Файл: Формирование ассортимента и экспертиза качества вареных колбас.rtf
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
.1 Общая характеристика предприятия
«Лента» - крупнейшая сеть розничной торговли, основанная в 1993 году. В настоящее время в Нижнем Новгороде действуют 2 супермаркета «Лента»:
«Лента», Ул. Родионова, 200
«Лента», Московское шоссе, 30.
Супермаркеты «Лента» работают круглосуточно.
Оба супермаркета «Лента» работают 7 дней в неделю и предлагают покупателям товары не менее чем на 5% ниже среднерыночных за счет использования преимуществ торгового формата, в котором работает «Лента».
Количественный состав работников составляет 560 человек, причем качественный состав является одним из лучших. Потому что наблюдается длительное время стабильный кадровый состав, то есть работают опытные, квалифицированные в своей области специалисты. Работники среднего звена имеют средне - профессиональное образование. Заведующие и заместители - не ниже торгового техникума. Товароведы имеют высшее образование. Текучесть кадров составляет 30 %, что говорит об отсутствии смены кадров: директора кадров работают на своей должности более 20 лет.
Организация имеет 3 цеха:
Цех мясных изделий;
Цех хлебопечения;
Рыбный цех.
В коммерческую службу предприятия входят: Генеральный директор, коммерческий директор, отдел строительства и ремонта, отдел кадров, отдел главного инженера, плановый отдел, бухгалтерия, пошивочный цех, складская база.
К основным видам деятельности супермаркета «Лента» в первую очередь относиться розничная торговля продуктами питания и сопутствующими товарами. Основная деятельность магазина - реализация широкого ассортимента продовольственных товаров, а так же непродовольственных товаров (бытовая техника, бытовая химия, сувениры, газеты, журналы, средства гигиены, открытки, детские игрушки, DVD диски и т.д.).
К дополнительным оказываемым услугам можно отнести следующее:
Оказание помощи покупателю в совершении покупки и при её использовании;
Комплектация продовольственных и непродовольственных наборов;
Бесплатная чистка рыбы и овощей;
Бесплатная доставка товара до автотранспорта;
Предварительный сбор заявок на готовую продукцию, мясные полуфабрикаты и куры - гриль;
Предоставление скидок по дисконтным картам 3%,
Оплата банковскими картами ведущих платежных систем VISA и MASTERKART, а также собственные микропроцессорные карты Сбербанка России СБЕРКАРТ;
Наличие банкоматов;
Оплата услуг сотовой связи.
Цех мясных изделий и цех хлебопечения оказывают следующие услуги:
Прием заказов на готовые продукты, салаты, домашнюю выпечку, куры - гриль;
Оптовая торговля мясными полуфабрикатами, пельменями, свежей выпечкой с доставкой до клиента;
Оптовая торговля хлебобулочными изделиями.
Прием заказов осуществляется ежедневно с 9:00 до 19:00.
При формировании торгового ассортимента учитываются следующие факторы:
Место расположения магазина;
Численность обслуживаемого населения;
Размер торговой площади;
Объем товарооборота магазина.
Все услуги розничной торговли и общественного питания сертифицированы.
.2 Методы исследований
Методика анализа структуры ассортимента
Структура ассортимента - соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товаров в наборе. Она характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе.
В магазине было проведено изучение и анализ формирования ассортимента колбас путем собственных наблюдений, а также изучением прайс-листов колбасной продукции, реализуемой этим магазином.
При формировании ассортимента должны учитываться не только интересы покупателей, но и выгодные условия для предприятия. Формирование ассортимента зависит от покупательского спроса населения, от режима и условий поставки товара, от уровня и чистоты обновления ассортимента. Так же для ассортимента, важное значение имеет цена продукции. Ассортимент колбасных изделий отечественного производства достаточно обширный.
Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент [18,22,29].
Методика АВС и XYZ-анализа
Для того чтобы определить степень значимости товарных позиций вареных колбас в формировании товарных запасов предлагается использовать АВС - анализ.
Идея метода АВС состоит в том, чтобы из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели. Таких объектов, как правило, немного, и именно на них необходимо сосредоточить основные внимание и силы.
Широко применяемый в логистике метод АВС предлагает более глубокое разделение - на три части. При этом предварительно все управляемые объекты необходимо вначале оценить по степени вклада в результат деятельности.
Определение метода АВС гласит : метод АВС - способ нормирования и контроля за состоянием запасов, заключающийся в разбиении номенклатуры N, реализуемых товарно-материальных ценностей на три неравно мощных подмножества А, В и С на основании некоторого формального алгоритма.
