Файл: 1 вопрос. Методы психологопедагогических исследований, их общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 361

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Психодиагностическая методика — конкретная, частная процедура или прием, направленные на получение информации о конкретных психологических особенностях (предмет исследования) у конкретного человека или группы (объект исследования) в определенной ситуации (или условиях) для решения определенных задач.

В настоящее время основным приемом психодиагностики является психологическое тестирование. Его преимущества по сравнению с другими (внетестовыми) способами получения диагностической информации заключаются в особенностях создания и использования психологических тестов (далее будем использовать этот термин как синоним психодиагностической методики) — особого класса экспериментально-психологических методов, которые обеспечивают сравнительно быстрое и нетрудоемкое получение надежных, объективных, чаще всего имеющих количественное выражение психологических данных об индивидуальных особенностях испытуемых. Этим психологические тесты опасны: выражая результат в простой количественной форме, они создают у дилетантов иллюзию легкости и простоты использования, подталкивают их к паранаучному стилю работы с тестами. В самом общем виде тест (в английском языке – проба, проверка, испытание) определяется как стандартизированный измерительный психологический инструмент.

Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые практически охватывают все множество имеющихся диагностических методик.

1. «Объективный» подход — диагностика осуществляется на основе показателей успешности (результативности) и способа (или особенностей) выполнения деятельности. Этот подход представлен, в основном, многочисленными тестами интеллекта, тестами общих и специальных способностей, тестами достижений и ситуативными тестами.

Основным диагностическим показателем в этих тестах является объективный результат или успешность выполнения предлагаемого задания — решил или не решил, сколько и каким способом решил. Эти методики предполагают наличие правильного ответа (решения) или оптимального алгоритма выполнения задания. Внедрение компьютерного тестирования открывает возможности изучения процессуальной стороны деятельности, которую моделирует тест, способствует выявлению индивидуальных стратегий решения заданий и анализу затруднений


2. «Субъективный» подход — диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях. Этот подход представлен многочисленными опросниками (открытыми и закрытыми, однофакторными и многофакторными и др.), анкетами, шкальными техниками, построенными по типу семантического дифференциала Ч.Осгуда, Q-сортировки В.Стефенсона, контрольными списками прилагательных и т.п. Эти методы, по сути, являются разновидностями стандартизированного самоотчета личности: клиент сам сообщает информацию о себе по предлагаемой в методике форме.

3. «Проективный» подход — диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральными и неопределенными стимулами, задуманными и предъявляемыми таким образом, чтобы человек мог спроецировать на них свои индивидуальные свойства, стремления, опасения и ожидания.

Большинство проективных методик не подходят под строгое определение психологического теста, основными признаками которого являются стандартизированность, независимость результата от влияния экспериментальной ситуации и личности психолога, а также сопоставимость индивидуальных данных с нормативными, то есть полученными в тех же условиях на достаточно репрезентативной выборке.

Классификация проективных методик:

  1. методики дополнения: свободные ассоциации; методика неоконченных предложений.

  2. методики интерпретации / методики объяснения: сочинить рассказ по картинкам, что там происходит; методика ТАТ тест руки Вагнера.

  3. методики конструирования: рисуночные фрустрации Рознивенга.

  4. Методики структурирования: Роршах

  5. методики изучения импрессии (методики выбора предпочтений): предпочтение определенных стимулов. Сонди, Люшер

  6. изучение экспрессии: анализ тестов, поговорок, почерка, мимики речевых высказываний.

  7. методики катарсиса: изучение продуктов творчества. Все рисуночные тесты.

Отдельную группу составляют диалогические методики, в которых психодиагностика вступает в контакт с обследуемым и достигает наилучших диагностических результатов за счет специфических особенностей этого контакта, релевантных (соответствующих) диагностической задаче.



25 вопрос. Номотетический и идиографический подходы в психологическом исследовании.

Номотетический подход подразумевает выявление индивидуальных особенностей и сравнение их с нормой.

Идеографический подход – основанный на распознании индивидуальных особенностей человека и их описании

Понимание личности:

Номотетический: личность – набор свойств, черт. Эти черты есть у каждого человека, отличие между людьми лишь в выраженности черт, эти различия носят количественный характер.

Идеографический: личность – уникальная неповторимая система. Она целостная, то есть наличие одного качества влияет на проявление другого. Диагностируются особенности, которые присутствуют только у данного человека.

Анализ результатов:

Номотетический: чаще всего метод профиля значений. Интерпретируется самые высокие и низкие значения, биполярность.

Идеографический: результаты в форме словесного портрета, интерпретация основана на интуиции и профессиональном опыте психолога.

Методы:

Номотетический: стандартизированные.

Идеографический: нестандартизированные (проективные, экспертные, клинические). Эти методы отличаются свободой и активной позиции испытуемого.

