Файл: Цель занятия закрепление знаний о возрастных особенностях детей подросткового возраста, формирование умения применять их. Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Психология (ДО, 1 часть)
Самостоятельная работа по теме 3.2
Цель занятия: закрепление знаний о возрастных особенностях детей подросткового возраста, формирование умения применять их.
Задание 1. Заполните сравнительную таблицу «Основные линии развития в отроческом и подростковом возрасте».
Показатели | Особенности проявления в отрочестве | Особенности проявления в подростковом возрасте |
Коммуникабельность | сильно развитой общительности несмотря на то, что развита она у подростков по-разному. Психология общения строится на основе переплетения двух потребностей: обособления и аффилиации. | дети становятся чуткими к мнению сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают проблемы морально – этического характера, связанные, в частности, с интимными человеческими взаимоотношениями. |
Речевое развитие | Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни - сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения. | легко усваивает неправильное или нестандартные обороты речи, находит он их у родителей, сверстников, в телевидении. умеют оперировать гипотезами, решать интеллектуальные задачи, искать и находить нестандартные пути решения проблемы, анализировать не только абстрактные идеи, но и поступки окружающих людей, искать ошибки и логические противоречия в суждениях |
Грубая моторика | В период от 6—8 до 11 — 12 лет сила мышц возрастает на 30—60%. Причем темп прироста с возрастом силы отдельных крупных мышечных групп неравномерный. Особенно интенсивно с 10—11 лет развивается сила разгибателей туловища, затем разгибателей бедра и стопы, далее сгибателей плеча, туловища и предплечья и, наконец, сгибателей и разгибателей предплечья и голени | к периоду полового созревания потребность в двигательной активности резко снижается |
Тонкая моторика | Способны выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. | Способны выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной |
Социальные навыки | имитации чьего-либо поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, достигшего определенного успеха, причем в первую очередь обращается внимание на внешнюю сторону. | развитие социально адекватного поведения подростков, позволяют им продуктивно взаимодействовать с окружающими людьми и успешно справляться с возникающими проблемами в повседневной жизни |
Когнитивное развитие | формально- логическое, формально-операциональное мышление. Это абстрактное, теоретическое, гипотетико-дедуктивное мышление, не связанное с конкретными условиями внешней среды, существующими в данный момент. | характеризуется абстрактным мышлением и растущим использованием метапознания. Эти процессы оказывают влияние на границы и содержание памяти подростка, способы решения проблем, особенности мышления в социальном контексте и вынесение моральных суждений. |
Задание 2. Разработайте рекомендации для родителей по взаимодействию с подростком. При разработке рекомендаций учитывайте аспекты:
1) особенности поведения ребенка
2) особенности восприятия родителей ребенком
3) особенности взаимодействия с ребенком в диаде родитель-ребенок
4) задачи социального развития, которые должны обеспечить родители
5) задачи родителей на данном этапе развития ребенка
Подростковый возраст - один из самых сложных этапов жизни человека. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования в личности ребёнка.
С одной стороны, для поведения подростка характерны негативные проявления: резкая смена настроения, интересов; протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, именно в подростковым возрасте возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся отношения со сверстниками и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и к другим людям и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.
Наряду со стремлением к взрослости у подростков отчетливо обнаруживается ярко выраженная потребность в общении со сверстниками.
Физиологические особенности подростка:
-увеличение роста и веса тела, меняются пропорции тела;
-появляются вторичные половые признаки; у мальчиков происходит «ломка» голоса;
-плохая адаптация к собственному телу;
-возникают трудности функционирования внутренних органов. Подросток проявляет повышенную утомляемость, неравномерность работоспособности, нарушение засыпания, беспокойство.
В подростковом возрасте в организме ребенка происходит гормональная буря. Из-за этого у детей постоянно меняется настроение. Им сложно контролировать эмоции. Они начинают по-новому общаться с друзьями и взрослыми. Иногда родители просто не узнают своих детей. Отличники вдруг начинают прогуливать уроки, а скромники – хамить и не слушаться.
Наберитесь терпения. Сохраняйте спокойствие.
Изучите, как вести себя в сложных ситуациях.
И, самое главное, не теряйте контакта с вашим взрослеющим бунтарём.
Ведь Вы и сами когда-то были подростком...