Общий алгоритм проведения анализа АВС приводится на рисунке 1.
Рисунок 1. Порядок проведения АВС-анализа
Товары (материалы) класса А - это немногочисленные, но важнейшие товары, на которые приходится большая часть денежных средств, вложенных в запасы. Размеры запасов по позициям группы А постоянно контролируют, точно определяют издержки, связанные с закупкой, доставкой и хранением, а также размер и момент заказа.
Товары (материалы) класса В занимают срединное положение в формировании запасов предприятия и по сравнению с группой А требуют к себе меньшего внимания. Здесь осуществляется обычный контроль и сбор информации о запасах, который должен позволить своевременно обнаружить основные изменения в использовании запасов.
Товары (материалы) класса С, составляющие, как правило, большую часть ассортимента, относят к второстепенным, но информацию о запасах товарных позиций в пределах данной группы собирают постоянно. Запасы рекомендуется сводить к минимуму, а некоторые товарные позиции сокращать.
При разделении анализируемого ассортимента по группам А,В и С нужно воспользоваться следующим алгоритмом:
в группу А включаются позиции упорядоченного списка, стоимость которых составляет ≈ 75% в общем запасе;
в группу В включаются следующие позиции, стоимость которых составляет в среднем 20% (доля нарастающим итогом от 75 до 95%);
группа С состоит из оставшихся позиций, стоимость которых составляет 5% (доля нарастающим итогом от 95 до 100%).
Таким образом, анализ АВС позволяет дифференцировать ассортимент по степени вклада в намеченный результат.
По XYZ-анализу можно определить насколько спонтанен спрос товаров. Если анализ показывает, что товары группы А попадают в категорию Y или тем более Z, это означает, что с этим товаром существуют какие-то проблемы. Спрос на них неустойчивый, хотя товар очень продаваемый. Такая ситуация приводит к существенному росту запасов. Зная об этом, можно сфокусировать внимание коммерческой службы и отдела маркетинга на проблемном ассортименте для изменения ситуации с его продвижением и как следствие снизить издержки.
Порядок проведения анализа XYZ рассмотрен на рисунке 2.
Рисунок 2. Порядок проведения XYZ-анализа
Смысл XYZ-анализа в изучении стабильности продаж, изучение отклонений, скачков, нестабильности сбыта продукции.
Цель XYZ-анализа - дифференциация товаров (номенклатуры) по группам в зависимости от равномерности спроса и точности прогнозирования.
Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, Y или Z, является коэффициент вариации расхода запаса по этой позиции.
Коэффициент вариации - это отношение среднеквадратичного отклонения к среднеарифметическому значению измеряемых значений ресурса.
Коэффициент вариации расхода запаса рассчитывается по формуле:
где:
ν - коэффициент вариации расхода запаса;
- среднеарифметическое значение статистического ряда;
- i-тое значение статистического ряда;
- количество значений в статическом ряде.
Разделение запасов на группы X, Y и Z производится в соответствии со следующим алгоритмом:
Группа X (0 ≤ ν ≤ 10%);
Группа Y (10% ≤ ν ≤ 25%);
Группа Z (25% ≤ ν < ∞).
Категория X - ресурсы характеризуются стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза. Значение коэффициента вариации находится в интервале от 0 до 10 %.
Категория Y - ресурсы характеризуются известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования. Значение коэффициента вариации - от 10 до 25 %.
Категория Z - потребление ресурсов нерегулярно, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая. Значение коэффициента вариации - свыше 25 %.
В категорию X включают товары со стабильными продажами.
Для группы Y допускаются более значительные отклонения.
В категории Z оказываются товары, продажи которых точно прогнозировать невозможно, слишком велики колебания.
Грубо говоря, чем меньше разница между реальной продажей за единицу периода (например, за неделю) и средним арифметическим продаж за весь период (например, за квартал), тем более предсказуемы продажи товара в последующий период.
Или можно выделить такую градацию: номенклатурные позиции (по западной терминологии, SKU - stock keeping unit) со значением коэффициента вариации от 0 до 10% попадают в категорию X, от 10 до 25% - в категорию Y, остальные - в категорию Z. Впрочем, это примерное распределение.
ABC- и XYZ-анализ проводится с целью проанализировать продажи компании, с целью структурирования и определения четких лидеров и аутсайдеров среди всех групп товаров, для корректировки своей ассортиментной политики. Но также такой анализ
.1 Общая характеристика предприятия
«Лента» - крупнейшая сеть розничной торговли, основанная в 1993 году. В настоящее время в Нижнем Новгороде действуют 2 супермаркета «Лента»:
«Лента», Ул. Родионова, 200
«Лента», Московское шоссе, 30.
