Файл: Учебное пособие по дисциплине итинфраструктура предприятия (курс лекций) Направление подготовки 38. 03. 05 Бизнесинформатика.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 402
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10
специальное ПО, ориентированное на обеспечение некоторых бизнес-процессов (проектирование, складской учет, бухгалтерия, взаимо- действие с поставщиками, управление производством).
Информационная инфраструктура различного уровня (глобальная, национальная, отраслевая, организации и т.д.) содержит:
распределенные информационные ресурсы, включающие web- ресурсы (сайты, порталы и др.), банки и базы данных (в том числе с уда- ленным доступом), электронные библиотеки, электронные журналы;
распределенные вычислительные ресурсы, включающие ВЦ коллективного пользования, суперкомпьютерные центры, сетевые вычис- лительные ресурсы организаций, индивидуальные компьютеры;
телекоммуникационные ресурсы, обеспечивающие взаимодей- ствие удаленных пользователей с информационными и вычислительными ресурсами.
Таблица 1
Типы IT-инфраструктуры
Типы IT-
инфра-
структуры
Характеристики
Рекомендации базовый
- отсутствие координации, ручное сопровождение, разрозненные рабочие мес- та
- построение серверной инфра- структуры; введение службы каталогов для ау- тентификации;
- налаживание сервисов для авто- матического обновления;
- применение антивирусной защи- ты;
- защита трафика;
- реализация базовых сценариев се- тевой технологии (DNS, DHCP). стандарти- зированный централизованное управ- ление
ИТ- инфраструктурой, наличи- ем автоматизированных базовых процессов, служба каталогов для аутентифи- кации,
- обновления автоматизи- рованы, на рабочих местах антиви- русная защита;
- система резервного копи- рования для критически
- обновление ПО на рабочих мес- тах для последних версий ОС и па- кета офисных приложений;
- активное применение System
Management Server;
- применение решений по центра- лизованному резервного копирова- ния и восстановления после сбоев;
- организация удаленного доступа
VPN-сетям;
- изоляция критически важных серверов посредством применения протокола
IPSec
(для
Active
11 важных серверов;
- центральный межсетевой экран; внутренние DNS, DHCP
Directory / Exchange). рациональ- ный централизованная управ- ляемая и консолидирован- ная ИТ- инфраструктура, использование службы ка- талогов и групповых поли- тик для централизованного администрирования;
- автоматизация контроля / мониторинга функциони- рования ПО и аппаратного обеспечения;
- мониторинг серверов; ре- зервное копирование и восстановление для всех серверов и рабочих стан- ций; удаленный доступ
(VPN, Remote Desktop);
- изоляция серверов с по- мощью IPSec.
- внедрение технологий автомати- зации управления идентификаци- ей;
- использование
System
Management Server для управления серверами;
- проверка приложений на совмес- тимость; управления образами рабочих станций;
- развертывания / управления меж- сетевыми экранами на рабочих местах;
- организация защищенного бес- проводного сетевого доступа по службы
Internet
Authentication
Service (IAS) и службы каталогов
Active Directory. динамиче- ский
- полностью автоматизиро- ванной
ИТ- инфраструктурой, полное обеспечение потребностей пользователя в условиях гетерогенных сред;
- автоматическое управле- ние обновлениями для сер- веров;
- автоматическое тестиро- вание совместимости при- ложений и автоматическое управление образами рабо- чих станций;
- межсетевые экраны - на серверах и рабочих местах;
- защищены беспроводные подключения.
- решение для автоматического распространения образов серверов;
- решение для определения уровня нагрузки;
- поддержка карантина рабочих мест;
- мониторинг производительности рабочих мест;
- готовность к переходу на новую версию ОС;
- инструментарий для эффективно- го перехода на новые версии ПО;
- изоляция доменов
Active
Directory с использованием IPSec.
12
Тема 2. Информационные технологии и архитектура предпри-
ятия
1. Понятие архитектуры предприятия
2. Стратегические цели и задачи предприятия
3. Бизнес – архитектура предприятия
4. ИТ - архитектура предприятия
1. Понятие архитектуры предприятия
Современные информационные технологии (ИТ) становятся неотъ- емлемой составляющей любого предприятия. Сегодня они для многих предприятий - не просто способ автоматизации рутинныхопераций (тех- нологическая подложка), а эффективный инструмент в конкурентной борьбе. Современные ИТ – системы призваны быстро адаптироваться к новым потребностям бизнеса (его целям задачам) и полностью соответст- вовать архитектуре предприятия (Enterprise Architecture EA).
