Файл: Учебное пособие по дисциплине итинфраструктура предприятия (курс лекций) Направление подготовки 38. 03. 05 Бизнесинформатика.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 407
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
155
Создание системы контроля
Составление административных отчетов
Непрерывное совершенствование процесса
Управление проблемами
Процесс Управления проблемами (Problems Management) носит пре- вентивный характер. Он направлен на снижение числа неполадок произ- водственной среды и реализуется путем изучения источников их возник- новения (на основе информации о прошлых инцидентах). Он также вклю- чает анализ тенденций и контроль известных ошибок с расчетом на устра- нение их источников в долговременной перспективе. Этот процесс тесно связан с процессом Управления инцидентами, так как он отчасти имеет дело с рассмотренными Службой помощи инцидентами и информирует другие процессы о потенциальных проблемах в инфраструктуре.
Деятельность по реализации процесса:
Анализ тенденций в возникновении проблем
Регистрация проблем
Выявление источника
Отслеживание истории проблем
Анализ известных ошибок
Контроль известных ошибок
Решение проблем
Закрытие дел по проблемам/известным ошибкам
Деятельность по контролю качества:
Создание системы контроля проблем/известных ошибок
Установка и поддержание контактов поддержки
Создание превентивных процедур технического обслуживания
Разработка методов анализа известных ошибок
Создание интерфейсов поддержки поставщиков
Составление административных отчетов
Непрерывное совершенствование процесса
Управление изменениями
Процесс Управления изменениями (Change Management) регистри- рует все значительные изменения в производственной среде, координиру- ет порядок работ, связанных с изменениями, задает приоритет запросам на их внесение, дает полномочия на производственные изменения, составля- ет графики ресурсов и оценивает риск, связанный с изменениями, а также их влияние на ИТ-среду. Имея представление об этом процессе, легко по- нять, почему он связан со всеми остальными процессами модели. Во вре- мя своей работы каждый процесс неминуемо вносит какие-то перемены в
ИТ-среду. Управление изменениями - один из процессов, который регули- рует подобные изменения, ведет контроль и записи, повышая таким обра- зом стабильность инфраструктуры.
156
Деятельность по реализации процесса:
Обработка запросов на изменения
Оценка влияния
Одобрение изменений
Составление графиков и координация изменений
Координация восстановления в случае неудачного прохожде- ния изменений
Деятельность по контролю качества:
Создание процесса по приему запросов на внесение изменения
Определение схем категорий и приоритетов изменений
Создание процесса управления "проектами" изменений
Создание комитета по совету о внесении изменений
Проведение осмотра после внесения изменения (ретроспектив- ного
Составление административных отчетов
Непрерывное совершенствование процесса
Управление конфигурацией
Процесс Управления конфигурацией (Configuration Management) ИТ ведет централизованную регистрацию и осуществляет контроль над ин- формацией об инфраструктуре, такой как атрибуты единицы конфигура- ции (Cl - Configuration Item) (например, определение системного и сетево- го оборудования, производственного программного обеспечения, людей
(сотрудников), документации, и т. п.), статус CI (например, на складе, в ремонте, в производстве и т. п.) и их взаимоотношения (типа: у пользова- теля X на столе ПК А; принтеры В, С, и D готовы к печати; вопрос попа- дает под раздел "SLA онлайнового шопинга 10.1" и т. п.). Обратите вни- мание, что на первый взгляд этот процесс легко перепутать со стандарт- ным управлением ресурсами. Но это не так. Процесс Управления конфи- гурацией отличается от Управления корпоративными ресурсами тем, что он целиком направлен на ИТ-инфраструктуру и позволяет делать запросы о параметрах инфраструктуры, основываясь на отношениях. Любой дру- гой ИТ-процесс, затрагивающий инфраструктуру, находится во взаимо- связи с этим процессом.
Данные конфигурации обычно хранятся в базе данных Configuration
Management (CMDB).
Деятельность по реализации процесса:
Управление CI
Расчет контроля и статуса
Отчеты о данных CMDB
Подтверждение сохранности данных CMDB
157
Деятельность по контролю качества:
Загрузка исходных данных CMDB
Создание системы управления конфигурацией
Разработка контрольной политики CI
Составление административных отчетов
Непрерывное совершенствование процесса
158
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Тема 6. Построение оптимальной ИТ инфраструктуры предпри-
ятия на основе бизнес-стратегии предприятия
1.
ИТ-архитектура и ИТ-стратегия
2.
Состав работ по разработке ИТ-стратегии и ИТ-
архитектуры
1.
ИТ-архитектура и ИТ-стратегия
Стратегия развития информационных систем основывается на общей стратегии развития компании (учреждения) и конкретизирует положения общей стратегии с точки зрения ИТ. Общая стратегия развития компании определяет настоящие и будущие виды деятельности, типы выпускаемой продукции и объёмы выпуска, рынки на которых работает компания и её доли на этих рынках, организационную и территориальную структуру компании. В свою очередь, ИТ-стратегия содержит основные положения использования ИТ в бизнес компания, она определяет как будет поддер- жана заданная стратегия развития компании средствами ИТ.
