Файл: 1 Туристские ресурсы как основа для организации туристской деятельности в регионе 8.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 226
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Туристские ресурсы как основа для организации туристской деятельности в регионе
1.1 Рекреация как способ организации туристской деятельности
1.2 Туристские ресурсы: понятие, виды, методы оценки
1.3 Туристская дестинация как регион притяжения туристов
2 Анализ использования природных рекреационных ресурсов Алтайского края
2.1 Характеристика природных рекреационных ресурсов Алтайского края
2.2 Анализ рынка предложений по использованию природных
рекреационных ресурсов Алтайского края
2.3 Анализ потребителей рекреационного туризма Алтайского края
2.4 Разработка рекреационного тура в Алтайском крае
Таблица 11 – Программа тура «Сокровища Алтая»
Утром 8 дня туристы прибывают в аэропорт Кневичи г. Владивостока.
Для расчета стоимости программы тура произведем его калькуляцию по затратам в таблице 12.
Таблица 12 – Калькуляция туристского продукта
Природные парки «Предгорье Алтая» и «Ая»
Анкета по выявлению спроса на природный рекреационный туризм в Алтайском крае
Таким образом рекреация – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности человека в свободное от работы время, а также перемещение, исключающие трудовую деятельность, в пространстве, главной целью которого является отдых. Рекреация является основополагающим элементом туризма в целом.
1.2 Туристские ресурсы: понятие, виды, методы оценки
Существует большое количество определений туризма, простейшие из которых рассматривают только какие-либо его грани. Туризм определяется как путешествие в свободное время, как один из видов активного отдыха и как наиболее эффективное средство удовлетворения рекреационных потребностей, так как он сочетает различные виды рекреационной деятельности – познание, восстановление производительных сил человека; составная часть здравоохранения, физической культуры; средство духовного, культурного и социального развития личности.
Под туристскими ресурсами понимают совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристского продукта. Туристские ресурсы определяют формирование туристского бизнеса в том или ином регионе.
Существуют девять основных видов туристских ресурсов (рисунок 3).
Архитектурные и археологические
Научные и
промышленные
Природно-климатические
Виды туристских ресурсов
Историко-культурные
Социально-
промышленные
Рисунок 3 – Основные виды туристских ресурсов
К природно-климатическим туристским ресурсам относятся климат, рельеф, пейзажи, гидрологические объекты, леса, парки, пляжные зоны, заповедные территории, памятники природы и т.п. Историко-культурные ресурсы включают в себя архитектурные сооружения, дворцовые ансамбли, крепости, музеи, скульптурные памятники, исторические некрополи, произведения искусства и прочее. К социально-экономическим или инфраструктурным ресурсам относятся отели, кафе и рестораны, экскурсионные бюро, кемпинги, санатории, развлекательные комплексы и так далее.
Итак, можно сказать, что туристские ресурсы условно делятся на естественные – природного происхождения, и искусственные – созданные в результате человеческой деятельности. Динамичное развитие туризма и рекреации нуждается в развитии и тех и других ресурсов, поскольку даже при очень высокой ценности природных ресурсов отсутствие современной инфраструктуры, средств связи, предприятий спорта и досуга негативно отразится на значимости территории как туристского центра [4].
Среди всех видов туризма важнейшую социально-экономическую роль приобрел туризм, ориентированный на рекреацию – на восстановление и развитие физических и духовных сил человека, его трудоспособности и здоровья.
Как отрасль хозяйства и род деятельности рекреация относится к той группе отраслей и родов деятельности, которые имеют ярко выраженную ресурсную ориентацию.
Составной частью рекреационного потенциала являются рекреационные ресурсы, под которыми понимаются компоненты природной среды, объекты хозяйственной деятельности, обладающие уникальностью, оригинальностью, эстетической привлекательностью, целебно- оздоровительной значимостью, которые могут быть использованы для организации различных видов и форм рекреационных занятий, в том числе и для спортивно-оздоровительного туризма.
Рекреационные ресурсы оказывают влияние на территориальную организацию рекреационной деятельности, на формирование рекреационных районов и центров, на их специализацию и экономическую эффективность. Но это влияние не прямое. Оно опосредуется социально-экономическими факторами и, прежде всего, объемом и структурой рекреационных потребностей [5].
