Файл: Гигиенические требования к местам занятий физической культурой и спортом.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Бюджетное профессиональное образовательное учреждения
Омской области
«Омский авиационный колледж им. Н.Е. Жуковского»
Тема «Гигиенические требования к местам занятий физической культурой и спортом»
Реферативная работа по Физической культуре
\
Омск-2023 г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 3
1.1 Понятие гигиены 3
1.2 Гигиена физической культуры 5
1.1 Историческое формирование науки 6
1.2 Основные задачи гигиены физических упражнений и спорта 7
2. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ 8
2.1 Общие гигиенические требования к спортивной одежде и обуви 8
2.1.1 Гигиенические требования к спортивной одежде 8
2.1.2 Гигиенические требования к спортивной обуви 9
2.1.3 Основные требования к спортивному инвентарю, оборудованию 12
2.2.2 Гигиенические основы проектирования, строительства и эксплуатации спортивных сооружений 12
2.2.1 Основные гигиенические требования к расположению, ориентации и планировке спортивных сооружений 14
2.2.2 Основные гигиенические требования к строительным материалам 15
2.2.3 Основные требования к освещению спортивных сооружений 16
2.2.4 Вентиляции спортивных сооружений 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
ВВЕДЕНИЕ
гигиена физический спорт одежда
Гигиена физического воспитания и спорта как учебная дисциплина имеет большое общеобразовательное и специальное значение для студентов и специалистов в области физической культуры.
Гигиена физического воспитания и спорта как отрасль медицинских знаний и как отрасль педагогической науки и практики способствует решению общих задач - сохранения, укрепления и повышения уровня здоровья населения страны, формирования гармонического физического развития подрастающего поколения и продления периода активного долголетия взрослого населения. Знание гигиены необходимо для правильного решения вопросов по предупреждению заболеваний, повышения трудоспособности и сопротивляемости организма к неблагоприятным влияниям окружающей среды.
Имея образование дизайнера интерьера, я понимаю, что большое значение в успешном занятии спортом играет помещение и инвентарь, поэтому задалась вопросом нормативов строительства и оборудования, результаты описаны во второй половине контрольной работы.
1. ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
-
1.1 Понятие гигиены
Гигиена (hygieinos) - область медицинской науки о сохранении и улучшении здоровья путём проведения предупредительных мероприятий. Она изучает влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывает мероприятия по профилактике заболеваний. Английский ученый Э.А. Парксе считал, что «основная задача этой науки заключается в том, чтобы сделать развитие человека наиболее совершенным, упадок жизни - наименее быстрым и смерть - наиболее отдаленной».
Практическое претворение в жизнь гигиенических нормативов, правил и мероприятий называется санитарией. Достижения гигиены внедряются путём общественно-гигиенических мероприятий. С этой целью разрабатываются различные санитарные правила и нормы. Для эффективного использования достижений гигиены необходимо, что бы каждый человек понимал их значение. В связи с этим огромная роль принадлежит санитарному просвещению.
В зависимости от предмета изучения гигиеническая наука подразделяется на:
Гигиену окружающей среды
Гигиену питания и здоровья
Гигиену труда
Социальную гигиену.
Один из ведущих методологических принципов гигиены - принцип единства организма и среды: организм и среда рассматриваются как неразрывное целое, основные элементы единой системы «организм - среда».
Именно на основе изучения особенностей влияния различных факторов внешней среды на организм человека разрабатываются гигиенические
рекомендации, нормы и правила создания благоприятных условий труда, быта, отдыха и занятий физической культурой.
На организм человека могут воздействовать различные факторы внешней среды:
Химические - химические элементы и соединения, находящиеся в воздухе, воде, почве, пище.
Физические - температура, влажность и давление воздуха, радиация, вибрация, шум и т.п.
Биологические - микроорганизмы, гельминты, грибы.
Социальные факторы - характер трудовой деятельности, питание, жилищно-бытовые условия и др.
-
1.2 Гигиена физической культуры
Гигиена - наука о сохранении и укреплении здоровья человека. Ее главная задача - изучение влияния условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранение здоровья и долголетия.1
Цель гигиены - здоровье человека. «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков» [ Всемирнаяая орг. здравоохранения].
Гигиена физического воспитания и спорта - это наука о влиянии различных факторов, связанных с занятиями физической культурой и спортом, на здоровье занимающихся: условий внешней среды, в которых протекают занятия физическими упражнениями; организации и содержания занятий физическими упражнениями; объема и интенсивности физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями; характера питания; технического оснащения и экипировки спортсменов. [1, с. 5]
Гигиена физической культуры и спорта изучает взаимодействие организма занимающихся физической культурой и спортом с внешней средой.
Цель такого изучения - разработка гигиенических нормативов, требований и мероприятий, направленных на укрепление здоровья, повышения работоспособности и достижения высоких спортивных результатов.
Предметом гигиены физического воспитания и спорта как науки является изучение процесса взаимодействия организма человека с различными факторами физической культуры и спорта.
Основная задача гигиены физического воспитания и спорта состоит в разработке мероприятий для предупреждения возможного неблагоприятного влияния различных факторов физической культуры и спорта, улучшения состояния здоровья, физического развития, повышения общей и спортивной работоспособности лиц, занимающихся физической культурой и спортом.
