Файл: Экспериментальная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 373

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12. То, чем человек особенно интересуется, запоминается без труда. Наиболее отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.
13. Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные и часто встречающиеся.
14. Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным и неизменным.

12.Какого рода тесты были созданы Ф. Гальтоном и Дж. М. Кеттеллом?
Ответ: Этими учеными были открыты тесты на измерение ума и интеллекта.
13.С какой целью были созданы тесты Бине-Симона?
Ответ: Тесты были разработаны с целью измерения когнитивных дисфункций у клинически подозрительных людей. Первоначально они были нормированы для молодых взрослых, то есть для тех, кто в концептуальной схеме был бы классифицирован как находящиеся на стадии достижения, хотя нормы для людей среднего и старшего возраста в настоящее время доступны.
14.Как бихевиоризм повлиял на развитие экспериментальной психологии?
Ответ: Бихевиоризм – один из экспериментальных методов психологии. Его создателем считается американский ученый Джон Уотсон (1878–1958). Он открыто провозгласил необходимость замены традиционного предмета психологии, а именно душевных явлений (объявив их принципиально непознаваемыми при помощи естественнонаучных методов) на поведение, проявления которого можно зарегистрировать и оценить количественно. Таким образом бихевиоризм своими экспериментальными исследованиями внес огромный вклад в развитие экспериментальной психологии.
15.Какой метод исследования был предложен А. Ф. Лазурским, в чем его достоинства?
Ответ: Вершиной методических изысканий А. Ф. Лазурского является созданный им метод естественного эксперимента, благодаря которому устраняется искусственность лабораторного опыта и значительно возрастает ценность данных наблюдения, поскольку испытуемый не вырывается из привычной для него среды, но становится в то же время в строго запрограммированные и контролируемые условия.
16.Каким образом экспериментальная психология связана с другими областями психологических знаний?

Ответ: Экспериментальная психология начинает охватывать исследованиями не только общие законы протекания психических процессов, но и индивидуальные особенности чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциаций (Ф. Гальтон, Дж. Кеттелл)
Таким образом, в недрах экспериментальной психологии зарождается новое направление – дифференциальная психология, изучающая индивидуальные различия между людьми и их группами.
Кроме того, достижения экспериментальной психологии, как академической науки, решавшей фундаментальные задачи, позже получают и широкое практическое применение в различных сферах деятельности людей: от дошкольной психологии и педагогики до космонавтики.
Развитие теории и конкретных методик экспериментальной психологии тесно связано с прогрессом теоретических исследований на стыке биологических, технических и социальных наук (например, были созданы практическая психология образования, практическая социальная психология и другие науки.) С возникновением экспериментальной психологии каждая из отраслей общей психологии приобрела целый спектр или блок прикладного значения, прикладных исследований, т.е. для каждой из отраслей возникли специальные методики для того, что изучает данная отрасль психологии.
Задание № 5

  1. Заполните таблицу




В чём заключается

Когда применяется

Поисковое исследование

Это проект исследований, в котором основное внимание уделяется генерации идей и сбору информации, помогающей понять проблему. 

Поисковое исследование проводят в том случае, когда проблема не ясна и не структурирована.

Критическое исследование

Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для проведения экспериментов

Критические исследования проводятся в целях опровержения существующих теорий, моделей, законов или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность.

Уточняющее исследование

Уточняющие исследования направлены на установление области применения теорий или эмпирических закономерностей.

Уточняющее исследование в психологии проводится с целью определения
границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности

Воспроизводящее исследование

Воспроизводящее исследование основывается на точном повторении исследования предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов.

Результаты любого исследования должны повториться в ходе аналогичного эксперимента, проведенного другим научным работником, обладающим соответствующей компетенцией. Поэтому после открытия нового эффекта, закономерности, создания новой методики и т.п. возникает лавина воспроизводящих исследований, призванных проверить результаты первооткрывателей. Воспроизводящее исследование — основа всей науки.





