Файл: Учебное пособие по дисциплине итинфраструктура предприятия (курс лекций) Направление подготовки 38. 03. 05 Бизнесинформатика.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 409
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
145
Рисунок 6. Процессы эталонной модели
Далее будет дано краткое описание каждого из процессов и перечис- лены меры по обеспечению его реализации и контролю качества.
Координация бизнеса и ИТ
Процесс Оценки бизнеса (Business Assessment) позволяет оценить рынок для ИТ-услуг и, основываясь на запросах бизнеса, определить тре- бования, удовлетворение которых дает возможность ИТ-организации вне- сти свой вклад в корпоративную цепь. Работа, выполняемая в рамках это- го процесса, очень важна для реализации ИТ "как бизнеса", а не "внутри бизнеса". Периодические совещания по планированию бизнеса и/или пе- ремены в рамках отрасли могут привести этот процесс в действие, часто предоставляя благоприятные возможности для создания и улучшения ус- луг. Этот процесс требует четкого понимания рынков услуг и взаимосвя- занности с рядом других ИТ-процессов, таких как Управление потребите- лями/клиентами (Customer Management) и Разработка ИТ-стратегии (IT
Strategy Development).
Деятельность по реализации процесса:
Определение сегментов рынка
Определение перспективности услуг
Пересмотр размеров сегментов и потенциала роста
Анализ роли сегмента в общей цепочке
Анализ конкуренции
Подготовка маркетингового анализа
Деятельность по контролю качества:
Определение методологии исследования
Разработка формата анализа и рекомендаций
Создание административных отчетов
146
Непрерывное совершенствование процесса
Управление потребителями
Процесс
Управления потребителями/клиентами
(Customer
Management) позволяет ИТ-организации выступать в роли бизнес- партнера по отношению к свои клиентам, предвосхищая их новые потреб- ности и оценивая степень их удовлетворенности, популяризуя свои услуги и участвуя в совместном решении проблем. Процесс Оценки бизнеса, ана- лизируя рынок и конкуренцию, может использовать информацию о потре- бителях, собранную в рамках процесса Управления потребителями, в то время как материалы процессов Оценки бизнеса и Управления потребите- лями являются основным "топливом" для запуска процесса Разработка
ИТ-стратегии (IT Strategy Development).
Деятельность по реализации процесса:
Развитие маркетинговых связей
Подготовка предложений
Продажа ИТ-услуг
Управление отношениями с потребителями
Исследование потребительского рынка
Выявление перспектив услуг
Проведение рабочих совещаний
Представление новых клиентов
Деятельность по контролю качества:
Определение каналов связи
Разработка процедур представления потребителей
Написание административных отчетов
Непрерывное совершенствование процесса
Разработка ИТ-стратегии
Процесс Разработки ИТ-стратегии (IT Strategy Development) позво- ляет ИТ-организации определять и устанавливать общую стоимость на свои услуги путем объединения стоимости сегментов рынка, выявленной в рамках процесса Оценки бизнеса. Таким образом, появляется возмож- ность скоординировать планирование бизнеса, ориентированного на по- требителей, с планированием ИТ-бизнеса, что помогает ИТ-организации выработать развитый план достижения своих целей и задач и действовать согласно принятым решениям. Используя информацию, выработанную в рамках процессов Оценки бизнеса и Управления потребителями, этот процесс выстраивает ИТ-стратегию на основе требований потребителей.
Такая стратегия должна включать хорошо разработанную архитектуру ИТ и соответствующие организационные модели. Разработка ИТ-стратегии,
Оценки бизнеса и Управления потребителями (т. е. процессы координации бизнеса и ИТ) будут вынуждены взаимодействовать для выработки ра- циональной ИТ-стратегии. Вместе эти процессы выработают варианты
147 применения и требования, которые будут использоваться как входные данные для процесса Планирования услуг.
Деятельность по реализации процесса:
Определение бюджета ИТ
Проведение стратегического анализа
Выработка и документирование концепции ИТ
Постановка задач ИТ
Определение целей, которые должны быть достигнуты
Определение ключевых факторов успеха, препятствий и огра- ничений
Выбор решений для снабжения ИТ
Определение запускающих технологий
Определение архитектуры ИТ
Деятельность по контролю качества:
Установка процедур бизнес-планирования и контроля ИТ
Определение бизнес-правил для ИТ
Определение организационной структуры ИТ
Разработка политик, стандартов, принципов и процедур ИТ
Определение порядка и критериев выбора приоритетов услуг
Разработка процедур контроля исполнения
Написание административных отчетов
Непрерывное совершенствование процесса
Проектирование услуг и управление ими
Планирование услуг
Используя результаты процессов группы Координация бизнеса и ИТ
(Business-IT Alignment), процесс Планирования услуг (Service Planning) позволяет определять, отслеживать и управлять услугами, которые могут быть оказаны многочисленным потребителям (например, стандартные ус- луги) и включать их в портфель услуг. При необходимости стандартные услуги могут быть модифицированы (в заказные услуги) в соответствии с запросами того или иного подразделения или ряда потребителей. Этот процесс увеличивает добавленную стоимость ИТ, гарантируя, что услуги, запланированные ИТ-организацией, совпадут с ее возможностями и нуж- дами потребителей. Этот процесс разрабатывает детальные спецификации услуг, которые затем используются всеми другими процессами группы
Проектирования услуг и управления ими (Service Design и Management) на протяжении всего жизненного цикла услуги.
Деятельность по реализации процесса:
Планирование новых стандартных услуг
Проектирование заказных услуг
Проведение анализа риска обслуживания
Определение функциональных требований
148
Анализ дефицита возможностей
Принятие решений о покупке вместо самостоятельной разра- ботки
Оценка эффективности инвестиций в создание услуг
Создание внутренних проектных спецификаций
Создание стратегических альянсов
Оценка воздействия на портфель услуг
Поддержка актуальности услуг
Управление стоимостью услуг
Отказ от устаревших услуг
Деятельность по контролю качества:
Разработка спецификаций услуг
Написание административных отчетов
Непрерывное совершенствование процесса
Управление уровнем обслуживания
Процесс Управления уровнем обслуживания (Service Level
Management) позволяет ИТ-организации устанавливать, обсуждать, вести мониторинг, составлять отчеты и контролировать уровни обслуживания потребителей в соответствии со стандартными показателями обслужива- ния. Взаимодействие процессов Планирования услуг и Управления уров- нем обслуживания особенно важно. Исходя из подробной спецификации услуг, процесс Управления уровнем обслуживания может определить из- меримые цели уровней обслуживания и их потенциальных потребителей, позволяя руководству по ИТ со временем взять на себя обязательства по соглашениям об уровне обслуживания (SLA). Очевидно, что для успеш- ной работы процессов Планирования услуг и Управления уровнем обслу- живания они должны зависеть от результатов других ИТ-процессов и быть тесно связаны с ними.
Деятельность по реализации процесса:
Оценка специфических требований к услугам
Сравнение требований со стандартными услугами
Определение потребности в заказных услугах
Переговоры и составление соглашения об уровне обслужива- ния
Установка цикла исследования эффективности услуги
Анализ эффективности услуги с ориентированным на потреби- теля уровнем
Создание отчетов потребителей
Проведение исследования эффективности услуги
Выработка предложений об улучшении услуги (ориентирован- ных на конкретных клиентов)
149
Деятельность по контролю качества:
Определение приоритетов уровней услуг
Контроль версий SLA
Написание административных отчетов
Непрерывное совершенствование процесса
Управление безопасностью
Процесс Управления безопасностью (Security Management) позволя- ет ИТ-организации определять, отслеживать и следить за уровнем безо- пасности корпоративной информации и услуг. Этот процесс отвечает за исполнение, контроль и техническое обслуживание всей инфраструктуры безопасности. Все услуги (текущие, вновь разработанные и запланирован- ные) должны придерживаться строгих корпоративных стандартов, касаю- щихся безопасности информации. В наш век электронной коммерции безопасность данных чрезвычайно важна.
Деятельность по реализации процесса:
Усиление корпоративной политики безопасности (в сфере ИТ)
Обеспечение осведомленности в вопросах безопасности
Анализ недостатков в системе безопасности
Оценка рисков
Проверка безопасности
Анализ инцидентов, связанных с системой безопасности
Помощь в решении вопросов безопасности, возникших в дру- гих ИТ-процессах
Установление отношений с поставщиками (касающихся безо- пасности)
Деятельность по контролю качества:
Разработка процедур безопасности (включая контроль вирусов)
Выбор системы и/или средств безопасности
Написание административных отчетов
Непрерывное совершенствование процесса
Управление доступностью
Процесс Управления доступностью (Availability Management) позво- ляет ИТ-организации определять, отслеживать и контролировать доступ- ность услуг, а также управлять влиянием поставщиков на общую доступ- ность услуг. Необходимо отметить, что доступности систем и сетей явля- ются жизненно важными компонентами доступности услуг. Специфика- ции услуг, разработанные в процессе их планирования, пересматриваются и анализируются в рамках процесса Управления доступностью и, в случае необходимости, модифицируются с учетом требований к доступности.
Соглашения SLA должны отображать согласованное представление о про- гнозируемом использовании услуг и о том, как услуги будут поставляться в случае бедствия (например, вне офиса, при возникновении угрозы и т.
150 п.), какие типы непредвиденных обстоятельств предусмотрены ИТ- организацией (например, хранимый запас резервных компонентов и т.п.).
Процесс Управления доступностью предоставит эту важную информацию процессу Управления уровнем обслуживания для разработки соглашений
SLA.
Деятельность по реализации процесса:
Определение требований к надежности и доступности услуг
Определение непредвиденных обстоятельств
Анализ риска, связанного с доступностью услуг
Проведение анализа недостатков (доступности)
Разработка рекомендаций по покупкам в сравнении с самостоя- тельными разработками (обеспечения доступности)
Разработка спецификации на закупку и разработку (обеспече- ние доступности)
Налаживание отношений с поставщиками
Анализ доступности услуг
Подготовка предложений по улучшению обслуживания (по- вышение доступности)
Анализ поставщиков
Проверка работы в случае непредвиденных обстоятельств
Деятельность по контролю качества:
Разработка порядка взаимодействия с поставщиками
Создание стандартного плана на случай непредвиденных си- туаций
Написание административных отчетов
Непрерывное совершенствование процесса
Управление мощностью
Процесс Управления мощностью (Capacity Management) позволяет
ИТ-организации определять, отслеживать и контролировать мощность служб, проверяя их готовность удовлетворить запросы потребителей. Не- обходимо отметить, что понятия "мощность систем" и "мощность сетей" являются жизненно важными "компонентами" общей мощности обслужи- вания. Информация о мощности обслуживания также является критически важной для успешного предоставления новых услуг и заключения согла- шений об уровне обслуживания, поэтому данный процесс связан с про- цессами Планирования услуг и Управления уровнем обслуживания при- мерно так же, как и в случае с Управлением доступностью.
Деятельность по реализации процесса:
Инвентаризация ресурсов обслуживания
Описание объемов работ и запросов на обслуживание
Конфигурация профиля мощности обслуживания
Определение требований к мощности обслуживания
151
Проведение анализа недостатков (мощности обслуживания)
Разработка рекомендаций по покупкам в сравнении с самостоя- тельной разработкой (мощностей обслуживания)
Разработка спецификаций на покупку и разработку (мощностей обслуживания)
Анализ загрузки
Улучшение обслуживания (повышение мощности)
Обработка запросов на обслуживание
Деятельность по контролю качества:
Создание системы планирования мощности обслуживания
Разработка показателей оценки мощности обслуживания
Составление административных отчетов
Непрерывное совершенствование процесса
Управление стоимостью
Процесс Управления стоимостью (Cost Management) позволяет ИТ- организации определять стоимость и распределение расходов на поддерж- ку бюджета служб и возмещение затрат. Этот процесс отслеживает и кон- тролирует распределение фактических затрат по услугам и их потребите- лям. В его рамках также взимается плата с потребителей за обслуживание.
Для каждого процесса очень важно отслеживать общие затраты и переда- вать эту информацию в процесс Управления стоимостью. В свою очередь, процесс Управления стоимостью должен взаимодействовать с процессами группы Координация бизнеса и ИТ для согласования бюджета и с процес- сами Планирования услуг и Управления уровнем обслуживания для со- ставления сметных калькуляций.
Деятельность по реализации процесса:
Калькуляция ожидаемой стоимости обслуживания
Анализ планируемых доходов
Формирование бюджета обслуживания
Анализ использования и стоимости услуг
Предложения по улучшению обслуживания (стоимость)
Калькуляция и выставление счетов потребителям
Прием платежей
Отслеживание финансовых активов
Расчет совокупной стоимости владения
Деятельность по контролю качества:
Создание системы распределения затрат
Стимулирование эффективного использования услуг
Создание системы управления стоимостью
Установка норм оценки инвестиций
Составление административных отчетов
Непрерывное совершенствование процесса
152
Разработка и развертывание услуг
Создание и тестирование
Этот процесс позволяет ИТ-организации разрабатывать и утвер- ждать функциональные версии компонентов, услуг или сквозного обслу- живания, а также документировать инструкции для воспроизводства ра- бочих копий. После завершения работ по разработке спецификаций услу- ги будет задействован процесс Создания и тестирования (Build and Test) для приобретения необходимых компонентов, блоков (в некоторых случа- ях) и/или функций обслуживания (таких, как программы резервного со- хранения данных, Web-средства и т. п.) или даже законченных решений для сквозного обслуживания (например, SAP Financials и т. п.). После ус- тановки компоненты, функции или средства сквозного обслуживания должны быть тщательно протестированы. Этот процесс, среди прочих, взаимосвязан с процессами Управления изменениями. Управления конфи- гурацией и Ввода в эксплуатацию. (Заметьте, что немаловажной частью этого процесса является тестирование на соответствие нормам и полити- кам безопасности).
Деятельность по реализации процесса:
Приобретение компонентов
Разработка норм обеспечения приложениями
Разработка приложений
Сертификация оборудования/программного обеспечения
Установка механизмов поддержки и контроля
Разработка планов и процедур тестирования
Запуск прототипа
Тестирование прототипа
Запуск опытного образца
Тестирование опытного образца
Запуск пилотного образца
Тестирование пилотного образца
Процедуры получения документов
Разработка процедур поддержки
Планирование обучения
Разработка учебных материалов
Разработка "рабочих чертежей" ("плана производства")
Деятельность по контролю качества:
Составление административных отчетов
Непрерывное совершенствование процесса
Ввод в эксплуатацию
Выполнение процесса Ввода в эксплуатацию (Release to Production) позволяет ИТ-организации создавать одну или несколько рабочих копий нового или модернизированного компонента, служебной функции или
153 средства сквозного обслуживания для определенного клиента, основыва- ясь на подробном производственном плане, называемом здесь "мастер- планом". Закупаются необходимые компоненты, и производственная ко- пия устанавливается в рабочую среду, тестируется и запускается для ис- пользования клиентом (с которого уже можно взимать платежи). Процесс
Ввода в эксплуатацию взаимодействует с процессами Создания и тестиро- вания, Управления изменениями и Управления конфигурацией так же, как и остальные процессы модели.
Деятельность по реализации процесса:
Закупка ресурсов
Обучение персонала и поставщиков
Сборка компонентов
Распределение компонентов
Создание механизмов поддержки и контроля обслуживания
Реализация компонентов, служебных функций или сквозного обслуживания
Администрирование программного обеспечения
Обучение клиентов
Разработка сценариев эксплуатационных испытаний
Проведение эксплуатационных испытаний
Организация приемосдаточных испытаний
Проведение приемосдаточных испытаний
Активизация обслуживания
Деятельность по контролю качества:
Составление административных отчетов
Непрерывное совершенствование процесса
Управление операциями
Управление операциями (Operations Management) это не единый процесс, а скорее набор различных задач и процедур, которые позволяют
ИТ-организации осуществлять повседневную деятельность, необходимую для обеспечения обслуживания в соответствии с согласованными уровня- ми. В основном они помогают ИТ-организации "управлять" производст- венной средой, обеспечивающей работу служб. Этот процесс тесно связан с процессами Управления инцидентами (включая Службу технической помощи) и Управления проблемами, которые обмениваются ценной ин- формацией. Также этот процесс взаимодействует с процессами Управле- ния изменениями и Управления конфигурацией.
Деятельность по реализации процесса:
Составление графика производства
Контроль состояния ресурсов
Управление очередями вывода и печати
Управление резервным копированием
154
Администрирование клиентов, серверов, сетей
Администрирование пользователей
Администрирование IP-адресов
Администрирование баз данных
Управление инфраструктурой передачи речи
Поддержка безопасности среды ИТ-инфраструктуры
Координация превентивного технического обслуживания
Отслеживание данных о стоимости поставляемых услуг
Отслеживание контрольных параметров обслуживания
Деятельность по контролю качества:
Утверждение и поддержание эксплуатационных стандартов
Стимулирование эффективной эксплуатации
Управление компьютерами
Составление административных отчетов
Непрерывное совершенствование процесса
Управление инцидентами
Процесс Управления инцидентами (Incident Management) носит ре- активный характер. Его часто называют службой технической помощи.
Он направлен на быстрое восстановление обслуживания путем устранения неполадок, возникающих в инфраструктуре. Задача процесса Управления инцидентами (Incident Management) - свести к минимуму случаи прерыва- ния обслуживания. Он играет роль повседневного интерфейса общения между клиентами и поставщиками услуг, что делает его жизненно необ- ходимым для успешного управления удовлетворенностью потребителей.
Процесс можно охарактеризовать как сочетание обработки обращений и эффективной поддержки первого, второго и третьего уровней. С ним тес- но связаны процессы Управления изменениями и Управления конфигура- цией.
Деятельность по реализации процесса:
Прием обращений
Регистрация инцидента
Классификация инцидентов
Определение приоритетов
Изоляция неполадок
Эскалация инцидента (внутри процесса и/или на уровень адми- нистрации
Отслеживание истории инцидентов
Удаление неполадок
Уведомление клиентов
Закрытие дела
Деятельность по контролю качества:
Разработка структуры службы помощи