Файл: Формирование ассортимента и экспертиза качества вареных колбас.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
.1 Общая характеристика предприятия
«Лента» - крупнейшая сеть розничной торговли, основанная в 1993 году. В настоящее время в Нижнем Новгороде действуют 2 супермаркета «Лента»:

«Лента», Ул. Родионова, 200

«Лента», Московское шоссе, 30.

Супермаркеты «Лента» работают круглосуточно.

Оба супермаркета «Лента» работают 7 дней в неделю и предлагают покупателям товары не менее чем на 5% ниже среднерыночных за счет использования преимуществ торгового формата, в котором работает «Лента».

Количественный состав работников составляет 560 человек, причем качественный состав является одним из лучших. Потому что наблюдается длительное время стабильный кадровый состав, то есть работают опытные, квалифицированные в своей области специалисты. Работники среднего звена имеют средне - профессиональное образование. Заведующие и заместители - не ниже торгового техникума. Товароведы имеют высшее образование. Текучесть кадров составляет 30 %, что говорит об отсутствии смены кадров: директора кадров работают на своей должности более 20 лет.

Организация имеет 3 цеха:

Цех мясных изделий;

Цех хлебопечения;

Рыбный цех.

В коммерческую службу предприятия входят: Генеральный директор, коммерческий директор, отдел строительства и ремонта, отдел кадров, отдел главного инженера, плановый отдел, бухгалтерия, пошивочный цех, складская база.

К основным видам деятельности супермаркета «Лента» в первую очередь относиться розничная торговля продуктами питания и сопутствующими товарами. Основная деятельность магазина - реализация широкого ассортимента продовольственных товаров, а так же непродовольственных товаров (бытовая техника, бытовая химия, сувениры, газеты, журналы, средства гигиены, открытки, детские игрушки, DVD диски и т.д.).

К дополнительным оказываемым услугам можно отнести следующее:

Оказание помощи покупателю в совершении покупки и при её использовании;

Комплектация продовольственных и непродовольственных наборов;

Бесплатная чистка рыбы и овощей;

Бесплатная доставка товара до автотранспорта;


Предварительный сбор заявок на готовую продукцию, мясные полуфабрикаты и куры - гриль;

Предоставление скидок по дисконтным картам 3%,

Оплата банковскими картами ведущих платежных систем VISA и MASTERKART, а также собственные микропроцессорные карты Сбербанка России СБЕРКАРТ;

Наличие банкоматов;

Оплата услуг сотовой связи.

Цех мясных изделий и цех хлебопечения оказывают следующие услуги:

Прием заказов на готовые продукты, салаты, домашнюю выпечку, куры - гриль;

Оптовая торговля мясными полуфабрикатами, пельменями, свежей выпечкой с доставкой до клиента;

Оптовая торговля хлебобулочными изделиями.

Прием заказов осуществляется ежедневно с 9:00 до 19:00.

При формировании торгового ассортимента учитываются следующие факторы:

Место расположения магазина;

Численность обслуживаемого населения;

Размер торговой площади;

Объем товарооборота магазина.

Все услуги розничной торговли и общественного питания сертифицированы.
.2 Методы исследований
Методика анализа структуры ассортимента

Структура ассортимента - соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товаров в наборе. Она характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе.

В магазине было проведено изучение и анализ формирования ассортимента колбас путем собственных наблюдений, а также изучением прайс-листов колбасной продукции, реализуемой этим магазином.

При формировании ассортимента должны учитываться не только интересы покупателей, но и выгодные условия для предприятия. Формирование ассортимента зависит от покупательского спроса населения, от режима и условий поставки товара, от уровня и чистоты обновления ассортимента. Так же для ассортимента, важное значение имеет цена продукции. Ассортимент колбасных изделий отечественного производства достаточно обширный.

Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент [18,22,29].

Методика АВС и XYZ-анализа

Для того чтобы определить степень значимости товарных позиций вареных колбас в формировании товарных запасов предлагается использовать АВС - анализ.

Идея метода АВС состоит в том, чтобы из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели. Таких объектов, как правило, немного, и именно на них необходимо сосредоточить основные внимание и силы.



Широко применяемый в логистике метод АВС предлагает более глубокое разделение - на три части. При этом предварительно все управляемые объекты необходимо вначале оценить по степени вклада в результат деятельности.

Определение метода АВС гласит : метод АВС - способ нормирования и контроля за состоянием запасов, заключающийся в разбиении номенклатуры N, реализуемых товарно-материальных ценностей на три неравно мощных подмножества А, В и С на основании некоторого формального алгоритма.

Общий алгоритм проведения анализа АВС приводится на рисунке 1.


