод географии










Тема 6. Европейская часть России

1

Объяснять понятия: база индустриализации, анклав, портовое хозяйство. Называть и показывать на карте основные географические объекты Европейской части России. Выявлять специфику ГП Европейского региона, специфику территориальной структуру расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения. Обозначит на к к основные объектов природы и памятников природы. Оценивать положительные и отрицательные стороны ГП районов. Устанавливать характер воздействия ГП на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Проводить анализ различных по содержанию тематических карт. Составлять описание одного из природных или культурных памятников. Составлять туристический маршрут по Карелии. Объяснять хозяйственное различие западной и восточной частей Европейского Юга.

38







Общая характеристика макрорегиона

1

39







Центральная Россия.
Центральная Россия: особенности формирования территории, ЭГП, природно- ресурсный потенциал

5
1

40







Хозяйство Центрального района

1

41







Города Центрального района

1

42







Центрально - Черноземный район

1

43







Волго-Вятский район

1

44







Северо-Западный район.
Географическое положение и природа

3
1


45







Санкт-Петербург — новый —хозяйственный узел” России.

1

46







Калининградская область

1

47







Европейский Север.
Географическое положение и природа

3
1


48







Этапы развития хозяйства Европейского Севера

1




49







Роль Европейского Севера в развитии русской культуры

1

50
51








Поволжье.
Географическое положение и природа

3
2


52







Население и хозяйство Поволжья

1

53







Северный Кавказ.
Природные условия

2
1


54







Хозяйство Северного Кавказа. Народы Северного Кавказа. Практическая работа 9 «Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям…»


1

55







Южные моря России. Крым

1

56







Уральский район
Географическое

положение и природа

3
1

57







Этапы развития и современное хозяйство Урала

1

58







Города Урала. Проблемы района

1

59







Контрольная работа по теме «Европейская Россия

1







Тема 4 Азиатская часть России

8

Называть и показывать на карте основные географические объекты. Выявлять специфику ГП Азиатского региона, обозначить кк основные объектов природы и памятников природы. Оценивать положительные и отрицательные стороны ГП районов. Устанавливать характер воздействия ГП на природу жизнь людей и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Проводить анализ различных по содержанию карт. Анализировать схемы, материалы, формулировать выводы.

60







Природа Сибири

1

61







Западная Сибирь

1

62







Восточная Сибирь

1

63







Байкал

1

64







Дальний Восток

1

65







Моря Тихого океана

1

66







Практическая работа 10 «Сравнительная характеристика морей Дальнего Востока»

1

67







Обобщение знаний по разделу Районы России

1

68







Итоговая контрольная работа

1