Файл: 1 вопрос. Методы психологопедагогических исследований, их общая характеристика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 357
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тестовые нормы– количественные и (или) качественные критерии оценки результатов теста, позволяющие определить уровень достижений или степень выраженности психологических свойств, которые являются объектами процедуры измерения.
В качестве таких критериев могут выступать статистические показатели выборки стандартизации, различные признаки-симптомы, свидетельствующие об определенном уровне выраженности диагностируемых качеств.
Виды тестовых норм:
1. Абсолютные – количественные критерии.
2. Критериальные – содержательные (качественные) критерии.
Определение норм теста
На этапе создания теста формируется некоторая группа испытуемых, на которой проводится данный тест. Средний результат выполнения этого теста в данной группе принято считать нормой. Средний результат – это не единственное число, а диапазон значений.
Правила формирования выборки стандартизации:
1. выборка стандартизации должна состоять из респондентов, на которых в принципе ориентирован данный тест.
2. выборка стандартизации должна быть репрезентативной, то есть представлять собой уменьшенную модель популяции по таким параметрам, как возраст, пол, профессия, географическое распределение и т.д.
Распределение результатов, полученных при тестировании испытуемых выборки стандартизации, можно изобразить с помощью графика – кривой нормального распределения. Этот график показывает, какие значения первичных показателей входят в зону средних значений (в зону нормы), а какие выше и ниже нормы.
Метод параллельных форм предполагает двукратное тестирование одной и той же группы испытуемых методиками, которые идентичны по содержанию, структуре, включают задания тождественные по трудности, дифференцирующей способности и др., т.е. параллельными формами.
Главная трудность применения этого метода в том, что прежде чем использовать параллельную форму теста, разработчику надо создать новый тест, тождественный первому и доказать идентичность, а это очень трудоемкая процедура. На практике построить параллельные формы теста очень сложно. Поэтому этот метод с практической точки зрения малоэффективен.
Область применения теста
Главное назначение любого тестирования — получить примеры поведения клиента в стандартизированной ситуации, свободной от субъективных оценок. Результаты теста должны предоставить объективный фактический материал, хотя элементы субъективности появятся при интерпретации полученных в итоге фактов.
Назначение тестовой фазы диагностики сводится в данном случае к тому, чтобы получить описание личности на основе одних только тестов, без трудоемкого изучения истории клиента. Это не значит, что целью ставится так называемая «слепая интерпретация» тестов без учета других данных о клиенте. Однако, чтобы тесты можно было считать полезными инструментами, они должны сами по себе давать достоверную и валидную информацию о структуре и функционировании личности.
35 вопрос. Пилотажное исследование: понятие, сущностная характеристика, необходимый объём выборки.
Пилотажное исследование – пробное исследование, проводимое на небольшой выборке, предшествующее основному и принимаемое в целях проверки качества подготовки основного исследования
Пилотажное исследование проводится на меньшей выборке испытуемых, по сокращенному плану и без строгого контроля внешних переменных. Надежность данных, получаемых в результате пилотажа, невелика, но его проведение позволяет устранить грубые ошибки основного исследования.
Цели:
-
установление необходимого объема выборки -
уточнение содержание и количества вопросов анкет -
уточнение необходимого времени исследования -
уточнение гипотезы -
уточнение программы и методик исследования.
Требования:
-
Для пилотажа и основного исследования брать разных, но эквивалентных испытуемых -
Включает все этапы исследования: вплоть до обработки и интерпретации данных.
По итогам пилотажного исследование вносятся необходимые коррективы.
Пилотажное исследование составляется на основе логического осмысления всей проблемы будущего исследования, приблизительного расположения вопросов с точки зрения их очевидной целесообразности. В ходе пилотажа проверяются все процедуры, весь инструментарий исследования, выбраковываются неудачные вопросы, вносятся коррективы на отдельных этапах исследования.
Необходимый объём выборки.
-
Объем выборки в пилотажном исследовании не имеет четкого методического обоснования. Обычно полагают достаточным опросить около 30 респондентов. Важно только, чтобы они представляли все существенные категории планируемого объекта исследования. -
Малая выборка в пилотаже вовсе не обязательно должна быть репрезентативной по отношению к генеральной совокупности. Куда важнее другое ее качество — разнообразие: она должна включать те группы респондентов, которые способны реагировать на инструментарий по-разному. Если малообразованные люди составят в будущей выборке незначительную долю, их необходимо опрашивать в первую очередь именно потому, что они могут отвечать на ваши умные вопросы совсем не так, как ожидается. -
В пилотажную выборку включают тех респондентов, которые представляют наиболее важные для темы опроса социально-демографичекие признаки (пол, возраст, образование, стаж работы, содержание труда и т.п.).
36 вопрос. Опросники: понятие, классификация, общая характеристика.
Опрос – исследовательский метод, позволяющий выявить психологические особенности людей на основе их ответов на предложенные устные или письменные вопросы.
Анкетирование – это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков.
