Файл: 1 вопрос. Методы психологопедагогических исследований, их общая характеристика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 353
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, а также одни и те же задания выборочной генеральной совокупности могут принадлежать нескольким генеральным совокупностям.
Выборочная совокупность заданий теста должна по возможности в наибольшей степени представлять генеральную совокупность заданий, связанных с тестируемым качеством. Адекватная репрезентация лежит в основе надежности и валидности теста. Связь выборочной совокупности заданий теста с определенной генеральной совокупностью задании определяет внутреннюю согласованность теста.
Репрезентативность тестовых норм - это возможность использования тестовых норм, полученных по результатам выборочного тестирования, для оценки генеральной совокупности испытуемых.
Репрезентативность - это одна из ключевых психометрических (тестологических) характеристик теста. Чем шире обследованная выборка, чем точнее она отражает структуру генеральной совокупности (по полу, возрасту, уровню образования и т.п.), тем выше репрезентативность тестовых норм.
39 вопрос. Теста стимульный материал: понятие, общая характеристика
ТЕСТА СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ — объекты живой и неживой природы, искусственно созданные объекты их изображения разной степени точности, цвета, слова, звуки и символы, выступающие в качестве заданий психологических тестов.
Если говорить более простым и конкретным языком, то Стимульный Материал - это картинки с изображениями, бланки с тестовыми вопросами, и предметы - необходимые для выполнения заданий и используемые испытуемым в ходе диагностического обследования.
Любая психологическая диагностика имеет СМ — как минимум это письменные вопросы теста или устные вопросы психолога.
Функция стимульного материала в тесте — вызвать реакцию на определенный стимул (картинку, вопрос, цвет, форму) и затем проанализировать и интерпретировать полученные от испытуемого ответы.
ВЕРБАЛЬНЫЙ СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ (словесный) стимульный материал это задания представленные в языковой форме (например, слова, высказывания, тексты). Испытуемому надо установить ассоциативные, логические или функциональные связи в стимулах (фразы, слова, предложения и т.п.), которые представлены с помощью языковой формы (а не в наглядно-конкретном виде)
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ В НЕВЕРБАЛЬНЫХ ТЕСТАХ стимульный материал представлен в наглядной или предметной формах (такие тесты называют невербальными). К наглядным СМ относятся рисунки, графические изображения, чертежи. К предметным — кубики, части объектов (например, части пазла) и пр.
К таким тестам обычно идёт простая и короткая инструкция. Для выполнения таких заданий не обязательно уметь читать (иногда даже говорить не обязательно).
40 вопрос. Специфика психолого-педагогического исследования.
Специфика психолого-педагогического исследования определяется тем, что предметом исследования становится сложная система взаимоотношений развивающегося человека с окружающей средой, все многообразие социальных связей развивающегося человека. При этом и сам растущий и развивающийся человек входит в этот предмет как субъект воспитания. Все это определяет высокие требования к логической обоснованности, а, следовательно, экономичности, целесообразности структуры научного поиска.
Педагогические исследования по их направленности можно разделить на фундаментальные, прикладные и разработки. Фундаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе. Прикладные исследования —это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики. Разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.
Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема,
тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.
Логика и динамика исследовательского поиска предполагают реализацию ряда этапов: эмпирического, гипотетического, экспериментально-теоретического (или теоретического), прогностического.
На эмпирическом этапе получают функциональное представление об объекте исследования, обнаруживают противоречия между реальной образовательной практикой, уровнем научных знаний и потребностью постичь сущность явления, формулируют научную проблему. Основным результатом эмпирического анализа является гипотеза исследования как система ведущих предположений и допущений, правомерность которых нуждается в проверке и подтверждении как предварительной концепции исследования.
Гипотетический этап направлен на разрешение противоречия между фактическими представлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность. Он создает условия для перехода от эмпирического уровня исследования к теоретическому (или экспериментально-теоретическому).
Теоретический этап связан с преодолением противоречия между функциональными и гипотетическими представлениями об объекте исследования и потребностью в системных представлениях о нем.
