Файл: Формирование ассортимента и экспертиза качества вареных колбас.rtf
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вывод по второму этапу анализа структуры ассортимента: Спрос на колбасные изделия категории А практически равнозначен спросу на вареную колбасу категории Б. Покупатель пока еще не может ориентироваться в качественных характеристиках изделий по категориям, поскольку новый стандарт, предусматривающий градацию колбас не по сортам, а по категориям действует с 2013 года. Не все покупатели об этом знают. Наиболее внимательные из них в маркировке изделий по-прежнему ищут отражение градации по сортам. А большинство при покупке обращают внимание на наименования, которые давно являются устойчивыми на рынке колбас: «Докторская», «Молочная», «Любительская» и т.д.
На третьем этапе анализа структуры ассортимента определялись доли поставщиков в общем объеме продаж в натуральном и стоимостном выражениях.
На рисунке 6 показана доля объемов продаж в натуральном выражении.
Рисунок 6. Доля объемов продаж вареных колбас (%) в натуральном выражении за 2013 год
На рисунке 7 показана доля объемов продаж в стоимостном выражении.
Рисунок 7. Доля объемов продаж вареных колбас (%) в стоимостном выражении за 2013 год
Выводы по третьему этапу анализа структуры ассортимента:
По статистическим данным за 2013 год в ООО «Лента» лидером по объемам продаж в натуральном выражении является продукция Ильиногорского мясокомбината (28,8%). На втором месте товары Дзержинского мясокомбината - 22,2%. Далее следует продукция: Дивеевского мясокомбината - 15,4%, Черкизовского мясокомбината - 14,7%, Владимирского комбината «Стародворские колбасы» - 12,1% и Останкинского мясокомбината - 5,2%. Доля объемов продаж остальных производителей составила 1,6%.
Картина соотношений объемов продаж в стоимостном выражении несколько иная. При меньшем объеме продаж в натуральном выражении, продукция Дзержинского мясокомбината имеет практически такую же долю продаж товаров в стоимостном выражении, как и продукция Ильиногорского мясокомбината. Очевидно, что объяснение кроется в разнице ценовых категорий вареных колбас. На многие одноименные товары цена колбас, производимых в Дзержинске выше цены изделий, изготовленных в Ильиногорске. Кроме этой причины, необходимо отметить то, продукция Дзержинского мясокомбината более узнаваема, так как на российском рынке она существует дольше и ее высокое качество постоянно подтверждается.
.2 Результаты АВС и XYZ-анализа ассортимента
Для проведения АВС и XYZ-анализа ассортимента использовались данные по сформированным товарным запасам и объемам продаж двенадцати ассортиментных позиций вареных колбас за 2013 год, отраженные в таблице 7.
Таблица 7 - Исходные данные по сформированным товарным запасам и объемам продаж вареных колбас за 2013 год
№ поз. | Наименование | Товарные запасы на 10 января 2013 года, тонн | Продажи поквартально (батонов) за 2012 год, тонн | Итого: объем продаж за 2012 год, тонн | |||
| | | 1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал | |
1 | «Говяжья» | 0,49 | 1,0 | 2,0 | 2,7 | 2,2 | 7,9 |
2 | «Диабетическая» | 0,61 | 1,8 | 1,2 | 1,8 | 2,1 | 6,9 |
3 | «Докторская» | 2,48 | 6,0 | 6,4 | 6,5 | 6,7 | 25,6 |
4 | «Любительская» | 0,65 | 2,0 | 1,5 | 2,1 | 1,7 | 7,3 |
5 | «Телячья» | 0,73 | 1,4 | 1,8 | 3,7 | 1,8 | 8,7 |
6 | «Русская» | 1,76 | 5,0 | 4,6 | 8,0 | 4,0 | 21,6 |
7 | «Столичная» | 0,63 | 1,0 | 1,8 | 2,0 | 1,5 | 6,3 |
8 | «Московская» | 0,57 | 1,0 | 3,0 | 1,3 | 2,0 | 7,3 |
9 | «Свиная» | 0,44 | 0,9 | 1,0 | 2,7 | 1,0 | 5,6 |
10 | «Столовая» | 0,53 | 1,2 | 2,0 | 1,7 | 1,6 | 6,5 |
11 | «Молочная» | 1,04 | 2,3 | 2,6 | 3,0 | 2,5 | 10,4 |
12 | «Чайная» | 1,10 | 3,3 | 3,4 | 4,0 | 2,1 | 12,8 |
Дифференцирование ассортимента представлено в результате АВС-анализа в таблице 8.
