Файл: РК психология ответы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.08.2021

Просмотров: 452

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

79. Закономерность ощущений, при которой увеличивается чувствительность:

a. синестезия

  1. депривация

  2. фрустрация

  3. сенсибилизация

  4. адаптация

80. К операциям мышления не относится:

    1. синтез

    2. концентрация

    3. обобщение

    4. абстракция

классификация

81. Проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта:

a. воспоминание

  1. припоминание

  2. узнавание

  3. забывание

  4. запоминание

82. При каком эксперименте действия испытуемого определяются инструкцией?

    1. универсальном

    2. естественном

    3. лабораторном

    4. демонстративном

    5. формирующем

83. Показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания:

a. объем

  1. концентрация

  2. устойчивость

  3. интенсивность

  4. распределение

84. Психический процесс, свойственный только человеку и являющийся необходимым условием его трудовой деятельности:

    1. мышление

    2. память

    3. воображение

    4. внимание

    5. восприятие

85. Какой интеллект, по мнению Кэттела, имеется у каждого человека с рождения?

a. «кристаллический»

  1. результирующий

  2. умственный

  3. потенциальный

  4. связанный

86. Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами:

    1. наглядно-образное

    2. словесно-логическое

    3. наглядно-действенное

    4. теоретическое

    5. реалистическое

87. Психология стала самостоятельной наукой в:

a. 1866 году

  1. 1854 году

  2. 1873 году

  3. 1879 году

  4. 1889 году

88. Эмоции возникают:

    1. в ситуациях конфликта

    2. в ситуациях угрозы

    3. в ситуациях успеха

    4. в особо значимых ситуациях

    5. во всех ситуациях жизнедеятельности человека

89. Как называется начальная стадия в становлении мышления?

a. трансдукция

  1. логическая

  2. дедукционная

  3. допонятийная

  4. понятийная

90. Назовите вид памяти, когда информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов:

    1. механическая память

    2. логическая память

    3. образная память

    4. непроизвольная память

    5. произвольная память?

91. Внимание, возникающее на основе интереса, проявление направленности личности:

a. послепроизвольное

  1. произвольное

  2. непосредственное

  3. непроизвольное

  4. посредственное

92. Рецепторы, расположенные на поверхности тела, называются:

    1. интерорецептивные

    2. проприорецептивные

    3. экстерорецептивные

    4. мезорецептивные

    5. кинестетические

93. «Память дня» - это память:

a. кратковременная

  1. оперативная

  2. промежуточная

  3. сенсорная

  4. долговременная

94. Способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям называется:

a. сенситивность

b. эмпатия

c. отзывчивость

d. конформизм

e. рефлексия

95. Как называется подход, который утверждает, что психика свойственна всем живым организмам?

  1. антропсихизм

  2. мозгопсихизм

  3. нейропсихизм

  4. биопсихизм

  5. панпсихизм

96. Наименьшая величина различий между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные:


    1. дифференциальный порог ощущений

    2. нижний порог ощущений

    3. оперативный порог ощущений

    4. верхний порог ощущений

    5. временный порог ощущений

97. Психическое явление, которое относится к такой форме проявления психики как состояние:

a. эмоции

  1. воля?

  2. характер

  3. апатия

  4. темперамент

98. Извлечение информации из запасов памяти – это:

    1. сохранение

    2. узнавание

    3. запечатление

    4. воспроизведение

    5. забывание

99. Отражение в обобщённой форме существенных свойств предметов и явлений действительности - это:

a. суждение

  1. понятие

  2. умозаключение

  3. представление

  4. ассоциация

100. Свойством сознания является:

  1. предметность

  2. концентрация

  3. познание

  4. интенсивность

  5. распределение

 101. Мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции - это

a. оперативная память

  1. кратковременная память

  2. произвольная память

  3. сенсорная память

  4. непроизвольная память

102. Степень сосредоточенности сознания на объекте – это:

    1. объем внимания

    2. концентрация внимания

    3. устойчивость внимания

    4. колебание внимания

    5. переключаемость внимания

103. Отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания является функцией:

a. сознания

  1. инстинкта

  2. мышления

  3. психики

  4. воли

104. Кто является автором трактата «О душе»?

