Файл: 1 вопрос. Методы психологопедагогических исследований, их общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 353

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, а также одни и те же задания выборочной генеральной совокупности могут принадлежать нескольким генеральным совокупностям.

Выборочная совокупность заданий теста должна по возможности в наибольшей степени представлять генеральную совокупность заданий, связанных с тестируемым качеством. Адекватная репрезентация лежит в основе надежности и валидности теста. Связь выборочной совокупности заданий теста с определенной генеральной совокупностью задании определяет внутреннюю согласованность теста.

Репрезентативность тестовых норм - это возможность использования тестовых норм, полученных по результатам выборочного тестирования, для оценки генеральной совокупности испытуемых.

Репрезентативность - это одна из ключевых психометрических (тестологических) характеристик теста. Чем шире обследованная выборка, чем точнее она отражает структуру генеральной совокупности (по полу, возрасту, уровню образования и т.п.), тем выше репрезентативность тестовых норм.

39 вопрос. Теста стимульный материал: понятие, общая характеристика

ТЕСТА СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ — объекты живой и неживой природы, искусственно созданные объекты их изображения разной степени точности, цвета, слова, звуки и символы, выступающие в качестве заданий психологических тестов.

Если говорить более простым и конкретным языком, то Стимульный Материал - это картинки с изображениями, бланки с тестовыми вопросами, и предметы - необходимые для выполнения заданий и используемые испытуемым в ходе диагностического обследования.

Любая психологическая диагностика имеет СМ — как минимум это письменные вопросы теста или устные вопросы психолога.

Функция стимульного материала в тесте — вызвать реакцию на определенный стимул (картинку, вопрос, цвет, форму) и затем проанализировать и интерпретировать полученные от испытуемого ответы. 

ВЕРБАЛЬНЫЙ СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ (словесный) стимульный материал это задания представленные в языковой форме  (например, слова, высказывания, тексты). Испытуемому надо установить ассоциативные, логические или функциональные связи в стимулах (фразы, слова, предложения и т.п.), которые представлены с помощью языковой формы (а не в наглядно-конкретном виде)

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ В НЕВЕРБАЛЬНЫХ ТЕСТАХ стимульный материал представлен в наглядной или предметной формах (такие тесты называют невербальными). К наглядным СМ относятся рисунки, графические изображения, чертежи. К предметным — кубики, части объектов (например, части пазла) и пр.


 К таким тестам обычно идёт простая и короткая инструкция. Для выполнения таких заданий не обязательно уметь читать (иногда даже говорить не обязательно). 

40 вопрос. Специфика психолого-педагогического исследования.

Спе­цифика психолого-педагогического исследования определяется тем, что предметом исследования становится сложная система взаимоотношений развивающегося человека с окружающей сре­дой, все многообразие социальных связей развивающегося чело­века. При этом и сам растущий и развивающийся человек входит в этот предмет как субъект воспитания. Все это определяет высокие требования к логической обоснованности, а, следовательно, эко­номичности, целесообразности структуры научного поиска.

Педагогические исследования по их направленности можно разделить на фундаментальные, прикладные и разработки. Фунда­ментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практиче­ских достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе. Прикладные исследования —это работы, направленные на углубленное изуче­ние отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие законо­мерностей многосторонней педагогической практики. Разработки на­правлены на обоснование конкретных научно-практических реко­мендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.

Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема,

тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями ка­чества педагогического исследования являются критерии актуаль­ности, новизны, теоретической и практической значимости.

Логика и динамика исследовательского поиска предполагают реализацию ряда этапов: эмпирического, гипо­тетического, экспериментально-теоретического (или теоретиче­ского), прогностического.

На эмпирическом этапе получают функциональное представле­ние об объекте исследования, обнаруживают противоречия меж­ду реальной образовательной практикой, уровнем научных зна­ний и потребностью постичь сущность явления, формулируют научную проблему. Основным результатом эмпирического анали­за является гипотеза исследования как система ведущих предположе­ний и допущений, правомерность которых нуждается в проверке и подтверждении как предварительной концепции исследования.

Гипотетический этап направлен на разрешение противоречия между фактическими представлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность. Он создает условия для перехода от эмпирического уровня исследования к теоретическо­му (или экспериментально-теоретическому).