Супермаркеты «Лента» работают круглосуточно.
Оба супермаркета «Лента» работают 7 дней в неделю и предлагают покупателям товары не менее чем на 5% ниже среднерыночных за счет использования преимуществ торгового формата, в котором работает «Лента».
Количественный состав работников составляет 560 человек, причем качественный состав является одним из лучших. Потому что наблюдается длительное время стабильный кадровый состав, то есть работают опытные, квалифицированные в своей области специалисты. Работники среднего звена имеют средне - профессиональное образование. Заведующие и заместители - не ниже торгового техникума. Товароведы имеют высшее образование. Текучесть кадров составляет 30 %, что говорит об отсутствии смены кадров: директора кадров работают на своей должности более 20 лет.
Организация имеет 3 цеха:
Цех мясных изделий;
Цех хлебопечения;
Рыбный цех.
В коммерческую службу предприятия входят: Генеральный директор, коммерческий директор, отдел строительства и ремонта, отдел кадров, отдел главного инженера, плановый отдел, бухгалтерия, пошивочный цех, складская база.
К основным видам деятельности супермаркета «Лента» в первую очередь относиться розничная торговля продуктами питания и сопутствующими товарами. Основная деятельность магазина - реализация широкого ассортимента продовольственных товаров, а так же непродовольственных товаров (бытовая техника, бытовая химия, сувениры, газеты, журналы, средства гигиены, открытки, детские игрушки, DVD диски и т.д.).
К дополнительным оказываемым услугам можно отнести следующее:
Оказание помощи покупателю в совершении покупки и при её использовании;
Комплектация продовольственных и непродовольственных наборов;
Бесплатная чистка рыбы и овощей;
Бесплатная доставка товара до автотранспорта;
Предварительный сбор заявок на готовую продукцию, мясные полуфабрикаты и куры - гриль;
Предоставление скидок по дисконтным картам 3%,
Оплата банковскими картами ведущих платежных систем VISA и MASTERKART, а также собственные микропроцессорные карты Сбербанка России СБЕРКАРТ;
Наличие банкоматов;
Оплата услуг сотовой связи.
Цех мясных изделий и цех хлебопечения оказывают следующие услуги:
Прием заказов на готовые продукты, салаты, домашнюю выпечку, куры - гриль;
Оптовая торговля мясными полуфабрикатами, пельменями, свежей выпечкой с доставкой до клиента;
Оптовая торговля хлебобулочными изделиями.
Прием заказов осуществляется ежедневно с 9:00 до 19:00.
При формировании торгового ассортимента учитываются следующие факторы:
Место расположения магазина;
Численность обслуживаемого населения;
Размер торговой площади;
Объем товарооборота магазина.
Все услуги розничной торговли и общественного питания сертифицированы.
.2 Методы исследований
Методика анализа структуры ассортимента
Структура ассортимента - соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товаров в наборе. Она характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе.
В магазине было проведено изучение и анализ формирования ассортимента колбас путем собственных наблюдений, а также изучением прайс-листов колбасной продукции, реализуемой этим магазином.
При формировании ассортимента должны учитываться не только интересы покупателей, но и выгодные условия для предприятия. Формирование ассортимента зависит от покупательского спроса населения, от режима и условий поставки товара, от уровня и чистоты обновления ассортимента. Так же для ассортимента, важное значение имеет цена продукции. Ассортимент колбасных изделий отечественного производства достаточно обширный.
Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент [18,22,29].
Методика АВС и XYZ-анализа
Для того чтобы определить степень значимости товарных позиций вареных колбас в формировании товарных запасов предлагается использовать АВС - анализ.
Идея метода АВС состоит в том, чтобы из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели. Таких объектов, как правило, немного, и именно на них необходимо сосредоточить основные внимание и силы.
Широко применяемый в логистике метод АВС предлагает более глубокое разделение - на три части. При этом предварительно все управляемые объекты необходимо вначале оценить по степени вклада в результат деятельности.
Определение метода АВС гласит : метод АВС - способ нормирования и контроля за состоянием запасов, заключающийся в разбиении номенклатуры N, реализуемых товарно-материальных ценностей на три неравно мощных подмножества А, В и С на основании некоторого формального алгоритма.
Общий алгоритм проведения анализа АВС приводится на рисунке 1.