    1. Платон

    2. Демокрит

    3. Декарт

    4. Спиноза

    5. Аристотель

105. Назовите феномен, когда пожилые люди легко вспоминают о давнопрошедшем, но легко забывают только что услышанное:

a. закон Аристотеля

  1. закон Юнга

  2. закон Адлера

  3. закон Рибо

  4. закон Бибо

106. Форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод:

    1. рассуждение

    2. суждение

    3. умозаключение

    4. понятие

    5. обоснование

107. Способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сопереживать:

a. рефлексия

  1. эмпатия

  2. конгруэнтность

  3. толерантность

  4. гуманность

108. Речь, выступающая как фаза планирования в практической и теоретической деятельности:

    1. устная

    2. письменная

    3. внутренняя

    4. диалогическая

    5. монологическая

109. Наиболее мощная эмоциональная реакция:

a. чувство

b. аффект

c. депрессия

d. стресс

e. страсть

110. Как называется подход, который утверждает, что психика свойственна только организмам, имеющим нервную систему?

    1. антропсихизм

    2. мозгопсихизм

    3. нейропсихизм

    4. биопсихизм

    5. панпсихизм


Вопросы


  1. Предмет и задачи психологии. Опишите отрасли психологии (не менее пяти).

  2. Раскройте и опишите основные этапы развития психологии как науки.

  3. Какие научные методы использует психология в своих исследованиях? Назовите особенности этих методов, их подвиды.

  4. Что представляет собой структура психики? Какие основные функции выполняет наша психика?

  5. Ощущение как простейший психический процесс. Дайте его определение, опишите виды ощущений, а также структуру анатомофизиологического аппарата ощущений.

  6. Какой познавательный процесс называется восприятием? Раскройте свойства восприятия.

  7. Дайте определение «вниманию». Опишите виды и свойства внимания.

  8. Дайте определение памяти. Опишите виды памяти.

  9. Дайте определение понятию «Речь». Опишите функции и виды речи.

  10. Мышление. Формы и операции мышления.

  11. Способы развития и активизации творческого мышления.

  12. Понятие интеллекта. 7 видов умственных потенций (факторов) по Терстоуну.

  13. Что такое эмоции? Опишите особенности различных эмоциональных состояний.

  14. Что такое эмоции? Функции эмоций (дайте объяснение каждой из функций, приведите примеры).

  15. Раскройте понятие «воля». Виды волевых действий.

  16. Распишите структуру сложного волевого действия.

  17. Дайте определение понятия «стресс». Опишите виды стресса.

  18. Начертите схему «Адаптационного синдрома». Напишите комментарий к каждому из этапов.

  19. Раскройте сущность понятия «сознание». Укажите функции и слои сознания. Есть ли сознание у насекомых, птиц, млекопитающих?

  20. Что такое самосознание? Укажите критерии и структуру самосознания.




















1.Предмет и задачи психологии

Психология , как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики.

Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.

Предметом психологии является психика

Психика - это свойство головного мозга, обеспечивающее жи­вотным и человеку способность отражать воздействия внешнего мира.

(Понятие «отражать» здесь включает: чувствовать, переживать; у человека - мыслить и отвечать поведением, действием.) Психология изучает участие психики в познании человеком окружающего мира в его деятельности и общении; она помогает понять своё внутреннее со­стояние, индивидуальные особенности личности и межличностные от­ношения.

Основной задачей психологии является изучение законов пси­хической деятельности в ее развитии. Она охватывает процессы, со­стояния и свойства человека - от элементарных ощущений, психических свойств личности и до борьбы мотивов личностей.

