Файл: 1 вопрос. Методы психологопедагогических исследований, их общая характеристика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 348
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
45 вопрос. История проективного подхода в психолого-педагогических исследованиях.
История развития проективного метода показывает, что он не существует вне теории личности; в то же время связь между проективным методом и теорией не является однозначной и неизменной.
Традиционно считается, что исследованиями, предвосхитившими создание проективных тестов, были работы В. Вундта и Ф. Гальтона. Именно им принадлежит честь первого использования метода свободных ("словесных") ассоциаций. Однако необходимо вспомнить, что целью экспериментов этих ученых, также как и психологов Вюрцбургской школы, было изучение характера и темпа реакций на слова-стимулы; основанные на иных принципах и имеющие другую цель, нежели ассоциативный эксперимент, эти опыты, пожалуй, не имели ничего общего с проективными методами исследования личности, за исключением, разве что, внешнего сходства.
Многие полагают, что первым проективным тестом в привычном смысле этого слова был метод свободных ассоциаций К.Г. Юнга: "Именно Юнгу принадлежит открытие и доказательство феномена, лежащего в основе всех проективных методик, а именно возможность посредством косвенного воздействия на значимые области переживания и поведения человека ("комплексы") вызывать пертурбации в экспериментальной деятельности". Отобрав слова-раздражители, могущие иметь, по его мнению, аффектогенное значение, Юнг, сообразно принципам основанной им научной школы, анализировал ответы испытуемого относительно времени реакции на них, а также подвергал последующей интерпретации формальную сторону ответов.
Но подлинную революцию произвела книга Германа Роршаха "Психодиагностика" (1921). Именно с 1921 года начался новый этап в развитии экспериментального изучения личности - этап проективного ее исследования. Не будет преувеличением сказать, что тест Роршаха, как и ТАТ Г. Мюррея, - два фундаментальных метода, определивших движение психологической диагностики на много десятилетий вперед.
"В начале 1890-х годов психолог Джордж Уиппл опубликовал таблицу стандартных ответов на ряд проективных тестов, где он указал время реакции и количество вопросов, а также степень сложности ответов субъектов, однако есть сомнения, что Роршах был знаком с этой публикацией", - пишут Ф. Александер и Ш. Селесник, размышляя об истоках метода Роршаха. Так или иначе, после четырнадцати лет работы "Психодиагностика" была опубликована.
Русские ученые тоже внесли свой вклад в создание проективной психодиагностики: так, В.В. Абрамов в 1911 году предложил метод дополнения фразы для исследования творческой деятельности душевнобольных. Однако, как уже было сказано выше, все эти исследования стали лишь подготовительным этапом в развитии метода. Точкой отсчета, без сомнения, можно считать "Психодиагностику".
Проективная идеология формировалась под влиянием двух направлений - психоанализа и холистической психологии. В рамках каждого из этих направлений проективный метод разрешает особые задачи и использует особый словарь понятий. Так, в психоаналитических теориях, где сущность личности рассматривается как продукт преобразований инстинктивных влечений под воздействием социальных и культурных требований среды, проективный метод ориентирован на выявление именно тех неосознаваемых тенденций и их всевозможных трансформаций.
Обратимся теперь к концепции проективного метода в рамках холистической психологии. Ядро личности, по Франку, составляет субъективный мир желаний, мнений, идей и т. д. Взаимоотношение личности и её социального окружения есть процесс структурирования «жизненного пространства» в целях создания и поддержания «личного мира». Проективный эксперимент моделирует эти отношения: испытуемый перед лицом неопределённых ситуаций получает свободу в выборе элементов «жизненного пространства» и способов их структурирования. Проективный метод выступает, таким образом, как средство познания содержания и структуры «личного мира». На первый план выдвигается диагностика индивидуальных особенностей личности. Как правило, проективные методики направлены на диагностику личности в целом, нежели на выявление степени выраженности одного или нескольких личностных качеств - с этой точки зрения они вряд ли могут называться тестами. Кроме того, зачастую проективные методы не отвечают тем требованиям, что традиционно предъявляются, например, к личностным опросникам (имеется в виду их валидность и надежность).
46 вопрос Экспериментальный метод в психологии и педагогике
Под экспериментом в психологии часто имеется в виду всякая исследовательская процедура, осуществляемая при контролируемых исследователем условиях.
С. Л. Рубинштейн выделяет четыре основные особенности эксперимента:
-
В эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление. -
Экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса. -
В эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных), с тем, чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс. -
Эксперимент позволяет варьировать и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.
Процедура эксперимента состоит в направленном создании условий, которые обеспечивают выделение изучаемого фактора, и в регистрации изменений, связанных с его действием.
Чаще всего в психологическом эксперименте имеют дело с двумя группами: экспериментальной, в которую включается изучаемый фактор и контрольной, в которой он отсутствует.
Предполагается, что эти группы совершенно одинаковы по составу, условиям эксперимента и отличаются по наличию или отсутствию данного фактора. Регистрируемые различия относятся за счёт исследуемого фактора.
Выборкой эксперимента может быть одна и та же группа испытуемых в двух ситуациях: в одной вводится изучаемый фактор, а в другой он отсутствует.
Основными видами психологического эксперимента являются лабораторный, естественный и формирующий (психолого-педагогический).
