Файл: Немецкая классическая философия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Органическая физика» содержит три последовательно восходящих один к другому подраздела: геологическая природа, растительная природа и животный организм. Здесь соответственно рассматривается история и жизнь Земли как планеты, специфика формообразовательного процесса у растений и животных, функции организма, соотношение рода и вида.

Г. Гегель высказал немало рациональных философско – методологических и научных идей (необходимость единства философского и частнонаучного изуче­ния природы; понимание того, что природа есть целостный, взаимосвязанный прогресс).

Социально-философская концепция Г. Гегеля заслуживает самого присталь­ного внимания. Многие выводы сегодня звучат актуально. В «Философии исто­рии» Г. Гегель высказал ряд ценных догадок, связанных с пониманием историче­ской закономерности, роли великих людей в истории. Историю человечества   Г. Гегель понимал не как цепь случайных событий. Она для него носила закономер­ный характер, в котором обнаруживается мировой разум. Великие люди играют роль в истории постольку «поскольку они являются воплощением духа своего времени». Смысл же всей мировой истории есть, по  Г. Гегелю, прогресс в сознании природы – прогресс, который мы должны познать в его необходимости.

Г. Гегель различает гражданское общество, как сферу реализации частных це­лей и интересов отдельной личности и политическое государство. Гражданское общество и государство, согласно гегелевской концепции, соотносятся как рассудок и разум. Гражданское общество – это «внешнее государство», подлинное же государ­ство – разумно, оно есть основание гражданского общества. Формирование гражданского общества Г. Гегель связывает с развитием буржуазного, строя при этом философ говорит о диалектическом характере взаимосвязи социально – экономической и политической сфер гражданского общества.

5. Антропологический материализм Л. Фейербаха

Материалистические традиции в немецкой классической философии развивал  Людвиг Фейербах.

В теории антропологического материализма Л. Фейербах обосновывает следующие выводы:

·   единственно существующими реальностями является природа и чело­век;

·   человек является частью природы;

·   человек есть единство материального и духовного;

·   человек должен стать главным интересом философии. Не мышление, не природа, а именно человек – центр всей методологии;


·   идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

·   Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения человека;

·   природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем  не уничтожаема;

·   все, что нас окружает (предметы, явления) есть  различные проявления мате­рии.

В атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха важными являются следующие основные положения:

·   Бога как самостоятельной реальности нет;

·   Бог – порождение сознания человека;

·   мысль о Боге – сверхсильном разумном существе унижает человека, притупляет его страх и аффекты;

·   Бог не является творцом, истинный творец – человек, а Бог – творение человека, его разума;

·   религия – глубоко разработанная фантастическая идеология и не имеет общего с реальностью;

·   корни религии – в чувстве бессилия человека перед высшим миром, его зависимости от него.

В теории познания Л. Фейербах вел острую борьбу против агностицизма И. Канта, заявляя, что границы познания постоянно расширяются, что человече­ский разум способен в своем развитии открыть глубочайшие тайны природы. Ис­ходный пункт познания – это ощущения, источником которых является матери­альный мир. Л. Фейербах пытается снять противоречия между эмпиризмом и рационализмом, старается показать единство чувственного и рационального моментов в познании, утверждая, что ощущения человека обязательно сопровож­даются мыслью. Однако Фейербах отстаивал материалистический сенсуализм, так как основой познания рассматривал только ощущения, а не практику.

С точки зрения методологии,  материализм Л. Фейербаха оценивается как ме­тафизический, хотя имеют место элементы диалектики. Интересные догадки можно найти у Л. Фейербаха об источнике развития – противоречии. Он считает, что противоположности относятся к одному и тому же роду сущности: добро – зло (нравственность), приятное – неприятное (ощущения), сладкое – кислое (вкус), мужчина – женщина (человек). Принцип развития позволил Л. Фейербаху объяснить возникновение человека и его сознания.

Таким образом, классическая немецкая философия сыграла выдающуюся роль в истории развития диалектического мышления, в

критическом отношении к метафизическому методу, который господствовал в философии XVII – XVIII вв.

Достижение немецких философов заключается в том, что именно они раз­работали диалектический метод. И. Кант попытался обосновать идеалистическую диалектику в своем учении об антиномиях чистого разума. Фихте вложил в идеалистическую диалектику понимание разума как движения от тезиса через ан­титезис к синтезу. Наиболее развернутый взгляд диалектика получает у Г. Гегеля, в его методе, который раскрывает диалектику вещей, развитие общества и при­роды. Вместе с материализмом Л. Фейербаха диалектика Г. Гегеля стала основой для дальнейшего развития философской мысли.

Литература

1. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. – СПб, Наука, 1994.

2. Канке В.А. Философия. – М., 1996.

3. Кант И. Критика чистого разума. // Мир философии. М., 1991.

4. Кохановский В.П. Философия. Ростов-на-Дону, 1995.

5. Магомедов А.А. История философии. Учебное пособие.  Ставрополь, 2000.

6. Несмелиев Е.Е. основы философии в вопросах и ответах. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1997.

7. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 1996.

8. Рефераты по истории философии для студентов вузов / под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. Ростов-на-Дону, 2002.

9. Спиркин А.Т. Философия. М., 2001.

10. Таранов П.С. 106 философов: жизнь, судьба, учение. Анатомия мудрости. Симферополь, 1995.

11. Фейербах Л. О «начале философии» // Мир философии. М., 1991.

12. Фихте И.Г. Первое введение в наукоучение // Мир философии. М., 1991.