Файл: 1 вопрос. Методы психологопедагогических исследований, их общая характеристика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 354
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К адаптации относятся не только перевод заданий, но и перестройка фраз, понятий, замена фразеологизмов, пословиц и поговорок на аналогичные им в данном языке. Смысл вопросов должен передаваться с учетом религиозных взглядов данной группы.
Также необходимо учитывать и некоторые эффекты, наблюдаемые при заполнении людьми тестовых заданий. Так называемый эффект социальной желательности срабатывает тогда, когда человек в своих ответах хочет представить себя в лучшем свете.
Правильно составленный тест еще нельзя назвать разработанным. Для этого он должен быть стандартизован.
Стандартизация – процесс унификации, регламентации, приведения к единым нормативам процедуры психодиагностики и тестовых показателей.
Определение объективности теста. Два параметра: нормальное распределение и репрезентативность.
Объективность теста характеризуется возможностью перенесения результатов выборки на генеральную совокупность.
1). Репрезентативность - возможность перенести результаты малой численности на результаты большой пробы - это когда хорошая методика работает.
2). Нормальность распределения - средних показателей много, а крайних (низких и высоких) показателей мало.
Надежность
Под надежностью понимают согласованность результатов, полученных при каждом повторном выполнении теста одним и тем же испытуемым, с результатами его первого тестирования. Виды надежности:
· Повторное тестирование (ретестовая надежность) это характеристика получаемая путем повторного исследования испытуемых с помощью одного и того же теста через определенный временной интервал.
· Параллельное тестирование (надежность взаимозаменяемых / параллельных форм) определяется двумя способами: а) одни и те же испытуемые выборки обследуются сначала с использованием основного набора заданий, через некоторое время с использованием аналогичного, но дополнительного набора; 2) испытуемые делятся на равные группы, одна из групп тестируется по форме А-теста (основной), вторая — по форме В-теста (дополнительной). Через две недели меняются формы теста для групп.
· Расщепление (надежность частей теста) – характеристики надежности, получаемая путем анализа устойчивости результатов отдельных совокупностей тестовых задач или единичных пунктов заданий теста.
· Межэкспертная надежность показывает, насколько совпадают результаты диагностики при применении одной и той же методики разными психодиагностами.
Валидность
Валидность – это комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова ее действенность, эффективность, практическая полезность.
Валидность является качественной характеристикой теста. Показывает, насколько тест измеряет именно то, что он должен измерять.
Виды валидности:
· Содержательная валидность - валидность на уровне здравого смысла. Определяется тем, насколько содержание заданий диагностической методики соответствует цели тестирования. Обычно оценивается экспертами
· Конструктная (более широкое название – операциональная) валидность – насколько содержание и результаты методики соответствуют той теории, которая положена в ее основу.
· Критериальная валидность определяет, насколько результаты теста соотносятся с некоторыми реальными критериями, взятыми из жизни испытуемого, т.е. насколько результаты, полученные в искусственных условиях психологического тестирования, соответствуют поведению, которое человек демонстрирует повседневно.
15 вопрос. Какие издержки адаптации тестов имели место в нашей стране в 60-е - 70-е годы XX века?
В 60–70-х гг. адаптация тестов в нашей стране понималась упрощенно, ее нередко сводили к переводу той или иной зарубежной методики, а в лучшем случае ограничивались построением нормативного распределения тестовых показателей. Теоретические концепции авторов тестов не анализировались, данные об их надежности и валидности принимались за истинные.
Во-первых, в отечественной практике сложилось, на наш взгляд, довольно распространенное мнение у большинства пользователей о том, что для адаптации зарубежной методики достаточно только осуществить ее перевод. Устранить грубые ошибки, касающиеся межкультурных различий, затем осуществлять психометрическую проверку (в лучшем случае) или сразу использовать тест для научных и практических целей без таковой. Во-вторых, в современной отечественной психодиагностической литературе этому вопросу уделяется мало внимания.
В последние годы вопросы адаптации различных зарубежных тестов все чаще становятся предметом обсуждения советских психологов. Разрабатываются соответствующие рекомендации (Ю. Л. Ханин, 1985; А. Г. Шмелев и В. И. Похилько, 1985; Ю. М. Забродин с соавт., 1987 и др.). На данном этапе развития психодиагностики требования, предъявляемые к адаптации тестов, предполагают высокую профессиональную культуру психолога, широкое использование современной вычислительной техники.
16 вопрос. Опишите бланк обследования. Классификация бланков обследования.
Бланк обследования — специальная форма фиксации результатов психодиагностического исследования. Предназначена как для учета результатов по отдельным методикам, так и для фиксации данных тематических исследований с помощью комплекса методов (карты обследования).