В настоящее время много говорится об эффективности информаци- онных технологий на предприятии, но при этом многие из аналитиков крупных компаний (например, Клиф Финкельштейн) считают, что пред- приятия просто перешли от состояния ручного хаоса к состоянию хаоса автоматизированного. Соответственно, любые крупные предприятия тре- буют структуризации и документирования, как бизнес-процессов, так и поддерживающих их информационных технологий.
Зачем нужна архитектура предприятия? Вопрос о необходимости архитектуры предприятия и архитектуры информационных технологий возникает достаточно часто. Понятие «архитектура» изначально относи- лась к области градостроительства. Для того, чтобы построить дом или спроектировать город, необходимо иметь определенный план, чертеж, по- зволяющий оценить все сооружение, в целом, и посчитать затраты на его реализацию. План здания (города) должен четко соответствовать функ- циональным требованиям заказчика к сооружениям этого класса.
Внедрение информационных технологий на предприятии, как и строительство, является сложным трудоемким процессом, но, при этом, многие крупные компании тратят колоссальные денежные средства на внедрение различных информационных систем без малейшего представ- ления об общей концепции развития предприятия. Можно себе предста- вить крупный город, в котором строительство отдельных зданий произво- дится хаотично, без архитектурных планов и долгосрочной концепции развития?
Построение комплексной информационной системы современного предприятия можно сравнить по сложности с проектированием города, где информационные системы соответствуют зданиям. Информационные
13 системы, как и отдельные здания, требуют поддержки и правильной экс- плуатации, ремонта и модернизации. Но жизненный цикл информацион- ной системы существенно короче жизненного цикла здания.
При построении комплексной информационной системы предпри- ятия (как правило, включающей множество различных по функциональ- ности информационных систем или подсистем) нам необходимо иметь документированную информацию о текущем состоянии и концепцию раз- вития наших информационных технологий в будущем.
Под архитектурой предприятия (EA - Enterprise Architecture), обычно понимается полное описание (модель) структуры предприятия, как системы, включающее описание ключевых элементов этой системы, связей между ними.
Архитектура предприятия определяет общую структуру и функции систем (бизнес и ИТ) в рамках всей организации в целом (включая парт- неров и другие организации, формирующие так называемое «предприятие реального времени») и обеспечивает общую рамочную модель
(framework), стандарты и руководства для архитектуры уровня отдельных проектов. Общее видение, обеспечиваемое архитектурой предприятия, создает возможность единого проектирования систем, адекватных, с
точки зрения обеспечения потребностей организации, и способных к взаимодействию и интеграции там, где это необходимо.
В основе архитектуры предприятия заложен «Архитектурный взгляд» на системы, определенный в стандарте ANSI/IEEE 1471, как
«фундаментальная организация системы, состоящая из совокупности ком- понент, их связей между собой и внешней средой, и принципы, которыми руководствуются при их создании и развитии».
Архитектура предприятия описывает деятельность компании с двух основных позиций:
Бизнес-архитектура описывает предприятие с позиции логи- ческих терминов, таких, как взаимодействующие бизнес-процессы и биз- нес правила, необходимая информация, структура и потоки информации.
Архитектура информационных технологий описывает пред- приятие с позиции технических понятий, таких как аппаратные и компью- терные средства, программное обеспечение, защита и безопасность.
Документирование и оптимизация архитектуры информационных технологий обеспечивает нам уменьшение уровня сложности информаци- онных систем и упрощает их интеграцию. Оптимизация бизнес-процессов компании и оптимизация функциональности информационных систем, использующихся для автоматизации бизнес-процессов, увеличивает при- ток инвестиций в информационные технологии. Архитектура предприятия в первую очередь объединяет архитектуру информационных технологий и
14 бизнес - архитектуру в единое целое, обеспечивая комплексный взгляд на обе существующие области (рисунок 1).
Архитектура предприятия является важным критическим элементом, связывающим информационные технологии, бизнес потребности пред- приятия и объединяет в себе процессы стратегического бизнес – планиро- вания, прикладные информационные системы и процессы их сопровожде- ния.
При этом архитектура предприятия неразрывно связана с основными рабочими процессами:
стратегия и планирование на уровне предприятия;
управление корпоративными проектами.
Уровень уменьшения сложностей и затрат.
В
оз вр ат и
нв ес ти ци й от и
сп ол ьз ов ан ия и
нф ор м
ац ии
Отсутствие архитектуры
Архитектура ИТ
Архитектура предприятия
Бизнес – архитектура
Рисунок 1. Взаимосвязь бизнеса и ИТ
Разработка стратегии современного предприятия (Strategy and Plan- ning) и управление корпоративными проектами (Enterprise program man- agement) включают в себя направление, связанное непосредственно с ин- формационными технологиями. Современные тенденции рассматривают
ИТ проекты и стратегические инициативы как определенный актив ком- пании, которым можно управлять аналогично финансовым активам.
