Файл: 1 вопрос. Методы психологопедагогических исследований, их общая характеристика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 359
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6. Окончательное оформление методики.
Готовый тест представляет собой книжечку с набором заданий, которые выполняются на отдельном бланке.
Проверка выполненного теста производится с помощью шаблонов,
К применяемым тестам предъявляется ряд требований.
Первое: социокультурная адаптированность теста. Это означает соответствие тестовых заданий и тестовых оценок, которые испытуемый получает; особенностям культуры, сложившимся в том или ином обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.
Второе требование – простота формулировок и однозначность тестовых заданий. Согласно данному требованию в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.
Третье требование – наличие тестовых норм для данного типа. Под такими нормами понимаются репрезентативные средние показатели по данному тесту, т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития.
Норма теста обычно определяется в результате тестирования большой выборки испытуемых определенного возраста и пола, и усреднение полученных оценок с их последующей дифференциацией по возрасту, полу и ряду других релевантных показателей.
7. Пересмотры методики с течением времени.
Существует эмпирически установленное правило, в соответствии с которым, как минимум, один раз в 5 лет нормы теста, особенно интеллектуальные, должны пересматриваться.
23 вопрос. Тестовые задачи: понятие, предъявляемые общие требования, классификация, общая характеристика процесса создания.
понятие
Тестовое задание — это составная единица теста, отвечающая всем требованиям к заданиям в тестовой форме (технологичности, чистоты формы и предметного содержания) и, кроме того, статистическим требованиям.
предъявляемые общие требования
Минимальные требования к составу тестового задания состоят в наличии трёх частей: 1. Инструкции. 2. Текста задания (вопроса). 3. Правильного ответа.
Инструкция должна содержать указания на то, что испытуемый должен сделать, каким образом выполнять задание. Так, чтобы задание и способ его выполнения были абсолютно ясны любому из испытуемых и не приводили к ошибкам.
Текст задания (вопроса) должен отвечать следующим требованиям:
· краткость;
· технологичность;
· соответствие цели;
· логическая форма высказывания;
· определенность места для ответа;
· одинаковость правил оценки;
· правильность расположения элементов задания;
· одинаковость инструкции для всех испытуемых;
· адекватность инструкции форме и содержанию задания.
Поясним содержание каждого из требований.
Краткость заданий в тестовой форме обеспечивается тщательным подбором слов, символов, графиков, позволяющих минимумом средств добиваться максимума ясности смыслового содержания задания. Исключаются повторы, малопонятные, редко употребляемые, а также неизвестные учащимся символы, иностранные слова, затрудняющие восприятие смысла. Девиз: чем меньше слов, тем меньше недоразумений. Часто встречающиеся требования что-то найти, решить, а затем еще и объяснить отрицательно сказываются на качестве задания и теста в целом.
Технологичность заданий определяется как вариант композиции, которая позволяет вести тестирование с помощью технологических средств и делать это точно, быстро, экономично и объективно. Задания становятся технологичными, если их содержание правильно и быстро понимается испытуемыми и если форма заданий способствует компьютеризации тестирования.
Технологичность заданий обеспечивается правильностью формы заданий и корректностью содержания. С точки зрения содержания тестовое задание оценивается по конкретности и абстрактности, глубине, обобщенности, полноте содержания.
Соответствие цели. Каждое задание создается для определенной цели, а потому имеет свою миссию и свои характеристики. Например, задания могут создаваться для слабых или сильных учеников, интеллектуально одаренных или менее способных; для самопроверки или для аттестации и т.д.
В зависимости от цели, некоторые характеристики заданий могут меняться, особенно по трудности содержания.
Логическая форма высказывания– это средство упорядочения и эффективной организации содержания задания. Высказывание является универсальной формой организации задания, средством четкого выражения мысли человеком, способным проявить знания по изучаемой учебной дисциплине. Эта форма во многих случаях заменяет вопросы. Учебные вопросы многословны и порождают различные ответы: полные и неполные, правильные и неправильные и т.д.
Логическое преимущество задания в тестовой форме заключается в возможности естественного превращения утверждения после ответа ученика в форму истинного или ложного высказывания.
Определенность места для ответов является одним из внешних и существенных признаков задания в тестовой форме. В заданиях с выбором ответа это определенный знак в бланке ответов либо запись кода правильного ответа; в заданиях открытой формы ответ пишется вместо прочерка или в отведенном инструкцией месте.
Одинаковость правил оценки. Правила оценки определяются заранее и абсолютно одинаково применяются ко всем испытуемым.