Неотъемлемой частью туристских ресурсов являются методы. По основной сфере применения методы, применяемые в туристском ресурсоведении, делятся на философские (общенаучные), экономические (балансовый, нормативный, программно-целевой, социально-экономического моделирования, технико-экономические), социологические и психологические (опрос, анкетирование, тестирование), общегеографические (полевых исследований, картографический, районирование), информационные (ГИС-технологии), математические и экономико-математические методы, прогностические (метод Дельфи, эвристическое прогнозирование, метод мозговой атаки), графические и др. По своей сущности методы делятся на эмпирические (полевые, камеральные, лабораторные) и теоретические (метод аналогий, дедукция и индукция).
Самым основным методом туристского ресурсоведения является описательный метод, или просто описание. Под описанием в ресурсоведении понимается упорядоченная характеристика территории, а также теоретическое обобщение полученного материала, то есть систематизация, объяснение и построение теории. Описание составляет основу туристского ресурсоведения, так как все комплексные характеристики ресурсного потенциала туристских районов представляют не что иное, как результат описания.
Для обработки собранного материала в туризме чаще всего используют методы классификации типологии. Классификация и типология – два родственных понятия. В географии и ресурсоведении понятие «тип», как правило, отражает в себе генерализованные черты совокупности территориальных объектов. Границы между классификацией и типологией достаточно условны и часто зависят от исторических традиций. Э. Б. Алаев проводит различие между классификацией и типологией. Под классификацией он понимает группировку изучаемых объектов, исходя из количественных признаков. Под типологией понимается группировка объектов по качественным признакам. Часто встречается мнение, что типология отличается от классификации количеством признаков. Так, классификация проводится по одному конкретному признаку, а типология по их совокупности. Различают два подхода к типологическому изучению объектов. Первый осуществляется путем обобщения характерных свойств и признаков объектов и предметов, явлений данного множества. Второй подход основан на детальном изучении одного или нескольких объектов, которые затем выбираются в качестве эталонов по выделенным существенным свойствам.
К методам систематизации информации относят также таксономию и районирование. Таксономия определяется как особый вид систематизации, заключающийся в делении территории на сопоставимые, иерархически соподчиненные территориальные единицы (таксоны), которые связаны той или иной общностью свойств, признаков и благодаря этому могут быть отнесены к определенной таксономической категории.
Районирование есть универсальный метод упорядочения и систематизации территориальных систем, являющийся одним из основных в туристском ресурсоведении, так как оценка туристских ресурсов наиболее часто проводится применительно к отдельным туристским регионам. Существует множество способов районирования, основные из которых картографический, статистический, математический, комплексный.
Из методов эмпирических исследований в ресурсоведении чаще всего используется метод сравнения. Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять трем требованиям. Первое требование: сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность. Второе требование: для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам. Третье требование: сравнивать можно только одномасштабные объекты или регионы одного таксономического ранга.
Для исследования сложных развивающихся объектов применяется исторический (историко-географический) метод. Он используется только там, где так или иначе предметом исследования становится история объекта. Исторический метод позволяет исследовать возникновение, формирование и развитие процессов и событий в хронологической последовательности с целью выявить внутренние и внешние связи, закономерности и противоречия.
Чрезвычайно важным методом, позволяющим решать многие задачи туристской оценки территории, является картографический. В туристском ресурсоведении специалистам-практикам, учащимся и туристам часто приходится сталкиваться с картой как с важнейшим и порой единственным источником информации о туристских ресурсах исследуемого и оцениваемого региона. Карта представляет уменьшенное и обобщенное изображение территории – своеобразная модель реальной территории [6].
При посещении другой страны туристы воспринимают в целом культурные комплексы, составной частью которых является природа. Особенности культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура является одним из основных элементов туристского интереса.
К основным свойствам туристских ресурсов относятся: аттрактивность (привлекательность); доступность; степень изученности; значимость для показа (зрелищность); пейзажные характеристики ландшафта; социально-демографические характеристики; потенциальный запас; способы использования.
К специфическим свойствам туристских ресурсов относятся основные их составляющие, которые представлены в таблице 1 [7].