Файл: Самостоятельная работа по теме 3 Цель занятия закрепление знаний об индивидуальных различиях, обусловленных полом, формирование у.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Психология (ДО, 1 часть)
Самостоятельная работа по теме 4.3
Цель занятия: закрепление знаний об индивидуальных различиях, обусловленных полом, формирование умения применять их.
Задание 1. Заполните сравнительную таблицу характеристики развития когнитивных процессов у мальчиков и девочек в период обучения в начальной школе и их учёта в процессе организации обучения.
Когнитивный процесс | Особенности развития когнитивного процесса у девочек | Особенности развития когнитивного процесса у мальчиков |
Ощущение | Большая сензитивность Повышенная чувствительность | Ниже сензитивность Сниженная чувствительность |
Восприятие | у женщин зрение рассеянное; более чувствительная кожа слух у женщины лучше, женщины способны различать звуки на более высоких тонах. Благодаря более развитому в этом плане слуху женщины могут улавливать смену настроения своего собеседника, мужчины же так не умеют цветовосприятие выше | у мужчин – сфокусированное менее чувствительная кожа Слух воспринимает в более низких тонах Цветовосприятие ниже |
Память | лучше развита эпизодическая память, в связи с чем они намного лучше запоминают мелкие подробности, в том числе детали разговора. По мнению ученых, это также один из самых чувствительных видов памяти, на которую значительно влияют недостаток сна, стресс и старение. Также у женщин лучше развиты память на лица и память сенсорная, позволяющая им хорошо ориентироваться в запахах. | в силу особенностей мозга хорошо запоминают четко структурированную, взаимоувязанную и логически непротиворечивую информацию |
Мышление | свойственны странность и четкость анализа, а также конкретность мышления доминирует количественный подход к изучению учебного материала. | склонны к абстрактному мышлению, к творчеству и самостоятельность; количественный подход к изучению учебного материала. Им свойственны странность и четкость анализа, а также конкретность мышления. Они склонны к алгоритму, шаблону и к исполнительности; им присущи интуиция и предусмотрительность более развиты математические способности. |
Воображение | Интуиция | Фантазия, воображение |
Речь | Речевое превосходство проявляется с 9 лет | интеллектуальное лидерство в тех видах человеческой деятельности, которые требуют в большей степени высокие вербальные навыки |
Внимание | Превосходство в произвольном внимании, преимущество женщин в избирательности, устойчивости и объёме внимания, ориентация девочек и женщин на быстроту | Шире распределяют свое внимание в незнакомой обстановке, держатся увереннее, лучше ориентируются. |
Задание 2. Разработайте рекомендации по учёту индивидуальных различий детей в педагогической деятельности.
Рекомендации по учету индивидуальных различий между детьми
-
Давать больше самостоятельности ребенку для раскрытия и «опробывания» своих способностей и умений; -
Взрослый = ребенок, т.е. отношение наравне, а не «над»; -
Четкость в оформлении требований к ребенку (кризисы). -
Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим. -
Не уличайте детей в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков. -
Старайтесь, давая задания мальчикам как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. -
С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо делать. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно. -
Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков. -
Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей, на то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях. -
Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. -
Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. “Леность” ребенка – сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним. -
Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка. -
Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно). -
Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей. -
Если вам надо отругать девочку, не спешите выказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка. -
Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать. -
Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого “эмоционального” полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого “рационально-логического” полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно. -
Мальчики отстают от девочек в развитии (к 7ми годам их психическое и физическое формирование примерно отстает на 1 год). Их детство длится дольше. Обычно мальчики гораздо медленнее осваивает грамоту, плохо пересказывают и небрежно пишут буквы. -
Педагогическая коррекция должна строиться на структуре ведущего дефекта с учетом вторичных отклонений в развитии, сохранных функций и возможностей мозга.
-
При проведении коррекционной работы необходимо максимально использовать резервные возможности нарушенных функций и пораженных анализаторов.