При разработке ИТ-стратегии должно учитываться существующее состояние ИТ в компании, отраслевые стандарты и тенденции развития информационных технологий. Для того чтобы ИТ-стратегия соответство- вала бизнес-стратегии, в ней должны быть определены:
• Философия развития ИТ в компаниии место ИТ-подразделений в структуре предприятия.
• Требования к ИТ с позиций бизнес-стратегии.
• Базовые принципы и направления развития ИТ.
• Основные направления совершенствования процессов управления
ИТ.
• Интегральные характеристики ИТ-бюджета и списка проектов, не- обходимых для реализации ИТ-стратегии.
• Оценки качества и целевые показатели работы ИТ-системы.
• Возможные риски и альтернативные варианты развития ИТ.
Базовые принципы и направления развития ИТ должны быть детали- зированы до продуктов, например:
• Внедрение комплексного продукта (например, системы класса
ERPII) и автоматизация на его основе всех бизнес-процессов.
• Внедрение нескольких специализированных продуктов, кавдый из которых решает отдельный класс задач, и создание единой системы по- средством интеграции этих продуктов.
• Проведение заказной разработки одной из подсистем и интеграция её с другими продуктами в единую систему.
• Разработка на заказ всей информационной системы в комплексе.
159
• Автоматизация отдельных участков (или бизнес-процессов) по- средством внедрения отдельных модулей, входящих в один или в разные продукты.
Перечисленные примеры позволяют сделать вывод, что стратегия включает в себя ответы на ключевые вопросы о процессе внедрения и ис- пользования информационных технологий:
• Комплексность автоматизации.
• Если не предполагается комплексная автоматизация, то определе- ние направлений деятельности, бизнес-процессов или подразделений, ко- торые будут автоматизироваться.
• Порядок автоматизации, сроки отдельных этапов.
• Выбор используемых продукт®, систем, платформ.
• Применение заказных разработок.
• Используемые методики интеграции.
• Способы реализации проектов (использование услуг сторонних компаний, аутсорсинг, выполнение работ силами собственного подразде- ления и лр.).
• Способы поддержи основных ИТ-сервисов (традиционный, SLA).
Также как ИТ-стратегия конкретизирует общую стратегию предпри- ятия с точки зрения ИТ так и ИТ-архитектура рассматривает НТ-аспекты общей архитектуры предприятия. Определение архитектуры предприятия дано в стандарте ANSI/IEEE Sid 1471-2000: «фундаментальная организа- ция системы, реализованная в её компонентах, их взаимоотношениях друг с другом и средой и принципах, определяющих ее конструкцию й разви- тие». Архитектура предприятия - это концептуальное средство, которое помогает организации понять свою структуру и способы работы. Обычно архитектура предприятия имеет форму большою набора взаимосвязанных моделей, описывающих структуру и функции предприятия.
Весь набор моделей архитектуры предприятия можно условно раз- делить на четыре категории:
Бизнес-ракурс. Бизнес-ракурс описывает бизнес предприятия. Сюда включаются бизнес-стратегии и планы по переводу предприятия из теку- щего состояния в планируемое состояние в будущем. В типовом случае этот ракурс включает:
• Цепи и задачи верхнего уровня.
• Бизнес-процессы, охватывающие всё предприятие или значитель- ную ею часть.
• Выполняемые бизнес-функции.
• Основные организационные структуры.
• Взаимосвязи между всеми перечисленными элементами.
Бизнес ракурс распространяется на все аспекты деятельности пред- приятия. Сюда входит технология производства, используемые финансо-
160 вые и логистические схемы, структура основных средств, классификация норм запасов сырья и комплектующих, структура контрактов с персона- лом и многое другое, что характеризует конкретный бизнес.
Ракурс приложений.
Ракурс приложений определяет набор приложений предприятия.
Обычно этот ракурс включает:
• Описание приложений или автоматизированных сервисов, поддер- живающих бизнес-процессы.
• Описание взаимодействия и взаимозависимостей (интерфейсов) прикладных систем предприятия.
• Планы разработки новых и переработки существующих приложе- ний, основывающиеся на целях и задачах предприятиях, а также на эво- люции технологических платформ.
В ракурсе приложений должны быть представлены службы, инфор- мация и функциональность, необходимые в масштабах всего предприятия, используемые пользователями различной квалификации, выполняющими разные функции, для достижения общих бизнес-целей.
Ракурс информации.
Ракурс информации описывает, какая информация необходима орга- низации для функционирования (выполнения её бизнес процессов). Этот ракурс включает:
• Стандартные модели данных.
• Политики управления данными.
• Описание шаблонов создания и использования информации в ор- ганизации.
Ракурс информации также содержит описание того, как данные свя- заны с потоками работ, включая структурированные хранилища данных, такие как базы данных, и неструктурированные хранилища данных, такие как базы документов, таблиц и презентаций, которые используются всей организацией.
Технологический ракурс.
