ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Формирование межличностных отношений в классе».
Исследование межличностных отношений важно на разных этапах развития личности. Не маловажным и существенным является изучение межличностных отношений в классном коллективе. Проблема изучения межличностных отношений в коллективе становится весьма актуальной.
Цель: рассмотреть понятие «межличностные отношения», их особенности, понятие «личность». Особенности межличностных отношений в классах.
Правила педагогического совета
Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, которые складываются со сверстниками. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытие потенциала каждого ребенка, а различные отношения создают разные группы. Это могут быть сплоченные группы или несплоченные. Сплочение групп тоже происходит на разной основе. Поэтому могут быть группы социальной и антисоциальной направленности. Любая группа имеет доминирующий фактор сплочения (общие интересы группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм, и т.д.). В зависимости от каждого фактора группа имеет свою траекторию развития и то качество, которое отличает ее от другой группы. Но всем нам понятно, что группа не может сложиться, как коллектив, в первый же момент своего существования. Это длительный процесс.
Межличностные отношения – это эмоционально окрашенная связь между людьми. Такие отношения не возникнут в толпе, между случайно собравшимися людьми. В таких ситуациях люди близко не знакомятся, не раскрывают себя как личности.
Взаимопонимание в межличностных отношениях.
Межличностные отношения в группах по мере их развития изменяются. Замечена такая закономерность: чем ближе группа по уровню своего развития находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон в личности и торможения того, что в ней есть худшего.
Межличностные отношения в школе обычно рассматриваются в виде “треугольника”: учителя – ученики – родители.
Ничего не содействует так хорошим межличностным отношениям как хорошо организованная совместная деятельность.
Проблемы, возникающие в сфере межличностных отношений учащихся, зачастую обусловлены такими обстоятельствами как:
- возраст (типичные проблемы во взаимоотношениях мальчиков и девочек в возрасте 11-13 лет);
- притеснение одними детьми других;
- успешность и не успешность детей;
- в старших классах активизируются на фоне юношеских любви и дружбы возникают межличностные проблемы.
Это обстоятельство чрезвычайно важно учитывать классному руководителю.
Существует социально-психологическая структура группы в целом:
Первый вариант представляет собой случай отсутствия структуры совсем. Т.е. групповой уровень отношений практически не сформирован. В лучшем случае ребята разбиваются на пары, ощущение класса как чего-то целостного отсутствует и у самих школьников, и у преподавателей, работающих с ними.
Второй вариант — складывающаяся структура. В классе существует группировка, в которую входит небольшое число ребят, а остальные одноклассники существуют сами по себе. Наиболее неблагоприятный случай, если данная группировка противопоставляет себя всему остальному классу.
Третий тип возможной структуры школьного класса — наличие в классе двух или более конкурирующих группировок ребят. Такая ситуация в классе является результатом определенного развития отношений, изменение которых весьма проблематично.
Важное значение имеет в межличностных отношениях самооценка каждого конкретного ребенка.
Межличностные отношения детей на протяжении всего периода их пребывания в школе развиваются и совершенствуются.
С возрастом межличностные отношения дифференцируются. С одной стороны, быстро расширяется круг общения, растет число и удельный вес внеклассных и внешкольных друзей, с другой – происходит заметная дифференциация межличностных отношений в самом классном коллективе.
Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.
Довольно часто неуспевающий ребенок подвергается насмешкам. Часто имеет место и обратная ситуация — ребенок, отличающийся от других своим умом и прочими достоинствами, тоже может адаптироваться к группе, просто потому, что он не такой как все.
Для изучения межличностных отношений не редко применяется такая общеизвестная методика как социометрия (метод выбора). Например: Это один или несколько вопросов, в которых ребенка прямо спрашивают — с кем из одноклассников он хотел бы выполнять какую-либо работу, заниматься каким-то делом, иметь какие-то отношения. Нам представляется, что есть более простые и не менее точные средства. Если понаблюдать за ребятами, все отношения будут как на ладони. Наиболее важными показателями могут быть, кто с кем сидит в столовой, кто с кем пытается сидеть в общем кругу. Но бывает так, что не все видно, когда не видно и не понятно, можно просто спросить.
Компоненты межличностных отношений:
1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:
а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;
б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;
2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:
а) симпатии или антипатии;
б) удовлетворенность собой.
в) эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);
3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.
Важное условие межличностных отношений – понять другого человека.
Правильно оценить отношения между учениками в классе, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более популярен среди одноклассников, а кого они избегают — вот далеко не весь перечень проблем, с которыми сталкивается учитель, работающий с классом. Такое пристальное внимание к проблемам отношений между ребятами в классе можно объяснить целым рядом причин.
Во-первых, коллектив школьного класса выступает важным «условием» развития личности каждого из ребят. Именно отношения с другими людьми не только помогают человеку понять самого себя, осознать причины своих поступков, разобраться в своих чувствах, но и, что еще важнее, отношения с другими формируют личность, во многом определяют ее особенности.
Второй важный момент, который объясняет наше обращение к этим проблемам, связан с тем, что в практике каждого учителя существуют ситуации, когда он имеет дело не с одним отдельным учеником, а с классом как единым целым. А в этом случае перед педагогом встает задача взглянуть на класс как на социально-психологическую общность, что требует от него некоторой ориентировки в психологических особенностях класса как малой группы. Одной из таких важнейших особенностей является специфика межличностных отношений в классе.
По методике А.А.Рукавишникова:
У человека существуют три межличностные потребности: потребность включения - потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, на основе которых возникают взаимодействие и сотрудничество; потребность контроля - эта потребность определяется как потребность создавать и сохранять удовлетворительные отношения с людьми, опираясь на контроль и силу; потребность в аффекте - потребность создавать и удерживать удовлетворительные отношения с остальными людьми, опираясь на любовь и эмоциональные отношения.
Занимаясь проблемой межличностных отношений, И.С Кон утверждал, что на любом уровне межличностных отношений невозможно обойтись без учета свойств самосознания и внутреннего мира.
ВЫВОД: Сегодня на педсовете мы еще раз доказали, что формирование межличностных отношений – одна из основных проблем школы, школьного и классного коллективов. Но просто так, на пустом месте, не находя понимания между личностями - коллектива из группы ребят не получится. Для этого необходимо немногое:
-
открытость деятельности классного руководителя (планируем вместе, анализируем вместе, радуемся вместе), -
обратная связь после каждого проведенного дела (беседа, анализ, неформальное отношение), -
сотворчество (сотрудничество в творчестве), -
успешность (использовать инструмент оценки), -
свобода выбора, -
целевая направленность (конкретный результат дела), -
привлекательная деятельность.
Межличностное общение не только необходимый компонент деятельности, осуществление которой предполагает взаимодействие людей, но одновременно обязательное условие нормального функционирования общности людей.
Межличностные отношения развиваются на протяжении всего периода детства; на каждом этапе развития они обладают рядом характерных свойств, присущих определенному возрасту.