Управление портфелем информационных технологий (Business and IT portfolio management) – это процесс управления инвестициями в об- ласти управления ИТ проектами. Под портфелем понимается совокуп- ность проектов, выполняемых на общем пуле ресурсов (финансы, люди, оборудование, материалы, энергия), при этом пул ресурсов и результаты всех проектов портфеля находятся в компетенции одного центра ответст- венности.
Аналитики компании META Group считали, что это - область пере- сечения архитектуры предприятия, стратегии предприятия и управления корпоративными проектами (рисунок 2.). Стратегия и планирование при
15 этом обеспечивают основу для выработки ИТ стратегии предприятия, в соответствии с которыми появляются проекты внедрения (модернизации) информационных систем. Управление проектами – можно рассматривать, в первую очередь, как механизм, обеспечивающий переход от текущего состояния к планируемому, или, другими словами, переход от текущей архитектуры предприятия к целевой архитектуре.
Рисунок 2. Управление портфелем ИТ
Представление информационных технологий в виде активов, позво- ляет предприятию корректно оценивать и расставлять приоритеты при вложении инвестиций и управлении ИТ проектами (активами) с учетом приемлемого уровня риска, и, таким образом планировать инвестиции в эту область. Считается, что управление ИТ портфелем должно преследо- вать три основные цели:
максимизация ценности портфеля;
синхронизация ИТ - портфеля с требованиями бизнеса;
поиск оптимального баланса между риском и потенциальной отдачей от ИТ - портфеля.
Архитектура предприятия является одним из элементов управление
ИТ портфелем и предоставляет необходимую информацию о бизнес- процессах и технологиях, необходимых для их автоматизации. Архитек- тура предприятия не только является основой для разработки портфеля активов, но также обеспечивает весь жизненный цикл многих ИТ - акти- вов.
Архитектура предприятия позволяет увидеть все предприятие цели- ком. Создать цепочку, показывающую воздействие отдельных элементов стратегии развития предприятия на его бизнес-процессы, и их зависи- мость от информационных систем и технологических элементов.
Выделяют различные уровни абстракции архитектуры предприятия, но на каждом из них существует единый набор моделей, принципов, руко- водства и, которые используются для создания и развития систем в кон- тексте деятельности всего предприятия в целом. Можно выделить сле-
16 дующие три уровня абстракции (рисунок 3.): уровень архитектуры пред- приятия; уровень архитектуры отдельных решений; прикладной уровень
(дизайн и разработка решений).
Бизнес
ИТ
Развитие и
Управление
Арихитектура
предприятия
Архитектура
отдельных
решений
Дизайн решения
Разработка
решения
Видение
Миссия
Ключевые ценности
Основные цели
Стратегия
Задачи
Принципы
ИТ стратегия
Политика в области
ИТ
Высокоуровневая архитектура
Стратегия развития
Тенденции
Инициативы
Руководство
Принципы
Направления
Анализ процессов
Функции
Структура бизнеса
Развитие новых форм бизнеса
Архитектура информации, приложений, технологий
Архитектура ИС
Разработка ИС
Планы и схемы развития
Соглашение об уровне обслуживания (SLA)
Планы реализации проектов
Поддержка
Сопровождение
Ур ов ни а
бс тр ак ци и
Контекст
Рисунок 3. Контекст и уровни абстракции архитектуры предприятия
Уровень архитектуры предприятия – описывает высокоуровневые элементы архитектуры, ориентированные на создание общей концепции развития в масштабах всего предприятия, в целом. На этом уровне рас- сматриваются основные цели и задачи предприятия, стратегия его разви- тия, на основе которых разрабатывается ИТ - стратегия и высокоуровне- вая архитектура. Здесь определяется общая структура информационных систем в рамках всей организации, в целом, и выделяются их основные функции.
Уровень архитектуры предприятия – это в первую очередь общая схема функционирования всего предприятия в целом, дающая возмож- ность единого проектирования информационных систем, обеспечивающих потребности всего предприятия, и их эффективную интеграцию. По- строение такой схемы позволяет не только показать, какие именно бизнес- процессы, и информационные системы обеспечивают достижение основ- ных целей предприятия, но и избежать их дублирования, повысить эффек- тивность совместной работы.
Уровень отдельных решений – определяет структуру и функции в рамках отдельных проектах. На этом уровне, формируется детализиро- ванная информация о приложениях, бизнес-процессах и их взаимосвязях.
Здесь определяется структура информационных систем, их интерфейсы и функции. Определяются планы и схемы их развития, разрабатывается со- глашение об уровне обслуживания (SLA).