Файл: 1 вопрос. Методы психологопедагогических исследований, их общая характеристика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 352
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
б) продукты деятельности людей (анализ продуктов деятельности);
в) некоторые характеристики, показатели человеческой деятельности (Метод обобщения независимых переменных, который требует обобщения данных одного обучаемого, полученных от разных преподавателей).
Естественно, все эти объекты неразрывно связаны и разграничение методов условно.
5) по основанию познавательных возможностей и назначений методов можно выделить:
а) методы объяснительной (естественнонаучной) психологии;
б) методы описательной (гуманитарной) психологии;
в) методы практической психологии.
а) Методы объяснительной психологии. Заимствуют методы естествознания, поэтому основными являются наблюдение и эксперимент. К специфическим научно-исследовательским методам психологии относят методы тестирования, опроса, анализа продуктов деятельности, а также методы математического моделирования, статистический анализ и др. Мы не будем останавливаться на них, так как их изучению будет отведено внимание в данном пособии.
б) Методы описательной психологии. Систематизация методов описательной психологии не разработана полностью, поэтому мы сталкиваемся с определёнными трудностями при изучении этой группы методов. Понимание в гуманитарной психологии выступает как научный подход, как особый метод. Понимание – это и процесс, и результат познания. Процесс понимания может разворачиваться в различных формах или моментах познания, приводящих в итоге к определённому толкованию явлений душевной жизни. Конкретные формы понимания или методы описательной психологии представлены на рисунке.
в) Методы психологической практики. Психологическая практика по своим задачам, методам, формам представляет собой многообразные виды практик. Основным среди них являются психотерапия, психологическая консультация, психокоррекция, психотренинг, разрешение социальных конфликтов и др. Психологическая практика включает в себя работу с людьми, имеющими психические отклонения или проблемы, с педагогически запущенными школьниками; она ориентирована на работу с представителями коммуникативных профессий, людьми различных возрастов. Невозможно описать все методы – методики, использующиеся в психологической практике: их арсенал непрерывно пополняется. Методы описательной психологии и методы практической психологии мы рассмотрим в нашем пособии ниже.
1. С. Л. Рубинштейн в «Основах общей психологии» в качестве главных психологических методов выделил наблюдения и эксперимент.
Первое подразделяется на «внешнее» и «внутреннее», эксперимент – на лабораторный, естественный и психолого-педагогический.
Плюс вспомогательный метод – физиологический эксперимент. Кроме того, он выделил приёмы изучения продуктов деятельности – беседу и анкету.
2. Вторая развёрнутая классификация методов психологического исследования предложена болгарским психологом Г. Д. Пирьову (по Б. Г. Ананьеву) (табл. 3.1.1). Он выделил как самостоятельные: наблюдение (объективное – субъективное, непосредственное – опосредованное), эксперимент (лабораторный, естественный и психолого-педагогический), моделирование, психологическую характеристику; вспомогательные методы (математические, графические, биохимические и др.); специфические методические подходы. Каждый из этих методов подразделяется на ряд других.
3. Б. Г. Ананьев предложил классификацию методов психологии исходя из логики построения психологического исследования. Он выделил четыре группы методов.
4. Другую классификацию методов психологического исследования предлагают М. С. Роговин и Г. В. Залевский. Они исходят из положения, что метод – это выражение некоторых соотношений между объектом и субъектом в процессе познания. Авторы сводят число основных психологических методов к шести:
1. Герменевтический – соответствующий нерасчлененному состоянию науки (субъект и объект не противопоставленный, мысленная операция и метод науки тождественны);
2. Биографический – выделение целостного объекта познания в науки о психике;
3. Наблюдение – дифференциация объекта и субъекта познания;
4. Самонаблюдение – превращение субъекта в объект на основе предшествующей дифференциации;
5. Клинический – на первый план выходит задач перехода от внешнего наблюдения к внутренним механизмам;
43 вопрос. Характеристика эмпирических методов психолого-педагогического исследования.
К исследовательским методам, позволяющим получить эмпирические данные о психолого-педагогических процессах, можно отнести те, которые непосредственно связаны с реальностью, с практикой.
Они обеспечивают на накопление, фиксацию, классификацию и обобщение исходного материала для создания психолого-педагогической теории.
К ним относятся: научное наблюдение, разные виды психологических и педагогических экспериментов, работа с научными фактами - описание полученных результатов, классификация фактов, их систематизация, всевозможные способы анализа и обобщения; опросы, беседы, изучение результатов деятельности конкретных лиц и др.
Одним из эмпирических методов психолого-педагогического исследования, которому уделяется большое внимание, является наблюдение. Этот метод предполагает целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие и фиксацию проявлений психолого-педагогических явлений и процессов.
