Файл: Учебное пособие по дисциплине итинфраструктура предприятия (курс лекций) Направление подготовки 38. 03. 05 Бизнесинформатика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 401

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

17
Архитектура уровня отдельных проектов описывает, как именно, но- вые информационные системы будут вписываться в контекст всего пред- приятия, с кем они будут взаимодействовать и какие технологии исполь- зовать.
Прикладной уровень, включающий в себя дизайн отдельного ре- шения и его архитектуру, планы реализации проектов. На этом уровне происходит работа уже непосредственно с информационными системами.
Определяется структура и функции отдельных приложений, которые раз- рабатываются с целью обеспечения конкретной функциональности. Здесь происходит реализация стандартов и руководств, определенных на верх- них уровнях.
Информационная система, на данном уровне рассматривается как сложный комплексный объект, динамически изменяющийся во времени.
Конкретная реализация системы включает в себя экземпляры приложений и их физическое расположение, фактические потоки данных и реализацию процессов управления.
При внесении изменений в архитектуру предприятия можно исполь- зовать различные способы разделения на уровни абстракции. Это связано с тем, что каждый уровень абстракции использует свои модели, описы- вающие определенные предметные области. Например, при внедрении информационных технологий на предприятии принято выделять следую- щие уровни абстракции:

Уровень контекста (почему?) ориентирован в первую очередь на руководство и обосновывает необходимость проектов.

Концептуальный уровень (что?) определяет общие требова- ния к проекту и возможные варианты его реализации.

Логический уровень (как?) описывает способ реализации данного проекта.

Физический уровень определяет решения, стандарты и техно- логии, позволяющие реализовать проект.
Количество уровней абстракции и их тип могут варьироваться в за- висимости от поставленных задач. Основное достоинство уровней абст- ракции заключается в обеспечении возможности декомпозиции предпри- ятия на отдельные элементы для последующего детализированного рас- смотрения. Концепция разделения архитектуры предприятия на различ- ные уровни абстракции позволяет управляющим четко видеть влияние планируемых изменений на все предприятие, в целом.
Таким образом, можно говорить, что «архитектура – это инвестиция в стандарты процессов, технологий и интерфейсов в целях улучшения возможностей организаций и уменьшения стоимости разработки и сопро- вождения информационных систем, а корпоративная архитектура ИТ –


18 это видение, принципы и стандарты, которыми организации руково- дствуются при разработке и внедрении технологий».
Архитектура предприятия является инструментом управления, обес- печивающим процесс принятия решений об инвестициях в информацион- ные технологии, стирающие грань между бизнесом и ИТ - подразделени- ем.
Традиционно считается, что новые инициативы по внедрению ин- формационных технологий должны проявляться в виде требований от бизнеса, и новые информационные системы должны отвечать именно этим требованиям. Но бизнес должен, в то же время, получать и учиты- вать «сигналы» от ИТ - подразделения, которое, соответственно, должно показывать новые возможности, появляющиеся у предприятия при вне- дрении новых ИС. Таким образом, архитектуру предприятия можно рас- сматривать как новый виток развития организационных принципов по- строения деятельности предприятия, обеспечивающий его эффективное функционирование (рисунок 4.).
Функциональная специализация
Реинжиниринг бизнес - процессов
Архитектура предприятия
Бизнес – архитектура
Архитектура
Информационных
Технологий
И
нф ор м
ац ио нн ая ар хи те кт ур а
Т
ех но ло ги че ск ая ар хи те кт ур а
А
рх ит ек ту ра пр ил ож ен ий
М
ар ке ти нг
Ф
ин ан сы
П
ро из во дс тв о
Управление
К
ад ры
Рисунок 4. Эволюция организационных принципов.
Любому предприятию требуется планомерное развитие его структу- ры, бизнес-процессов, информационных систем и их интеграция между собой. Архитектура предприятия собственно и является планом развития предприятия (целевая архитектура) и документированной схемой того, что происходит в компании в текущий момент времени (текущая архи-
тектура).
Текущая архитектура (Current architecture) - описывает сущест- вующее состояние архитектуры предприятия. Называется также архитек- турой “как есть” (AS-IS) или базовым состоянием существующей архи- тектуры.
Текущая архитектура – это отображение объективной реальности, включающей в себя существующие компоненты (бизнес-процессы, ин-