Создание теории позволяет перейти к прогностическому этапу, который требует разрешения противоречия между полученными представлениями об объекте исследования как целостном образовании и необходимостью предсказать, предвидеть его развитие в новых условиях.
41 вопрос. Методы обработки эмпирических данных
Для того чтобы выявить закономерности и найти зависимости результаты исследований должны быть подвержены определенной обработки.
В психологии используется 2 группы методов обработки данных:
Количественные методы
К количественным относятся статистические методы
. Чаще всего используют такие показатели, как среднее значение показателя вариативности. Для выявления закономерностей используют корреляционный и дисперсионный анализ, а для определения влияния тех или иных условий используют факторный анализ. Главным при проведении статистического анализа является наличие результатов, полученных на большой выборке испытуемых.
Качественные методы
Качественная обработка также используется и чаще всего, когда по этическим или техническим соображениям исследователь не может использовать измерительные или экспериментальные процедуры. Качественным методам относят описание и интерпретации отдельных случаев, результатом наблюдений ответам на проективные тесты.
Суждение людей по тем или иным вопросам, их рассказы о себе также могут быть материалом для качественной обработки. Для анализа такого материала используют методы контент и интент-анализа.
Контент - анализ заключается в выявлении, обобщении и количественной оценки слов и других элементов языка, которые встречаются в высказываниях или речи человека.
Интент-анализ заключается в определении целевой ориентации высказывания, т. е. с какими намерением человек сказал что-то, кому он обратился, что он ждет в ответ и какие слова использует. Все это анализируется и интерпретируется психологом. Этот анализ является субъективной процедурой и используется в исследованиях, которые ведутся одновременно с психологическим воздействием.
Методы интерпретации полученных данных
Когда исследование проведено, результаты обработаны, встает вопрос о том, что они означают, что нового они дают, и как эти результаты донести до участника исследования и научной общественности.
Интерпретация является основой для создания психологических теорий и выбора, направленной индивидуальной психологической работы.
Выделяют 3 группы методов интерпретации:
Они могут использоваться по отдельности и в сочетании. Применяя генетический метод, исследователь устанавливает этапы, фазы или стадии развития или инволюцию изучаемого явления, выделяет переломные или кризисные моменты в развитии человека или группы.
42 вопрос. Классификация методов психолого-педагогического исследования.
Классификации по логическому основанию
Все методы исследования могут быть сгруппированы по разным основаниям:
1) по уровню научного познания: теоретического или эмпирического. Соответственно, могут быть выделены:
а) методы теоретического исследования (аппроксимация, аксиоматизация, экстраполяция, моделирования и др.);
Результат применения теоретических методов представлен знанием о предмете в форме естественно-языковой, знаково-символической или пространственно-схематической. Психологи часто относят одни и те же методы к той или иной группе методов.
Например, В. Н. Дружинин предлагает считать теоретическими методами:
1) дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный), т. е. восхождение от общего к частному. Результат – теория, закон и др.;
2) индуктивный – восхождение от частного к общему. Результат – индуктивная гипотеза, закономерность, классификация;
3) моделирование – конкретизация метода, аналогия, умозаключение от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного берётся более простой или доступный для исследования. Результат – модель объекта, процесса, состояния.
б) методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, тест и т. д.).
2) по основанию действий с объектом:
а) методы изучения объекта (причем взаимодействие мысленной моделью –теоретические методы, а внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования) – эмпирические методы);
б) методы обработки данных (количественные и качественные);
в) методы интерпретации и презентации полученных данных (графики, таблицы, схемы, гистограммы и т. д.).
3) по основанию цели и продолжительности исследования:
а) получить данные об актуальном состоянии объекта – метод поперечных срезов;
б) проследить динамику их изменения во времени – лонгитюдный метод;
4) по основанию особенностей самого объекта изучения, т. е. в зависимости от того, что конкретно выступает в этом качестве
а) сам человек, его психические процессы, свойства и состояния, психологические черты, деятельность (методы наблюдения, беседы, тестирование, социометрия, референтометрия);
Выборочная совокупность заданий теста должна по возможности в наибольшей степени представлять генеральную совокупность заданий, связанных с тестируемым качеством. Адекватная репрезентация лежит в основе надежности и валидности теста. Связь выборочной совокупности заданий теста с определенной генеральной совокупностью задании определяет внутреннюю согласованность теста.