Технологический ракурс рассматривает аппаратное и программное обеспечение, используемое в организации. Этот ракурс включает (но не только):
• Аппаратные средства серверов и рабочих станций,
• Операционные системы.
• Средства сетевого доступа.
• Принтеры.
• Модемы.
Технологический ракурс обеспечивает логическое, независимое от вендоров описание инфраструктуры и системных компонентов, которые необходимы, чтобы поддержать ракурс приложений и ракурс информа-
161 ции. С этого ракурса определяется набор технологических стандартов и сервисов, необходимых для выполнения бизнес-миссии.
Хотя архитектура предприятия может содержать и большее число ракурсов, у каждого предприятия имеется только одна архитектура, кото- рая описывает перспективу его развития. Значение архитектуры предпри- ятия не определяется каким-то одним частным ракурсом, а состоит в оп- ределении взаимоотношений, взаимодействий и взаимозависимостей ме- жду различными ракурсами.
ИТ-архитектура предприятия (организации), являющаяся частью общей архитектуры, включает в себя ракурс приложений и технологиче- ский ракурс. Поэтому, рассматривая соответственно ИТ-архитектуру, мы можем говорить об архитектуре приложений и технологической архитек- туре предприятия (организации).
Как архитектура приложений, так и технологическая архитектура состоят из концептуального представления, логического представления и физического представления.
Концептуальное представление является наиболее абстрактным и тя- готеет к описанию в терминах, которые более понятны пользователям системы, не являющимся ИТ-профессионалами. Концептуальное пред- ставление используется для определения функциональных требований и для построения бизнес-модели на основе представления бизнес- пользователей приложений. Для построения описания ключевых бизнес- процессов и используемых ими данных используются такие техники кон- цептуального моделирования, как анализ юскейсов, диаграммы деятель- ности, моделирование бизнес-сущностей и тд. Всё это направлено на то, чтобы удовлетворить бизнес-цели и бизнес-требования и не зависит от технологий реализации.
Логическое представление показывает основные функциональные компоненты и их взаимосвязи внутри системы без определения техниче- ских деталей реализации необходимой функциональности. Архитекторы создают модели приложений, которые являются логическим представле- нием бизнес-моделей, поскольку они определяют как удовлетворить биз- нес-цели и бизнес-требования. Модели приложений представляют собой логические представления архитектуры приложений. Архитекторы в дан- ном случае работают с общей структурой приложений. Они решают, как будет отображаться управление данными и шаги бизнес-процессов, они проектируют взаимодействие между компонентами модели в терминах логических сообщений и последовательностей, и они определяют, какие данные и состояния может содержать модель.
Физическое представление - является наименее абстрактным и ил- люстрирует специфику реализации компонентов и взаимосвязей между ними. Каждый элемент физического представления реализуется в процес-
162 се проектирования и разработки как программный или аппаратный ком- понент. Каждый элемент модели приложения должен быть поставлен в соответствие элементам реально существующих технологий. Этим спосо- бом модели приложений преобразовываются в модели реализации. Часть этих задач выполняется во время традиционной разработки, когда про- граммисты прописывают детальную бизнес-логику в виде программного кода, но множество действий по реализации хорошо классифицируются как действия по применению специализированной среды. Это такая тех- ника разработки, в которой множество элементов инфраструктуры рас- пределённых приложений и управления данными поддерживается специа- лизированной средой, которая расширяет пользовательскую логику при- ложений и декларативные структуры управления. Применение специали- зированной среда скрывает от разработчика множество сложностей, на- пример, поддержку асинхронного режима приёма-передачи сообщений, а также позволяет разработчику с невысоким профессиональным уровнем реализовывать сложные проекты.
После того, как мы дали определение ИТ-архитекгуре, проанализи- руем взаимосвязь между ИТ-стратегией и ИТ-архитектурой. Эта взаимо- связь адекватна взаимосвязи между общей стратегией развития предпри- ятия и архитектурой предприятия. Стратегия имеет более общий характер, не так детально рассматривает отдельные аспекты, как архитектура. И в отличие от архитектуры стратегия продолжительна во времени. На оси времени архитектура отражает какой-то конкретный момент, а стратегия - период. Можно сказать, что стратегия описывает последовательность пре- образования архитектуры во времени. При этом каждая конкретная архи- тектура в этой последовательности рассматривается не детально, а только в общих чертах.
Однако ИТ-стратегая не сводится к описанию последовательности преобразований ИТ-архитектуры. Описание в ИТ-стратегии процесса раз- вития ИТ-архитектуры во времени требует, чтобы в составе стратегии бы- ло дано общее направление этого развития, разработаны общие принципы развития, определены критерии достижения заданной цепи и требуемые ресурсы.
2.
Состав работ по разработке ИТ-стратегии и ИТ-
архитектуры
Разработка ИТ-стратегии
Разработка ИТ-стратегии может осуществляться как в сочетании с последующей детальной разработкой ИТ-архитектуры на ближайшую перспективу, так и без этого этапа. Состав работ по разработке собственно
ИТ-стратегии: