Файл: Лекция 1 психология часть психология как наука. Предмет и задачи психологии.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Память – основа психической деятельности

ПАМЯТЬ:

Запоминание информации­ анализ и кодирование поступающей информации.

Сенсорная информация кодируется и передается в систему памяти.

Воспроизведение- использование данных своего опыта, активизация закрепленных знаний.

Хранение информации – удерживание полученных знаний в течении относительно длительного периода времени.

Классификация видов памяти:

В зависимости от волевых усилий личности:

Не произвольная

Произвольная

По времени хранения материала:

Сенсорная

Кратковременная

Оперативная

Долговременная

В зависимости от момента

получения информации:

Генетическая

Прижизненная:

Двигательная

Образная

Эмоциональная

Символическая:

словесная

логическая

Объем памяти

Способность к воспроизведению

Прочность

Точность

Полнота запоминания

Гибкость

Скорость запоминания

отражение

Мышление

Мышление - это высший продукт особым образом организованной материи - мозга, активный процесс познавательной деятельности индивида. Характеризуется опосредованным и обобщенным отражением действительности в представлениях, понятиях, суждениях, умозаключениях и т.д. В ходе ее анализа и синтеза мышление тесно связано с языком, речью. Возникает на базе общественного развития благодаря труду.

Мышление

Наглядно - действенное

Связано с практической деятельностью - инженеры

Наглядно - образное Мышление образами ­художники

Отвлеченное

Абстрактные понятия ­ученые

Понимание – это раскрытие существенного в предметах и явлениях действительности.

Аналитико-синтетическая деятельность.

Мыслительная.

Методы понимания:
  • Анализ
  • Синтез
  • Сравнение
  • Абстракция
  • Конкретизация
  • Обобщение

Действительность

Индивидуальные различия мышления
  • Гибкость ума (умение изменять способы решения задачи в соответствии с изменяющимися условиями)
  • Инертность мышления (компенсируется правильной организацией мыслительной деятельности)
  • Самостоятельность (умение самому увидеть проблему и самому ее решить, тесно связано с критичностью)
  • Критичность (умение не поддаваться влиянию чужих мыслей, умение их правильно оценить, увидеть их слабые и сильные стороны)
  • Широта ума (охват широкого круга вопросов, творческое мышление в разных областях знаний)
  • Последовательность и логичность
  • Глубина ума (способность проникать в суть явлений)
  • Быстрота мысли


Процесс мышления

Умозаключения

Индуктивные

Дедуктивные

Суждения

Общие

(все..)

Частные

(некоторые..)

Единичные

(этот..)

Понятия

Формирование внешней речи

Представление + внутренняя речь (что выполнить, куда направить действие)

практика

непосредственно

опосредованно

Мыслительный процесс



Мотивация (желание решить проблему)

Анализ проблемы (выделение «что дано», «что требуется найти», какие недостающие или избыточные данные)

Поиск решений: а) поиск решения на основе одного известного алгоритма (репродуктивное решение)

б) поиск решения на основе выбора оптимального варианта в) поиск оптимального нового решения

г) на основе глубоких логических операций

Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.

Реализация решения.

Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2)

Общая характеристика мышления психологического процесса

МЫШЛЕНИЕ

особенности протекания

формы мышления

мыслительные операции

анализ

синтез

сравнение

абстрагирование

обобщение

конкретизация

понятие

суждение

умозаключение

обобщенное отраженное и опосредованное познание действительности

решение конкретной задачи

связь с речью

Основные виды умственной деятельности

Сравнение

Анализ и синтез

Абстракция и конкретизация

Индукция и дедукция

непосредственное

опосредованное

практическое

теоретическое

Абстрактные понятия

Конкретные понятия

Формирование ориентировочной основы

Формирование умственного действия

Освоение заданного без опоры на реальные предметы

Отказ от внешней речи

Действие выполняется в сфере интеллектуальных и умственных навыков

В И Д Ы М Ы Ш Л Е Н И Я

Классификация мышления

по форме

по характеру

по степени

развернутости

по степени новизны

Репродуктивное

Продуктивное

Наглядно-действенное



Наглядно-образное

Абстрактно-логическое

Теоретическое

Практическое

Дискурсивное

Интуитивное