Файл: 1 вопрос. Методы психологопедагогических исследований, их общая характеристика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 350
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Следует различать две основные формы представления результатов:
1.квалификационную
2.научно-исследовательскую.
Квалификационная работа – курсовая работа, дипломная работа, диссертация и т. д.
Требования к таким работам, способу их оформления и представления результатов изложены в инструкциях ВАК, положениях, других документах. Нас интересует вторая форма - представление результатов научной работы.
Условно виды представления научных результатов можно разделить ещё на три подвида:
1) устные изложения;
2) публикации;
3) компьютерные версии.
Различают следующие варианты представления информации: вербальная форма (текст, речь), символическая (знаки, формулы), графическая (схемы, графики), предметно-образная (макеты, вещественные модели, фильмы и пр.)
В человеческом сообществе основным способом передачи информации является слово. Поэтому, любое научное сообщение – это, прежде всего, текст, организованный по определенным правилам.
Главное требование к научному тексту – последовательность и логичность изложения.
Автор должен по возможности не загружать текст избыточной информацией, но может использовать метафоры, примеры и «лирические отступления» для того, чтобы привлечь внимание к особо значимому для понимания сути звену рассуждений. В научном тексте преобладают устойчивые структуры и обороты. Это позволяет сосредоточиться на значимой информации: суждениях, умозаключениях, доказательствах, формулах. «Наукообразные» штампы на самом деле играют роль «рамок», стандартной установки для нового научного содержания. Текст состоит из высказываний. Каждое имеет определенную логическую форму.
Итогом экспериментального исследования является подтверждение или опровержение гипотезы о причинной зависимости между переменными: «Если А, то В». 1Подтверждение статистических гипотез – решающий аргумент в пользу принятия экспериментальной гипотезы. Исследователь сопоставляет свои выводы с выводами других авторов, высказывает гипотезы о причинах сходства или различия между собственными данными и данными других авторов. Он интерпретирует свои выводы в терминах теоретической гипотезы, высказывает предположения о возможности обобщения и переноса данных на другие ситуации, популяции и т. д.
Данный этап включает такие фазы: а) определение характера отношений, поиск аналогов; б) выбор уровня объяснения (физиологические механизмы, переменные ситуации, математическая модель, социологическая, генетическая или другая модель); в) поиск главной причины; г) поиск психологических осей; д) выдвижение гипотез; е)
построение окончательной модели; ж) определение прироста «нового знания». Ещё раз необходимо проверить завершенность каждой отдельной части работы и доказательность аргументации в масштабе всей работы в целом. Выводы формулируются по существу поставленной проблемы, по побочным вопросам, по вопросам практического использования результатов.
49 вопрос. Требования к презентациям результатов исследования.
Презентация является эффективным способом изложения сути и результатов проведенного исследования. Ее цель при защите результатов исследовательской работы – проинформировать о содержании исследования и убедить в достоверности и обоснованности полученных результатов, предлагаемых рекомендаций.
Презентация – это отдельная работа. Обычно презентации уделяется недостаточное внимание, полагаясь на качественно проведенное исследование. Но демонстрация своих результатов на конференции является важнейшей составляющей проделанной работы. Очень часто качество презентации оценивается выше, чем содержание работы.
Типичное выступление на конференции занимает 10 минут. Это оптимальное время, чтобы рассказать об исследовании, успев раскрыть наиболее важные детали. Презентация должна ясно и веско доводить до аудитории идею исследования и полученные результаты.
При составлении слайдов можно придерживаться следующей структуры:
Слайд 1: титульный слайд (название работы, ФИО автора, ФИО руководителя, название организации);
Слайд 2: актуальность темы, объект и предмет исследования (можно вставлять рисунки и фотографии предмета исследования);
Слайд 3: цель, гипотеза и задачи исследования;
Слайд 4: теоретическая база, методы и инструменты исследования;
Слайд 5-8: содержание исследования (предлагаемое решение задач исследования с обоснованием, основные этапы работы);
Слайд 9: анализ и практическая значимость достигнутых результатов;
Слайд 10: общее заключение и выводы.
Общие рекомендации:
- на слайд выносится та информация, которая без зрительной опоры воспринимается хуже;
- слайды должны дополнять или обобщать содержание выступления или его частей, а не дублировать его;
- каждый слайд должен иметь заголовок;
- информация на слайдах должна быть изложена кратко, четко и хорошо структурирована
;
- слайд не должен быть перегружен графическими изображениями и текстом, свободное поле слайда должно быть достаточно большим.