19 формационные системы, технологические элементы) и их связи. Это на- бор моделей с неизбежными упрощениями, ограничениями и субъектив- ными искажениями.
Процесс разработки текущей архитектуры – это, в первую очередь, процесс документирования и поддержания информации о состоянии предприятия в актуальном виде, обеспечивающий регистрацию и кон- троль информации обо всех элементах архитектуры предприятия, вклю- чающий в себя ведение базы данных по архитектурным объектам; ведение управленческого учета и учета состояния.
Процесс разработки текущей архитектуры аналогичен процессу
ITIL/ITSM (управление конфигурацией - Configuration Management). Для упрощения работы по разработке текущей архитектуры многие компании используют базу данных конфигурационных единиц (CMDB), дополнив ее необходимой информацией.
Целевая архитектура (Target Architecture) - описывает желаемое будущее состояние предприятия или "что должно быть сформировано"
(TO-BE). Другими словами, целевая архитектура является будущей моде- лью предприятия.
Целевую архитектуру можно назвать идеальной моделью предпри- ятия, в основу которой заложены:

стратегические требования к бизнес-процессам и информаци- онным технологиям;

информация о выявленных «узких местах» и путях их устране- ния;

анализ технологических тенденций и среды бизнес деятельно- сти предприятия.
Целевая архитектура (модель to-be) и текущая архитектура (модель as-is) позволяют описать начальное и конечное состояние предприятия – до и после внесения изменений в его структуру, оставляя без внимания сам процесс изменений.
Процесс перехода от текущей архитектуры предприятия к целевой переводит предприятие на новую спираль развития и, таким образом, мы можем говорить, что архитектура предприятия характеризуется опреде- ленным жизненным циклом, похожим на жизненный цикл информацион- ных систем.
Современные подходы к построению архитектуры предприятия тра- диционно разделяют ее на несколько слоев (предметных областей). Коли- чество архитектурных слоев варьируется в различных методиках. Ниже мы рассмотрим слои, использующиеся в большинстве из существующих методик (рисунок 5.):

Стратегические цели и задачи предприятия.


20

Бизнес – архитектура предприятия.

Архитектура информационных технологий (ИТ архитектура предприятия).
Архитектуру информационных технологий, в свою очередь, разде- ляют на:

Информационную архитектуру (Enterprise Information Architec- ture).

Архитектуру прикладных решений (Enterprise Solution Architec- ture).

Технологическую архитектуру (Enterprise Technical Architec- ture).
Enterprise Business Architecture
Бизнес архитектура компании
Enterprise Information Architecture
Информационная архитектура
Enterprise Solution Architecture
Архитектура прикладных решений
Enterprise Technical Architecture
Техническая архитектура
Бизнес требования к ИТ
ИТ сервисы, необходимые бизнесу.
Требования к решениям/
приложениям
Требования к техническим решениям/латформам
Предоставление требуемых услуг
Предоставление технических сервисов
Strategy and Planning
Стратегические цели и планирование
Стратегические цели и задачи предприятия
Архитектура информационных технологий
Рисунок 5. Основные слои архитектуры предприятия
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

2. Стратегические цели и задачи предприятия
Стратегические цели и задачи предприятия определяют основные направления развития и ставят долгосрочные задачи и цели. При разра- ботке стратегических целей предприятия необходимо учитывать воздей- ствие информационных технологий на формирование облика современно- го предприятия. В ходе разработки стратегических целей предприятия формируется (модернизируется) и стратегия развития информационных технологий.

21
Бизнес стратегия – определяет направление развития бизнеса в со- ответствии со стратегическими целями и задачами, стоящими перед пред- приятием, и отвечает на вопрос, почему предприятие должно развиваться именно в этом направлении. Бизнес стратегия включает в себя:

Цели и задачи стоящие перед предприятием.

Бизнес решения, необходимые для достижения поставленных целей и задач.

Изменения, которые нужно провести для достижения постав- ленных целей и задач.
ИТ - стратегия определяет направление развития информационных технологий в соответствии с целями, задачами и бизнес стратегией пред- приятия, и определяет, как может быть реализована бизнес стратегия. ИТ стратегия включает:

Проекты, которые можно запустить для выполнения бизнес стратегии.

Варианты решения текущих задач и проблем.

Технологии, которые можно использовать для достижения по- ставленных целей.
Архитектура предприятия строится на основании стратегии (как бизнес, так и ИТ) и определяет, что именно требуется сделать для дости- жения поставленных целей. Архитектура предприятия включает в себя:

Потребности бизнеса в новых продуктах и услугах.

Бизнес процессы, обеспечивающие функционирование на те- кущий момент времени.

Прикладные системы, автоматизирующие выполнение бизнес процессов.
Архитектура предприятия является инструментом показывающим, что необходимо изменить в бизнес-процессах и информационных технологиях для достижения стратегических целей и задач и четко определяющим роль информационных технологий. С точки зрения стратегии предприятия, внедрение информационных систем это получение «преимущества взамен на инвестированные средства».
По данным аналитиков Gartner информационные технологии начи- нают играть не только роль «технологической подложки» обеспечиваю- щей автоматизацию бизнес процессов, но и становятся элементом его стратегии, обеспечивающим переход предприятия на качественно новый уровень функционирования. ИТ, превращаются в механизм выработки стратегии. Информация и компоненты ИТ становятся неотъемлемой ча- стью все большего числа продуктов и услуг (рисунок 6.).


