Файл: 1 вопрос. Методы психологопедагогических исследований, их общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 360

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тип 1. Ситуация добровольной психологической консультации, например по проблемам семьи и брака. Другой вариант ситуаций этого типа – психологическая профессиональная консультация школьников, третий – консультирование руководителей по проблемам стиля руководства и общения.

Тип 2. Ситуации профессионального отбора (за исключением тех случаев, когда отбор осуществляется без желания обследуемого).

Тип 3. Ситуации массовых обследований, от которых никак нельзя уклониться.

Тип 4. Множество ситуаций, характеризующихся высоким уровнем социального контроля за поведением обследуемого, принуждением его к участию в обследовании.

28 вопрос. Психодиагностическое обследование: понятие, общая характеристика, клинический и статистический подходы в переработке и интерпретации диагностических данных.

понятие,

Психодиагностика (с греч. познание «души»)

Слово "психодиагностика" означает буквально "постановка психологического диагноза", или принятие квалифицированного заключения о наличном психологическом состоянии человека (группы людей) в целом или по отношению к какому-либо отдельно взятому психологическому свойству.

Психодиагностика - это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных особенностей человека (группы людей).

общая характеристика:

Особенности психодиагностики:

1.     Диагностическая процедура  начинает любой процесс взаимодействия с клиентом;

2.     Любая диагностическая процедура, если проявляется автономно, она не имеет никакого смысла;

3.     Погрешность измерения;

На поведение человека в конкретной ситуации влияет 3 показателя: 1) устойчивые характеристики поведения; 2) психическое состояние человека в настоящий момент; 3) влияние окружающей среды; 4) психологофизиологические характеристики.

Задача психодиагностического исследования:

1. Психодиагностика позволяет установить и определить у человека те или иные психические свойства или особенности поведения.

2. Психодиагностика устанавливает развитость данного свойства его выражение в качественных или количественных единицах.

3. Психодиагностика позволяет проводить описание диагностических особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.


4. Психодиагностика позволяет сравнивать степень развитости изучаемых свойств у разных людей.

Психодиагностическая процедура. Особенности.

Психодиагностическая процедура сложный процесс, состоящий из 4 этапов:

  1. Вводная часть.

    1. Сообщаем цель психодиагностики

    2. Сообщаем, где и как будут использоваться результаты

    3. Берется осведомленное согласие, соответственно, человек, должен расслабиться.

  2. Сбор предварительной информации: скрининг диагностика или экспресс диагностика.

  3. Основная часть (тестирование). Максимальное время – 1,5 часа для взрослого, для ребенка индивидуально.

  4. Заключительный этап: благодарность + где и как человек может забрать результаты + проглядывание теста.

В процессе переработки и интерпретации диагностических данных традиционно выделяют два пути: клинический (качеств.) и статистический (количеств.).

Клинический подход ориентирован на опыт исследователя, интуицию; его особенностью является доверие к «субъективному суждению».

Статистический подход предусматривает учет объективных (количеств.) показателей, их статистическую обработку.

Клинический опирается на анализ в основном качественных показателей, стремясь охватить их во всей полноте. Его существенной особенностью является доверие к «субъективному суждению» и профессиональному опыту. В «чистом» виде клинический подход не далеко уходит от суждения здравого смысла.

Статистический подход предусматривает учет объективных (количественных) показателей, и их статистическую обработку в виде, например, уравнении регрессии или факторного анализа.  Роль субъективного суждения сводиться к минимуму.

В полноценном диагностическом исследовании необходимо сделать обоснованные психологические заключения, а тем самым осуществить выход за рамки статистических данных. В большинстве диагностических ситуаций необходимо гармоничное сочетание клинического и статистического подходов, а не их противопоставление.


29 вопрос. Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы в образовательных учреждениях.

Опытно-экспериментальной считается деятельность, основанная на научном анализе существующей теории и практики образования, направленная на создание условий для эффективной реализации социально-педагогических инициатив, обеспечивающих разностороннее, свободное и творческое развитие личности.

В опытно-экспериментальной работе (ОЭР) принимают участие все педагоги, работающие в инновационном и экспериментальном режиме в гимназических, профильных, общеобразовательных, коррекционно-развивающих классах школы.

Опытно-экспериментальная работа направлена на совершенствование теоретической базы обучения, воспитания и развития школьников, достижение положительных результатов практической деятельности, внедрения эффективных технологий, развития межличностных отношений.

Опытно-экспериментальная деятельность в учреждениях образования

ОЭР начинается по инициативе образовательного учреждения или по заказу научных, педагогических и иных организаций, органов управления образованием, а также общественных организаций (родительского коллектива, педсовета) и частных лиц, при условии согласования с органами управления образованием.

Любая ОЭР в образовательном учреждении прямо или косвенно влияет на самочувствие учащихся, их интеллектуальной и общее развитие, затрагивая интересы и права в получении образования. Поэтому государственный контроль за условиями и результатами этой деятельности в образовательных учреждениях города осуществляют органы управления образованием.