Теоретический этап связан с преодолением противоречия между функциональными и гипотетическими представлениями об объекте исследования и потребностью в системных представлениях о нем.

Создание теории позволяет перейти к прогностическому этапу, который требует разрешения противоречия между полученными представлениями об объекте исследования как целостном образо­вании и необходимостью предсказать, предвидеть его развитие в новых условиях.

41 вопрос. Методы обработки эмпирических данных

Для того чтобы выявить закономерности и найти зависимости результаты исследований должны быть подвержены определенной обработки.

В психологии используется 2 группы методов обработки данных:

  1. Количественный

  2. Качественный

Количественные методы

К количественным относятся статистические методы
. Чаще всего используют такие показатели, как среднее значение показателя вариативности. Для выявления закономерностей используют корреляционный и дисперсионный анализ, а для определения влияния тех или иных условий используют факторный анализ. Главным при проведении статистического анализа является наличие результатов, полученных на большой выборке испытуемых.

Качественные методы

Качественная обработка также используется и чаще всего, когда по этическим или техническим соображениям исследователь не может использовать измерительные или экспериментальные процедуры. Качественным методам относят описание и интерпретации отдельных случаев, результатом наблюдений ответам на проективные тесты.

Суждение людей по тем или иным вопросам, их рассказы о себе также могут быть материалом для качественной обработки. Для анализа такого материала используют методы контент и интент-анализа.

Контент - анализ заключается в выявлении, обобщении и количественной оценки слов и других элементов языка, которые встречаются в высказываниях или речи человека.

Интент-анализ заключается в определении целевой ориентации высказывания, т. е. с какими намерением человек сказал что-то, кому он обратился, что он ждет в ответ и какие слова использует. Все это анализируется и интерпретируется психологом. Этот анализ является субъективной процедурой и используется в исследованиях, которые ведутся одновременно с психологическим воздействием.

Методы интерпретации полученных данных

Когда исследование проведено, результаты обработаны, встает вопрос о том, что они означают, что нового они дают, и как эти результаты донести до участника исследования и научной общественности.

Интерпретация является основой для создания психологических теорий и выбора, направленной индивидуальной психологической работы.

Выделяют 3 группы методов интерпретации:

  1. Генетическая

  2. Структурная

  3. Уровневая

Они могут использоваться по отдельности и в сочетании. Применяя генетический метод, исследователь устанавливает этапы, фазы или стадии развития или инволюцию изучаемого явления, выделяет переломные или кризисные моменты в развитии человека или группы.


42 вопрос. Классификация методов психолого-педагогического исследования.

Классификации по логическому основанию

Все методы исследования могут быть сгруппированы по разным основаниям:

1) по уровню научного познания: теоретического или эмпирического. Соответственно, могут быть выделены:

а) методы теоретического исследования (аппроксимация, аксиоматизация, экстраполяция, моделирования и др.);

Результат применения теоретических методов представлен знанием о предмете в форме естественно-языковой, знаково-символической или пространственно-схематической. Психологи часто относят одни и те же методы к той или иной группе методов.

Например, В. Н. Дружинин предлагает считать теоретическими методами:

1) дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный), т. е. восхождение от общего к частному. Результат – теория, закон и др.;

2) индуктивный – восхождение от частного к общему. Результат – индуктивная гипотеза, закономерность, классификация;

3) моделирование – конкретизация метода, аналогия, умозаключение от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного берётся более простой или доступный для исследования. Результат – модель объекта, процесса, состояния.

б) методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, тест и т. д.).

2) по основанию действий с объектом:

а) методы изучения объекта (причем взаимодействие мысленной моделью –теоретические методы, а внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования) – эмпирические методы);

б) методы обработки данных (количественные и качественные);

в) методы интерпретации и презентации полученных данных (графики, таблицы, схемы, гистограммы и т. д.).

3) по основанию цели и продолжительности исследования:

а) получить данные об актуальном состоянии объекта – метод поперечных срезов;

б) проследить динамику их изменения во времени – лонгитюдный метод;

4) по основанию особенностей самого объекта изучения, т. е. в зависимости от того, что конкретно выступает в этом качестве

а) сам человек, его психические процессы, свойства и состояния, психологические черты, деятельность (методы наблюдения, беседы, тестирование, социометрия, референтометрия);