Формулирование цели анализа |
|
Идентификация объектов управления, анализируемых методом АВС |
|
Выделение признака, на основе которого будет осуществлена классификация объектов управления |
|
Оценка объектов управления по выделенному классификационному признаку |
|
Группировка объектов управления в порядке убывания значения признака |
|
Разделение совокупности объектов управления на три группы: группа А, группа В и группа С |
Рисунок 1. Порядок проведения АВС-анализа
Товары (материалы) класса А - это немногочисленные, но важнейшие товары, на которые приходится большая часть денежных средств, вложенных в запасы. Размеры запасов по позициям группы А постоянно контролируют, точно определяют издержки, связанные с закупкой, доставкой и хранением, а также размер и момент заказа.
Товары (материалы) класса В занимают срединное положение в формировании запасов предприятия и по сравнению с группой А требуют к себе меньшего внимания. Здесь осуществляется обычный контроль и сбор информации о запасах, который должен позволить своевременно обнаружить основные изменения в использовании запасов.
Товары (материалы) класса С, составляющие, как правило, большую часть ассортимента, относят к второстепенным, но информацию о запасах товарных позиций в пределах данной группы собирают постоянно. Запасы рекомендуется сводить к минимуму, а некоторые товарные позиции сокращать.
При разделении анализируемого ассортимента по группам А,В и С нужно воспользоваться следующим алгоритмом:
в группу А включаются позиции упорядоченного списка, стоимость которых составляет ≈ 75% в общем запасе;
в группу В включаются следующие позиции, стоимость которых составляет в среднем 20% (доля нарастающим итогом от 75 до 95%);
группа С состоит из оставшихся позиций, стоимость которых составляет 5% (доля нарастающим итогом от 95 до 100%).
Таким образом, анализ АВС позволяет дифференцировать ассортимент по степени вклада в намеченный результат.
По XYZ-анализу можно определить насколько спонтанен спрос товаров. Если анализ показывает, что товары группы А попадают в категорию Y или тем более Z, это означает, что с этим товаром существуют какие-то проблемы. Спрос на них неустойчивый, хотя товар очень продаваемый. Такая ситуация приводит к существенному росту запасов. Зная об этом, можно сфокусировать внимание коммерческой службы и отдела маркетинга на проблемном ассортименте для изменения ситуации с его продвижением и как следствие снизить издержки.
Порядок проведения анализа XYZ рассмотрен на рисунке 2.
Рисунок 2. Порядок проведения XYZ-анализа
Смысл XYZ-анализа в изучении стабильности продаж, изучение отклонений, скачков, нестабильности сбыта продукции.
Цель XYZ-анализа - дифференциация товаров (номенклатуры) по группам в зависимости от равномерности спроса и точности прогнозирования.
Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, Y или Z, является коэффициент вариации расхода запаса по этой позиции.
Коэффициент вариации - это отношение среднеквадратичного отклонения к среднеарифметическому значению измеряемых значений ресурса.
Коэффициент вариации расхода запаса рассчитывается по формуле:
где:
ν - коэффициент вариации расхода запаса;
- среднеарифметическое значение статистического ряда;
- i-тое значение статистического ряда;
- количество значений в статическом ряде.
Разделение запасов на группы X, Y и Z производится в соответствии со следующим алгоритмом:
Группа X (0 ≤ ν ≤ 10%);
Группа Y (10% ≤ ν ≤ 25%);
Группа Z (25% ≤ ν < ∞).
Категория X - ресурсы характеризуются стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза. Значение коэффициента вариации находится в интервале от 0 до 10 %.
Категория Y - ресурсы характеризуются известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования. Значение коэффициента вариации - от 10 до 25 %.
Категория Z - потребление ресурсов нерегулярно, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая. Значение коэффициента вариации - свыше 25 %.
В категорию X включают товары со стабильными продажами.
Для группы Y допускаются более значительные отклонения.
В категории Z оказываются товары, продажи которых точно прогнозировать невозможно, слишком велики колебания.
Грубо говоря, чем меньше разница между реальной продажей за единицу периода (например, за неделю) и средним арифметическим продаж за весь период (например, за квартал), тем более предсказуемы продажи товара в последующий период.
Или можно выделить такую градацию: номенклатурные позиции (по западной терминологии, SKU - stock keeping unit) со значением коэффициента вариации от 0 до 10% попадают в категорию X, от 10 до 25% - в категорию Y, остальные - в категорию Z. Впрочем, это примерное распределение.
ABC- и XYZ-анализ проводится с целью проанализировать продажи компании, с целью структурирования и определения четких лидеров и аутсайдеров среди всех групп товаров, для корректировки своей ассортиментной политики. Но также такой анализ