Организация работы

Опытно-экспериментальная работа осуществляется как в индивидуальном порядке, так и в творческих группах (секции, лаборатории, творческие мастерские, временные объединения, экспериментальные группы и др.).

Педагоги-исследователи собираются на совещания (не реже двух раз в год) для обсуждения хода и итогов работы, выступают с творческими отчетами, организуют выставки, утверждают планы дальнейшей деятельности, научно-практических конференциях разного уровня. Руководство опытно-экспериментальной работой осуществляет Экспертный совет, в который могут входить представители педагогической и научной общественности: учителя, ученые, преподаватели и методисты вузов и т.д.

Экспертный совет рассматривает в течение одного месяца заявки от учителей школы на участие в опытно-экспериментальной работе; принимает решение о целесообразности предлагаемых исследований; определяет статус школьной экспериментальной площадки (ШЭП) на основании квалифицированной экспертизы заявленной проблемы и степени готовности условий для ее разработки с указанием (в случае необходимости) рекомендаций по обеспечению эксперимента. Заключения экспертной комиссии является основанием для приказа директора образовательного учреждения.


Заявка на организацию школьного эксперимента должна содержать:

  • обоснование актуальности и значимости предлагаемого эксперимента для развития образовательного учреждения;

  • программу эксперимента, предусматривающую изучение теоретических основ проблемы и ее реализации на практике;

  • формулирование проблемы, определение темы, цели, задач исследования, разработку исходной гипотезы, показателей и критериев результативности работы, план проведения эксперимента, подбор экспериментальной и контрольной групп испытуемых, выбор методов исследования, создание необходимых условий работы, прогноз потерь и компенсацию негативных явлений, проведение эксперимента, сбор и обработку получаемых данных, оформление результатов исследования и внедрение в практику.

Содержание и формы ОЭР

Опытно-экспериментальная работа заключается:

  1. в выявлении противоречий учебно-воспитательного процесса, ранжирование и исследование проблем в зависимости от практической потребности и готовности школы к их разрешению;

  2. в разработке и реализация целевых индивидуальных и авторских программ, концепций, новых методик и технологий, стандартов разноуровневого образования, эталонов оценочной деятельности, разнообразных методов диагностирования, критериев эффективности труда, создание учебно-методического комплекса;

  3. в структурировании учебных программ и курсов;

  4. в сотрудничестве педагогов, ученых, одаренных учащихся в опытно-экспериментальной работе;

  5. в выполнении заказов на опытно-экспериментальные разработки от учреждений, научных организаций, управленческих структур;

  6. в осуществлении информационно-методической и издательской деятельности.

Классификация видов ОЭР

Отдельные исследования различаются по характеру цели, субъекта, объекта и предмета исследования, длительности и масштабам поисковой и экспериментальной работы.

По характеру решаемых проблем и ожидаемых результатов ОЭР может быть: фундаментальным исследованием, прикладным исследованием, разработкой, внедрением инновационного педагогического опыта в практику работы образовательного учреждения.

По составу авторов-исполнителей: индивидуальная и коллективная ОЭР.

По характеру мотивации: инициативная (по инициативе самого образовательного учреждения), заказная ОЭР.

По уровню объекта исследований эксперимента в структуре педагогической системы: системные, модульные или локальные исследования (изменения).


По компоненту педагогической системы, избранному в качестве объекта исследование эксперимента: цели образования, его содержание, технологии образования, организация образовательной деятельности, и т.д.

По степени актуальности: достаточно актуальная, актуальная, высокоактуальная.

По длительности исследования: оперативная, среднесрочное исследование, длительная.

По экспериментальной базе исследования: ОЭР на малой экспериментальной площадке (1-2 класса), ОЭР на базе средней экспериментальной площадки (группа классов), ОЭР на базе общешкольной площадки, ОЭР на базе объединения нескольких образовательных учреждений.

Так, становится очевидным тот факт, что организация опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в учреждениях образования - процесс достаточно непростой и трудоемкий. Реализацией ОЭР занимаются не только непосредственные инициаторы и исполнители, но и специалисты многих других уровней образовательной иерархии. Столь пристальное внимание к ОЭР, приложение больших усилий к организации исследовательской деятельности объясняется тем, что зачастую качество и результат опытно-экспериментальной деятельности во многом зависит от ее правильной организации и установления тщательного контроля над ее проведением.

31. Психологический диагноз: понятие, основное содержание, значение для психодиагностического процесса, ошибки диагностического процесса.

Психологический диагноз – конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.

Л.С. Выготский выделил три уровня психологического диагноза:

 А) Симптоматический (эмпирический) – ограничивается констатацией определенных психических особенностей или симптомов. Такой диагноз не считается чисто научным, так как симптомы не всегда выявляются профессионалами, определяются автоматически без идентификации с известной науки проявлениями, никогда автоматически не приводит к диагнозу. Один из основных методов постановки симптоматического диагноза – наблюдение и самонаблюдение. 

В связи с этим эмпирический диагноз не застрахован от ошибок, свойственных наблюдению и обусловленных как индивидуальными психологическими особенностями наблюдателя, так и условиями наблюдения.