Репрезентативность тестовых норм - это возможность использования тестовых норм, полученных по результатам выборочного тестирования, для оценки генеральной совокупности испытуемых.
Репрезентативность - это одна из ключевых психометрических (тестологических) характеристик теста. Чем шире обследованная выборка, чем точнее она отражает структуру генеральной совокупности (по полу, возрасту, уровню образования и т.п.), тем выше репрезентативность тестовых норм.
39 вопрос. Теста стимульный материал: понятие, общая характеристика
ТЕСТА СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ — объекты живой и неживой природы, искусственно созданные объекты их изображения разной степени точности, цвета, слова, звуки и символы, выступающие в качестве заданий психологических тестов.
Если говорить более простым и конкретным языком, то Стимульный Материал - это картинки с изображениями, бланки с тестовыми вопросами, и предметы - необходимые для выполнения заданий и используемые испытуемым в ходе диагностического обследования.
Любая психологическая диагностика имеет СМ — как минимум это письменные вопросы теста или устные вопросы психолога.
Функция стимульного материала в тесте — вызвать реакцию на определенный стимул (картинку, вопрос, цвет, форму) и затем проанализировать и интерпретировать полученные от испытуемого ответы.
ВЕРБАЛЬНЫЙ СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ (словесный) стимульный материал это задания представленные в языковой форме (например, слова, высказывания, тексты). Испытуемому надо установить ассоциативные, логические или функциональные связи в стимулах (фразы, слова, предложения и т.п.), которые представлены с помощью языковой формы (а не в наглядно-конкретном виде)
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ В НЕВЕРБАЛЬНЫХ ТЕСТАХ стимульный материал представлен в наглядной или предметной формах (такие тесты называют невербальными). К наглядным СМ относятся рисунки, графические изображения, чертежи. К предметным — кубики, части объектов (например, части пазла) и пр.
К таким тестам обычно идёт простая и короткая инструкция. Для выполнения таких заданий не обязательно уметь читать (иногда даже говорить не обязательно).
40 вопрос. Специфика психолого-педагогического исследования.
Специфика психолого-педагогического исследования определяется тем, что предметом исследования становится сложная система взаимоотношений развивающегося человека с окружающей средой, все многообразие социальных связей развивающегося человека. При этом и сам растущий и развивающийся человек входит в этот предмет как субъект воспитания. Все это определяет высокие требования к логической обоснованности, а, следовательно, экономичности, целесообразности структуры научного поиска.
Педагогические исследования по их направленности можно разделить на фундаментальные, прикладные и разработки. Фундаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе. Прикладные исследования —это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики. Разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.
Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема,
тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.
Логика и динамика исследовательского поиска предполагают реализацию ряда этапов: эмпирического, гипотетического, экспериментально-теоретического (или теоретического), прогностического.
На эмпирическом этапе получают функциональное представление об объекте исследования, обнаруживают противоречия между реальной образовательной практикой, уровнем научных знаний и потребностью постичь сущность явления, формулируют научную проблему. Основным результатом эмпирического анализа является гипотеза исследования как система ведущих предположений и допущений, правомерность которых нуждается в проверке и подтверждении как предварительной концепции исследования.
Гипотетический этап направлен на разрешение противоречия между фактическими представлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность. Он создает условия для перехода от эмпирического уровня исследования к теоретическому (или экспериментально-теоретическому).
Теоретический этап связан с преодолением противоречия между функциональными и гипотетическими представлениями об объекте исследования и потребностью в системных представлениях о нем.
Создание теории позволяет перейти к прогностическому этапу, который требует разрешения противоречия между полученными представлениями об объекте исследования как целостном образовании и необходимостью предсказать, предвидеть его развитие в новых условиях.
41 вопрос. Методы обработки эмпирических данных
Для того чтобы выявить закономерности и найти зависимости результаты исследований должны быть подвержены определенной обработки.
В психологии используется 2 группы методов обработки данных:
-
Количественный -
Качественный
Количественные методы
К количественным относятся статистические методы
. Чаще всего используют такие показатели, как среднее значение показателя вариативности. Для выявления закономерностей используют корреляционный и дисперсионный анализ, а для определения влияния тех или иных условий используют факторный анализ. Главным при проведении статистического анализа является наличие результатов, полученных на большой выборке испытуемых.
Качественные методы
Качественная обработка также используется и чаще всего, когда по этическим или техническим соображениям исследователь не может использовать измерительные или экспериментальные процедуры. Качественным методам относят описание и интерпретации отдельных случаев, результатом наблюдений ответам на проективные тесты.
Суждение людей по тем или иным вопросам, их рассказы о себе также могут быть материалом для качественной обработки. Для анализа такого материала используют методы контент и интент-анализа.
Контент - анализ заключается в выявлении, обобщении и количественной оценки слов и других элементов языка, которые встречаются в высказываниях или речи человека.
Интент-анализ заключается в определении целевой ориентации высказывания, т. е. с какими намерением человек сказал что-то, кому он обратился, что он ждет в ответ и какие слова использует. Все это анализируется и интерпретируется психологом. Этот анализ является субъективной процедурой и используется в исследованиях, которые ведутся одновременно с психологическим воздействием.
Методы интерпретации полученных данных
Когда исследование проведено, результаты обработаны, встает вопрос о том, что они означают, что нового они дают, и как эти результаты донести до участника исследования и научной общественности.
Интерпретация является основой для создания психологических теорий и выбора, направленной индивидуальной психологической работы.
Выделяют 3 группы методов интерпретации:
-
Генетическая -
Структурная -
Уровневая
Они могут использоваться по отдельности и в сочетании. Применяя генетический метод, исследователь устанавливает этапы, фазы или стадии развития или инволюцию изучаемого явления, выделяет переломные или кризисные моменты в развитии человека или группы.
42 вопрос. Классификация методов психолого-педагогического исследования.
Классификации по логическому основанию
Все методы исследования могут быть сгруппированы по разным основаниям:
1) по уровню научного познания: теоретического или эмпирического. Соответственно, могут быть выделены:
а) методы теоретического исследования (аппроксимация, аксиоматизация, экстраполяция, моделирования и др.);
Результат применения теоретических методов представлен знанием о предмете в форме естественно-языковой, знаково-символической или пространственно-схематической. Психологи часто относят одни и те же методы к той или иной группе методов.
Например, В. Н. Дружинин предлагает считать теоретическими методами:
1) дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный), т. е. восхождение от общего к частному. Результат – теория, закон и др.;
2) индуктивный – восхождение от частного к общему. Результат – индуктивная гипотеза, закономерность, классификация;
3) моделирование – конкретизация метода, аналогия, умозаключение от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного берётся более простой или доступный для исследования. Результат – модель объекта, процесса, состояния.
б) методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, тест и т. д.).
2) по основанию действий с объектом:
а) методы изучения объекта (причем взаимодействие мысленной моделью –теоретические методы, а внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования) – эмпирические методы);
б) методы обработки данных (количественные и качественные);
в) методы интерпретации и презентации полученных данных (графики, таблицы, схемы, гистограммы и т. д.).
3) по основанию цели и продолжительности исследования:
а) получить данные об актуальном состоянии объекта – метод поперечных срезов;
б) проследить динамику их изменения во времени – лонгитюдный метод;
4) по основанию особенностей самого объекта изучения, т. е. в зависимости от того, что конкретно выступает в этом качестве
а) сам человек, его психические процессы, свойства и состояния, психологические черты, деятельность (методы наблюдения, беседы, тестирование, социометрия, референтометрия);