Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
И заключительным принцип организационного характера является сочетание стимулирования и ограничений. Этот принцип подразумевает использование с одной стороны правомочий, дозволения, охраняемых законом интересов, льготы и иные виды поощрения, а с другой стороны ограничения, запреты, приостановления, наказания и другие виды юридической ответственности с целью обеспечения действия права и достижения целей правового регулирования.
2) Межотраслевые принципы. Как видно из названия их действия распространяются на две или несколько отраслей права. В качестве примеров межотраслевого принципа можно привести принципы гласности и состязательности в гражданско-процессуальном или уголовно-процессуальном праве; принцип неотвратимости юридической ответственности за совершение правонарушения, используемый практически для всех отраслей права; принцип - закон обратной силы не имеет, получивший сове распространение на уголовное, административное, гражданское и другие отрасли права.
3) Отраслевые принципы. Данный вид принципов в отличие от предыдущего вида принципов действует в пределах одной отрасли. Примерами отраслевых принципов являются принципы равенства сторон и свободы договора, характерные для гражданского права; принцип субординации ил другими словами соподчиненности, имеющий отношение к административному праву; принцип презумпции невиновности, относящийся только к уголовному праву.
Отраслевые и межотраслевые принципы тесно взаимосвязаны с общими нравственными и организационными принципами права, так как обогащают и конкретизируют их содержание. Значение отраслевых и межотраслевых принципов выражается в том, что они оказывают существенное влияние на действующее право в целом, имеют принципиальное значение для определения и обеспечения его демократического характера и дальнейшего развития.
В заключении хотелось бы отметить, что принципы права не являются по своему характеру произвольной категории юридических наук, а обусловлены экономическим, социальным и политическим строем общества, существующим в государстве, социально-классовым устройством государства, характером господствующего в стране политического и государственного режимов, основными принципами построения и функционирования политической системы общества. Также надо отметить, что в демократическом правовом государстве правовые принципы формируются учеными на основе имеющейся практики и научной мысли, а также с учетом закономерностей развития общества. Следовательно, никакие научные идеи, не получившие закрепления в законе, не могут считаться правовыми принципами, а значит они не могут регулировать правовые действия и правовые отношения.
Также надо отметить, что для того чтобы принципы в нашем законодательстве были «работающими», для этого текст любого нормативно-правового акта подлежит наиболее полному раскрытию. Важным моментом является также, то чтобы с принципами были согласованы и связаны все предписания, содержащиеся в законодательном акте.
Учитывая значение правовых принципов, можно сказать, что качество законов и эффективность правового регулирования во многом зависят от того, как в них сформулированы и раскрыты такие принципы.
2.ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА
2.1 Принцип законности
Принцип законности заложен в статье 3 Уголовного кодекса Российской Федерации. В соответствии с данной нормой преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только Уголовным кодексом Российской Федерации, а применение уголовного закона по аналогии не допускается[5].
Данное положение берет свое начало в Конституции Российской Федерации: в соответствии со статьей 15 Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы, в том числе и в области уголовного законодательства, а также иные нормативные акты не должны противоречить ей[6]. Данное положение имеет важное значение в уголовной практике, так как прямо предписывает руководствоваться закрепленными в Конституции Российской Федерации положениями в случаях, когда уголовное законодательство содержит те или иные пробелы, противоречия.
Так в этой статье закрепляется, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Немаловажное значение имеет и часть 2 статьи 54 Основного документа страны: никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением[7].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия, определяются Уголовным кодексом Российской Федерации. То есть никто не может быть привлечен к уголовной ответственности за деяние, преступность которого обоснованно не регламентирована действующим Уголовным кодексом, и, естественно, никто не может быть наказан в уголовно-правовых рамках за такое деяние.
Следовательно, основными признаками указанного принципа являются:
- единство законности на всей территории Российской Федерации;
- обязанность соблюдения и исполнения всеми уголовного закона;
- контроль компетентных органов за должным соблюдением и исполнением указанной обязанности.
