Файл: 1 вопрос. Методы психологопедагогических исследований, их общая характеристика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 349
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4 вопрос. Метод интервьюирования: история, сущность. Проблема субъективности результатов при проведении интервьюирования.
Интервью – проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причём запись ответов последнего производится либо интервьюером (или его ассистентом), либо механически (на плёнку).
Рассмотрим основные разновидности интервью.
1. По содержанию различают документальные интервью (изучение событий пошлого, уточнение фактов) и интервью мнений (выявление оценок, взглядов, суждений), особо выделяется интервью с экспертами.
2. В зависимости от особенностей процедуры интервью может быть интенсивным («клиническим», т. е. глубоким, длящемся иногда часами), и фокусированным на выявление относительно узкого круга реакций опрашиваемого. Цель клинического интервью – получить сведения о внутренних побуждениях, мотивах и склонностях опрашиваемого, а фокусированного – извлечь информацию о реакциях субъекта на заданное воздействие.
3. По способу организации можно указать на групповые и индивидуальные интервью.
4. По технике проведения существенно разнятся свободные (нестандартизированные), стандартизированные и формализованные интервью.
Свободные интервью – это длительная беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе. Исследователь имеет возможность самостоятельно изменять направленность, порядок и структуру вопросов, добиваясь необходимой эффективности процедуры. Минусом данного вида опроса является затрудненность сопоставлений всех полученных результатов, обусловленная широкой вариативностью задаваемых вопросов. Достоинством свободного интервью является предоставление респондентам возможности для формулирования собственной точки зрения, что позволяет более глубоко исследовать индивидуальное мнение.
Стандартизированное интервью предполагает детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов. Плюсами данного вида являются: высокая степень сопоставимости всех индивидуальных результатов, сокращая до минимума количество ошибок при формулировании вопросов, повышается Надёжность (релиабильность) итогов опроса. Однако имеются и недостатки: мнения респондентов не получают полного выражения, опрос начинает носит формальный характер, что затрудняет достижение хорошего контакта.
Полустандартизированное интервью основано на использовании двух видов вопросов: одни из них – обязательные, основные – должны быть заданы каждому опрашиваемому, другие – «подвопросы», уточняющие – применяются или используются в зависимости от ответов на основные вопросы. Достоинства: достигается вариативность опроса, возможность учета особенностей респондентов и изменений коммуникативной ситуации, при этом сохраняется сопоставимость ответов. Сложность: требует высокого мастерства от исследователя.
Возможные искажения:
Респонденты могут стремиться «указать желаемый ответ», т. е. ответить таким образом, чтобы произвести благоприятное впечатление на интервьюера. Такое «давление» интервьюер может снять, подчеркивая значимость именно индивидуальных мнений и позиций. Замечен только эффект избирательного восприятия и интерпретации ответов интервьюерами. В этих ситуациях, либо приобретает уверенность в том, что он с первых ответов респондента понимает, к какому типу его отнести и как люди этого типа обычно отвечают на вопросы. Для преодоления этого стереотипа необходимо постоянный самоконтроль интервьюера и умеренная нагрузка. На полученную информацию могут повлиять такие факторы, как темы речи интервьюера, возраст и пол участников разговора, обстановка, в которой проходит беседа. Минимуму искажений может содействовать профессионализм интервьюера.
Этапы организации интервью
-
Подготовительный этап включает следующие компоненты:
-
определение предмета и объекта опроса, постановка исследовательских задач, выбор разновидности интервью; -
проектирование инструментария психологического исследования (в том числе составление плана интервью, формулирование примерной совокупности вопросов респондентам и т.д.); -
пилотажное интервьюирование; -
уточнение программы исследования, редактирование вопросов, изменение инструкций, анализ ошибок и несоответствий, возникших в ходе пробного интервью; -
составление итогового варианта совокупности вопросов, способов анализа собираемой информации, текстов инструкций респондентам.
Стоить отметить, что при проведении свободного интервью эти этапы носят относительный характер.
-
Коммуникативный этап. Процесс общения с респондентом чаще всего имеют такую структуру:
-
Введение в беседу: установление контакта, информирование о целях опроса и условиях его проведение, формирование установки на сотрудничество, ответы на возникших у респондента вопросы. Успех интервью во многом зависит от того, насколько уже с первых минут психолог сумеет проявить себя доброжелательным и заинтересованным собеседником. -
Закрепление контакта и первые вопросы по плану интервью. Создание атмосферы дружелюбия не предполагает установление панибратских отношений. Манера общения должна быть достаточно нейтральной, но не абсолютно беспристрастной. -
Основная фаза интервью: подробное исследование, осуществляемое по заранее разработанному плану. Очень важным является вопрос о способе фиксации информации. Открытые записи с техническими средствами влияет взаимоотношения и искренность ответов, а скрытая запись противоречит этическим принципам. Фиксация по памяти, по окончании процедуры приводит к искажению. Несколько более предпочтительным является кодирование при помощи условных обозначений. Требования: Быстрое восстановление контакта в случае его утраты (не обладает информацией, не понял цели, не расположен откровенничать). Нежелание отвечать на какие-либо вопросы необходимо встречать с уважением. Следует стараться задавать вопросы по памяти, но без длинных пауз. Возможно деликатное обращение за разъяснениями в случае противоречивых ответов. -
Завершение беседы: снятие возникшего напряжения, выражение благодарности и признательности за участие в работе;
-
Аналитический этап. На нем проводится обработка и интерпретация собранной информации, её анализ и сопоставление результатов устного опроса с данными, полученными при помощи других методов психологического исследования.