Форма работы:

Номотетический: групповая форма работы.

Идеографический: индивидуальная форма работы.

26 вопрос Психодиагностический процесс: понятие, основное содержание. Характеристика этапа сбора, переработки, принятия решения и интерпретации данных психодиагностического процесса. 

В самом психодиагностическом процессе можно условно выделить 4 основных этапа:

1) этап подготовки психологического исследования, проведения

2) этап исследования и сбора данных;

3) этап обработки данных, анализа и интерпретации результатов обследования;

4) этап принятия решения (постановка психологического диагноза).

Этап подготовки психодиагностического исследования. На данном этапе необходимо поставить цель исследования, наметить задачи, которые необходимо решить, выбрать адекватные поставленной цели методы исследования.


Этап обработки, анализа и интерпретации результатов исследования Большинство специалистов в области психодиагностики согласны с тем, что количественная оценка полученных результатов в виде стандартных величин весьма полезна.

Существуют два пути обобщения данных исследования: клинический путь, более ориентированный на субъективный опыт и интуицию; статистический путь, основанный на объективных, формализованных критериях.

В большинстве диагностических ситуаций необходимо гармоничное сочетание клинического и статистического подходов, а не их противопоставление.

Этап принятия решения (постановка психологического диагноза). Выделяют три уровня диагностических заключений. 

Эти уровням соответствуют и ступени постановки психологического диагноза: симптоматическая; этиологическая; типологическая.

 Психодиагностическое исследование завершается разработкой программы действий, которые необходимо осуществить в связи с полученными результатами и разработкой соответствующих рекомендаций.

Итоги диагностического исследования должны быть представлены в объясняющих понятиях, т.е. описывающих не результаты, полученные с помощью конкретных методик с применением специальной терминологии, а их психологическая интерпретация.

Особенности психодиагностики:

  1. Диагностическая процедура начинает любой процесс взаимодействия с клиентом. Она позволяет грамотно спланировать последующее взаимодействия с клиентом

  2. Любая диагностическая процедура, если она применяется автономно, не имеет никакого принципа

  3. Погрешность измерения существует всегда и во всем. В науке нормы такой погрешности является 5%. Существует метод триангуляции. Триангуляция предполагает: для того, чтобы сделать вывод об особенностях поведения человека нужно обязательно одну и ту же характеристику измерить несколько раз принципиально разными методиками.

На поведение человека в конкретной ситуации влияют три параметра:

  1. устойчивые характеристики поведения человека,

  2. психическое состояние человека в данный момент

  3. влияние окружающей среды

27 вопрос. Психодиагностические ситуации: понятие, классификации по А. Г. Шмелёву (1987) и типология по В. Н. Дружинину (1990). 


Психодиагностическая ситуация представляет собой совокупность не изменяющихся на протяжении установления диагноза общих организационных условий осуществления диагностической деятельности.

Психодиагностические ситуации — ситуации, в которых осуществляется совместная деятельность экспериментатора и обследуемого, целью которой является получение каких-либо данных о личности с помощью психологических тестов.

Классификации Шмелева А.Г. и соавторов (1987).

В основе лежит критерий использования психодиагностической информации. Выделяется четыре основных типа психодиагностических ситуаций:

1 Диагностические данные используются специалистом-смежником для постановки психологического диагноза ил формулировки административного решения. Психодиагност не несет ответственности за диагноз. Области применения: Диагноз в медицине, диагностика по запросу суда и т.д.

2 Диагностические данные используются психодиагностом для постановки психологического диагноза, но вмешательство в ситуацию обследуемого осуществляется специалистом другого профиля. Область применения: диагностика причин низкой успеваемости, профессиональных успехов и т.д.

3 Диагностические данные используются психодиагностом для постановки психологического диагноза в процессе психологической консультации.

4 Диагностические данные используются самим обследуемым в целях саморазвития, самокоррекции и т.д.

Вторая классификация базируется на условиях, в которых производилась разработка теста и «добровольности-принудительности» участия в обследовании.

1 Добровольное участие обследуемых, бескорыстное сотрудничество.

2 Участие оплачиваемых обследуемых.

3 Использование теста в условиях запроса обследуемого о помощи.

4 Использование теста в условиях принудительного административного обследования.

Более эвристичной (творческой) представляется классификация, разработанная В.И. Дружининым (1990). Выделяется четыре варианта психодиагностических ситуаций:

  1. Добровольное участие в обследовании, самостоятельный выбор дальнейшего поведения.

  2. Принудительное участие в обследовании, самостоятельный выбор дальнейшего поведения.

  3. Принудительное участие в обследовании, выбор дальнейшего поведения навязан.

  4. Добровольное участие в обследовании, выбор дальнейшего поведения навязан.

В соответствии с этими вариантами определена типология психодиагностических ситуаций: