Файл: Лекция 1 психология часть психология как наука. Предмет и задачи психологии.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Целостность восприятия – восприятие дает целостный образ предмета.
СТРУКТУРНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ – ВОСПРИЯТИЕ В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОЕКЦИЕЙ НАШИХ МГНОВЕННЫХ ОЩУЩЕНИЙ И НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОСТО ИХ СУММОЙ .
КОНТРАСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ – ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ПОСТОЯНСТВО НЕКОТОРЫХ СВОЙСТВ ПРЕДМЕТОВ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ УСЛОВИЙ ИХ ВОСПРИТИЯ.
АППЕРЦЕПЦИЯ – ЗАВИСИМОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ ОТ ОБЩЕГО СОДЕРЖАНИЯ НАШЕЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.
ОСМЫСЛЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ – ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, КОТОРЫЙ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НЕ ПРОСТО НАБОРОМ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИХ НА ОРГАНЫ ЧУВСТВ, А ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПОСТОЯННЫЙ ПОИСК НАИЛУЧШЕГО ТОЛКОВАНИЯ ИМЕЮЩИХСЯ ДАННЫХ.
АКТИВНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ (ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ) - ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ ,ЧТО В ЛЮБОЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ МЫ ВОСПРИНИМАЕМ ТОЛЬКО ОДИН ПРЕДМЕТ ИЛИ КОНКРЕТНУЮ ГРУППУ ПРЕДМЕТОВ, В ТО ВРЕМЯ КАК ОСТАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ РЕАЛЬНОГО МИРА ЯВЛЯЮТСЯ ФОНОМ НАШЕГО ВОСПРИЯТИЯ, Т.Е. НЕ ОТРАЖАЮТСЯ В НАШЕМ СОЗНАНИИ.
восприятие движения
восприятие времени
восприятие пространства
обонятельное восприятие
осязательное восприятие
вкусовое восприятие
слуховое восприятие
зрительное
восприятие
не преднамеренное
преднамеренное
константность
структурность
предметность
осмысленность
целостность
апперцепция
активность
объективный
субъективный
описательный
объяснительный
синтетический
виды восприятия
Свойства восприятия
Типы восприятия
наблюдение
по основной модальности
по форме восприятия материи
ВОСПРИЯТИЕ
аналитический
Особенности восприятия
константность
осмысленность
структурность
предметность
целостность
виды восприятия
вкусовое
обонятельное
слуховое
осязательное
кинестетическое
зрительное
Внимание |
Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на предметах и явлениях действительности, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности индивида. |
Направленность проявляется в | Сосредоточенность (концентрация) на одних | ||||||||
избирательности, выборе, выделении | объектах предполагает одновременное отвлечение | ||||||||
объектов, соответствующих потребностям | от всего постороннего, временное игнорирование | ||||||||
субъекта, целям и задачам его деятельности | других объектов | ||||||||
Выбор | формы про явления внимания | ||||||||
произвольный | непроизвольный | Сенсорные | Интеллектуальные | Двигательные | |||||
(глаз, ухо) | (моторные) | ||||||||
По характеру происхождения и способам осуществления выделяются | |||||||||
три вида внимания | |||||||||
Непроизвольное | Произвольное | Послепроизвольное | |||||||
Возникает и поддерживается | Сознательно | Характеризуется длительной | |||||||
независимо от сознательных целей | направляемое и | сосредоточенностью. С ним | |||||||
намерений человека, без усилий | регулируемое волей | связывают умственную деятельность. | |||||||
воли. | сосредоточение. | Формируется на основе | |||||||
Условия возникновения: | Условия | произвольного внимания. | |||||||
возникновения: | Условия возникновения: | ||||||||
Интерес | новизна | Наличие | цель | Усилие | Усилие воли | интерес | |||
сильного | воли | ||||||||
раздражителя | |||||||||
Структура внимания | |||||||||
Внимание характеризуется следующими свойствами: | |||||||||
устойчивость | переключение | распределение | объем | ||||||
Длительность | Проявляется в | Успешное | Оценивается количеством | ||||||
сохранения | преднамеренномпереходе | выполнение | воспринимаемых объектов за | ||||||
внимания. Важна | субъекта от одного действия к | нескольких | время 0.07 – 0.1с. Обычно 5- | ||||||
активность | другому. Предотвращает | действий | 7. | ||||||
учащихся | утомление, повышает | одновременно | Группировка, | ||||||
устойчивость | систематизация, | ||||||||
объединение по смыслу | |||||||||
Организация внимания в учебной деятельности | |||||||||
1Формирование интереса учащегося к предмету (увлеченность, активность личности, элемент | |||||||||
творчества (проблемные вопросы, проблемные задачи)) | |||||||||
2.Чткая организация учебного процесс а | |||||||||
3.Речь преподавателя организует внимание (Неправильное ударение) | |||||||||
4.Четкое, логически построенное изложение материала | |||||||||
5.Наличие наглядных средств | |||||||||
6.Разнообразие приемов обучения | |||||||||
7. Зрительная опора в любом виде (переключение) | |||||||||
8.Лекцию необходимо предварять планом | |||||||||
9. Составление студентами резюме лекции |
Внимание
Виды внимания
Преднамеренное
Непреднамеренное
Сосредоточение
Целенаправленность
Организованность
Устойчивость
Динамическое
Статическое
Интенсивность
раздражения
Новизна и необычность
Динамичность объекта
Внимание
(психологический феномен)
Основные характеристики:
направленность
сосредоточенность
Физиологическая основа
Возбуждение одних нервных процессов и торможение других
Физиологические основы внимания
свойства внимания
виды внимания
ориентировочный механизм
периферийный механизм
центральный механизм
концентрация
объем
отвлекаемость
переключаемость
устойчивость
послепроизвольное
произвольное
непроизвольное
ВИДЫ ВНИМАНИЯ
(по характеру происхождения и способам осуществления)
Непроизвольное
Возникает и поддерживается независимо от сознательных целей (намерений) человека, без усилий воли.
Произвольно
Сознательно направляемое и регулируемое волей сосредоточение.
Послепроизвольное
Характеризуется длительной сосредоточенностью. С ним связывают умственную деятельность. Формируется на основе произвольного
Условия возникновения
Условия возникновения
- усилие воли
- интерес
- цель
- усилие воли
- интерес
- новизна
- наличие сильного раздражителя
Условия возникновения
Внимание как аспект психического процесса человека
Внимание
непроизвольное
произвольное
-Отвлекаемость;
-Неустойчивость действий.
Устойчивость
Распределение
Объем
Способствующих развитию
-интересы;
-мыслительные процессы;
-потребности в знании.
Концентрация
Переключение
Память
Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидуумом его опыта. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Память развивается в процессе развития личности. Пик памяти - 20лет. Наиболее эффективно запоминается материал, выступающий в качестве цели действия. |
Виды памяти
По характеру психической активности
По характеру цели деятельности
По продолжительности закрепления и сохранения материала в связи с его ролью и местом в деятельности
1.Двигательная – зсв движения и систем
2.Эмоциональная - память на чувства, эмоции. Сигнализирует о том, как осуществлять наши потребности и интересы
3.Образная - память на образы
- слуховая
- зрительная
- осязательная
- обонятельная
- вкусовая
4.Логико-смысловая или словесно-логическая – стандартная форма представления знаний
1.Произвольнаяесть цель запоминания, используются мнемонические приемы. Имеет значение полнота четкость и последовательность действий. 2. Непроизвольная - отсутствует определенная цель что-либо запомнить. Наиболее эффективно и нетрудоемко.
1.Долговременная - все, что более нескольких минут. Объем - 10 млрд. нейронов.
2.Кратковременнаяхарактеризуется недолговременным хранением после однократного предъявления и немедленного воспроизведения. Может быть запомнено около 5-7 элементов .
3.Оперативнаямнемонические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком действия, операции (хранение промежуточных результатов).
Условия запоминания
1. Интерес, личностная значимость, важность.
2. Выделение в изучаемом материале главных мыслей и группирование их в виде плана.
3. Нахождение сходных и отличительных черт в описываемых предметах и между ними.
4. Включение нового материала в систему уже имеющихся знаний.
5. Повторение.
6. Концентрирование и распределение материала, три способа заучивания:
- целостный 14 повторений
- частичный 16 повторений
- комбинированный 9 повторений
7. Самоконтроль – попытка воспроизвести материал.
8. Организация материала – наглядность и образность.
9. Логическая связность текста.
10. Систематизация материала.
11. Реконструкция и переработка материала.
12. Организация активной мыслительной деятельности субъекта с объектом.
13. Доступность материала.
14. Установка на запоминание (на какое время и как запоминать произвольно, непроизвольно).
Работа с текстовым материалом
- Разбитие на части, вскрытие структурных отношений между частями .
- Выделение и группировка опорных вех, тема, тематика, мысли .
- Мысленный пересказ текста себе.
- Составление вопросов по тексту.
- Составление карточек, таблиц, схем, матриц.
- Лучше запоминается начало и конец, читать текст 5 раз.
- Комментирование текста самому себе, для приспособления его к своим интересам и задачам.
- Осуществлять перерыв при переходе от одного материала к другому.
Зазубривание текста
- Первое чтение - просмотр, ориентировка.
- Второе чтение - составление плана (смысловая группировка и выделение опорных пунктов).
- Третье чтение - разбиение текста на части по основным мыслям.
- Четвертое чтение - подлинное запоминание содержания.
- Пятое чтение - мысленный пересказ текста самому себе.
Процессы памяти
Сохранение
Узнавание
Воспроизведение
Припоминание
Забывание
Динамическое -оперативная память. Материал изменяется мало.
Статическая – долговременная память, материал значительно перерабатывается.
Происходит в момент его восприятия. Может быть различным по степени точности и полноте.
Актуализация закрепленного ранее материала, путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную.(непосредственное, опосредованное – через ассоциации) (произвольное, непроизвольное).
Происходит по законам ассоциации. Помогают вопросы, вызывающие промежуточные ассоциации. Всегда произвольное, преднамеренное.
Выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении. Зависит от:
-понятности
материала, интереса к нему;
-объема материала, степени трудности;
степени включения материала в деятельность
Индивидуальные различия памяти
- Объем памяти
- Скорость запоминания
- Гибкость (запоминание различного материала)
- Полнота запоминания
- Точность
- Прочность
- Способность к воспроизведению
Профессиональные различия памяти
- Наглядно-образный (зрительный)
- Словесно-абстрактный (мысли, числа)
- Промежуточный