-
Лабораторный эксперимент представляет наиболее благоприятные возможности для строгого контроля над ситуацией и соответствующими факторами. Первоначальным объектом лабораторного эксперимента в психологии выступили элементарные психологические процессы: ощущения, восприятия, скорость реакции. Отличительной особенностью эксперимента в лаборатории является строгое соблюдение условий исследования и точность получаемых данных. Познавательные процессы составили основную область лабораторных исследований психологии человека. -
Естественный эксперимент ближе к реальной ситуации. Идея проведения психологического эксперимента в естественных условиях жизнедеятельности людей принадлежит отечественному психологу А. Ф. Лазурскому. Основное его отличие заключается в сочетании экспериментальности исследования с естественностью условий проведения.
Воздействие исследователя на испытуемых, основанное на гипотезе о каких-то его психических особенностях, осуществляется в привычных условиях деятельности или поведения. Субъекты, участвующие в естественном эксперименте, не подозревают о том, что они выступают в роли испытуемых. Однако при этом возможность точной проверки роли каждого из естественных факторов уменьшается.
Основанием для выделения лабораторного и естественного экспериментов служат условия проведения исследования.
Другим основанием для выделения видов эксперимента может служить степень вмешательства экспериментатора в протекание психических явлений. В этом случае выделяют констатирующий и формирующий эксперименты.
-
Констатирующий – эксперимент, в котором выявляются определённые психические особенности и уровни развития соответствующего качества. -
Эксперимент формирующий – метод прослеживания изменений психики в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Этот метод позволяет не только регистрировать выявляемые факты, но и через создание специальных ситуаций раскрывать закономерности, механизмы, динамику психического развития, становление личности, определять возможность оптимизации этого процесса. Его достоинствами являются ориентация на развитие учащегося в образовательном процессе, длительность исследования, гарантирующая обоснованность и надёжность получаемых данных.
Говоря об обобщённых типах экспериментально-психологического исследования, следует выделить «интенсивный» и «экстенсивный».
-
Первый – это углублённое исследование наибольшего числа испытуемых; такие исследования обычны в области изучения порогов, ощущений, восприятий, памяти, мыслительных задач. -
Второй – это исследования, проводимые обычно со значительным числом испытуемых и направленные на изучение таких проблем, как установление индивидуальных различий, научение, групповых взаимоотношений.
Квазиэксперимент – это исследовательский метод, также направленный на установление причинно-следственной связи переменных, но отличающийся от классического эксперимента снижением уровня требований к процедуре отбора выборки или отсутствию строгого контроля за независимыми и промежуточными переменными.
Выбор вида и типа эксперимента зависит от целей и условий исследования.
47 вопрос. Количественные и качественные методы анализа результатов исследования.
Количественные и качественные методы были отнесены к методам обработки данных. Количественные методы он определяет, как математико-статистические приемы обработки психологической информации, а качественные методы – это описание тех случаев, которые наиболее полно отражают типы и варианты психических явлений и являются исключением общих правил.
Количественные методы представляют собой приемы обработки цифровой информации, потому что носят математический характер. Такие количественные методы как категоризованное наблюдение, тестирование, анализ документов и даже эксперимент дают возможность получения информации для диагностики проблемы. Эффективность работы определяется на завершающем этапе. Основная часть работы – беседы, тренинги, игры, дискуссии – проводится с помощью качественных методов. Из количественных методов наибольшей популярностью пользуется тестирование.
Количественные методы имеют широкое применение в научных исследованиях и в социальных науках, например, при проверке статистических гипотез. К количественным методам прибегают для обработки результатов массовых опросов общественного мнения. Для создания тестов психологи применяют аппарат математической статистики.
Методы количественного анализа делятся на две группы:
-
Методы статистического описания. Они направлены на получение количественных характеристик; -
Методы статистического вывода. Дают возможность полученные результаты корректно распространять на все явление, делать заключение общего характера.
С помощью количественных методов выявляются устойчивые тенденции и строятся их объяснения.
Недостатки количественного метода связаны с его ограниченностью. Эти методы оценки знаний в сфере преподавания психологии могут быть использованы только для промежуточного контроля, проверки знаний терминологии, хрестоматийных экспериментальных исследований или теоретических концепций.
Цель качественного исследования — раскрытие структуры того или иного переживания и смысла, который имеет для человека определенный предмет, ситуация, событие или какой-то аспект собственной жизнедеятельности.
Качественные методы ориентируются на анализ информации, которая в основном представлена в словесной форме, поэтому возникает необходимость эту словесную информацию сжать, т.е. получить её в более компактном виде. В этом случае выступает кодирование, как основной прием сжатия.
К качественным методам исследования относятся наблюдение, неструктурированное интервью, в том числе и феноменологическое интервью; исследование индивидуального случая (кейсстади); биографическое исследование, в том числе анализ истории жизни; метод фокус-групп, метод Дельфи (метод экспертных оценок); исследование действием; контент-анализ (который одновременно может быть отнесен и к количественным методам исследования), проективные методики (рисунок, коллаж, метафора, незаконченное предложение); семантический дифференциал.
48 вопрос Оформление и представление результатов психолого-педагогических исследований
Завершением любой исследовательской работы является представление результатов в той форме, которая принята научным сообществом.
Результаты педагогического исследования могут быть оформлены в виде научного отчета, реферата, методического пособия, диссертации, монографии.
К научному отчету предъявляются следующие основные требования:
-
четкость построения; -
логическая последовательность изложения материла; -
убедительная аргументация; -
краткость и четкость формулировок; -
конкретность изложения результатов работы; -
доказательность выводов и обоснованность рекомендаций.