Что же касается не применения уголовного закона по аналогии, то здесь необходимо в первую очередь определиться с понятием «Аналогия закона».
Данный термин заложен в пункте 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации. Аналогия закона – это когда к отношениям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения. Такая ситуация предусмотрена на случай, когда отношения прямо не урегулированы гражданским законодательством или соглашением сторон, а также отсутствует применимый к ним обычай делового оборота.
Однако в силу специфики отрасли уголовного права и понятия «Аналогия закона» данная ситуация в уголовной практике не применяется.
2.2. Принцип равенства граждан перед законом
В соответствии со статьей 4 Уголовного кодекса Российской Федерации принцип равенства граждан перед законом заключается в том, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств[8].
Данный принцип, также как и принцип законности, берет свое начало в Конституции Российской Федерации: «Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав гражданина по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.»[9].
Также кроме Конституции Российской Федерации данный принцип нашел свое отражение и в международных правовых актах. Так, например, в соответствии со статьей 7 Устава Международного Военного Трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси от 8 августа 1945 года должностное положение подсудимых, их положение в качестве глав государства или ответственных чиновников различных правительственных ведомств не должно рассматриваться как основание к освобождению от ответственности или смягчению наказания. Также в соответствии с частью 1 пункта 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года все лица равны перед судами и трибуналами.
Сам принцип как понятие означает, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и в том числе подлежат уголовной ответственности независимо от должностного положения. Однако глава 52 Уголовно – процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает особенное производство по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц: члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления; судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции или суда федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия; Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ; Уполномоченного по правам человека в РФ; Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ; прокурора; следователя; адвоката; члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса.
Несмотря на все запросы в Конституционный Суд Российской Федерации о не соответствии данного положения Конституции Российской Федерации позиция суда к тому, что перечисленные лица занимаются государственными делами и нормы, содержащиеся в главе 52 Уголовно – процессуального кодекса защищают данную категорию лиц от произвола.
2.3. Принцип вины
Данный принцип означает, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия или бездействие, а также за наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается[10].
Надо отметить, что вина является обязательным признаком субъективной стороны преступления, так как без вины нет и состава преступления, а следовательно, не может быть и уголовной ответственности. Вина - это внутреннее психическое отношение лица к содеянному, которое в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации может быть выражено в форме умысла или неосторожности. Следовательно, принцип вины предполагает только личную ответственность и к уголовной ответственности может быть привлечено только то лицо, которое совершило преступление.
Данный принцип также не стал исключением и нашел свое отражение в Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьей 49 каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. В свою очередь обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность и неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого[11].
2.4. Принцип справедливости
Принцип справедливости закреплен в статье 6 Уголовного кодекса Российской Федерации. Данное основополагающее начало означает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Однако никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление[12].
Исходя из этого принципа, наказание или меры уголовно-правового характера должны соответствовать:
1) характеру и степени общественной опасности преступления;
2) обстоятельствам его совершения;
3) личности виновного[13].
Справедливость в уголовном праве выражается в справедливом формировании круга преступных деяний, и в определении в законе справедливой санкции за деяние, которое им запрещается[14]. Другими словами, принцип справедливости охватывает как сферу правоприменения, так и сферу правотворчества. Применительно к сфере правотворчества данное положение должно выражаться в том, что санкции за преступления большей общественной опасности должны быть суровее санкций за менее опасные преступления.
Немаловажным в принципе справедливости является цель справедливости наказания, которая достигается с учетом тяжести совершенного преступления, отягчающих и смягчающих обстоятельств и личности виновного.
Также принцип справедливости проявляется в том, что за неоконченное преступление назначается менее суровое наказание, чем за оконченное преступление. Справедливость заключается и в законодательном закреплении положения о назначении при наличии исключительных обстоятельств более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление законом.
Принцип справедливости проявляет себя в признании преступлениями со смягчающими обстоятельствами тех преступных деяний, которые совершены при превышении пределов необходимой обороны или превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, либо в состоянии аффекта, обусловленного неправомерными или аморальными действиями потерпевшего.