  1. Заполните таблицу




Ошибки экспериментатора

Способы их контроля

Поисковое исследование

Занижение очень высоких результатов. Причиной считается стремление иссле­дователя подсознательно «привязать» данные испытуемого к собственным до­стижениям. Возможно и завышение низких оценок. В любом случае шкала де­формируется и сжимается, так как крайние результаты сближаются со средними.

Автоматизация исследования. Влияние экспериментатора сохраняется при вер­бовке и первичной беседе с испытуемым, между отдельными сериями и на «вы­ходе».

Критическое исследование

Избегание крайних оценок (как низких, так и высоких). Эффект тот же — груп­пировка данных выше среднего.

Участие экспериментаторов  не знающих целей исследования (уже обсуждав­шийся ранее «двойной слепой опыт»). Экспериментаторы будут строить предпо­ложения о намерениях первого исследователя. Влияние этих предположений необходимо контролировать.

Уточняющее исследование

Завышение значимости одного свойства испытуемого или одного задания из се­рии. Через призму этой установки производится оценка личности и заданий

Участие нескольких экспериментаторов и использование плана, позволяющего элиминировать фактор влияния экспериментатора. Остается проблема критерия отбора экспериментаторов и предельного числа контрольных групп. Влияние экспериментатора полностью не устранимо, так как это противоречит сути психологического эксперимента, но может быть в той или иной мере учтено и проконтролировано.


Практическое занятие № 2

Задание № 1.

Эссе «Этика психологического исследования»


Этика - это система принципов, обеспечивающих моральное поведение. Существуют этические обязательства в отношении различных областей психологических исследований. Приняв решение о проведении исследований, психологи должны осуществлять свои замыслы с уважением к людям, принимающим в них участие, и с заботой об их достоинстве и благополучии.

На каждом исследователе всегда лежит ответственность за установление и поддержание приемлемой этики исследования. Исследователь также несет ответственность за этичное обращение коллег, ассистентов, студентов и всех других служащих с испытуемыми.


Этика требует, чтобы исследователь информировал испытуемых обо всех сторонах эксперимента, которые могут повлиять на их желание принимать в нем участие, а также отвечал на все вопросы о других подробностях исследования. Невозможность ознакомления с полной картиной эксперимента дополнительно усиливает ответственность исследователя за благополучие и достоинство испытуемых.

Честность и открытость - важные черты отношений между исследователем и испытуемым. Если утаивание и обман необходимы по методологии исследования, то исследователь должен объяснить испытуемому причины таких действий для восстановления их взаимоотношений.

Этика изыскания требует, чтобы исследователь относился с уважением к праву клиента сократить или прервать свое участие в процессе исследований в любое время. Обязательство по защите этого права требует особой бдительности, когда исследователь находится в позиции, доминирующей над участником. Решение по ограничению этого права увеличивает ответственность исследователя за достоинство и благополучие участника.

Этически приемлемое исследование начинается с установления четкого и справедливого соглашения между исследователем и участником эксперимента, разъясняющего ответственность сторон. Исследователь обязан строго следить за исполнением всех обещаний и договоренностей, включенных в это соглашение.

Этика работы требует, чтобы после сбора данных исследователь обеспечил участникам полное разъяснение сути эксперимента и устранил любые возникающие недоразумения. Если научные или человеческие ценности оправдывают задержку или утаивание информации, то исследователь несет особую ответственность за то, чтобы для его клиентов не было тяжелых последствий.
Задание № 2.




Авторы, название статьи

Выходные данные (название журнала, год выпуска, номер страницы)


Содержание исследования

Практическая значимость исследования

Наиболее интересные факты и выводы

1

Веракса Н.Е.
Айрапетян З.В.
Бухаленкова Д.А.
Гаврилова М.Н
Тарасова К.С.