Наука - прежде всего исследование, поэтому недостаточно оп­ределения её предмета, она включает и определение её метода.

Социальная психология постигает закономерности индивидуального и общественного в психике личности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп.

Возрастная психология исследует психику в онтогенезе, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, юности, взрослого человека и геронтология. В последние годы в отечественной классификации произошла замена названия этого раздела, именуемого теперь психологией развития. Одним из разделов психологии развития выступает акмеология, изучающая достижение человеком вершин профессионального мастерства.

Педагогическая психология имеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание).

Психология труда (исторически первое название — психотехника) рассматривает психику в условиях многоликой трудовой деятельности. Включает в себя немало самостоятельных разделов: инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология, психология управления, организационная, военная, политическая, юридическая, судебная, психология торговли, рекламы, спорта, творчества и т.п.

Психолингвистика занимается изучением речи как вида психики, использующей языковые системы в качестве внутреннего средства. Здесь также выделяются разделы, например, психосемиотика, психосемантика.

Медицинская психология исследует психику в условиях болезни: душевной или телесной. Здесь выделены такие разделы, как нейропсихология, патопсихология, соматопсихология. В современной науке носит название клиническая психология.


Психология аномального развития, или специальная психология: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология.

Дифференциальная психология исследует всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические и др. В былые времена ее обозначали термином сравнительная психология.

2. I этапе психология выступает как наука о душе, наличием которой объясняли все непонятные явления в жизни человека. Материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи — вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения.

II этап развития психологии связан с ее пониманием как науки о сознании. Его начало совпало с периодом бурного развития естественных наук в 17 веке. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
III этап — психология как наука о поведении (20 век). Основная задача психологии на этом этапе — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека.
IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

3. Метод это способ познания чего-либо: психического процесса, деятельности, качеств личности и прочих, необходимых для психолога аспектов изучения человека. В психологии существует весьма большое количество методов и отдельных разновидностей.

Основные методы:

Наблюдение. Исследователь просто наблюдает, не изменяя ход ситуации. Отличается множеством разновидностей: открытое или скрытое, включенное или невключенное, лабораторное или естественное и так далее.

Эксперимент. В этом случае исследователь вмешивается в ситуацию. Он может создать определенные условия для эксперимента или окружить испытуемого специальной аппаратурой. А может включать испытуемого в деятельность незаметно для него самого.

Тест кратковременное задание. По итогам выполнения можно судить об уровне имеющихся знаний.

По его классификации, все методы делятся на 4 группы:

  1. Организационные

  2. Эмпирические

  3. Методы по сбору обработки данных

  4. Интрепретационные методы.

Организационные методы включают в себя:

  • Сравнительный метод (разные группы сравниваются по определенным критериям: возрасту, уровню развития психических процессов и так далее)

  • Лонгитюдный (одна и та же группа обследуется на протяжении недели, месяца, нескольких лет)

  • Комплексный (группу или одного испытуемого исследуют специалисты из разных областей: педиатры, неврологи, психологи)


Эмпирические методы:

  • Самонаблюдение и наблюдение (систематическое, включенное, выборочное и другие различные виды)

  • Эксперимент (лабораторный, формирующий, констатирующий, естественный и прочие виды эксперимента)

  • Анализ процессов и продуктов деятельности (детские рисунки, школьный дневник, классный журнал и так далее)

  • Психодиагностические методы (тест, интервью, анкета, беседа, проективные методики)

  • Биографический метод (изучается наследственность, отличительные моменты биографии)

По способу обработки данных:

  • Методы качественного описания

  • Методы математико-статистического анализа данных

Интерпретационные методы:

  • Фило- и онтогенетический

  • Структурный метод (типологизация, классификация и прочие виды)

4. В структуре психики обычно выделяют три крупные труппы психических явлений, а именно:

1) психические процессы
2) психические состояния
3) психические свойства.

В структуре психики различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием, входящим в структуру психики, следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятель? ности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.