ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 7
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вариант 1
Ответ на задание:
Таблица 1 – Характеристика банковской системы РФ за 2015 – 2019 годы
Показатели | на 1 янв. 2015 года | на 1 янв. 2016 года | на 1 янв. 2017 года | на 1 янв. 2018 года | на 1 янв. 2019 года |
Количество действующих кредитных организаций, в том числе: | 834 | 733 | 623 | 561 | 484 |
- коммерческих банков | 783 | 681 | 575 | 517 | 440 |
- банков с участием иностранного капитала | 225 | 199 | - | - | - |
Объём выданных банками кредитов, в млрд. руб. в % к ВВП | 34888,5 44,1 | 35176,5 42,2 | 37800,2 43,9 | 42928,7 46,6 | 48436,7 44,4 |
Объём совокупного банковского капитала, в млрд. руб. в % к ВВП | 77653,0 98,0 | 82999,7 99,5 | 80063,3 92,9 | 85191,8 92,6 | 94083,7 92,6 |
Объём собственного капитала банков, в млрд. руб. в % к ВВП | 7928,4 10,0 | 9008,6 10,8 | 9387,1 10,9 | 9397,3 10,2 | 10269,3 10,2 |
Темпы прироста за год, % - кредитов - депозитов - совокупного капитала - собственных средств | 16,9 9,4 35,2 12,2 | 0,8 25,2 6,9 13,6 | 7,5 4,2 -3,5 4,2 | 13,6 7,4 6,4 0,1 | 12,8 7,4 10,4 9,3 |
Количество действующих кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, на начало 2019 составило 484, в 2018 году их количество сократилось на 77 единицы, или на 13,7% (рис. 1), в том числе за счет:
– отзыва лицензии у 62 кредитной организации;
– аннулирования лицензии трех кредитных организаций в связи с принятием их акционерами (участниками) решения о добровольной ликвидации;
– прекращения деятельности в результате реорганизации в форме присоединения девяти кредитных организаций;
– выдачи одной вновь созданной небанковской кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте для расчетных небанковских кредитных организаций.
За 2017 год банков сократилось на 62 единиц, а в 2016 году – на 110 единицу. Сокращение банков в 2018 году значительно замедлилось.
Рисунок 1 – Динамика количества действующих кредитных организаций
за 2015 – 2019 гг.
Дадим определения основным терминам:
Кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 №395-1. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.1
Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Банковский кластер – это координация банковских учреждений в границах определенной территории, способствующих экономическому росту региона на основании перераспределения сбережений в инвестиции с минимальными транзакционными издержками.
Современный банковский кластер подразумевает наличие разнообразных услуг своим клиентам: от традиционных расчетно-кассовых операций, характеризующих основу банковского дела, вплоть до новых конфигураций денежно-кредитных и финансовых инструментов, применяемые банковскими структурами.
Несмотря на то, что для банков всегда было предусмотрено довольно много разновидностей лицензий на осуществление банковских операций в зависимости от разрешенного набора этих операций, банки не подразделялись на конкретные виды и были подчинены единым требованиям по ФОРу, по нормативам, по возможностям вложений в ценные бумаги… Но теперь законодатель предусмотрел разделение банков на «банки с универсальной лицензией» и «банки с базовой лицензией», что подразумевает разные риски и, соответственно, дифференцированный подход в части обязательных для исполнения требований. Названия групп банков с привязкой к слову «лицензия», возможно, не самое удачное, поскольку банковских лицензий, как и раньше, предусмотрено много: пять разновидностей для универсальных банков и ещё пять – для «неуниверсальных». Иными словами, лицензий не две, как может показаться простым обывателям, а целый десяток.
Капитал банка с универсальной лицензией в общем случае должен быть не менее 1 млрд рублей, а банка с базовой лицензией – не менее 300 млн рублей. В зависимости от значения капитала и собственного видения путей развития банки будут принимать решение о том, к какой категории примкнуть.
Создание системы обязательного страхования банковских вкладов населения (ССВ) является специальной государственной программой, реализуемой в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»2.
Ее основная задача – защита сбережений населения, размещаемых во вкладах и на счетах в российских банках на территории РФ. В настоящее время под защитой ССВ находятся вкладчики 731 (данные на 23 сентября 2019 г.) банков - участников системы страхования вкладов, в том числе: действующих банков, имеющих лицензию на работу с физическими лицами — 376 ; действующих кредитных организаций, ранее принимавших вклады, но утративших право на привлечение денежных средств физических лиц —6; банков, находящихся в процессе ликвидации — 349.
Банковский надзор можно определить как наблюдение и проверку исполнения кредитными организациями требований законодательства.
Предметом банковского надзора является банковская деятельность, соблюдение кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства в широком значении этого термина. Особое внимание Банка России как органа банковского надзора направлено на соблюдение кредитными организациями пруденциальных норм деятельности, к которым относятся предельные величины рисков, нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность и покрытие возможных потерь, а также требования, невыполнении которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций. В основе банковского надзора лежат данные, полученные в процессе банковского учета, в том числе бухгалтерского, и отчетности.
Формами банковского надзора являются наблюдение (документарный надзор) и проверка.
Основной целью проведения Банком России проверок кредитных организаций (их филиалов) является оценка на месте общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений ее деятельности, в том числе: оценка соблюдения законодательства РФ и нормативных актов Банка России, оценка достоверности учета (отчетности) кредитной организации (ее филиала), определение размера рисков, активов, пассивов, оценка качества активов кредитной организации (ее филиала), величины и достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации, оценка систем управления рисками и организации внутреннего контроля кредитной организации (ее филиала), финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации, а также выявление действий, угрожающих интересам ее кредиторов и вкладчиков.
Проверки кредитных организаций (их филиалов), проводимые Банком России, не выполняют задач проверок, проводимых аудиторскими организациями, и документальных ревизий, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ для сбора доказательств по уголовным и другим делам.
Транспарентность банка – раскрытие банком всем заинтересованным лицам (кредиторам, инвесторам, общественности) целей деятельности, правовых, институциональных и экономических основ, принципиальных решений и их обоснования, данных и информации, прямо или косвенно связанных с деятельностью банка, а также условий подотчетности в полном объеме, в доступной форме и на своевременной основе.
Выделяют четыре характеристики транспарентности:
-
доступность (открытость) информации – банк должен в открытом доступе или на первый запрос предоставлять информацию о своей деятельности; -
полнота охвата информации – необходимо предоставлять достаточный объем информации, чтобы объяснить, как прошлую, так и будущую политику банка; -
своевременность информации – информация должна предоставляться с минимальным запаздыванием во времени; -
целостность информации – инструменты и каналы информационной политики должны быть совместимы и скоординированы друг с другом.
Необходимость обеспечения транспарентности обусловлена экономической нестабильностью рыночного механизма. Основными причинами, которые обусловливают необходимость обеспечения транспарентности, являются:
-
экономическая и политическая нестабильность; -
изучение участниками рынка условий внешней среды; -
иррациональные ожидания большинства участников рынка; -
асимметричность информации между обществом и регулятором.
Транспарентность позволяет центральному банку управлять рыночными ожиданиями. Это возможно, если денежная власть имеет доверие рынка, а общество – четкое представление о целях центрального банка и способах их достижения. Уровень транспарентности центрального банка оценивают с помощью специального бального индекса. Он состоит из элементов, характеризующих каждый вид транспарентности. Центральный банк может набрать от 0 (полная закрытость) до 15 баллов (максимальная прозрачность).
1 Федеральный закон от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 26.07.2019)
2 Федеральный закон от 23.12.2003 №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (в ред. от 01.07.2018)