22 43%
33%
13%
11%
Поддержка более совершенных бизнес процессов (43%)
Стратегическое управление информацией (33%)
Создание новых продуктов и услуг (13%)
Сокращение расходов и реструктуризация (11%)
Рисунок 6. Роль ИТ на предприятиях (Source: Gartner 2005)
Как видно из рисунка, информационные технологии обеспечивают:

Поддержку более совершенных бизнес процессов (43%).

Стратегическое управление информацией (33%).

Создание новых продуктов и услуг (13%).

Сокращение расходов и реструктуризация (11%).
Считается, что информационные технологии выполняют на пред- приятии определенную роль, в соответствии с их функциональной на- правленностью и уровнем «зрелости» компании (рисунок 7.).
Бизнес-стратегия
(
почему)
Архитектура ИТ
(
что)
ИТ – стратегия
(
как)
Заводская
Поддерживающая
Стратегические
Сдвигающие
Рисунок 7. Взаимосвязь стратегии и архитектуры
Стратегическая ИС. Для значительного числа западных фирм ИС существенны при реализации текущих стратегий и операций. Кроме того, разрабатываемые приложения являются основой успеха таких фирм в бу- дущем. Им уделяется значительное внимание, в банках, страховых компа- ниях и основных каналах розничной торговли. Эти фирмы требуют посто- янного планирования информационных систем, и организации отношений между управлением ИС и управлением внешнего эшелона.
Стратегические информационные системы обеспечивают, в первую очередь процесс реструктуризации бизнеса, инновации. Это инвестиции в информационные системы, которые критически важны для будущей биз- нес – стратегии.
Сдвигающая ИС (высоко потенциальная). Определенные группы фирм получают поддержку своей производственно-хозяйственной дея- тельности от использования ИТ, но полностью не зависят от них при дос-

23 тижении производственных целей. Разработка соответствующих прило- жений, безусловно, необходима, чтобы облегчить фирме достижение ее стратегических целей. Это, как правило, быстрорастущие фирмы обраба- тывающей промышленности. Информационные системы, используемые в производстве и учете, хотя и важны, но не играют жизненно важной роли для повышения эффективности. Тем не менее, быстрый рост числа про- дуктов, мест размещения производства, численности персонала и т.п., внутренних и внешних установок фирм оказывает сильное влияние на их операции, на управленческий контроль и процессы разработки новых продуктов. Новые приложения ИС были направлены на то, чтобы облег- чить выявление и внедрение новых продуктов, модернизировать и интег- рировать операции и перестроить управленческий контроль.
Сдвигающие информационные системы обеспечивают создание воз- можностей для изменений в бизнесе. Это инвестиции в информационные системы, которые могут быть важны для достижения успеха в будущем.
Поддерживающая ИС (обеспечивающая). Для некоторых фирм, несмотря на высокий уровень расходов на ИТ, стратегическое влияние ИС на производство и будущие стратегии низкое. Фирма могла бы продол- жать функционировать, хотя и «неровно», и в случае выхода ИС из строя.
Соответственно, ИТ имеют низкие организационные позиции, они не иг- рают большой роли в планировании бизнеса, особенно в верхних эшело- нах управления. До недавнего времени, такие фирмы проявляли мало ин- тереса к разработке и реализации ИТ - стратегии.
Поддерживающие информационные системы увеличивают эффек- тивность бизнеса, снижают затраты и оптимизируют структуру бизнес- процессов. Это инвестиции в информационные системы, которые важны для предприятия, но при этом не являются критичными для них.
Заводская ИС (ключевая операционная). Отдельные фирмы силь- но зависят от надежности поддержки производственной информационной системы, облегчающей выполнение работ. Системные простои вызывают крупные нарушения производства, что в свою очередь, может вызвать по- терю потребителей или существенный рост затрат.
Фирмы "заводской категории" используют ИТ подобно инвестици- онным банкам с тем, чтобы критические, зависящие от времени операции, функционировали гладко. Для фирм этой категории даже одночасовое прерывание услуги может иметь сильные негативные производственные, конкурентные и финансовые последствия. Но ИТ - приложения, хотя и важны для прибыли таких фирм, не являются основой их конкурентоспо- собности.
Заводские информационные системы обеспечивают функциониро- вание бизнеса. Это инвестиции в информационные системы, от которых зависит успех предприятия в текущий момент времени.