Файл: 1 вопрос. Методы психологопедагогических исследований, их общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 356

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Симптоматическим диагнозом является и диагноз, построенный на основе данных констатации данных полученных в итоге математической обработки результатов исследования (что может выполнять компьютер).

 Б) Этиологический – учитывает не только наличие определенных психических особенностей (симптомов), но и причины возникновения. Выяснение возможных причин переживаний, поведения, отношений человека – важный элемент психологического диагноза. Психологдиагност при анализе причин должен учитывать, с одной стороны, поликаузальной детерминации (т.е. некоторое число разнопорядковых причин могут вызывать одну и ту же смптоматику), а с другой, полисемиотичности внешних проявлений причины (т.е. многообразие проявления симптомов, детерминируемых одной и той же причиной).

 В) Типологический – определение места и значения полученных данных в целостной, динамической структуре личности испытуемого. 

Типологический диагноз наиболее сложный, требующий от психолога знаний общих закономерностей психической жизни человека, а также понимания условий и причин индивидуальной трансформации этих закономерностей. Заключается в определении типа личностей, типа ее развития, пути, по которому это развитие пойдет. Все многообразие индивидуальных ситуаций можно свести к определенному количеству типичных ситуаций. 

Ошибки ПД процесса: Серьезную ошибку видел Л.С. Выготский в попытке подходить к диагнозу как установлению ряда симптомов или фактических данных. Он подчеркивал, что при научном диагнозе, базирующемся на известных симптомах, идя от них, мы констатируем некий процесс, лежащий в основе этих симптомов. Иными словами, мы учитываем не только наличие определенных симптомов, но и вызывающие их причины. При этом следует иметь в виду, что возможна, с одной стороны, чрезмерная общность и неопределенность выводов, с другой — слишком большая их категоричность и однозначность. И то и другое недопустимо, так как закрывает возможность реальной работы по развитию ребенка. 

32 вопрос. Психометрия: понятие, общая характеристика. Психометрический парадокс: понятие, основное содержание, виды (по М. Новаковской).

Психометрия - раздел психологии, изучающий теоретические и методологические проблемы психологических измерений. Занимается разработкой математических моделей психологического измерения, регламентирует экспериментальную проверку по критериям валидности, надежности и прочим выявляемых психологических свойств. 


Психометрия: общая и дифференциальная. Общая устанавливает числовые соответствия между каким-то свойством стимула (например, интенсивностью света, звука) и соответствующим ощущением определенной силы (яркостью, громкостью и т.п.). Дифференциальная выражает в количественной форме индивидуальные психологические различия между людьми.

Психометрический парадокс.

Вопросы (утверждения), имеющие высокий показатель дискриминативности, неустойчивы по отношению к повторяемости результата, и наоборот, стабильность ответа часто отмечается у тех вопросов, которые обладают низкой дискриминативностью, Явление это получило название психометрический парадокс, который не может быть объяснен без психологического анализа процесса формирования ответов на вопросы личностных шкал.

Для психологической интерпретации психометрического парадокса Новаковская предлагает различать три детерминанты ответов: выраженность черты у обследуемого, значение, придаваемое вопросу, и степень легкости принятия решения об ответе. Она подчеркивает также необходимость дифференциации однозначных вопросов от многозначных, которые в известном смысле могут быть уподоблены проективным стимулам.

М. Новаковская считает возможным различать 2 типа психометрического парадокса и исходит из нижеследующих гипотез для их объяснения.

Парадокс типа Авозникает при вопросах, поддающихся различному истолкованию, а также в том случае, когда трудно принять решение об ответе (согласно М. Новаковской, лица с высокой выраженностью измеряемой черты, приписывая вполне определенное значение вопросу, легко принимают решение об ответе).

Парадокс типа Ввозникает при однозначных вопросах – таких, для которых легко подобрать ответ. Сюда же должны быть отнесены односторонние диагностические вопросы, т. е. те, для которых только один вариант ответа диагностически значим. Эти вопросы будут характеризоваться незначительной дискриминативной силой при слабо выраженной вариабельности. Например: «Часто ли вам снится, что вы оказались в пасти крокодила?» (в одном из вариантов опросника для определения уровня тревожности). Вопрос является диагностически односторонним, поскольку из ответа «да» мы можем заключить о наличии тревожности, а из ответа «нет» мы не можем сделать никакого вывода. Примером вопроса, обладающего малой вариабельностью и дискриминативной силой, приближающейся к нулю

, на который легко ответить, может быть следующий: «Вы курите?».

Чем больше в методике вопросов, дающих парадокс типа В, тем больше надежность, определяемая коэффициентом корреляции между результатами повторных исследований. Однако одновременно снижается дискриминативная сила вопросов. Хотя М. Новаковская и считает, что практически все вопросы вызывают психометрический парадокс (типа A или В), возможны и «идеальные» случаи. Например, вопрос: «Часто ли вы чувствуете себя по утрам измученным, разбитым?» (в одном из вариантов опросника для определения нейротизма) – вариабельность низкая. Психометрический парадокс не возникает.

Исследователь, зная о существовании психометрического парадокса, может регулировать вариабельность ответов путем подбора вопросов с соответствующими параметрами.

33 вопрос. Заключение по результатам психолого-педагогического исследования как источник диагностической и прогностической информации. Структура, основные требования при подготовке

Составление психодиагностического заключения завершает весь процесс диагностического обследования, и на этом этапе психодиагностом анализируются и систематизируются все полученные сведения об обследуемом.

Психодиагностическое заключение — это проблемно ориентированный и логически обоснованный вывод (или выводы) об индивидуально-психологических особенностях обследуемого.

Содержательная часть психодиагностического заключения опосредована преимущественно целью обследования.

Стилистические особенности текста подбираются с учетом того, кому адресовано заключение, а также с учетом ситуации, в которой обследуемый будет знакомиться с результатами обследования. Заключение может быть выполнено по запросу одной из трех групп заказчиков:

1) сам обследуемый или его родители (в случае, если проводилось обследование ребенка);

2) руководитель организации, школьный психолог или социальный педагог;

3) специалист-психолог или специалист смежной профессиональной области (психолого-педагогическая комиссия, психиатр и др.).

В первой ситуации — когда заказчиком является сам обследуемый или его родители — целесообразно включить в текст заключения более развернутые сведения об обследуемом. Описание можно начать с характеристик наиболее развитых показателей психической организации, при этом раскрывать скрытые, потенциальные возможности.

Во второй ситуации — когда запрос идет от руководителей или администрации — диагност опирается на четко обозначенный запрос и в заключении дает описание полученных данных, не выходя за рамки цели обследования, а также не забывая о потенциальных возможностях обследуемого человека или группы.


В случае, если запрос на проведение диагностического обследования поступил от школьного педагога, то целесообразнее в рекомендациях подробно изложить конкретные мероприятия, понятные и доступные для учителя. В ситуации, когда заключение адресовано специалистам смежных областей или коллегам, оправданным будет использование профессиональной терминологии и оперирование количественными показателями, иллюстрирующими содержательные интерпретации.

При написании заключения представителям других профессиональных групп, например, психиатрам, клиническим психологам, предпочтительнее делать акцент на выявленные факты и объяснение результатов, но без рекомендаций.

Ключевые принципы, которыми необходимо руководствоваться при написании заключения, — это, прежде всего, безоценочность и объективность при описании и анализе диагностических данных. Психодиагност, приступая к написанию психологического заключения, должен честно и беспристрастно оценить выявленные психологические особенности и соотнести их с характеристиками жизненной ситуации обследуемого.

Известный американский психолог и психодиагност А. Анастази обозначила ряд существенных принципов написания психодиагностического заключения:

1. Содержательные и стилистические особенности текста заключения во многом зависят от теоретических взглядов, которых придерживается психодиагност. Общепризнанной формы психодиагностического заключения не существует. Основное требование — это соответствие диагностического заключения потребностям, запросу и подготовленности клиента.

2. Психодиагностическое заключение обязательно должно включать цель обследования и информацию о том, от кого поступил запрос на проведение обследования.

3. Психодиагностическое заключение должно быть продуманным. Заключение становится полезным и действенным, если диагност сумеет отразить индивидуальные характеристики обследуемого лица. «Психодиагносту важно понимать, что он получает не список черт, а своего рода мозаику (или пазл) из этих черт. Заключение должно относиться исключительно к данному индивиду, а не к людям, чей возраст, пол, образование, социально-экономический уровень и другие факторы близки к аналогичным данным обследуемого»

4. Содержательная часть заключения включает в себя анализ, интерпретацию полученных результатов.

5. «Описательная оценка действий индивида и сама система оценок должны быть четкими
, грамотными. Здесь важно не забывать про отличия критериально-ориентированного и нормативно-ориентированного тестирования. Профессионально будет указать, с какой именно нормой сравнивается испытуемый».

6. Как правило, рекомендации по результатам обследования ориентируются на конкретные действия, это могут быть прохождение тренинга, организация режима дня, указание на определенный вид психологической помощи, предложения по выбору профессионального и образовательного маршрута.

Можно выделить некоторую условную схему заключения.

Оно может состоять из 3-х частей:

1-я часть - постановка вопроса исследования;

2-я часть - описательная характеристика результатов в русле выбранного направления исследования.

3 я часть - резюме наиболее важных данных, которые в дальнейшем могут быть положены в формулировку диагноза.

Первая часть заключения базируется на анализе жалоб родителей или формулирует конкретный вопрос исследования, поставленный специалистами.

Вторая часть наиболее объемна. Здесь приводятся данные психологического анамнеза, результаты наблюдения да внешним видом и деятельностью ребенка, результаты объективного обследования (экспериментального изучения психического развития).

В этой части заключения анализируется организационная и исполнительная (операционная) сторона психической деятельности ребенка, а также формулируются выводы, иллюстрируемые данными, полученными в процессе объективного обследовании.

Третья часть заключения должна содержать данные, имеющие диагностическое значе­ние, в кратком виде.

34 вопрос. Тестовые нормы: понятие, классификация, общая характеристика. Область применения теста. Параллельная форма теста.

Тестовая норма -  это количественные и качественные критерии результатов тестов, позволяющие определить уровень достижений или степень выраженности психических особенностей, которые являются объектами измерений. Это средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально-демографических характеристик.

Существует 3 типа норм:

 1. процентили;

2. квантии – разбивает испытуемых на 3 группы в зависимости от их среднего и стандартного отклонения;

3. стены. (шкала стэнов - стандартная шкала от 1 до 10 со следующими параметрами: среднее = 5,5, стандартное отклонение = 2. СТЭН - сокращение от английского «стандартная десятка» (standard ten). При переводе сырых баллов в шкалу стенов используется формула 2*(Х - М)|S + 5,5, где X - сырой балл, М и S - значения среднего и стандартного отклонения, полученные на выборке стандартизации. При этом все значения меньше 1, получаемые при переводе в шкалу стенов, относятся к стену 1, а все значения больше 10 - к стену 10.)