Формулирование цели анализа




Идентификация объектов управления, анализируемых методом АВС




Выделение признака, на основе которого будет осуществлена классификация объектов управления




Оценка объектов управления по выделенному классификационному признаку




Группировка объектов управления в порядке убывания значения признака




Разделение совокупности объектов управления на три группы: группа А, группа В и группа С

Рисунок 1. Порядок проведения АВС-анализа
Товары (материалы) класса А - это немногочисленные, но важнейшие товары, на которые приходится большая часть денежных средств, вложенных в запасы. Размеры запасов по позициям группы А постоянно контролируют, точно определяют издержки, связанные с закупкой, доставкой и хранением, а также размер и момент заказа.

Товары (материалы) класса В занимают срединное положение в формировании запасов предприятия и по сравнению с группой А требуют к себе меньшего внимания. Здесь осуществляется обычный контроль и сбор информации о запасах, который должен позволить своевременно обнаружить основные изменения в использовании запасов.

Товары (материалы) класса С, составляющие, как правило, большую часть ассортимента, относят к второстепенным, но информацию о запасах товарных позиций в пределах данной группы собирают постоянно. Запасы рекомендуется сводить к минимуму, а некоторые товарные позиции сокращать.


При разделении анализируемого ассортимента по группам А,В и С нужно воспользоваться следующим алгоритмом:

в группу А включаются позиции упорядоченного списка, стоимость которых составляет ≈ 75% в общем запасе;

в группу В включаются следующие позиции, стоимость которых составляет в среднем 20% (доля нарастающим итогом от 75 до 95%);

группа С состоит из оставшихся позиций, стоимость которых составляет 5% (доля нарастающим итогом от 95 до 100%).

Таким образом, анализ АВС позволяет дифференцировать ассортимент по степени вклада в намеченный результат.

По XYZ-анализу можно определить насколько спонтанен спрос товаров. Если анализ показывает, что товары группы А попадают в категорию Y или тем более Z, это означает, что с этим товаром существуют какие-то проблемы. Спрос на них неустойчивый, хотя товар очень продаваемый. Такая ситуация приводит к существенному росту запасов. Зная об этом, можно сфокусировать внимание коммерческой службы и отдела маркетинга на проблемном ассортименте для изменения ситуации с его продвижением и как следствие снизить издержки.

Порядок проведения анализа XYZ рассмотрен на рисунке 2.


Рисунок 2. Порядок проведения XYZ-анализа
Смысл XYZ-анализа в изучении стабильности продаж, изучение отклонений, скачков, нестабильности сбыта продукции.

Цель XYZ-анализа - дифференциация товаров (номенклатуры) по группам в зависимости от равномерности спроса и точности прогнозирования.

Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, Y или Z, является коэффициент вариации расхода запаса по этой позиции.

Коэффициент вариации - это отношение среднеквадратичного отклонения к среднеарифметическому значению измеряемых значений ресурса.

Коэффициент вариации расхода запаса рассчитывается по формуле:

где:

ν - коэффициент вариации расхода запаса;

- среднеарифметическое значение статистического ряда;


- i-тое значение статистического ряда;

- количество значений в статическом ряде.

Разделение запасов на группы X, Y и Z производится в соответствии со следующим алгоритмом:

Группа X (0 ≤ ν ≤ 10%);

Группа Y (10% ≤ ν ≤ 25%);

Группа Z (25% ≤ ν < ∞).

Категория X - ресурсы характеризуются стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза. Значение коэффициента вариации находится в интервале от 0 до 10 %.

Категория Y - ресурсы характеризуются известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования. Значение коэффициента вариации - от 10 до 25 %.

Категория Z - потребление ресурсов нерегулярно, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая. Значение коэффициента вариации - свыше 25 %.

В категорию X включают товары со стабильными продажами.

Для группы Y допускаются более значительные отклонения.

В категории Z оказываются товары, продажи которых точно прогнозировать невозможно, слишком велики колебания.

Грубо говоря, чем меньше разница между реальной продажей за единицу периода (например, за неделю) и средним арифметическим продаж за весь период (например, за квартал), тем более предсказуемы продажи товара в последующий период.

Или можно выделить такую градацию: номенклатурные позиции (по западной терминологии, SKU - stock keeping unit) со значением коэффициента вариации от 0 до 10% попадают в категорию X, от 10 до 25% - в категорию Y, остальные - в категорию Z. Впрочем, это примерное распределение.

ABC- и XYZ-анализ проводится с целью проанализировать продажи компании, с целью структурирования и определения четких лидеров и аутсайдеров среди всех групп товаров, для корректировки своей ассортиментной политики. Но также такой анализ