50 вопрос. Отражение результатов исследования в научной статье.
Структура научной статьи
Журнал «Библиосфера» просит авторов выдерживать следующую структуру статьи:
-
название статьи, -
сведения об авторах, -
аннотация, -
реферат, -
ключевые слова, -
основной текст статьи, -
литература (references).
Название статьи должно отражать содержание статьи, тематику и результаты проведенного научного исследования. Название научной статьи должно кратко и точно суммировать результаты исследования. В название статьи необходимо вложить как информативность, так привлекательность.
Сведения об авторах статьи должны содержать на русском и английском языках полные фамилию, имя и отчество, ученое звание, ученую степень, место работы, учебы, контактные данные. Количество авторов может быть любым. Обычно считается (по правилам научной этики) автор, стоящий в начале списка, выполнил большую часть работы, описанной в статье. Но можно расположить авторов и в алфавитном порядке.
Аннотация содержит краткую характеристику назначения, содержания, вида, формы и других особенностей статьи. Должна отражать основные и ценные, по мнению автора, этапы, объекты, их признаки и выводы проведенного исследования. Рекомендуемый объем аннотации – 300-500 знаков. Посылается на русском языке.
Реферат предоставляется на русском и английском языках, но в журнале будет использована только английская версия. Он предназначен для зарубежного читателя. В реферате необходимо изложить проблему, цель, задачи исследования, методы сбора и обработки данных, основную логику рассуждения и полученные результаты (выводы). Объем реферата не должен превышать 2500 знаков.
Ключевые слова - это набор слов (на русском и английском языках), отражающих содержание текста в терминах объекта, научной отрасли и методов исследования.
Основной текст статьи излагается в определенной последовательности его частей. Можно выделить два вида внутренней организации текста научной статьи. Первый вид часто используется в российских научных журналах. Он включает в себя:
-
введение, -
основную часть, -
выводы.
Введение. Прежде всего, необходимо ввести читателя в курс дела. Помним, что статью может читать иностранный специалист, поэтому все понятия должны быть общепринятыми, а реалии - понятными. Либо необходимо сделать к ним пояснения. Во введении
автор обычно излагает проблему и ее значимость, необходимость ее решения. Говорит о том, что вопрос либо поднимается впервые, либо описывает существующие подходы к ее решению (с достаточным количеством ссылок). Сообщает, почему появилась идея нового способа решения проблемы, или какие новые факторы заставляют порассуждать, поразмышлять над ней. Автор знакомит с предметом, задачами и проведенными этапами исследования. Во введении можно описать гипотезу авторов и средства ее проверки.
Основная часть статьи. Научная статья должна отображать не только выбранный инструментарий и полученные результаты, но и процесс самого исследования или последовательность рассуждений. В научно-практической статье необходимо описать стадии и этапы экспериментов или опытов, промежуточные результаты и обоснование общего вывода. Основная часть статьи может содержать анализ методических приемов, находок, способов решения проблемы, описание результатов деятельности отечественных и зарубежных ученых (обязательно со ссылками на авторов), Вашей научной деятельности по решению данной проблемы с практическими примерами, или описание эксперимента).
Необходимо также изложить данные об опытах с отрицательным результатом. Здесь как нигде уместно заявить, что «Отрицательный результат тоже результат». Следует описать все виды и количество отрицательных результатов, условия их получения и методы его устранения.
Проводимые исследования представляются в наглядной форме, причем не только экспериментальные, но и теоретические. Это могут быть таблицы, рисунки, схемы, графические модели, графики, диаграммы и т. п. Весь визуальный ряд и таблицы должны иметь подписи или заголовки на русском и английском языках и быть упомянуты в тексте.
Выводы В данной части тезисно излагаются основные достижений проведенного исследования. Они могут быть представлены как в письменной форме, так и в виде таблиц, графиков, чисел и статистических показателей, характеризующих основные выявленные закономерности. Выводы должны быть представлены без интерпретации авторами, что служит двум целям: во-первых, дает другим ученым возможность оценить качество самих данных, и во-вторых, позволяет другим давать свою интерпретацию результатов.