Особенностями наблюдения как научного метода являются:
– направленностью к ясной, конкретной цели;
– планомерность и систематичность;
– объективность в восприятии изучаемого и его фиксации;
– сохранение естественного хода психолого-педагогических процессов.
Беседа – один из основных методов психологии и педагогики, который предполагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме, как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей.
Методы опроса психолого-педагогического исследования представляют собой письменные или устные, непосредственные или опосредованные обращения исследователя к респондентам с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает отдельные стороны изучаемой проблемы. С помощью методов опроса можно получить информацию как о событиях и фактах, так и о мнениях, оценках, предпочтениях опрашиваемых.
Анкетирование – метод эмпирического исследования, основанный на опросе значительного числа респондентов и используемый для получения информации о типичности тех или иных психолого-педагогических явлений. Этот метод дает возможность установить общие взгляды, мнения людей по тем или иным вопросам; выявить мотивацию их деятельности, систему отношений.
Интервью – разновидность метода опроса, специальный вид целенаправленного общения с человеком или группой людей. В основе интервью лежит обычная беседа. Однако в отличии от нее роли собеседников закреплены, нормированы, а цели определяются замыслом и задачами проводимого исследования.
Одним из наиболее эффективных методов сбора информации в психолого-педагогическом исследовании является экспертный опрос, предполагающий получение данных с помощью знаний компетентных лиц. Под ними понимаются не обычные респонденты, а высококвалифицированные, опытные специалисты, которые дают заключение при рассмотрении какого-либо вопроса. Результаты опросов, основанные на суждении специалистов, называются экспертными оценками. Поэтому этот метод нередко называют методом экспертных оценок.
Социометрический метод (метод социометрии) позволяет выявить межличностные отношения в группе людей с помощью их предварительного опроса
Метод тестирования — это выполнение испытуемым заданий определенного рода с точными способами оценки результатов и их числового выражения. Этот метод позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствия определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий.
Метод изучения продуктов деятельности – это исследовательский метод, позволяющий опосредованно изучать сформированность знаний, навыков и умений, интересов и способностей человека, развитие у него различных психологических качеств и свойств личности на основе анализа продуктов его деятельности.
44 вопрос.Проективный метод. Понятие проекции.
Проективные методики (от лат. projectio «выбрасывание вперед») — один из методов психодиагностики, группа методик диагностики личности, для которых характерен в большей мере целостный, глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных её черт. Проективные методики основаны на выявлении различных проекций в данных эксперимента с последующей их интерпретацией. Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Франк.
Проективные методы основаны на анализе продуктов воображения и фантазии, и направлены на раскрытие внутреннего мира личности, мира ее субъективных переживаний, мыслей, установок, ожиданий. Иными словами, проективные методы - совокупность исследовательских процедур, позволяющих получать научно обоснованные данные о тех установках или мотивах, информация о которых при применении прямых исследовательских процедур подвергается определенным искажениям.
Первоначально понятие «проекция» в психологии было введено З. Фрейдом и использовалось для обозначения одного из видов психологических защит. Человек, защищаясь от разрушительной силы собственных асоциальных желаний и неблаговидных, запретных мыслей, переносит их (проецирует) на других людей.
В психодиагностике же понятие проекции рассматривается более широко – как способность человека отражать свой внутренний мир (опыт, желания, эмоции и т. д.) в своем поведении, взглядах на окружающее и продуктах деятельности.
Проективные методики отличаются от других психодиагностических тестов целым рядом особенностей:
-
они позволяют изучить и дать развернутую характеристику личности в целом, а не отдельным ее качествам и свойствам; -
эти методики основаны на ассоциативном мышлении и опыте человека; -
в процессе выполнения задания испытуемому предоставляется полная свобода выбора ответа; -
методики часто связаны с решением испытуемым творческих задач; -
это неформализованные методы, поэтому они не дают точных оценок качеств личности, например, в баллах; психолог интерпретирует полученные результаты на основании своих знаний и опыта.
Поэтому ряд психологов отказывается от данных методик, результаты которых представляются слишком расплывчатыми. И в то же время такая особенность проективных тестов привлекает к ним не слишком опытных психодиагностов кажущейся простотой. К сожалению, нередко интерпретируя полученные данные, эти «недопсихологи» оказываются далеки от истины. Не владея техникой, опытом и достаточным объемом качественных знаний, они наносят вред своему клиенту и вызывают скептическое отношение к возможности использовать данные приемы в качестве диагностики психических состояний личности.
Но на самом деле проективные методики очень информативны, их валидность (способность оценивать особенности психики человека) проверена многолетними исследованиями. И поэтому с начала XX века было разработано множество различных тестов, в которых используется принцип проекции.