Таблица 8 - Результат АВС-анализа ассортимента
№ поз. | Товарные запасы на10 января 2013 года, тонн | Доля позиции в общем запасе, % | Упорядоченный список | Вклад нарастающим итогом, % | Группа | |
| | | № позиции | Доля позиции в общем запасе, % | | |
1 | 0,49 | 4,44 | 3 | 22,48 | 22,48 | А, 76,06% |
2 | 0,61 | 5,53 | 6 | 15,96 | 38,44 | |
3 | 2,48 | 22,48 | 12 | 9,97 | 48,41 | |
4 | 0,65 | 5,89 | 11 | 9,43 | 57,84 | |
5 | 0,73 | 6,62 | 5 | 6,62 | 64,46 | |
6 | 1,76 | 15,96 | 4 | 5,89 | 70,35 | |
7 | 0,63 | 5,71 | 7 | 5,71 | 76,06 | |
8 | 0,57 | 5,17 | 2 | 5,53 | 81,59 | В, 19,95% |
9 | 0,44 | 3,99 | 8 | 5,17 | 86,76 | |
10 | 0,53 | 4,81 | 10 | 4,81 | 91,57 | |
11 | 1,04 | 9,43 | 1 | 4,44 | 96,01 | |
12 | 1,10 | 9,97 | 9 | 3,99 | 100,00 | C, 3,99% |
Итог | 11,03 | 100 | | 100 | | 100% |
В результате дифференцирования ассортимента в группу А вошли изделия со следующими наименованиями вареных колбас: «Докторская», «Русская», «Чайная», «Молочная», «Телячья», «Любительская», «Столичная». Группу В составили изделия с наименованиями: «Диабетическая», «Московская», «Столовая» и «Говяжья». Самой немногочисленной группой оказалась группа С - колбасное изделие с наименованием «Свиная».
Группа А, состоящая из значительного количества широко известных наименований изделий, характеризуется тем, что каждое изделие пользуется высоким спросом различных сегментов потребителей и явного лидерства по сформированным товарным запасам нет. Наибольшие товарные запасы на начало 2013 года созданы по вареным колбасам «Докторская» и «Русская».
В группу В вошли изделия преимущественно категории А, то есть изделия высокого качества, но с менее известными наименованиями. Поэтому они интересуют покупателей, которые интересуются, прежде всего, не ценой, а высоким качеством товаров, а, следовательно, умеренным спросом.
Колбаса «Свиная» имеет самый низкий уровень товарных запасов. Она отличается от других изделий непривычным бледным цветом фарша и очень мягкой консистенцией. Не каждый покупатель заинтересуется такой колбасой, хотя качественные характеристики ее достаточно высокие.
Результат XYZ-анализа ассортимента основан на расчетах коэффициентов вариации расхода запаса.
Расчет коэффициента вариации для позиции 1:
Средний расход за квартал составит:
тонны
Коэффициент вариации:
Аналогично произведем расчеты значений коэффициентов вариации для других позиций и внесем их в таблицу 9.
Колбасы, характеризующиеся стабильной величиной потребления, незначительными, колебаниями в расходе, представлены в группе X наименованиями: «Докторская» и «Молочная».
Немногим больше подвержены колебаниям спроса и более трудным прогнозированием расхода запасов колбасные изделия, составляющие группу Y: «Любительская», «Диабетическая», «Чайная», «Столичная».
Нерегулярным потреблением, высоким уровнем колебаний спроса, невысокой точностью прогнозирования расхода запаса отличаются изделия, составляющие группу Z: «Русская», «Говяжья», «Свиная», «Телячья», «Московская», «Столовая».
Таблица 9 - Результат АВС-анализа ассортимента
№ поз. | Расход за четыре квартала, тонн | Средний расход за квартал, тонн | Коэффициент вариации, % | Упорядоченный список | Группа | ||
| | | | № позиции | Коэффициент вариации, % | | |
1 | 7,9 | 2 | 30,92 | 3 | 3,98 | X | |
2 | 6,9 | 1,7 | 19,29 | 11 | 9,81 | | |
3 | 25,6 | 6,4 | 3,98 | 4 | 13,32 | Y | |
4 | 7,3 | 1,8 | 13,32 | 2 | 19,29 | | |
5 | 8,7 | 2,2 | 40,72 | 12 | 21,54 | | |
6 | 21,6 | 5,4 | 27,72 | 7 | 23,59 | | |
7 | 6,3 | 1,6 | 23,59 | 6 | 27,72 | Z | |
8 | 7,3 | 1,8 | 42,76 | 1 | 30,92 | | |
9 | 5,6 | 1,4 | 36,77 | 9 | 36,77 | | |
10 | 6,5 | 1,6 | 45,61 | 5 | 40,72 | | |
11 | 10,4 | 2,6 | 9,81 | 8 | 42,76 | | |
12 | 12,8 | 3,2 | 21,54 | 10 | 45,61 | |