Б. о. разделяются на рабочие листы для испытуемых, в которых обследуемый сам отмечает результаты решений задач теста или проставляет ответы на опросник, и формы для обработки и интерпретации данных обследования экспериментатором. Нередко оба вида Б. о. объединены в одном блоке.
Основные принципы построения анкеты состоят в следующем:
1 принцип: опросный лист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого. Если в анкете есть группы вопросов к некоторой части респондентов, то в первую очередь формируются вопросы для всех, затем для отдельных групп, и снова для всех респондентов.
2 принцип – учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории.
3 принцип – частные вопросы ставят первыми, обобщающие – в конце соответствующего «блока».
4 принцип – смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема.
5 принцип – вопросы должны распределиться по степени их трудности от простых к сложным.
Бланки для анкетирования должны быть (как выглядит бланк обследования при анкетировании):
В анкете присутствуют обязательные элементы:
-
введение, в котором указано: кто и для чего проводит опрос, как будут использоваться данные, гарантия анонимности, инструкция по заполнению анкеты и способа её возврата. Нецелесообразно озаглавливать анкету, а тем более указывать фамилии составителей. -
вступительные вопросы, которые должны заинтересовать респондента и облегчить ему включение в работу. Они не должны быть трудными или беспокоящими. -
наиболее острые или личные вопросы располагаются в последней трети опросника; -
заключительные вопросы по содержанию темы должны быть относительно нетрудные; -
вопросы о социальном положении, биографических данных занимают последнюю страницу.
Верстка анкеты должна отвечать требованиям простоты и удобства работы:
-
Все смысловые разделы начинаются особыми вступительными, пояснения которые выделяются шрифтом. -
Каждый вопрос сопровождается четкой инструкцией, как на него отвечать: отметить какие-то пункты, отвечать в свободной форме и т. п. Не следует предлагать подчеркивать или зачеркивать текст предложенных суждений: обычно возникает трудность в расшифровке таких пометок, ибо они неряшливы. -
Нельзя разрывать текст, относящийся к одному вопросу: вся конструкция вопроса располагается на одной полосе. -
Все вопросы нумеруются по порядку, а варианты ответов обозначают буквами или цифрами в скобках. -
Желательно использовать визуально различное оформление для вопросов и вариантов ответов (возможно различные шрифты, цветовые решения и т. п.). -
Для оживления текста использовать рисунки и необычные метки (стрелки, сигнал «Стоп», циферблат часов и др.).
17 вопрос. Правила для разработки бланка обследования.
Имеется ряд правил для разработки Б. о.:
1.Б. о. следует составлять таким образом, чтобы свести к минимуму непродуктивную работу испытуемого по отысканию места (пропуски в тексте, графы, шкалы и т.д.) для проставления ответа.
2.Предпочтительно, по возможности, свести ответ к подчеркиванию, обведению кружком, обозначению простыми символами (напр. «+», «-» и т.д.). Это требование обязательно для задач закрытого типа.
3.Бланк не должен быть перегружен цифрами, делениями, строками и другими обозначениями.
4.Ответы на отдельные серии заданий (субтесты) должны выделяться на Б. о. отдельно. Там, где задания не разбиваются на группы и их количество велико, графы для ответов должны разделяться на отдельные блоки, напр. по 10-25 заданий.
5.На бланке следует использовать то же название (обозначение), что и на тестовой тетради. В некоторых случаях эти обозначения должны отсутствовать.
6.На Б. о. должны быть предусмотрены места для проставления необходимых данных, таких как пол, возраст, семейное положение, образование, место работы и т.п. (если исследование не является анонимным), а также номера регистрации обследования и даты проведения.
7.Иногда целесообразно кратко продублировать инструкцию по обследованию на бланке для испытуемого. Это требование обязательно при проведении группового обследования.
8.При переходе к ответам на новую группу заданий необходимо поместить примеры заполнения граф.
9.При использовании шаблонов для получения оценок первичных необходимо соответствующее оформление граф для ответов (чаще всего матрица).
Иногда целесообразно кратко продублировать инструкцию по обследованию на бланке для испытуемого. Это требование обязательно при проведении группового обследования.При переходе к ответам на новую группу заданий необходимо поместить примеры заполнения граф.При использовании шаблонов для получения оценок первичных необходимо соответствующее оформление граф для ответов (чаще всего матрица).В методических материалах к методикам, как правило, предлагаются образцы Б. о. или дается описание условий его составления. В ряде психологических методик незначительное изменение внешнего вида бланка для испытуемого может существенно изменить результаты его работы. Так, показатели выполнения корректурной пробы будут значительно варьировать при применении бланков с различной величиной шрифта, формой букв, интервалом между строками, жирностью шрифта, оттенком бумаги и т.д.