К основным гигиеническим средствам, применяемым для этого, относятся:
оптимизация условий, режимов и содержания, форм и средств, применяемых в процессе занятий физическими упражнениями;
рациональное питание;
оптимизация физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями;
закаливание.
-
1.1 Историческое формирование науки
С XVII в. физическое воспитание рассматривалось как система воспитания, в которой выделялись и формулировались специальные целенаправленные задачи укрепления здоровья и совершенствования физического развития занимающихся.
Впервые, эта система получила научное обоснование в начале XIX в. в России. Основоположником теории физического образования и воспитания стал Петр Францевич Лесгафт. Он заложил медико-биологические основы учения о физическом воспитании, которые послужили предпосылкой не только для разработки теории и методики физического воспитания, но также физиологии и гигиены физических упражнений и спорта.
В дальнейшем научные исследования в области физической культуры и спорта, включая проблемы гигиены и спортивной медицины, велись в институтах физической культуры, где сосредоточились лучшие научные силы страны в данной области знаний, формировались новые идеи и направления, готовились кадры молодых ученых.
Особенно большое значение для развития гигиены физического воспитания и спорта имело создание кафедр гигиены в двух старейших институтах физической культуры России, в Институте им. П. Ф.Лесгафтаи в Центральном институте.
-
1.2 Основные задачи гигиены физических упражнений и спорта
В результате многолетних научных исследований в области гигиены физического воспитания и спорта определены основные задачи гигиены физических упражнений и спорта:
изучение влияния условий внешней среды на здоровье занимающихся физической культурой и спортом и их оздоровление;
разработка гигиенических мероприятий, способствующих укреплению здоровья занимающихся физическими упражнениями и спортом;
повышение работоспособности, выносливости, обеспечение роста спортивных достижений.
Эти задачи и определили конкретное содержание курса гигиены физического воспитания и спорта как раздела науки и учебной дисциплины: гигиена воздушной среды, воды, почвы, гигиена планирования, строительства и эксплуатации спортивных сооружений, личная гигиена, закаливание, питание спортсменов, гигиена тренировки, гигиеническое обеспечение занятий в отдельных видах спорта.
2. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ
-
2.1 Общие гигиенические требования к спортивной одежде и обуви
Гигиенически оптимальная, с учетом специфики вида спорта, спортивная одежда и обувь необходимы для эффективной и безопасной тренировочно-соревновательной деятельности.
Гигиеническое назначение спортивной одежды и обуви - создание и сохранение оптимального теплового баланса в системе «организм - окружающая среда», в процессе занятий физическими упражнениями различной интенсивности и направленности. Температурный режим организма оказывает прямое действие на динамику и интенсивность основных обменных процессов.
-
2.1.1 Гигиенические требования к спортивной одежде
У спортсменов, выполняющих большую физическую работу в спортивной одежде
, сопровождающуюся значительным выделением энергии, затрудняется теплоотдача через кожу. Средняя кожная температура быстро повышается, особенно при высоких температурах окружающей среды и относительной влажности воздуха. Спортивная одежда должна обеспечить оптимальный микроклимат. На него влияют тепловое состояние организма спортсмена, метеорологические условия внешней среды и свойства спортивной одежды.
Для изготовления спортивной одежды и обуви применяются разные материалы: натуральные, искусственные и синтетические. Натуральные материалы делятся на две группы: животного (шелк, шерсть, мех) и растительного (хлопок, лен и др.) происхождения. Материалы животного происхождения имеют белковую природу, растительного - состоят преимущественно из клетчатки. Искусственные материалы (вискоза, ацетат, триацетат и др.) создаются из продуктов переработки древесной целлюлозы, по своей химической природе они близки к хлопку и льну. Синтетические материалы могут быть ткаными, неткаными, дублированными и прорезиненными.
Основные гигиенические характеристики материалов, используемые для изготовления спортивной одежды и обуви:
теплопроводность;
воздухопроницаемость,
гигроскопичность,
паропроницаемость,
водоемкость,
испаряемость влаги.
Спортивная одежда изготавливается также из материалов, состоящих из различных волокон. Гигиенические свойства таких материалов меняются в зависимости от того, какое волокно в них преобладает.
-
2.1.2 Гигиенические требования к спортивной обуви
Они во многом совпадают с требованиями к спортивной одежде: водоупорность; достаточная вентилируемость; мягкость; легкость; эластичность. После намокания и высушивания обувь не должна менять форму и размеры, оставаясь гибкой.
Общие требования:
прочность,
эластичность,
соответствие времени года,
условиям тренировок и соревнований,
надежная защита стоп от механических ударных воздействий при беге, прыжках,
отсутствие скольжения подошв по поверхности покрытий спортивных сооружений или почве при занятиях физическими упражнениями,
а от зимней обуви требуется еще и хорошая теплозащитность.
Материалы, применяемые для изготовления спортивной обуви, должны принимать и сохранять форму стопы без значительных изменений внутренней конфигурации и внешнего вида. При изготовлении спортивной обуви применяются натуральная кожа и ее заменители, резина, синтетические материалы.