Журнал «Экспериментальная психология»
Получена: 14.09.2020
Принята в печать: 01.03.2022
стр. 122-138

Настоящая работа посвящена изучению связи между пониманием смешанных эмоций детьми дошкольного возраста и показателями их когнитивного развития, а также полом и возрастом. Понимание смешанных эмоций — это способность распознавать и интерпретировать эмоции, состоящие одновременно из двух эмоций с разной валентностью.

Цель исследования заключалась в изучении взаимосвязи понимания ребенком смешанных эмоций с показателями когнитивного развития, а также в выявлении половых и возрастных различий. Результаты исследования подтверждают гипотезу о связи понимания смешанных эмоций с развитием диалектического мышления. Обнаруживается наиболее тесная взимосвязь понимания смешанных эмоций с мыслительным действием превращения.

Полученные результаты указывают на своеобразие связи уровня понимания смешанных эмоций и уровня развития диалектического и формального мышления в старшем дошкольном возрасте. Для формирования понимания противоречивого характера той или иной эмоциональной ситуации ребенку необходимо не только осуществить противопоставление эмоций героя, но и представить данную ситуацию в ее развитии. Показано, что чем лучше у ребенка развита способность к преобразованию, тем выше показатель уровня развития понимания смешанных эмоций.

2

Барабанщиков В.А.
Смольный Я.Н.
Жегалло А.В.
Маринова М.М.

Журнал «Экспериментальная психология», Получена: 17.10.2021
Принята в печать: 01.12.2021, стр. 23-42

Изучалась роль эмоциональных выражений лица натурщика в восприятии его личностных черт. Сравнивались оценки, даваемые наблюдателями по шкалам «Личностного дифференциала» для изображений спокойного лица и лица того же натурщика, демонстрирующего шесть базовых эмоций.

Идея эксперимента состоит в том, чтобы сопоставить особенности восприятия черт личности одних и тех же людей при экспозиции наблюдателям их изображений в спокойном и аффективном состояниях. В качестве независимых переменных используются различные морфотипы лица натурщиков, экспрессии базовых эмоций и перечень организованной совокупности личностных черт. Зависимые переменные — различия визуальных оценок индивидуальнопсихологических особенностей натурщиков в спокойном и аффективном состояниях.

Из 882 общих экспозиций эмоциональных выражений лица зарегистрировано 153 статистически значимых изменений оценок личности семи натурщиков (17,3%). Величина изменений в большинстве случаев (71%) соответствует одному делению оценочной шкалы по отношению к исходному уровню, в 27% — двум единицам, в 2% — трем.
Эти изменения немного численно, преимущественно слабы и ассиметричны по отношению к нейтральному состоянию лица. Влияние независимых переменных на оценку личности натурщика — его индивидуально-психологических качеств или черт, модальности выражаемой эмоции и морфотипа лица — широко варьируют, демонстрируя высокую избирательность и многозначность межличностного восприятия.




Задание № 3.

По способу организации

По характеру влияния

По цели исследования

Соответствие реальности

лабораторный эксперимент - проводится в лабораторных условиях;

констатирующий эксперимент

пилотажный эксперимент - пробный эксперимент, первый в серии

эксперимент полного соответствия - экспериментальное исследование, в котором все условия и их изменения отвечают реальности.

естественный эксперимент - проводится в естественных условиях, обычных для участников, которые не проинформированы о влияниях

 эксперимент, цель которого сформировать определенные явления.

подтверждающий эксперимент-эксперимент, направленный на установление вида функциональной количественной связи между явлениями

реальный эксперимент - эксперимент, в котором изменяется целый ряд условий в силу реальности (естественности) проведения

полевой эксперимент - эксперимент по схеме естественного, оснащение может использоваться, участники проинформированы об эксперименте

формирующий эксперимент

пилотажный эксперимент - пробный эксперимент, первый в серии

 идеальный эксперимент - эксперимент организован таким образом, что изменяется лишь одно условие, все остальные - контролируются