Характеристика: Опрос позволяет мысленно моделировать любые нужные эксперименту ситуации для того, чтобы выявить устойчивость склонностей мотивов и т. п. субъективных состояний отдельных лиц и общностей. Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос)
Данный метод обладает рядом достоинств:
– высокая оперативность получения информации, – возможность организации массовых обследований,
– сравнительная малая трудоемкость процедур подготовки и проведения исследования, обработки результатов,
– отсутствие влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов,
– невыраженность у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих.
Однако, анкетированию свойственны и недостатки:
– отсутствие личного контакта не позволяет изменить порядок и формулировок вопросов в зависимости от ответов и поведения респондентов;
– не всегда достоверность «самоотчетов», на итоги которых влияют мотивы и установки респондентов, желание выглядеть лучше.
Классификация:
Анкетные опросы классифицируют по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые, закрытые и полузакрытые опросные листы. Опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме, называются открытыми. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры.
Виды:
Зондажный или экспресс-опрос применяется в обследованиях общественного мнения и содержит 3-4 пункта основной информации плюс несколько пунктов связанных с социальными характеристиками опрашиваемых.
Опрос по почте отличают от анкетирования на месте: в первом случае ожидается возвращение опросного листа по заранее оплаченному почтовому отправлению, во втором – анкетер сам собирает заполненные листы.
Групповое и индивидуальное анкетирование
Разновидности оперативных опросов (радиотелевизионные, телефонные, компьютерные и почтовые) используются преимущественно в социологии при опросе мнений, в психологии они используются реже.
В психологии используется экспертный опрос, который мы рассматриваем как метод экспертных оценок (в вопросе 7).
37 вопрос. Опросники факторные, опросники эмпирические, опросники - анкеты: понятие, общая характеристика.
Разработка эмпирических опросников происходит путем подбора вопросов (заданий), позволяющих разделять группы испытуемых по степени выраженности психологического явления. Для этого используются экспертная практика оценивания - подобранные на такой основе критерии, как правило максимально приближены к цели измерения.
Наиболее часто в роли критерия выступает клинический диагноз, синдром или типология поведения. Большинство рассмотренных типологических опросников базируются на основе клинических описаний. К примеру, пункты шкал опросников MMPI, разрабатывались на основе представлений, переживаний, настроений, присущих людям, имевшим психические отклонения. Данные группы утверждений были обобщены в виде измерительных шкал, каждая из которых посвящена определенному расстройству поведения или личности.
Структурно эмпирические опросники являются шкальными техниками. Внутри каждой шкалы представлен набор утверждений, близких по смыслу и содержанию. Каждое утверждение вносит свой вклад в шкалу таким образом, что представляет собой элемент ее градуировки. В случае, если опрашиваемый ответил на все или большинство пунктов такой шкалы, его результатом станет «высокий» уровень изучаемого признака. В обратном случае, отсутствие ответов показывает, что уровень признака «низкий».
Факторные опросники применяются для изучения латентных психологических явлений. Такое явление не имеет четких эмпирических признаков позволяющих его описать в терминах поведения или подвергнуть экспертной оценке. К примеру, им может выступать явление мотивационной, регулятивной сферы личности. Например, опросник личностных черт «Большая пятерка» разработан на основе обобщения проявлений личности, которые были присущий одной группе испытуемых и отсутствовали у другой.
Соответственно, в факторном исследовании, конструкт опросника создается посредством статистической группировки: а) опрашиваемых лиц; б) сходных утверждений, вопросов.
Примером второго способа группировки является методика «16 личностных факторов» Р. Кеттелла. В нем факторный анализ позволил свести описание 181 наименование черт личности до 12, наиболее устойчивых с позиции факторного анализа черт личности. На основе этой группировки Р.Кеттеллом было выдвинуто предположение, что для полного описания личности человека достаточно охарактеризовать шестнадцать свойств.
Анкетирование – это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера(прямой опрос).
Анкетные опросы классифицируют по содержанию и конструкции задаваемых вопросов.
Различают открытые, закрытые и полузакрытые опросные листы. Опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме, называются открытыми. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры.
Анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому её структура и комментарии должны быть предельно ясны для респондента.
38 вопрос. Теста заданий генеральная совокупность: понятие, общая характеристика.
Генеральная совокупность заданий теста – это гипотетическое множество заданий тестов, связанных общим фактором. Каждый тест теоретически представляет собой выборку на генеральную совокупность заданий теста, которая релевантна исследуемой психологической переменной. Так, если разрабатывается тест для диагностики тревожности, то предполагается, что он является выборкой из всех возможных заданий, с помощью которых может быть обнаружена эта особенность личности. Тестовые результаты будут искажаться, если отобранные задания не репрезентируют на удовлетворительном уровне генеральной совокупности заданий теста. Степень связи выборки заданий, включенных в конкретный тест, во многом определяет надежность теста.
Выборочная совокупность заданий теста — совокупность тестовых задач, являющаяся частью гипотетической генеральной совокупности заданий теста. Каждый конкретный тест теоретически представляет собой некую выборочную совокупность заданий теста, однако на практике отдельные части теста могут представлять выборки заданий из различных генеральных совокупностей