Правильность расположения элементов задания. Задания сформулированы правильно, если не возникают логические, психологические и иные препятствия для понимания смысла и для правильного выполнения задания.
Для правильного формулирования заданий необходимы анализ содержания учебной дисциплины, классификация учебного материала, установление межтематических и межпредметных связей, укрупнение дидактических единиц, представление этих единиц через элементы композиции заданий.
Классификация
По назначению тестов:
- обще диагностические (например, тесты Айзенка);
- специальных способностей (технических, музыкальных и т.д.);
- достижений (для оценивания результатов, достигнутых учащимися в процессе обучения);
По степени однородности заданий:
- гомогенные (позволяют оценить одно свойство или качество личности и включают задания, сходные по характеру, но различающиеся конкретным содержанием);
- гетерогенные (позволяют оценить разнообразные характеристики личности и включают задания, отличающиеся как по характеру, так и по содержанию);
По форме ответа:
- устные;
- письменные;
По ведущей ориентации:
- тесты скорости (содержат простые задачи, время решения которых ограничено);
- тесты мощности (включают в себя трудные задачи, время решения которых либо не ограничено, либо мягко лимитировано; при этом оценке подлежит успешность и способ решения задач);
- смешанные тесты, которые объединяют в себе черты двух предыдущих. В таких тестах представлены задачи различного уровня сложности от самых простых до очень сложных. В данном случае оценивается как скорость выполнения заданий, так и правильность решения;
По характеру ответов на вопросы:
- открытого типа (со свободными ответами – когда испытуемому необходимо самостоятельно дописать слово, формулу и т.д.);
- закрытого типа (с предписанными ответами – когда испытуемому необходимо выбрать из предложенных вариантов ответа тот или иной вариант).
При этом тесты и открытого, и закрытого типа можно разделить на несколько видов в зависимости от формы ответов.
Среди тестов открытого типа различают:
- задания дополнения– когда испытуемый должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных ограничений;
- задания свободного изложения– когда испытуемый должен самостоятельно сформулировать ответы.
Среди тестов закрытого типа различают:
- тесты альтернативных ответов– испытуемый должен ответить «да» или «нет»;
- соответствия– испытуемому предлагается восстановить соответствие элементов двух списков;
- тесты множественного выбора ответов– испытуемому необходимо выбрать, как правило, один правильный ответ из приведенного списка возможных ответов;
- исключение лишнего– испытуемому предлагается устранить лишний элемент из предложенного списка;
- аналогии– испытуемый должен выделить отношение аналогии между парами элементов;
- последовательности– испытуемый должен завершить или продолжить некоторую последовательность элементов.
Заметим, что наиболее используемые в процессе обучения тесты достижений можно классифицировать по большинству оснований, приведенных выше.
общая характеристика процесса создания.
1.Теоретическое обоснование
определяют задачи тестов, объекты тестирования и материал, на котором будут строиться тестовые задания
2. Собственно конструирование.
2.1 Спецификация теста (определение числа заданий)..
2.2. Разработка заданий.
Составление трех частей тестового задания : 1. Инструкции. 2. Текста задания (вопроса). 3. Правильного ответа-ключа.
2.3. Предварительное оформление.
3. Апробация методики.
На данном этапе проводится пилотажное исследование на сокращенной выборке стандартизации. Рассчитываются основные психометрические показатели. В первую очередь, проводится анализ заданий теста.
Анализ заданий теста (пунктов теста) осуществляется по двум параметрам: трудность заданий (доля испытуемых выборки, справившихся с заданием) и дискриминативность заданий (различительная способность заданий).
На этапе апробации методики также производят предварительный расчет показателей надежности и валидности.
4. Расчет психометрических показателей на выборке стандартизации.
24 вопрос. Психодиагностический метод: понятие, основное содержание, содержание конкретных психодиагностических подходов.
В классификации методов психологического исследования Б.Г.Ананьева психодиагностические методы относятся к группе эмпирических, наряду с методами наблюдения, эксперимента, моделирования и другими методами психологии, позволяющими получить научную информацию об исследуемом предмете.
Метод — это широкий класс методик и техник, объединенных родством основного технологического приема и общими теоретическими принципами.
Основной особенностью психодиагностического метода является его измерительно-испытательная направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка изучаемого явления. Это становится возможным благодаря стандартизации инструмента измерения, в основе которой лежит понятие нормы, поскольку индивидуальная оценка, например, успешность выполнения того или иного задания, может быть получена только путем сопоставления с результатами других обследуемых.