5 вопрос. Классификация типов бесед в исследовании личности. Структура беседы.
Как известно, беседа является одним из самых продуктивных методов в психологии личности, дающих возможность вглядеться во внутренний мир человека, во многом понять его сложное, часто противоречивое содержание. Особое место беседы в арсенале методов исследования личности связано также с тем, что, хотя данный метод не требует привлечения сложной дополнительной аппаратуры и оборудования, он в то же время, как ни один другой, предъявляет высокие требования к экспериментатору-психологу, его мастерству, профессиональной зрелости. Возможности беседы как диалога — инструмента встречи человека с человеком — связаны, в частности, с широтой выбора типа беседы в спектре от «полностью контролируемой» до «практически свободной». Основными критериями отнесения беседы к определенному типу являются особенности предварительно подготовленного плана (программа и стратегия) и характер стандартизации беседы, т. е. ее тактика. Под программой и стратегией, как правило, подразумевают составленный психологом в соответствии с целями и задачами беседы набор смысловых тем и последовательность движения между ними. Чем выше степень стандартизации беседы, тем более строг, определен и неизменяем набор и форма вопросов психолога в ней, т, е. тем более жесткой и ограниченной является его тактика. Стандартизация беседы означает также и то обстоятельство, что инициатива в ней перемещается на сторону психолога, задающего вопросы.Таким образом, полностью контролируемая беседа предполагает жесткую программу, стратегию и тактику, а противоположный полюс — практически свободная беседа — отсутствие заранее сформулированной программы и наличие инициативной позиции в беседе у того, с кем она проводится. Между ними располагаются следующие основные типы бесед:
— стандартизированная беседа — стойкие программа, стратегия и тактика;
— частично стандартизированная — стойкие программа и стратегия, тактика значительно более свободная;
— свободная — программа и стратегия заранее не определяются или же только в основных чертах, тактика совершенно свободная. Полностью и частично стандартизированная беседа дает возможность сравнения разных людей; беседы такого типа являются более емкими в отношении времени, могут опираться на меньший клинический опыт психолога и ограничивать непреднамеренное воздействие на испытуемого. Однако их большим недостатком является то, что они представляются не вполне естественной процедурой, имеющей более или менее выраженный оттенок экзаменационного опроса, и поэтому сковывающей непосредственность и вызывающей к действию защитные механизмы. Структура беседы:
1) Подготовительная часть — психолого-педагогический настрой, выяснение знаний по ранее изученной теме, активизация интереса школьников к восприятию и усвоению этического материала.
2) Основная часть — определение темы беседы, раскрытие темы, анализ поведения учащихся в аспекте обсуждаемой темы, конкретные советы по улучшению их поведения.
3) Заключительная часть — обобщение этических знаний, краткий опрос учащихся.
6 вопрос. Вопросы тактики проведения беседы, роли психолога и обследуемого в беседе.
Тактика ведения беседы непосредственно реализуется с помощью приемов позволяющих добиться поставленной цели. На каждом этапе целесообразно использовать определенные приемы. Но существуют универсальные приемы ведения беседы, которые приемлемы на любой стадии переговоров:
А) Прием «ухода» уклонение от борьбы: если затрагиваются вопросы, нежелательные для обсуждения. Пример «ухода» - просьба отложить рассмотрение проблемы, перенести на другое время или просто проигнорировать ее.
Б) Прием «выжидания» - используется, когда хотят затянуть переговоры чтобы прояснить ситуацию, получить информацию партнера и умолчать о своей позиции.
В) Прием выражения согласия или несогласия. – способ подчеркивания общности или различий с высказываниями партнера.
Г) Прием «пакетирования» или «увязки» - состоит в том, что обслуживается целый комплекс предложений.
Д) Прием - разделить проблему на отдельные составляющие - не пытаются решить проблему целиком, а выделяют в ней отдельные компоненты. Соглашения могут быть частичными; применяются при урегулировании конфликтов.
Е) Прием блоковой тактики – заключается в согласовании своих действий с партнерами, выступающими единым блоком.
Ж) Прием завышения требования - запрашивается больше, чем необходимо.
З) Прием ложные акценты – демонстрируется большая заинтересованность в решении вопроса, которой не является первостепенными.
И) Прием открытие позиции - партнеру дается информация о той позиции которую вы намерены открыть.
К) Прием сюрприз – неожиданность, принимается то предложение партнера, которое по всем расчетам не должно быть принято.